СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модели эффективной социализации детей с овз посредством хореографии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модели эффективной социализации детей с овз посредством хореографии»

МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

ПОСРЕДСТВОМ ХОРЕОГРАФИИ

Шустова Е. А.1

 Шустова Елена Александровна– педагог дополнительного образования, хореограф I квалификационной категории,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида» для слепых и слабовидящих детей, г. Улан-Удэ


Аннотация: в статье анализируются модели эффективной социализации детей с ОВЗ по зрению посредством хореографии.

Ключевые слова: хореография, танец, терапия, дети с ОВЗ.



Сегодня в мире свыше 500 миллионов человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. В России более 1 миллиона - дети. Причем за последние 50 лет увеличивается число детей - инвалидов по зрению. Детям свойственна фрагментарность, многоступенчатость восприятия, у них нарушена целостность представлений об окружающем мире и т. д. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями интериоризируются, переходят во внутренний план. Для детей с ОВЗ школьного возраста разработана система занятий по хореографии.

Хореография - искусство танца. Танец сочетает в себе физическую, психическую и эстетическую деятельность. Танец используется в современной терапии. Движения танца являются своеобразным средством коммуникации [4, с. 250].

Танцевально-двигательная терапия - это междисциплинарная область: она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, ее питают многие другие области знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д. Существует ряд различных методик применения танцетерапии. Это, например, эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудолфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота [3, с. 58].

Современная танцевальная терапия направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности человека. Наибольшую эффективность показывает групповая танцевальная терапия. Таким образом, танец является психологическим процессом, в ходе которого педагог использует танец, как форму самовыражения и невербального общения в специально созданных группах с целью развития личности и системы отношений. У детей с ОВЗ, такие занятия вырабатывают более позитивный образ собственного тела, что поможет поднять самооценку, а это немаловажный фактор, когда речь идет о детях с ОВЗ, в связи с тем, что у них развито чувство отчуждения собственного тела. Эта методика позволяет лучше осознавать собственное тело и возможности его использования [1, с. 67].

Значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека, происходит снятие накопившихся стрессов. Особое внимание направлено на работу с классом эмоциональных состояний, так как гармонизация именно этого класса психических состояний является залогом высокой устойчивости психики человека [2, с. 45].

Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения, развивает подвижность и укрепляет силы, как на физическом, так и на психологическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое. Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное так и физическое, и соответственно меняется характер движений [5, с. 326].



Список литературы



  1. Бебик, М. А. Использование танце - двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. – Москва : МГУ, 1997. – 100 с.

  2. Гельниц, Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку / Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф // Психогигиена детей. – Москва : Медицина, 1995. - С. 186-208.

  3. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 284, [1] с.

  4. Лабунская, В. А. Введение в психологию невербального поведения. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2004 – 415 с.

  5. Рудестам, К. Групповая психотерапия. – Москва: Прогресс, 2005 – 478 с.

1