Модель результативно-личностного воспитания
2022
СЕГОДНЯ МЫ ОБСУДИМ:
Личностно-развивающую стратегию воспитания
Рабочую программу и календарный план воспитательной работы Использование государственной символики
в системе воспитательной работы школы
Событийную педагогику, краеведение и школьный туризм Проблему развития культурного разнообразия
и языкового наследия многонационального народа РФ
ВОСПИТАНИЕ
Одна из форм передачи опыта
от старшего поколения – младшему
ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА РФ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ:
Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал, готовой к мирному созиданию и защите Родины
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
- входит в структуру образовательной программы школы
- ИСРО РАО разработана «Примерная программа воспитания»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
направлена на сохранение ребенком психологического здоровья
и благополучия
способствует созданию условий для формирования
индивидуальной траектории
стимулирует формирование
личностной зрелости и гибкости
опирается на способности ребенка и его ресурсы
поддерживает гармоничные отношения ребенка с социумом
Структура личностного потенциала состоит из трех компонентов, связанных
с успешностью самоопределения
в пространстве возможностей
и выбора цели для последующей реализации
с сохранением себя как личности, своих целей и ценностей
с достижением своих достижений, реализацией задуманного
ХАРАКТЕРИСТИКИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ
У до в л е т в орение базовых потребностей
Физическое здоровье
Эмо ц иона льное благополучие
и душевная гармония
Б л и з кие в з аимо о т н о ш ен и я
Достижение поставленных целей
Саморазвитие
Усвоение учениками социально значимых знаний
Получение учениками жизненно важного опыта
Одна страна – одна цель воспитания во всех школах
Развитие у учеников социально значимых установок
ОДНА СТРАНА – ОДНА ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВО ВСЕХ ШКОЛАХ
Достижение единой цели реализуется через поставленные задачи, которые могут корректироваться ОО, исходя из ее специфики, особенностей обучающихся в ней детей, и решение которых обеспечивается соответствующими методами и инструментами
РЕЗУЛЬТАТЫ = ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Некоторые варианты формулировок задач,
которые могут быть использованы при проектировании школой собственной программы воспитания
Для младшего школьного возраста Для подросткового возраста
Формировать в коллективе атмосферу доверия и принятия, условия для формирования ответственности за свои поступки, переживания и свою жизнь
Формировать представления о морально- этических нормах и правилах поведения
Осваивать эффективные способы поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать коммуникативные навыки
Способствовать формированию навыков сотрудничества
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
«ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Планирование и моделирование
Инвариантный модуль направлен на решение одной задачи воспитания
целостного процесса
Вариативные модули определяются спецификой, запросами и ресурсами школы
Определение средств
достижения цели и решения задач
Клас сное р у к о в од с т в о
Школьные уроки
Ин в ариан т ные модули
К у рсы внеурочной дея т ель н о с т и
Работа
с родителями
Профориентация
Кроме школ, реализующих
только программы НОО
Самоуправление
Кроме школ, реализующих только программы НОО
Ключевые общешкольные дела
Национальные традиции
Ва р иа т ивн ы е модули
Школьные медиа
Детские сообщества
Организация развивающей образовательной среды
Экскурсии, экспедиции, походы
ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1
3
2
С и с т е мный
Гуманистический
Ситуационный
5
4
Деятельностный
Р е с у рсн ы й
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА
Календарный план
целесообразно разделить
в соответствии с выбранными задачами воспитания, закрепленными
в соответствующих модулях
Пр имер:
Кор р е к т и ров к а календарного плана
Реализация к а л енда р н о г о плана
Анализ р е з у л ь т а т о в
9
11
10
Оформление к алендарн о г о плана
Анализ ре с у р с ов
Р а с п р е д е ление во времени
6
Планирование
5
7
8
1
2
3
4
Фор м иро в а ни е образа
о ж и дае м о г о результата
Целеполагание
С о з дание рабочей группы
Анализ текущего с о с т о я ни я
САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Проводится один раз в год
В части мероприятий осуществляется совместно с детьми
Результаты с ам оанализа
Итогом являются новые задачи
не вносятся в РПВ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
Состояние организуемой в школе
Результаты воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых
социализации и саморазвития школьников
Для каждого направления важно определить критерии анализа, способы
получения данных, а также фокус внимания школьной команды
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Педагогическая технология, ориентированная
на активное социальное взаимодействие взрослых
и детей в сфере совместного
бытия
Состоит в обогащении
личного опыта и ценностных
отношений обучающихся
С обыт и й н ая технология
Предполагает переход от педагогики мероприятий
Содержание воспитания представлено в виде воспитательных событий
к педагогике событий
ГЛАВНЫЙ ПРИЗНАК СОБЫТИЯ – НАЛИЧИЕ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА
МЕРОПРИЯТИЕ
Массовое
Общешкольное, для параллели и т.д.
Организованное «сверху»
Инициатор – администрация
Ученикам отводится роль зрителей
Непосредственными участниками являются единицы
С ОБЫ Т ИЕ
Адресное
В основе лежит ситуация
Спонтанная или спроектированная
Активная позиция учеников
Все ученики вовлечены
КРАЕВЕДЕНИЕ: ФОРМЫ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Встречи
с местными краеведами
Экскурсии
и туристические походы
Кружки и общества
Поисковая
и исследовательская
деятельность
Конкурсы и олимпиады
ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
http://школьныйтуризм.рф
Создан по поручению
Президента РФ
Маршруты представлены по всем Федеральным округам и регионам
Маршрут школьники, педагоги и родители могут выбрать самостоятельно
Школьный координатор – организатор программ школьного туризма
и экскурсий
СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ И ЯЗЫКОВОГО НАСЛЕДИЯ
- Неформальное введение учебных курсов «Родной язык» и «Родная литература»
- Просвещение учеников в части материального – и особенно нематериального – культурного наследия региона и/или местности, в которой расположена школа
- Проведение акций, направленных на дружбу между народами и профилактику национальных
конфликтов
ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ПРОЕКТА
«ШКОЛА МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ»
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
Какие психолого-педагогические подходы обеспечивают личностно- развивающую стратегию воспитания?
Какие критерии вы можете предложить для оценки эффективности реализации календарного плана воспитательной работы?
Как вы, с позиции своего предмета, можете использовать символы России для достижения целей воспитательной работы?
Как классный руководитель вы запланировали краеведческое
событие. Какую форму вы выберете? Аргументируйте свой ответ.
Для чего в «Школе Минпросвещения России» большое внимание уделяется проблеме развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ?