МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»
Пономарева Т.А., преподаватель ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»
Поиск новых образовательных технологий обусловлен возрастающей ролью самообразования в парадигме общекультурных компетенций современного специалиста. Поэтому среди современных педагогических технологий все большее предпочтение отдается таким моделям, которые формируют и развивают навыки
самостоятельного обучения студентов. Одной из инновационных технологий преподавания иностранному языку в колледже является технология «перевернутый класс», которую целесообразно рассматривать в рамках модели смешанного обучения.
Смешанное обучение — образовательный подход, который предполагает объединение традиционного аудиторного занятия, управляемого самостоятельного занятия и электронного занятия. Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «Перевернутый класс», где «перевернутым» становится сам процесс обучения. Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что студенты осваивают материал путем использования сети Интернет в процессе просмотра видеолекций, обычно вне учебного заведения, например, дома, а домашнее задание выполняется в учебной аудитории, где обучающиеся обсуждают материал и решают задачи с помощью
преподавателя. Другими словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было аудиторной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было внеаудиторным самостоятельным, выполняется в классе. Взаимодействие преподавателя и студентов при этом является более персонализированным – преподаватель играет роль помощника в обучении, а не «читает лекции». В данном случае возрастает доля
ответственности самого студента, и стимулируется развитие его личностных характеристик и метапредметных навыков.
Обучение в рамках модели «Перевернутого класса» происходит следующим образом:
1. Педагог подбирает в сети Интернет видеоматериалы, видеоролики, грамматические правила, схемы, цифровые образовательные площадки и т.п.
2. Студенты знакомятся с данными материалами самостоятельно дома. Особенности
такой работы заключаются в следующем:
обучающийся осваивает материал в индивидуальном
темпе;
отсутствуют временные ограничения;
возможность общаться со сверстниками и педагогом, используя систему онлайновых дискуссий, облачные технологии.
Аудиторное время используется для выполнения практико-ориентированных заданий, тренировочных или проверочных упражнений под контролем преподавателя, консультирования, выполнения мини-проектов или другой учебной деятельности.
В процессе изучения учебных материалов вне аудитории студентов можно разбить на мини-группы, например, по уровню подготовленности. Или по принципу, кто больше предпочитает визуальный контент, либо лучше выполняет задания по разным видам чтения или пишет, выражает свое мнение, дает оценку, додумывает концовку рассказа и задания, умеет письменно коммуницировать. Сначала нужно опираться на уже развитые у студента навыки: условных «читателей» объединяют вместе выполнять задания по разным видам чтения, предпочитающих визуальный контент — смотреть видео. Затем следует развивать и другие способности: группы можно перемешать, таким образом у обучающихся откроются иные перспективы мышления и восприятия информации.
Как же реализовать данную модель в процессе обучения иностранному языку? Для обучения грамматике можно использовать видеолекции по грамматическим разделам, широко представленным в сети Интернет (в особенности, на тематических сайтах, рекомендованных Минобрнауки), причем, в зависимости от уровня владения иностранным языком, это могут быть лекции как на русском, так и непосредственно на иностранном языке. Рекомендованы общеизвестные платформы ЦОК, РЭШ, др. На занятиях при этом выполняются грамматические упражнения и разбираются сложные грамматические, лексические, фонетические моменты. Новую лексику студенты могут изучать в процессе просмотра подобранных преподавателем видеофрагментов на иностранном языке, а затем выполнять различного рода задания на закрепление лексического материала на занятии. Задания и материал для изучения преподаватель может выкладывать в электронной информационной образовательной среде учебного заведения, в Дневник.ру, мессенджерах, на собственном сайте.
Таким образом, технология «Перевернутый класс» выявляет ряд преимуществ, среди которых:
Преподаватель имеет возможность проводить больше времени один на один с теми студентами, которым нужна дополнительная поддержка и помощь. Это также улучшает личностные отношения между преподавателем и обучающимися.
В «перевернутом классе» студенты не изучают дальнейший материал, если
не продемонстрировали достаточное владение и понимание, того, что им нужно было усвоить при работе дома.
Видеолекции доступны всем обучающимся (в отличие от работы в кабинете) - даже тем, кто вынужден пропустить занятия в силу каких-либо причин.
С помощью компьютерных технологий преподаватель легко может увидеть, с чем его студенты отлично справляются, а над чем им приходится поработать.
Некоторым обучаемым удается понять материал быстрее, чем
другим. В «перевернутом классе» преподаватель может назначить более
«продвинутых» студентов наставниками или помощниками других
обучающихся группы.
Литература:
Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель
обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ug.ru/method_article/876
Мирошникова Н. Н. «Перевернутый класс» – инновационная модель
в обучении иностранным языкам в высшей школе [Текст] / Н. Н.
Мирошникова // Инновационные технологии в науке и образовании:
материалы V Междунар. науч.-практ. конф.— Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2016.
"ПЕРЕВЕРНУТЫЙ" УРОК. URL: https://youtu.be/MAKlUZCZ3IM.
Диденко Л.А. Использование современные педагогических
технологий в условиях реализации федеральных государственных
образовательных стандартов, Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им.
В.П. Астафьева, 2015.
www.ed.gov.ru (сайт Министерства образования Российской
федерации.)
https://pedtehno.ru/ (Современные педагогические технологии)
http://pedsovet.pro/ (В помощь учителю и менеджеру школы)