СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Модель воспитательной деятельности «От малой Родины до Великой России»
Номинация «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Б.К. Утижева» с.п. Зарагиж
Модель воспитательной деятельности
«От малой Родины до Великой России»
Номинация «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»
Возраст детей: 6-18 лет
Срок реализации: 5 лет
Экашаева Жанна Владимировна,
МКОУ «СОШ им. Б.К. Утижева с.п. Зарагиж»
Заместитель директора по воспитательной работе
КБР, Черекский район, с.п. Зарагиж, улица Харзинова, дом 34
Тел. 8-903-491-77-57
e-mail: [email protected]
с.п. Зарагиж
2015 год
Заявка
Русская православная церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Кабардино – Балкарской республике
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Б.К. Утижева» с.п. Зарагиж
представляет
на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Экашаевой Жанны Владимировны
Название работы Модель воспитательной деятельности
«От малой Родины до Великой России»
Конкурсное направление (подчеркнуть):
Лучшая инновационная разработка года
Лучшее педагогическое исследование года
Лучший издательский проект года
Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи
Педагоги высшей школы - средней школе
За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения
Кабардино – Балкарская республика
2015 год
Заявка
Русская православная церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Кабардино – Балкарской республике
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Экашаева Жанна Владимировна
Название работы Модель воспитательной деятельности
«От малой Родины до Великой России»
Номинация
Лучшая инновационная разработка года
Лучшее педагогическое исследование года
Лучший издательский проект года
Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи
Педагоги высшей школы - средней школе
За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения
Информация об авторе работы
Дата и место рождения: 17.01.1970 г, с. Жемтала Советского района КБАССР
Адрес места жительства: 361803 ул. Харзинова, 34, с.п. Зарагиж
Черекского района КБР, тел.: 8 (903) 491 77 57, e-mail: eckashewa.j@yandex.ru Место работы: Заместитель директора школы по ВР
Наличие премий, призов и иных наград: Грамоты Министерства культуры, Министерства образования КБР
Кабардино – Балкарская республика
2015 год
Русская православная церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Кабардино – Балкарской республике
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Экашаева Жанна Владимировна
Название работы Модель воспитательной деятельности
«От малой Родины до Великой России»
Номинация
Лучшая инновационная разработка года
Лучшее педагогическое исследование года
Лучший издательский проект года
Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи
Педагоги высшей школы - средней школе
За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения
Краткая аннотация работы
Модель воспитательной деятельности «От малой Родины до Великой России» знакомит педагогов с основными методологическими подходами в построении воспитательной системы в отдельно взятой школе и призвано помочь им в определении целей и задач, выборе форм и методов воспитания. Цель пособия - системное, целенаправленное духовно- нравственное воспитание детей, своевременная помощь ребенку в формировании своих склонностей и способностей. Оказание помощи детям и молодежи в приобщении к ценностям общечеловеческой и национальной культуры. Создание в обществе атмосферы человеколюбия на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.
Пособие является обобщением опыта воспитательной работы средней общеобразовательной школы с.п. Зарагиж Черекского района Кабардино – Балкарской республики.
В данном труде рассматриваются основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются участники воспитательного процесса, даются рекомендации по их решению, по взаимодействию с общественностью, родителями.
Методические материалы предназначены для всех неравнодушных людей, кто пытается осмыслить и описать свой или чужой педагогический опыт, кто ставит себе задачи повышения профессионального мастерства за счет оценки собственной работы и жизненного опыта, выявления в ней “изюминок” или находок и поиска способов передачи данного опыта интересующимся коллегам. Они помогут заместителям директоров по ВР, методистам детских объединений, классным руководителям, педагогам дополнительного образования для работы с детьми 6-18 лет.
Рекомендации, предложенные в пособии, помогли добиться определенных результатов в повышении воспитательного воздействия на учащихся всех ступеней образования.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Б.К. Утижева» с.п. Зарагиж
РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу заместителя директора по ВР Экашаевой Жанны Владимировны,
выполненную на тему Модель воспитательной деятельности
«От малой Родины до Великой России»
в номинации: За организацию духовно-нравственного воспитания
в рамках образовательного учреждения
1. Актуальность
Вопросы, рассматриваемые и исследуемые в данной работе, актуальны не только для нашей школы, но и для большинства школ России в связи с недостаточной разработанностью проблемы организации духовно – нравственной работы, патриотического воспитания в современной школе, отсутствием диагностической процедуры процесса воспитания, с различными точками зрения на технологии воспитательной работы в школе.
2. Оценка содержания работы (соответствие теме, логика исследования, структура работы)
Содержание конкурсной работы полностью соответствует выбранной теме, прослеживается тщательная логика исследования, разработана четкая структура работы от освещения теоретических вопросов до проведения опытно- экспериментальной работы, получения ее результатов, методических рекомендаций.
3. Отличительные положительные стороны работы
Создается уверенность в том, что автору небезразличны проблемы сегодняшнего российского образования, и она глубоко заинтересована вопросами, поднимаемыми в данной работе. Экашаева Ж.В. не только приводит состояние дел в своей школе, но и предлагает свою методику анализа всей проводимой воспитательной работы по направлениям деятельности.
4. Практическое значение работы и рекомендации по внедрению в практику
Результаты проводимой работы имеют неоценимое практическое значение. Они могут быть использованы в проведении воспитательной работы в школе заместителями директоров по ВР, методистами детских объединений, классными руководителями, педагогами дополнительного образования для работы с детьми 6-18 лет
Директор школы Афаунова Арина Руслановна
СОДЕРЖАНИЕ
Цель воспитания………………………………………………………….8
Направления, формы, способы, приемы, оригинальные идеи и находки…………………………………………………………………………...11
III. Проблемы, с которыми столкнулся педагог в реализации модели воспитания………………………………………………………………………24
IV. Ожидаемые и полученные результаты реализации модели воспитания………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………33
Приложения…………………………………………………………………….39
Цель воспитания
В современной российской педагогике существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Как формируются эти цели? Думаю, главным является идеология, политика государства. К сожалению, сегодня разрушается сложившаяся десятилетиями система традиционных ценностей, механизмы социализации поколений, рождается бездуховность, агрессия, российскому обществу навязываются чуждые им западные ценности. Общество все более осознает, куда ведут эти процессы, как дорого обходятся они стране. Мы, педагоги, обязаны найти новые подходы к воспитанию молодого поколения. Сейчас, как никогда, важно наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? Я считаю, что важным элементом новой идеологии воспитания должна стать идея единства и возвышения многонациональной России, имеющей свои неповторимые черты. В непростое для России время мы не должны терять человеческое лицо, а, наоборот, обретать его в процессе сознательной гуманизации всех основ жизни - особенно в сфере образования, духовного и нравственного воспитания. Школа должна научиться признавать личность молодого человека самоценностью, уважать каждого, создавать условия для развития личности и новых поколений молодежи, оказывать помощь в развитии их склонностей и способностей, приобщать к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создавать в обществе атмосферу духовности на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты. Россия - это своеобразный мир, идущий по самостоятельному историческому пути, тесная семья многих народностей и народов, на протяжении многих столетий сознающих свое единство, творящих общую культуру, спаянных воедино общностью этой культуры, общностью духовных устремлений, государственных и экономических интересов, общим историческим прошлым и единым устремлением в будущее. Национальное чувство россиянина - страстное желание служить своей земле, честь, долг, и самопожертвование - вот качества, на формирование которых мы должны направить свои усилия. В этом духе надо готовить нынешнюю молодежь. Я считаю, что в создании системы и реализации процесса воспитания должен действовать принцип регионализма. Россия не просто огромная, но и чрезвычайно разнообразная страна. Есть регионы с относительно терпимым уровнем жизни, а есть такие, которые стали очагами социальной депрессии, точками роста социальной напряженности, грозящими взрывом всей страны. В соседней, некогда нашей Украине, снова расцветает фашизм и бандеровское движение, в Сирии, Ираке, Ливии. Йемене исламисты проливают кровь за какие-то навязанные чужие идеи. События, происходящие сегодня в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Эта проблема очень животрепещуща для России. Ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта. Северный Кавказ – регион, сложный и в языковом, и в этническом, и в религиозных отношениях. Здесь на сравнительно небольшой территории издавна, бок о бок проживают народы, отличающиеся друг от друга особенностями хозяйства, быта, традициями повседневной жизни. Даже краткий обзор традиций, определявших межэтническое сотрудничество народов Кавказа, свидетельствуют об их богатстве и многообразии. Старейшины этого региона накопили богатейший опыт взаимной терпимости, разумного приспособления, достойных компромиссов, разностороннего сотрудничества (куначество, аталычество, покровительство, побратимство, усыновление и другие виды искусственного родства). Но, к сожалению, вместо кавказского воспитания, человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, мы имеем дело с агрессивной и жестокой молодежью. Терроризм, ваххабизм, «лжеислам» – эти новые явления в современном мире еще больше усугубляют сложившуюся ситуацию. Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта, наиболее подвержена этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Все эти проблемы и вызванные вследствие их тревоги и опасения побудили меня поставить целью воспитательной работы - формирование жизнеспособной, устойчивой, толерантной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к себе самой, воспитание чувства неприятия к насилию, терроризму и экстремизму. Для сохранения целостности родной страны мы должны помогать молодежи сориентироваться в реальном соотношении борющихся и воспитывающих ее сил, отличить истинные ценности от ложных, достойные цели от недостойных. Основным ориентиром воспитания должен стать идеал гражданина с такими чертами, как любовь к России, вера в ее успех и величие, забота о единстве и будущем Отечества. Захочет ли молодой человек воспринимать наши воспитательные установки, формировать у себя необходимые гражданские и личностные качества на добровольной основе, без применения чрезмерных принудительных воздействий со стороны системы воспитания? Что необходимо предпринять, чтобы молодые люди осознали необходимость формирования у себя соответствующих качеств? Ответ на эти и другие важные вопросы я постараюсь изложить в своем скромном труде.
Направления, формы, способы, приемы, оригинальные идеи и находки
Наше время отмечено поразительными успехами научного познания. Как не радоваться этому?.. А ведь знания и мастерство сами по себе не смогут привести людей к счастливой и достойной жизни, хотя жизнь человека, сохранение его «status quo» и есть та главная самоценность, которая не требует своего «оправдания». И в этом смысле у человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин.
Альберт Эйнштейн
В условиях отдаленного небольшого села моя школа выступает основным и единственным институтом, осуществляющим процесс воспитания молодого поколения в полном его объеме и исходя из его принадлежности к различным социальным и национальным группам населения. Воспитание проводится в течение всего периода обучения и среди всех возрастных групп школьников. Именно здесь формируется патриотическое чувство причастности к большой и малой Родине, происходит становление гражданина российского общества.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования [1] духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". В нашей школе формируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся в соответствии с концепциями духовно-нравственного воспитания, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества. Наша школа стремится стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.
Вся воспитательная деятельность в МКОУ «СОШ им. Б.К. Утижева с.п. Зарагиж» основана на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития. Проблема, над которой работает школа - «Воспитание общечеловеческих ценностей через национальную культуру». Нами выработана и развивается своя воспитательная система, а также Правила молодого человека «Стремиться к совершенству».
В процессы духовно-нравственного развития учащегося включены все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семья, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Задача духовно-нравственного воспитания в нашей школе состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Основными компонентами воспитательной системы являются воспитание учащихся через культуру своего народа, общешкольные дела, кружки по интересам, ученическое самоуправление (в школе одной из первых в республике восстановлена детская общественная организация юных патриотов), внешкольная деятельность, объединение классных руководителей, школьное социально-психологическое сопровождение, работа с родительской общественностью, работа с детьми «группы повышенного внимания» и их семьями. Основные направления воспитательной деятельности школы:
учебно-познавательное, гражданско–патриотическое, нравственно–правовое, спортивно–оздоровительное, лекционно-образовательное, обновление содержания дополнительного образования.
В школе приняты программы: Патриотического воспитания на 2011-2016 годы «Моё отечество», «Национальные традиции», духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начального общего образования (ФГОС). Направления реализации программ: духовно-нравственное, военно-патриотическое, гражданско- правовое воспитание. Работа в этих направлениях ведется планово, системно и является одним из приоритетных в области воспитательной деятельности школы. Для реализации данных направлений на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального и районного уровня в школе создана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана “Программа гражданина России” до 2016 года. Цель программы - создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
В предлагаемой модели воспитания «От малой Родины до великой России» становлению ценностных ориентиров учащихся, как нового поколения граждан, помогает новый созданный мной проект «По родной стране». Проект предлагает тщательное изучение больших и малых народностей, населяющих Россию. Участниками проекта - учителями и учащимися - определяется круг задач и в течение учебного года проводится очень интересная и полезная работа: собираются сведения, интересные факты об определенном народе, знакомятся с их бытом, культурой, традициями, известными людьми, прославившими его. В процессе данной деятельности у детей формируются также коллективизм, взаимовыручка, милосердие, доброта, ответственность, доверие, активность и организованность. Развиваются гражданское сознание человека, патриотические чувства и понимание своего общественного долга. На этапе подготовки учащиеся чаще всего используют Интернет, общаются в социальных сетях, знакомятся с новыми людьми, общаются с ними, учатся налаживать контакт и ценить дружбу. Я думаю, что это самое главное в нашей работе. И к тому же, вот налицо пример использования Интернет в самых благородных целях. Для изучения темы и предварительной подготовки дается срок, после чего в школе устраивается грандиозный праздник, где уже вся школа, приглашенные, общественность села лучше узнают своих сограждан. Эти праздники, а они чаще всего включают литературно- музыкальные композиции, викторины, видеофрагменты, имеют названия: «Кавказ, «где люди вольны, как орлы», «Кубань- чудесный и благодатный край!», «Край северного сияния», «В тундру за оленями», «Тропою Чингисхана» и др. Мне кажется, к народу, а тем более к человеку, о котором ты узнал столько интересного, нельзя испытывать неприязнь, а тем более нелюбовь. Ознакомившись со всем культурным достоянием, ученик вырабатывает в себе доброжелательное отношение и к любому другому религиозному или мировоззренческому подходу. Основы религии изучаются в нашей школе на курсах ОРКСЭ, но я бы предложила в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религий народов России, предусмотрев прежде всего изучение религии своего народа, затем ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом считаю важным, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа. Воспитание толерантности и веротерпимости является важнейшим элементом и условием формирования культуры межнационального общения. Я даже осмелюсь предложить министерству образования РФ введение школьного курса под емким названием «Россия». Думаю, нет на сегодня важнее предмета для изучения.
Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в наше школе в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. В октябре 2010 года мы удостоились чести, чтобы нашей школе было присвоено имя нашего земляка - поэта, драматурга, художника, скульптора - Утижева Бориса Кунеевича. Это еще один шаг к намеченной нами цели - растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество. Вся жизнь Утижева - путеводитель для каждого, кто выбирает открытость и честность, готовность взять ответственность за свои слова, поступки и мысли. В нем, как ни в ком другом, была заложена величайшая национальная ценность- патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему родному, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Мы должны быть достойны его памяти. Многочисленные классные часы, фестивали районного масштаба по творчеству Б.Утижева,, встречи с родственниками, участие в республиканских конкурсах, вечера поэзии у Зарины Кануковой - все это подтверждение наших начинаний.
Воспитательная работа в школе - работа творческая. Уверена, что успех ее зависит от моего педагогического мастерства как руководителя, от моего знания индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива. Я всегда готова оказать помощь педагогам, детям и их родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с их самоопределением в жизни. Я добиваюсь, чтобы основные направления системы воспитательной работы включали в себя как составную часть систему воспитательной работы в классе, а каждому ребенку давали возможность для самореализации и саморазвития. Во всех мероприятиях учитель и ученик являются партнерами, но с инициативой подумать чаще выступает педагог. Однако приоритетное право выбора и интерпретации своего предложения он предоставляет ученикам. Для организации жизнедеятельности классных коллективов и школы создано методическое объединение классных руководителей, цель работы которого - совершенствование форм и методов работы классного руководителя в воспитательном процессе, как ведущий фактор качественного воспитания выпускников школы. За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы: «День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с букварем», «День здоровья», «День учителя», «Новогодняя ёлка», «День защитников Отечества», «День Матери», «День Конституции», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной бал». Традиционные ключевые дела обеспечивают стабильность в воспитательной работе. Каждое мероприятия подвергается анализу и обсуждению как на заседаниях ШМО, так и на сборе школьного актива, еженедельных общешкольных линейках, где вносятся предложения и замечания по поводу каждого мероприятия. Воспитание патриотизма и любви к Родине, а также толерантного отношения к другим культурам осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок в нашей школе – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Здесь дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования и воспитания, мы стараемся его открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.
Это тематические классные часы, посвященные Дню государственности КБР, Дню России, осуждению терроризма в Беслане, Дню народного единства, Дню Парламента КБР и Конституции России, также линейки, единые уроки, уроки мира, диспуты «Молодежь в современном мире». По традиции в школе ежегодно 3 сентября отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. К этому дню организуются поездки в г. Беслан, митинги с приглашением главы администрации села, председателя Совета ветеранов, родственников, проводятся уроки мужества и классные часы во всех классах. Педагогический и ученический коллективы ведут самую активную работу по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Особенно в этом году, в юбилейный, 70- летний год Победы, когда вокруг моей страны сколачиваются враждебно настроенные военные политики, которые пытаются переписать историю, написанную кровью и потом наших дедов, я настроена работать еще лучше, не жалея своих сил и времени. Широко задействован Волонтерский корпус, проводятся классные часы на тему «Мир без нацизма», идут акции «Бессмертный полк», «Дети войны», «Обелиск», готовятся торжественное шествие и митинг у памятника погибшим воинам, возложение венков, поздравление семей ветеранов войны, забота об их семьях. Месячник оборонно- массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества и годовщине вывода советских войск из Афганистана проходит ежегодно с 25 января по 23 февраля. С целью закрепить знания об основном документе гражданина – паспорте среди учащихся 8-11 классов ежегодно проходит акция «Мой паспорт - я гражданин России». 8 и 28 марта с большим размахом проходят мероприятия, посвященные депортации братского балкарского народа и его возрождению. Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется и через работу школьного музея, отмеченного в числе лучших в республике. Направленность музея - развитие творческой самостоятельности, общественной активности, патриотического, нравственного и трудового воспитания через поисковую работу. При музее создан поисковый клуб «Факел» и детское объединение «Надежда». В течение года ведется работа по сбору материала и оформлению тематических фотоальбомов, стендов. Проблема культуры межнациональных отношений всегда стоит остро перед каждой многонациональной страной, а в нашей стране эта проблема стоит сейчас еще острее, чем проблема экономики. Каждый народ, будь он малочислен или многочислен, уникален по-своему. У каждого народа кроме всеобщих традиций и норм взаимоотношения между людьми, есть еще свои вековые национальные традиции и обычаи, выгодно отличающие его от других народов и сохраняющиеся несмотря ни на какие испытания и страдания. И задача каждого культурного и истинно интеллигентного человека, изучить историю, культуру, традиции своего народа и того народа, с которым приходится ему жить и общаться, перенять все лучшее, что есть у данного народа. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, мы активизируем процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
В школе создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Нами выработаны следующие формы и методы воспитания толерантности:
Беседа
Встречи с интересными людьми
Вечера отдыха
Экскурсии
Путешествия, выход на природу
Совместные творческие дела
Дискуссии
Игровые и конкурсные программы
Классные часы
Акции милосердия
Игровые тренинги
Особое внимание мы обращаем на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. Почему-то в общественное сознание кабардинцев вошел факт, что русские войска уничтожили адыгов. Причем, даже если кто-то знает, что их никто не убивал, а они были депортированы, то все равно считает Российскую империю виновной в их смерти. Выселение было, без сомнения, самой страшной катастрофой, постигшей черкесов за все время существования адыгского этноса. Именно во время выселения черкесы понесли самые большие потери за весь период столетней Кавказской войны, а ужасы и страдания переселенцев были таковы, что и теперь не могут никого оставить равнодушным. Но теперь учителя истории противостоят тем, кто побуждает к борьбе: «Если неверные захватили земли мусульман, то мусульмане должны сражаться с неверными, делать против них «джихад», чтобы изгнать врага со своих земель». В конечном итоге у всех религий основа схожая. Адыги, как известно, были и язычниками, и христианами, а теперь исповедуют ислам. И ни одна религиозная установка не может быть оправдана в качестве причины или повода к войне. Наши дети знают и гордятся своими предками, которые создали замечательные памятники духовной культуры, отличающиеся глубоким содержанием и художественным совершенством. Усилия учителей истории, традиционной культуры кабардинцев, кабардинского языка и литературы направлены на тщательное изучение адыгского эпоса «Нарты», который является выдающимся памятником мировой эпической культуры. Дети с удовольствием изучают песни, поэмы (пщинатли) и легенды. В эпосе встречается свыше 100 личных имен. Главные образы — Сатанай гуаще, Орземес, Саусырыко, Шебатнуко, Пэтэрэз, Ащемез, Тлепш –национальные герои, на которых равняются дети. Для общенационального блага, в целях национального самосохранения мы признаем приоритетной идеологией идеологию «адыгэ хабзэ». Этот свод законов достаточно объемно охватывает все стороны жизнедеятельности общества, он способен правомерно регулировать все системные отношения. Их основы закреплены в Правилах молодого человека, которые изучаются и соблюдаются во всех классах.
Человек, который не знает своих корней, не любит свою малую Родину, не гордится славой своих предков, не будет никогда интернационалистом, он не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. А без этого не может быть ни взаимопонимания, ни национального согласия, ни культуры межнациональных отношений.
Уровень воспитанности, этика, вопросы нравственности постоянно являются предметом постоянного изучения и обсуждения социально – психологической службой школы. Анализ, проведенный социальным педагогом школы, выявил высокий уровень социальной активности и неравнодушное отношение к школе у учащихся, устойчиво развиты ценностные понятия «семьи», «дружбы», «долга», «чести» и др. Учащиеся показали неравнодушное отношение учащихся к себе, к другим людям, интерес к налаживанию конструктивных взаимоотношений между учителями, родителями и одноклассниками. Рост социальной активности проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия и разнообразных творческих конкурсах. Активно мы откликаемся на просьбы о помощи больным детям, всем нуждающимся. Участвовали в акции «Всем миром», собирали деньги для беженцев с Украины, поселившихся в нашей республике. Для расширения кругозора учащихся класса классные руководители практикуют экскурсии, выставки, театр, концерты. В феврале 2014 года прошел митинг- концерт «Мы вместе!» в поддержку жителей Крыма, на сайт президента Путина В.В. адресовано обращение от участников митинга со словами поддержки проводимой им политики в отношении российских граждан, проживающих за рубежом. Заключен договор о совместной деятельности с администрацией села, советом ветеранов ВОВ и труда, ДК, женсоветом, духовенством, МУЗ «Амбулатория», которые принимают участие в жизни школы. Совместно с работниками правоохранительных органов проводится работа по профилактике правонарушений, изучение правил дорожного движения, пожарной безопасности, работа с детьми группы риска, работа по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма. В период каникул учащиеся не остаются без внимания, согласно плану проводятся мероприятия, экскурсии, работают кружки. Уже в школе ученики готовят себя к новым социальным отношениям, учатся умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться. Коммуникативные навыки учащиеся школы приобретают через органы самоуправления, представленные Детской организацией юных патриотов и Советом учащихся, участвуя в детском общественном движении, волонтерских организациях. Эти организации выступают достаточно действенным институтом воспитательной работы и проведения в жизнь молодежной политики государства при постановке им соответствующих задач и координации их деятельности. При активном участии учащихся педагогическим коллективом выработаны «Кодекс чести ученика» и «Кодекс выпускника школы». Самые активные учащиеся принимают участие в общественных советах села и района. Большую часть времени мы отводим работе с родителями. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. А ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Сложность современного этапа состоит в том, что старшее поколение не может в полной мере осуществлять функцию воспитания, поскольку ее ценностно-мировоззренческие ориентации, моральные установки и опыт во многом пришли в противоречие с изменившейся действительностью. Молодому поколению приходится самому накапливать соответствующий опыт, формировать свое мировоззрение, хотя и традиционные ценности имеют достаточно большое влияние в качестве смысложизненных ориентаций молодых людей. В целях укрепления взаимодействия семьи и школы, повышения воспитательного потенциала родительской общественности, обеспечения открытости системы образования, предупреждение родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей в школе проводятся родительские собрания и всеобучи. В течение года читаются лекции учителями. При проведении общешкольных, особенно «ключевых», дел мы стараемся организовать коллективную работу так, чтобы у каждого ученика была возможность выразить свое суждение и мнение, ощутить причастность к проблемам школьного сообщества.
III. Проблемы с которыми столкнулся педагог в реализации модели воспитания
Развитие полноценной личности в соответствии с поставленной мной целью воспитания невозможно без вовлечения её в различные виды деятельности. Поэтому, главная проблема, с которой я столкнулась в реализации предложенной цели воспитания – как заинтересовать учащихся, как формировать взаимоотношения с обществом, окружающими людьми, сверстниками, природой и с самим собой? Здесь я исхожу из желаний и возможностей каждого учащегося, ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка. Небольшой опыт работы заместителем директора школы по воспитательной работе уже дает основание говорить о серьезных затруднениях, которые имеются в образовательных учреждениях в этой области. При этом следует отметить, что эти затруднения касаются как работы с классными руководителями, которые, по сложившейся традиции, являются нередко единственно ответственными за весь процесс воспитания детей, так и в целом с педагогическим коллективом, который призван обеспечивать образовательно-воспитательную среду. Кроме этого, следует учитывать и большую нагрузку учителей, сложность проблем методической работы, необходимо обеспечить должный уровень стимулирования и мотивации этой деятельности. Прежде всего, этому способствует создание в коллективе творческой атмосферы. В создании благоприятного морально-психологического климата неоценимую роль играет личный пример руководителей школы и лучших учителей. Истинно творческую, инициативную педагогическую деятельности создают условия: стремление к высокой культуре педагогического труда, соблюдение этики взаимоотношений, такт. К счастью, все это заложено в нас, сегодняшних воспитателей, советской школой. Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания, четкого плана работы. План— важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогов и учащихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество воспитателей и воспитанников, старших и младших. На современном этапе в воспитательной работе учителя встречается больше трудностей, чем в организации учебной деятельности школьников. Так, проведенное исследование в нашей школе показывает, что педагогам легче строить отдельные конкретные занятия и мероприятия, чем проектировать весь процесс в целом (четко формулировать цели, выбирать содержание, средства воздействия и проверки достижения цели). В этом случае педагоги не всегда понимают целесообразность этой деятельности. Для решения этой проблемы, также для своего самообразования я прошла курсы «Менеджмент в образовании» при Кабардино- Балкарском институте бизнеса. Выбрав тему для исследования «Планирование и анализ воспитательной работы в современной школе», провела большую исследовательскую работу, научилась предвидеть дальние перспективы и пути развития системы воспитательной работы, учитывать возможности родителей и общественности, изменения, которые ожидаются в окружении школы. Мною создана творческая группа педагогов по организации воспитательной деятельности школьников. В нее вошли как педагоги с большим стажем, мечтающие сохранить сложившиеся традиции в школе, так и совсем молодые, жаждущие вдохнуть все самое новое и современное. Но их объединяет одно желание - сделать школу, детей лучше. Группой изучены основные документы школы, программы кружков и секций, проанализированы планы воспитательной работы с точки зрения возможности достижения желаемых воспитательных результатов. Члены группы помогают мне при составлении общешкольного плана, работают над сохранением и развитием традиций в коллективе, придают плану и планированию идейную направленность. Откорректирована методическая работа МО классных руководителей. Для повышения эффективности их деятельности в воспитательном процессе и обозначения перспектив в их работе необходимо было выявить проблемы. С этой целью, было проведено анкетирование, где в числе прочих были такие вопросы:
Выделите основные проблемы, мешающие полноценной работе классного руководителя.
В чём вы сами видите основную цель работы МО классных руководителей в школе? Выяснилось, что самые распространённые проблемы, мешающие полноценной работе классного руководителя:
- Нехватка времени для общения и работы с классом из-за загруженности работой учителя как предметника, оформление большого количества документов.
- Насыщенная послеурочная занятость учащихся и как следствие - трудно или невозможно собрать весь класс.
- Большая часть родителей не заинтересована в общении с классным руководителем, отсюда отсутствие интереса обеих сторон к воспитанию успешного учащегося.
- Несогласованность со стороны учителей-предметников и классного руководителя в требованиях к классу.
Исходя из этого я сделала следующие предложения классным руководителям:
- Повышать свою компетентность в области классного руководства на курсах, изучать психологию и возрастные особенности учащихся, расширять методическую копилку классного руководителя.
- Расширить рамки взаимодействия внутри школы и между школами района, с целью взаимообмена опытом - Организовывать различные формы совещаний с родительским комитетом определённого класса или родительским комитетом школы, с целью более активного вовлечения родителей в совместную работу с классным руководителем.
Для этого:
Составлен график повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования. Продумана система мероприятий, направленных на воспитание школьников. Разработаны и утверждены программы дополнительного образования детей интеллектуальной и патриотической направленности. Материально техническая база улучшилась при привлечении спонсоров. Кроме того, я провела исследование пожеланий родителей, которые отдают приоритеты деятельности по укреплению здоровья детей и формированию гражданской позиции школьников. При насыщенности учебно- воспитательного возникает проблема перегрузки детей. Поэтому охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности школы. На занятиях проводится работа по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся. Возникает еще один вопрос. А что вообще больше всего нужно детям? Что им интересно, а вместе с тем, полезно? Для разрешения этого вопроса я постепенно передаю часть организаторских функций активу школьников, органам самоуправления детей. Ведь информация, полученная от школьников, часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы педагогов, так как все воспитательные воздействия должны быть сориентированы на детей — учитывать и развивать их потребности и интересы. Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается наше образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально-технических условий; проблемы финансового обеспечения. В этой ситуации наша творческая группа, костяк которой занимают самые опытные люди в школе, всегда готова поделиться своими знаниями и мудростью.
IV. Ожидаемые и полученные результаты реализации модели воспитания.
Ученик:
проявляет готовность посочувствовать, поделиться с другими, оказать помощь;
способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками, умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
обладает чувством собственного достоинства;
наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;
стремится к контактам с окружающими людьми, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками;
умеет критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть конструктивным в принятии решений;
убежден, что высшие ценности человеческой жизни – это добро, красота, любовь к людям;
наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям;
уважает свой народ и народы других стран;
способен терпимо относиться к людям другой национальности и вероисповедания;
умеет противодействовать асоциальным проявлениям.
Общий предполагаемый результат – полноценная, самодостаточная личность, которой присущи:
принятие себя и других людей таких, какие они есть;
установление доброжелательных отношений с окружающими;
способность к глубокому пониманию жизни;
активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
развитие творческих способностей;
умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
способность брать на себя ответственность;
приложение усилий для достижения поставленных целей.
Среди учащихся снизится уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия. У учеников изменится восприятие образовательного процесса, себя и других людей, что отразится в уменьшении межличностных, этнических, религиозных, политических и других разногласий. Это, в свою очередь, поможет поднять среди школьников осознание себя частью школьного коллектива. В итоге осуществится признание многообразия культур учащимися, укрепятся связи поколений, возрастет взаимопонимание и доверие среди самих учащихся, между учащимися и педагогами, между детьми и их родителями, разовьются индивидуальные творческие способности учащихся и способности творчески решать жизненные ситуации, произойдет осознание значимости здорового образа жизни. А самый главный результат – это сильная и толерантная личность. При тесном содействии школьного актива, МО классных руководителей, социального педагога, психолога, учащихся в решении поставленных задач, мы добились наиболее важных результатов:
более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического, трудового, физического потенциала;
произошла интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении целей и задач воспитания;
наблюдается рост удовлетворенности учащихся и родителей воспитательной работой школы (результаты анкетирования и устные отзывы);
продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы, такие как: праздничные совместные вечера, отчеты детей перед родителями, родительские лектории;
классными руководителями осознана полезность работы по формированию самостоятельности и сплоченности детского коллектива, необходимость диагностической работы по изучению личности, сплочённости детского коллектива, необходимость совершенствования форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя;
активизировалась работа по участию классных руководителей и школьников в творческих и профессиональных конкурсах.
бережно сохраняются и преумножаются традиции школы;
ведется постоянное сотрудничество и взаимодействие с организациями – субъектами системы воспитания.
В школе нет учащихся, состоящих на учете в наркодиспансере и кожвендиспансере. Учащихся, употребляющих наркотические вещества и алкоголь нет. Состоящих на учете в КДН и ПДН детей нет.
Учащиеся периодически занимают призовые места по физической культуре и спорту, имеют высокие достижения.
Отрадно отметить тот факт, что при высокой напряженности в регионе в связи с ведением на территории республики террористических действий, ни один учащийся, ни один выпускник не замечены в участии в бандформированиях, не совершают противозаконные действия. Выпускники школы выбирают мирные профессии и трудятся во всех уголках нашей большой Родины, в мире и согласии со всеми народами, принося пользу людям. Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Бог создал красивый разнообразный мир. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим. Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества.
Мы строим воспитание в нашей школе на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, по национальному или социальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам, учитывая должным образом важность традиций, культурного наследия, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа при осуществлении идей миротворческого воспитания.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями на 26.11.2010).
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» 3. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
4. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1
8. Аутлев М., Зевакин Е„ ХоретлевА. Адыги: Историко-этнографический очерк. Майкоп, 1957.
9. БгажноковБ. X. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983
10. ГадагатльА. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Краснодар, 1967.
11. Мамбетов Г. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев.— Нальчик,1989.
33