Элементы модели помощи детям раннего возраста
Последнее десятилетие характеризуется на территории РФ увеличением числа детей с нарушением здоровья, численность детей-инвалидов возросла на 9,2% и составила более 540.0 тыс. человек. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы
- Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
Периодизация развития детей младенческого и раннего возраста
Возраст ребенка Сроки жизни
Новорожденный Первый месяц
Грудной возраст 1 месяц – год
Раннее детство 1 – 3 года
Зарубежные модели ранней помощи
Модели социольно
педагогического
напрвления
Модели психо
терапевтического
направления
Семейно-
центрированные
программы ранней
помощи
Ранняя помощь (раннее вмешательство )
Ранняя помощь (раннее вмешательство) –
это технология оказания помощи и поддержки детям раннего возраста с нарушениями в развитии (врождённые пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения, инвалидность) или с высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе.
Само понятие «ранняя помощь» подразумевает, что она предоставляется
на самых ранних этапах развития ребенка возраста 0-3 года,
Задачи ранней помощи детям
1 . Максимально раннее выявление
детей с проблемами развития натерритории муниципального образования.
2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья иразвития ребенка, психолого-педагогических способностей ивозможностей родителей, других членов семьи.
3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.
4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.
5. Обеспечение преемственности между СРП и учреждениями здравоохранения и образования
Модель семейно- центрированнной программы раннего вмешательства
Семейно центрированные программы раннего вмешательства ориентированы на организацию первичного социального окружения ребенка и на взаимодействие матери и ребенка .
- Обеспечение информацией
- Поддержка и выработка рекомендаций
- Включение в программы образования или обучения
- Помощь в организации взаимодействия родителей и ребенка
- Помощь в использовании возможностей других организаций
Служба ранней помощи (С-Петербург Р.Ж. Мухамедрахимов 1992г.)
Принципы службы ранней помощи:
- Семейно – центрированность
- Междисциплинарность
- Партнерство
- Открытость
- Конфиденциальность
- Уважение к личности
Задачи :
- Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи
- Определение сильных и слабых сторон ребенка
- Ранняя помощь ребенку в семье
- Перевод ребенка и семьи в другие структуры
- Информирование родителей, общества и др. о работе программы РП, ее целях, задачах
-
Стратегия комплексного подхода к проблеме диагностики и ранней коррекционной помощи
-обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;
– расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;
– целенаправленное наблюдение за темпом физического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра, логопеда, психолога;
– создание «команды» специалистов для выявления характера отклонений;
– организация «центров детства» в целях ранней диагностики и ранней коррекции отклоняющегося развития с опорой на медико-психолого-педагогическую работу с проблемным ребенком и оказание психолого-педагогической поддержки родителям;
– ранее начало систематической коррекционной работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при специализированных дошкольных учреждениях;
– целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.
Модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии
( ИКП РАО Н. Н. Малофеев,Е. А. Стребелева, Ю.А. Разенкова и др. )
- 1-й блок – скрининговое обследование детей первого года жизни, проводимое в роддоме. В выписке отмечается фактор риска. Основная цель – выявление всех детей группы риска.
- 2-й блок – дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах, больницах. Основная цель – определение структуры дефекта, вида специальной коррекционной помощи.
- 3-й блок – медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.
- 4-й блок – подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.
Концепции «Раннего вмешательства» (Н. Н. Малофеев):
-
Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.
– Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.
– Обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых лет жизни ребенка.
– Расширение временных границ специального образования: нижняя граница – первые месяцы жизни.
– Наличие специализированного стандарта образования, определяющего, наряду с академическими достижениями, уровень жизненной компетенции ребенка.
– Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка.
– Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды и др.
Для реализации поставленных задач необходимо создание нового структурного элемента – службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии (Н. Н. Малофеев), для оказания помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка.
Модель помощи детям с выраженными отклонениями в развитии. (Л. И. Растягайловой, З. М. Дунаевой )
восемь этапов :
– первый этап – детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех адаптивных параметров ребенка в паспорте новорожденного;
– второй этап – подробное изложение в истории диагностических и коррекционных мероприятий с ребенком с особенностями развития в период младенчества (до 1 года), выявление детей группы риска;
– третий этап – дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы с детьми от одного года до трех лет в условиях соответствующего детского учреждения;
– четвертый этап – выделение ведущих отклонений в развитии ребенка после трех лет с целью их компенсации и подготовки ребенка к школьному обучению;
– пятый этап – дифференциально-диагностическая и психолого-медико-педагогическая работа с целью подбора адекватной формы обучения;
– шестой этап – выявление детей с трудностями школьной адаптации; корректировка программы и условий обучения и воспитания дезадаптированных школьников с максимальным учетом индивидуальных особенностей;
– седьмой этап – ранняя (с 12–13 лет) профессиональная ориентация и соответствующая подготовка в профессиональных школах к трудовой и жизненной адаптации подростков;
– восьмой этап – социальная опека подростков с отклонениями в развитии работниками социальных служб при муниципалитетах, период начальной трудовой адаптации (получение доступной квалификации и внедрение в трудовой коллектив).
На всех этапах должно осуществляться комплексное взаимодействие специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и социальных работников. (Л. И. Растягайлова, З. М. Дунаева).
Принципы семейной абилитационной работы (Л. М. Кобрина ).
- 1. Принцип комплексного подхода в организации семейной абилитационной работы. предполагает совокупность мероприятий медико-психолого-педагогического комплекса в разном сочетании мер, направленных на оказание помощи профилактического, лечебного, коррекционного характера ребенку первого года жизни с отклонениями в развитии.).
- 2. Деятельностный принцип семейной абилитационной работы подразумевает комплексное развитие ребенка в процессе его совместной деятельности с окружающими взрослыми.. организацию работы родителей в семье, имеющей ребенка первого года жизни с отклонениями в развитии, совместно с детскими неврологами, врачами-неонатологами, участковыми педиатрами, оториноларингологами и специальными педагогами и психологами.
- 3. Принцип этапности абилитационной работы, суть которого заключается в выделении нескольких этапов семейной абилитационой работы с детьми, каждый из которых имеет свои задачи, принципы и содержание.
Этапы комплексной абилитационной работы:
- 1) предварительный этап – установление связей с родильными домами, женскими консультациями, детскими поликлиниками;
- 2) установление связей с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии;
- 3) организационный этап – выявление детей первого года жизни, имеющих отклонения в развитии;
- 4) изучение особенностей формирования психофизических функций детей первого года жизни с отклонениями в развитии;
- 5) организация ранней семейной абилитационной работы с детьми первого года жизни с отклонениями в развитии.
Модели леготеки
По В.Мишурковой
Подбор игрушек и игровая стимуляция проводятся родителями по рекомендации врача
+ обозначена функция обеспечения игрушками
- нет участия педагогов
По Р.Ж. Мухамедрахимову
Процесс обследования и коррекции развития ребенка осуществляется специолистами на основе семейно-центрированного подхода в помещении леготеки
+ работают специалисты
- недостаточно выражена функция обеспечения игрушками
Казахстанская модель леготеки
Подбор игрушек осуществляется специалистами с участием леготекаря
Применение игрушек является дидактическим условием обследования и коррекции
Единство подбора и применения игрушек обусловливает роль леготеки
Леготека- библиотека игрушек,форма обеспечения коррекционно-развивающего обучения детей с ОВ стимулирующими игрушками