СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование ассоциативно-смыслового поля художественного поэтического текста (на примере стихотворения Р. Киплинга "Литания влюблённых")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержатся основные тезисы мастер-класса, а также рассматривается моделирование как технология анализа лирического произведения.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование ассоциативно-смыслового поля художественного поэтического текста (на примере стихотворения Р. Киплинга "Литания влюблённых")»

Тезисы мастер-класса

Моделирование ассоциативно-смыслового поля художественного поэтического текста

А. В. Акинина



Проблема интерпретации художественного текста является на сегодняшний день актуальной. Как научить читателя самостоятельно справляться с интерпретацией художественного поэтического произведения? А. В. Матюшкин отмечает:

«Анализировать можно только то, что воспринимаешь и понимаешь хотя бы на минимальном уровне, а интерпретация как раз и объединяет в себе восприятие, понимание и объяснение. Строго говоря, интерпретация (от латинского слова interpretatio — посредничество) — это объяснение, истолкование, раскрытие смысла».[1] В связи с этим возникла необходимость найти такой метод, который бы помог правильно понять и объяснить смысл художественного текста.

Цель мастер-класса - продемонстрировать положительный опыт использования метода моделирования текстовых ассоциативно-смысловых полей поэтического текста на примере стихотворения Р. Киплинга «Литания влюблённых».

Стихотворение имеет несколько переводов на русский язык. Выбран был перевод Василия Битаки, поскольку он ближе по смыслу и строению к оригиналу.

В своём мастер – классе я предлагаю рассматривать ассоциативное поле как потенциальный текст, своеобразный набор ключевых слов, вербализующий фрагмент концептуальной картины мира. [2]

Текстовое ассоциативно-смысловое поле является эффективным инструментом для реконструкции художественного концепта.[3]

Метод моделирования ассоциативно-смыслового поля предполагает:

1. Выделение ключевых слов.

2. Ключевые слова подвергаются проверке.

- семантическая связь с другими словами текста (повторы слов, их дериватов, а также лексико-семантических вариантов и сем, их составляющих).

- семантическая емкость (которой слово может наделяться в контексте и которая позволяет выстраивать связи между ключевым словом и лексемами, составляющими ассоциативное поле ключевого слова).

- идейная значимость (ключевые слова являются номинатами текстовых концептов).

3. Моделирование ассоциативного поля. [4]



На предтекстовом этапе предполагается работа с заголовком, рассматривается определение понятия «литания», а также изучается история создания стихотворения.

В процессе вторичного прочтения происходит понимание и осмысление текста, выделение концепта «Любовь». Фраза «Любим? Значит навсегда» повторяется несколько раз, поэтому в качестве ключевого понятия выступает именно любовь. Рассматривается смысл понятия «любовь» в культурологическом смысле, затем этот смысл соотносится с авторской трактовкой понятия. Рядом с ключевым понятием предстает еще несколько, которые также формируют вокруг себя ассоциативно-смысловые поля: «серые глаза», синие глаза», «карие глаза», «черные глаза». В результате моделирования ассоциативно-смысловых полей выстраивается целая сеть ассоциаций и смыслов, художественная картина мира автора.

На основе модели художественного мира стихотворения можно сформулировать несколько выводов и попытаться объяснить смысл текста. В первой строфе лирический герой вспоминает синие глаза, и перед ним предстает картина серого мокрого причала, прощанья. Пароход, уходящий вдаль, как символ уходящей юности, веры и надежды. Черные глаза – глаза страсти, южной тропической ночи. Синие глаза – глаза лёгкости, слышится звучание вальса, искренность признанья. Карие глаза ассоциируются со степью, по которой скачут кони, и сердца их бьются в унисон.

В результате моделирования ассоциативно-смыслового поля текстовое пространство предстает как сложно организованная сеть ассоциатов, в образовании которой участвуют ассоциативно-смысловые поля ключевых слов, значимые для познавательной деятельности адресата.







Список используемой литературы.

1. Проблемы интерпретации литературного художественного текста : учебное пособие / А. В. Матюшкин; Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ». — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007. — 190 с.

2. Чурилина Л.Н. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

3. Болотнова, Н.С.Филологический анализ текста/Н. С. Болотнова.-Томск, 2003.

4. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка.-М.: Русский язык, 1993.-330 с.

5. Болотнова Н. С. Об изучении ассоциативно-смысловых полей слов в художественном текста//Русистика: Лингвистическая парадигма конца 20 века:Сб. статей в честь С. Г. Ильенко/РГПУ им. А. И. Герцена; филол.ф-т СпбГУ., 1998.











Приложение 1.

Редьярд Киплинг

Молитва влюблённых

«The Lovers' Litany» («Литания влюбленных»)

Серые глаза… И вот —

Доски мокрого причала

Дождь ли? Слёзы ли? Прощанье.

И отходит пароход.

Нашей юности года

Вера и Надежда? Да —

Пой молитву всех влюблённых:

Любим? Значит навсегда!



Чёрные глаза… Молчи!

Шёпот у штурвала длится,

Пена вдоль бортов струится

В блеск тропической ночи.

Южный Крест прозрачней льда,

Снова падает звезда.

Вот молитва всех влюблённых:

Любим? Значит навсегда!

Карие глаза — простор,

Степьбок о бок мчатся кони,

И сердцам в старинном тоне

Вторит топот эхом гор

И натянута узда,

И в ушах звучит тогда

Вновь молитва всех влюблённых:

Любим? Значит навсегда!



Синие глаза… Холмы

Серебрятся лунным светом,

И дрожит индийским летом

Вальс, манящий в гущу тьмы.

— Офицеры… Мейбл… Когда?

Колдовствовиномолчанье,

Эта искренность признанья 

Любим? Значит навсегда!

Да… Но жизнь взглянула хмуро,

Сжальтесь надо мной: ведь вот —

Весь в долгах перед Амуром

Я — четырежды банкрот!

И моя ли в том вина?

Если б снова хоть одна

Улыбнулась благосклонно,

Я бы сорок раз тогда

Спел молитву всех влюблённых:

Любим? Значит навсегда!

(Перевод Василия Бетаки)