Модель взаимодействия участников образовательных отношений, направленная на развитие фонематических процессов как предпосылок формирования грамотности у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Одной из актуальных проблем системы дошкольного образования является организация образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями. Организация данного процесса должна носить комплексный характер с участием специалистов различного профиля: учителей - логопедов, педагогов – дефектологов, педагогов – психологов, воспитателей и других педагогов и специалистов образовательной организации, а также психиатров, психоневрологов.
Группы подготовки к школе – это фактически прообраз предшкольной ступени образования. Когда детские сады стали ориентироваться не на уровень психического развития ребенка, который он должен иметь после полноценного проживания всего дошкольного возраста, а на так называемую «подготовку к школе», заданную как первичные школьные умения и навыки (счет, чтение, письмо), уровень психического развития детей, поступающих в первый класс, снизился.
Современные дети готовы к школе меньше, чем в середине прошлого века, когда специальной подготовки не было. Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеет ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению, которая не формируется на занятиях по школьному типу. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, которые формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре.
В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации в школе в отечественной психологии выделяются следующие: 1) наличие познавательных и социальных мотивов учения; 2) умение ребенка фантазировать, воображать; 3) умение ребенка работать по образцу; 4) умение ребенка работать по правилу; 5) умение ребенка обобщать; 6) умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции; 7) владение ребенком языком, на котором ведется обучение в школе; 8) умение ребенка общаться со взрослым и сверстниками.
Вот те основные параметры психического развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, имеет развитое воображение, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.
Развитие фонематических процессов (фонематического слуха и восприятия) является основой и важной предпосылкой формирования грамотности у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Одним из основных направлений логопедической работы с детьми дошкольного возраста является преодоление нарушений фонематических процессов.
Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Работа по преодолению нарушений фонематических процессов проводится поэтапно.
Первый этап – узнавание и различение неречевых звуков.
Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.
Третий этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.
Четвертый этап – дифференциация слогов.
Пятый этап – дифференциация фонем.
Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
На первом этапе ребёнку предлагаются игры и упражнения, в процессе которых развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Например: шум дождя, шелест листвы, звук проезжающих машин, гул самолёта и т.д. Выполнение таких упражнений способствует также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что является крайне важным для дальнейшего развития фонематических процессов.
На втором этапе ребёнка учат различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова, фразы. Например, ребёнку предлагается определить, кто его «зовёт» – медведь (взрослый говорит низким голосом) или мышонок (взрослый говорит высоким голосом).
Третий этап включает игры, которые научат ребёнка различать слова, близкие по звуковому составу. Например, показать на картинке, где коса, а где коза; где каска, а где кашка.
На четвёртом этапе дети учатся различать слоги, включающие близкие по звучанию звуки: па-ба, ку-гу, ма-на и др.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Следует начинать с дифференциации гласных звуков. Например: взрослый называет звуки ([у], [о], [а] и т.д.), а ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [а]. Аналогично продолжается работа на материале согласных звуков.
Шестой этап предполагает игры и упражнения, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза. На этом этапе важно соблюдать определенную последовательность. Сначала необходимо сформировать навык определения наличия заданного звука в слове. Затем следует учить ребёнка определять первый и последний звук в слове, а также определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). И только после этого можно переходить к формированию более сложных форм фонематического анализа и синтеза таких, как: определение последовательности и количества звуков в слове, а также определение места заданного звука по отношению к другим звукам в слове.
Таким образом, при работе в данном направлении необходимо следовать принципам последовательности и «от простого к сложному», а также предлагать ребёнку задания в игровой форме, благодаря чему повышается интерес к учебной деятельности.
В норме дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей развития артикуляционной моторики они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом дети хорошо слышат звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Ребёнок способен проводить различие между правильным и неправильным произношением, но не всегда может правильно произнести то или иное слово. В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия. К этому возрасту у них должны правильно формироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. У детей же с недостаточно развитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы. Для таких детей слова с такими фонемами звучат одинаково, например: точка – дочка, коса – коза, почка – бочка, лиса (животное) – леса (мн. число слова «лес»). Словарь ребёнка с недостаточно развитым фонематическим восприятием не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи, так как многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Также у детей с недостаточно развитым фонематическим восприятием нарушаются процессы формирования навыков звукового анализа и синтеза, что приводит ещё и к нарушению слоговой структуры слова, а в дальнейшем к нарушениям процессов письма и чтения. Так речь ребёнка постепенно начинает отставать от возрастной нормы.
Одной из важнейших задач обучения ребёнка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определенный уровень развития фонематических процессов.
Организация процесса формирования фонематического слуха и восприятия должна носить комплексный характер с участием специалистов различного профиля: учителей - логопедов, педагогов – дефектологов, педагогов – психологов, воспитателей и других педагогов и специалистов образовательной организации. Это является важной предпосылкой формирования грамотности у дошкольника.