СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование фартука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Обучающая: ознакомить учащихся с последовательностью изготовления одежды от эскиза до готового изделия, с понятием “моделирование”, с видами моделирования”.  На примере фартука научить подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки, научить приемам технического моделирования фартука в М 1:4.

Развивающая: развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.

Воспитательная: воспитывать аккуратность и последовательность в работе.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование фартука»


Тема: Моделирование швейных изделий. Художественное оформление одежды с применением компьютерных технологий

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Обучающая: ознакомить учащихся с последовательностью изготовления одежды от эскиза до готового изделия, с понятием “моделирование”, с видами моделирования”. На примере фартука научить подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки, научить приемам технического моделирования фартука в М 1:4.

Развивающая: развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.

Воспитательная: воспитывать аккуратность и последовательность в работе.

Методы: словесный; наглядный; практическая работа под контролем учителя.

Межпредметные связи: ИЗО, история, МХК.

Оборудование и материалы: клей, ножницы, цветная бумага, карандаш, ластик.

План: 1.Повторение пройденной темы: история появления фартука и его назначение.

2. Процесс изготовления одежды и профессии.

3. Понятие моделирование.

4. Правила отделки изделия.

5. Виды отделки фартуков.

6. Практическая работа.

7. Вопросы для закрепления материала.

Ход урока

Организационный момент.

Изложение нового материала.

  1. Повторение пройденной темы: история появления фартука и его назначение.

История фартука

Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, и пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Эта часть одежды играла очень важную роль в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники.

Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии.

С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.

А так же известно, что в Древней Греции мужчины сначала тоже носили передник, повязанный вокруг бедер, а поверх его надевали хлену (большой шерстяной платок). Позже передник стали повязывать поверх хитона.

Передник был характерной принадлежностью мужской одежды и у этрусков. По виду он напоминал критский, однако его надевали поверх блузы с рукавами. А у римлян передник известен только как часть одежды у жрецов, солдат некоторых вспомогательных видов войск и гладиаторов.

Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. Он так же украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика XIV(1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был заимствован из церемониальной византийской одежды и для императора делался из шелковой парчи с узором, а для придворных – из гладкой, одноцветной материи, но затем освоился с новой для себя ролью модного аксессуара.

Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.

Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.

Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда – это халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.



(по слайдам 1-8)

2. Процесс изготовления одежды и профессии.

Изготовление одежды - одно из самых древних ремесел.

Процесс создания любого швейного изделия укладывается следующую схему-цепочку:

(слайд 10)


(слайд 11 - 12) Моделированием занимается художник-модельер. Он должен знать человеческую фигуру, ее пропорции и пластику, законы и правила гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.

(слайд 13) Художник – конструктор

воплощает идеи художника – модельера в чертежах и выкройках.

(слайд 14) Технолог

определяет способы изготовления изделия с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива.

(слайд 14) швея

Изготавливает изделие по технологическим картам



3. Понятие моделирование

Построенные чертежи изделий являются основой для изготовления различных моделей.

(слайд 15) Создание рисунка модели одежды называется художественным моделирование

Термин "моделирование" происходит от слова "мо­дель", то есть образец, создаваемый художниками, мо­дельерами, конструкторами.

Моделированиеэто процесс изменения чертежа вы­кройки в соответствии с выбранной моделью, изменение формы деталей и их художественного оформления.

Художественное моделирование - это эскиз.

Технологическое моделирование - перенос фасонных особенностей с рисунком на чертеж .

(слайд 16) При моделировании необходимо, что бы форма нагрудника, нижняя часть фартука и кармана сочетались. Т. е. Давайте совместно рассмотрим примеры сочетания форм в фартуке. Если верхний срез фартука имеет закругленные края, то карман тоже должен быть закруглен, а срез нагрудник может быть закругленным или остаться прямым.

(слайд 17)

А теперь вы самостоятельно попробуете создать фартук, ваша задача подобрать детали фартука таким образом, чтобы форма всех частей фартука сочеталось.

(слайд 18) 4. Правила отделки изделия

1. Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причем она должна совпадать с одной из красок ткани.

2. Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.

3. Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее ярким или белым, черным и серым цветом.

4. Бледные бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

. (слайд 19) 5. Виды отделки фартуков.

При моделировании одежды изменяют детали выкройки и подбирают различные отделки, но главное чтобы они сочетались. Своими руками можно выполнить веселые, забавные фартуки.

(слайд 20) Сейчас подберите детали по форме и отделке, рисунку ткани.

Отделкой могут служить вышивка, тесьма, кружево, аппликация, оборки и т. п.
Сшить предложенные модели фартуков совсем не сложно, выбрать приглянувшуюся модель фартука и приступить к подбору ткани. Очень важно, чтобы, ткань была ярких, сочных, насыщенных цветов,  которые сочетаются между собой.

(слайд 21) Посмотрите на слайд, на нем изображен цветовой круг. Лучше всего сочетание контрастные - это цвета которые противоположны на круге.

Сегодня вы будете выступать в роли художников- модельеров.

Моделируют фартук на основе построенного чертежа.

Чертеж фартука мы с вами строили на прошлом уроке.

6. Практическая работа

У вас на столе лежит: лист, шаблон выкройки в масштабе 1:4, цветные карандаши или фломастеры инструкционная карта на слайде , Т. к. не у всех получается нарисовать красивую , я вам в помощь дала фигурки (бумажные куколки).

Вам необходимо придумать эскиз фартука вы обводите шаблон фигуры на лист и рисуете на фигуре модель задуманную вами. затем вам необходимо радом обвести шаблон выкройки и нанести модельные линии.

На доске написан план работы.

  • Рассмотреть эскиз модели.

  • Обвести фигурку

  • Нарисовать на девочке одежду и фартук

  • Обвести основу выкройки, пользуясь шаблоном в масштабе 1 : 4

  • Нанести вспомогательные линии

  • Определить, на каких участках нужно изменить чертеж и нанести фасоны линии

  • Произвести  моделирование


Итак, приступаем к работе, старайтесь выполнить работу аккуратно и красиво. Если вы быстро справитесь с работой, то можно выполнить ещё одно моделирование по желанию, разработать свою новую и интересную модель.

А затем вы презентуете ее классу.

7. Вопросы для повторения:

  1. Что такое моделирование?

  2. Назовите виды моделирования?

  3. Назовите профессии людей которые занимаются созданием одежды?

4