СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модели ранней помощи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о моделях оказания помощи детям раннего возраста.

Просмотр содержимого документа
«Модели ранней помощи»

Элементы модели помощи детям раннего возраста

Элементы модели помощи детям раннего возраста

 Последнее десятилетие характеризуется на территории РФ увеличением числа детей с нарушением здоровья, численность детей-инвалидов возросла на 9,2% и составила более 540.0 тыс. человек. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Последнее десятилетие характеризуется на территории РФ увеличением числа детей с нарушением здоровья, численность детей-инвалидов возросла на 9,2% и составила более 540.0 тыс. человек. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы

  • Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
 Периодизация развития детей младенческого и раннего возраста   Возраст ребенка Сроки жизни Новорожденный Первый месяц Грудной возраст 1 месяц – год Раннее детство 1 – 3 года

Периодизация развития детей младенческого и раннего возраста

Возраст ребенка Сроки жизни

Новорожденный Первый месяц

Грудной возраст 1 месяц – год

Раннее детство 1 – 3 года

Зарубежные модели ранней помощи Модели социольно педагогического напрвления Модели психо терапевтического направления Семейно- центрированные программы ранней  помощи

Зарубежные модели ранней помощи

Модели социольно

педагогического

напрвления

Модели психо

терапевтического

направления

Семейно-

центрированные

программы ранней

помощи

Ранняя помощь  (раннее вмешательство ) Ранняя помощь (раннее вмешательство) –  это технология оказания помощи и поддержки детям раннего возраста с нарушениями в развитии (врождённые пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения, инвалидность) или с высокой степенью риска появления нарушений  для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе. Само понятие «ранняя помощь» подразумевает, что она предоставляется  на самых ранних этапах развития ребенка возраста 0-3 года,

Ранняя помощь (раннее вмешательство )

Ранняя помощь (раннее вмешательство) –

это технология оказания помощи и поддержки детям раннего возраста с нарушениями в развитии (врождённые пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения, инвалидность) или с высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе.

Само понятие «ранняя помощь» подразумевает, что она предоставляется

на самых ранних этапах развития ребенка возраста 0-3 года,

Задачи ранней помощи детям  1 . Максимально раннее выявление  детей с проблемами развития натерритории муниципального образования. 2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья иразвития ребенка, психолого-педагогических способностей ивозможностей родителей, других членов семьи. 3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции. 4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи. 5. Обеспечение преемственности между СРП и учреждениями здравоохранения и образования

Задачи ранней помощи детям

1 . Максимально раннее выявление

детей с проблемами развития натерритории муниципального образования.

2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья иразвития ребенка, психолого-педагогических способностей ивозможностей родителей, других членов семьи.

3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.

4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.

5. Обеспечение преемственности между СРП и учреждениями здравоохранения и образования

Модель семейно- центрированнной программы раннего вмешательства  Семейно центрированные программы раннего вмешательства ориентированы на организацию первичного социального окружения ребенка и на взаимодействие матери и ребенка . Обеспечение информацией Поддержка и выработка рекомендаций Включение в программы образования или обучения Помощь в организации взаимодействия родителей и ребенка Помощь в использовании возможностей других организаций

Модель семейно- центрированнной программы раннего вмешательства

Семейно центрированные программы раннего вмешательства ориентированы на организацию первичного социального окружения ребенка и на взаимодействие матери и ребенка .

  • Обеспечение информацией
  • Поддержка и выработка рекомендаций
  • Включение в программы образования или обучения
  • Помощь в организации взаимодействия родителей и ребенка
  • Помощь в использовании возможностей других организаций
Служба ранней помощи   (С-Петербург Р.Ж. Мухамедрахимов 1992г.)  Принципы службы ранней помощи: Семейно – центрированность Междисциплинарность Партнерство Открытость Конфиденциальность Уважение к личности Задачи : Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи Определение сильных и слабых сторон ребенка Ранняя помощь ребенку в семье Перевод ребенка и семьи в другие структуры Информирование родителей, общества и др. о работе программы РП, ее целях, задачах

Служба ранней помощи (С-Петербург Р.Ж. Мухамедрахимов 1992г.)

Принципы службы ранней помощи:

  • Семейно – центрированность
  • Междисциплинарность
  • Партнерство
  • Открытость
  • Конфиденциальность
  • Уважение к личности

Задачи :

  • Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи
  • Определение сильных и слабых сторон ребенка
  • Ранняя помощь ребенку в семье
  • Перевод ребенка и семьи в другие структуры
  • Информирование родителей, общества и др. о работе программы РП, ее целях, задачах

-

Стратегия комплексного подхода к проблеме диагностики и ранней коррекционной помощи

-обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;

–  расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

–  целенаправленное наблюдение за темпом физического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра, логопеда, психолога;

–  создание «команды» специалистов для выявления характера отклонений;

–  организация «центров детства» в целях ранней диагностики и ранней коррекции отклоняющегося развития с опорой на медико-психолого-педагогическую работу с проблемным ребенком и оказание психолого-педагогической поддержки родителям;

–  ранее начало систематической коррекционной работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при специализированных дошкольных учреждениях;

–  целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии

( ИКП РАО Н. Н. Малофеев,Е. А. Стребелева, Ю.А. Разенкова и др. )

  • 1-й блок – скрининговое обследование детей первого года жизни, проводимое в роддоме. В выписке отмечается фактор риска. Основная цель – выявление всех детей группы риска.
  • 2-й блок – дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах, больницах. Основная цель – определение структуры дефекта, вида специальной коррекционной помощи.
  • 3-й блок – медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.
  • 4-й блок – подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

Концепции «Раннего вмешательства» (Н. Н. Малофеев):

-

Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.

–  Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.

–  Обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых лет жизни ребенка.

–  Расширение временных границ специального образования: нижняя граница – первые месяцы жизни.

–  Наличие специализированного стандарта образования, определяющего, наряду с академическими достижениями, уровень жизненной компетенции ребенка.

–  Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка.

–  Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды и др.

Для реализации поставленных задач необходимо создание нового структурного элемента – службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии (Н. Н. Малофеев), для оказания помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка.

Модель помощи детям с выраженными отклонениями в развитии. (Л. И. Растягайловой, З. М. Дунаевой )

восемь этапов :

–  первый этап – детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех адаптивных параметров ребенка в паспорте новорожденного;

–  второй этап – подробное изложение в истории диагностических и коррекционных мероприятий с ребенком с особенностями развития в период младенчества (до 1 года), выявление детей группы риска;

–  третий этап – дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы с детьми от одного года до трех лет в условиях соответствующего детского учреждения;

–  четвертый этап – выделение ведущих отклонений в развитии ребенка после трех лет с целью их компенсации и подготовки ребенка к школьному обучению;

–  пятый этап – дифференциально-диагностическая и психолого-медико-педагогическая работа с целью подбора адекватной формы обучения;

–  шестой этап – выявление детей с трудностями школьной адаптации; корректировка программы и условий обучения и воспитания дезадаптированных школьников с максимальным учетом индивидуальных особенностей;

–  седьмой этап – ранняя (с 12–13 лет) профессиональная ориентация и соответствующая подготовка в профессиональных школах к трудовой и жизненной адаптации подростков;

–  восьмой этап – социальная опека подростков с отклонениями в развитии работниками социальных служб при муниципалитетах, период начальной трудовой адаптации (получение доступной квалификации и внедрение в трудовой коллектив).

На всех этапах должно осуществляться комплексное взаимодействие специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и социальных работников. (Л. И. Растягайлова, З. М. Дунаева).

Принципы семейной абилитационной работы (Л. М. Кобрина ).

  • 1. Принцип комплексного подхода в организации семейной абилитационной работы. предполагает совокупность мероприятий медико-психолого-педагогического комплекса в разном сочетании мер, направленных на оказание помощи профилактического, лечебного, коррекционного характера ребенку первого года жизни с отклонениями в развитии.).
  • 2. Деятельностный принцип семейной абилитационной работы подразумевает комплексное развитие ребенка в процессе его совместной деятельности с окружающими взрослыми.. организацию работы родителей в семье, имеющей ребенка первого года жизни с отклонениями в развитии, совместно с детскими неврологами, врачами-неонатологами, участковыми педиатрами, оториноларингологами и специальными педагогами и психологами.
  • 3. Принцип этапности абилитационной работы, суть которого заключается в выделении нескольких этапов семейной абилитационой работы с детьми, каждый из которых имеет свои задачи, принципы и содержание.

Этапы комплексной абилитационной работы:

  • 1) предварительный этап – установление связей с родильными домами, женскими консультациями, детскими поликлиниками;
  • 2) установление связей с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии;
  • 3) организационный этап – выявление детей первого года жизни, имеющих отклонения в развитии;
  • 4) изучение особенностей формирования психофизических функций детей первого года жизни с отклонениями в развитии;
  • 5) организация ранней семейной абилитационной работы с детьми первого года жизни с отклонениями в развитии.
Модели леготеки По В.Мишурковой Подбор игрушек и игровая стимуляция проводятся родителями по рекомендации врача + обозначена функция обеспечения игрушками - нет участия педагогов По Р.Ж. Мухамедрахимову Процесс обследования и коррекции развития ребенка осуществляется специолистами на основе семейно-центрированного подхода в помещении леготеки + работают специалисты - недостаточно выражена функция обеспечения игрушками Казахстанская модель леготеки Подбор игрушек осуществляется специалистами с участием леготекаря Применение игрушек является дидактическим условием обследования и коррекции Единство подбора и применения игрушек обусловливает роль леготеки Леготека- библиотека игрушек,форма обеспечения коррекционно-развивающего обучения детей с ОВ стимулирующими игрушками

Модели леготеки

По В.Мишурковой

Подбор игрушек и игровая стимуляция проводятся родителями по рекомендации врача

+ обозначена функция обеспечения игрушками

- нет участия педагогов

По Р.Ж. Мухамедрахимову

Процесс обследования и коррекции развития ребенка осуществляется специолистами на основе семейно-центрированного подхода в помещении леготеки

+ работают специалисты

- недостаточно выражена функция обеспечения игрушками

Казахстанская модель леготеки

Подбор игрушек осуществляется специалистами с участием леготекаря

Применение игрушек является дидактическим условием обследования и коррекции

Единство подбора и применения игрушек обусловливает роль леготеки

Леготека- библиотека игрушек,форма обеспечения коррекционно-развивающего обучения детей с ОВ стимулирующими игрушками

Спасибо за внимание
  • Спасибо за внимание