Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей».
Верхнеуфалейский городской округ.
Подготовила: Гранкова О. Г.- педагог доп. образования.
Моделирование и ТРИЗ в развитии художественного творчества детей младшего школьного возраста.
Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач современной педагогики. В центре внимания --- ребёнок-исследователь, эксперементатор, «открывающий» отношения и связи окружающего мира.
В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению(выбору и конструированию) моделей. Цель моделирования --- обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность этого метода для младших школьников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Модель это символ,предмет-заместитель,схематичное изображение предмета с его характерными признаками.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д. Б.Элькониным, Л. А.Венгером, Н. А.Ветлугиной, Н. Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л. И. Цеханская, Ю. Ф. Гаркушина), в конструировании (М. Парамонова).
Модели условно делятся на три группы.
1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции.Все признаки предмета точно соответствуют объекту.
2. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Существенные признаки уложены в схему.
3. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений.Признаки изображены условно.
Виды моделей:
сенсорные,характеризующие цвет,форму,размер, фактуру поверхности предмета, количество, взаиморасположение и разновидность отдельных его частей;
понятийные, демонстрирующие существенные признаки определённой группы предметов,явлений.
Использование моделирования предполагает соблюдение следующих требований:
модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета;
модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребёнка;
модель должна быть доступной в повседневной жизни;
модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета или явления;
одновременно можно использовать модели только одного вида.
Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.
«Разноцветные мышки» (на дифференциацию цвета).
«Потерялся малыш»(на определение основных и составных цветов).
«Найди пару»(подбор цветного изображения по контуру или селуэту).
«Дорисуй половину предмета»(на симметрию).
Развивающие игры обеспечивают активизацию всех психических и познавательных процессов.С их помощью тренируются зрительная
память и внимание,совершенствуются технические навыки,
формируются сенсорные эталоны,развивается эмоциональная отзывчивость к искусству и красоте окружающего мира.
Примеры развивающих игр.
«Найди на картинке ошибки художника».
«Дорисуй детали к геометрической фигуре(или кляксе)».
«Найди в рисунке спрятавшиеся геометрические фигуры».
«Волшебный вентилятор».
«Далеко-близко».
«Разбитые блюдца».
При знакомстве детей с народным искусством и обучении декоративно-прикладной деятельности эффективны модели-алгоритмы.
Алгоритм «Последовательность изображения объекта».
Алгоритм «Последовательность изображения элементов декоративного орнамента, росписи».
Алгоритм «Последовательность рисования гжельских цветов».
При рассматривании картин разных жанров целесообразно также использовать модели.
Алгоритм «Последовательность создания композиции пейзажа(натюрморта)».
Алгоритм «Последовательность рассматривания картины».
Использование алгоритмов поможет детям овладеть способами работы в разных техниках.
Развить у детей творческое и логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание помогут методы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Девиз тризовцев: «Можно говорить всё!». И дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают.
Основой ТРИЗа является то, что все, без исключения, системы развиваются по объективным законам путём преодоления противоречий.Система --- это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Каждая система отличается от другой структурой, наличием свойств, присущих ей одной.
Многоэкранной схемой талантливого мышления Г.С.Альтшуллер назвал процесс, когда человек рассматривает для усовершенствования не только данную конкретную систему,но и составляющие её части (подсистемы) и системы, частью которой является наш предмет (надсистема).По мнению автора необходимо данную систему увидеть в прошлом и будущем. Как на мониторе, на этой схеме появляется как минимум девять экранов, а может быть и больше.
Игры с детьми по схеме талантливого мышления дают ребёнку умение видеть объект (систему) во всей его сложности, учитывать входящие в систему подсистемы и надсистемы, будущее и прошлое. Появляется возможность увидеть взаимосвязь элементов.Быстро представить и запомнить информацию из области изобразительного искусства можно при помощи «системного оператора». Можно использовать все девять клеток оператора или только среднюю параллель. На ней легко изобразить объект в прошлом, настоящем и будущем.
Ещё одним приёмом ТРИЗ, используемым на занятиях по изобразительной деятельности является «морфологическая дорожка». Их можно использовать при знакомстве со свойствами цвета или особенностями народных промыслов, а также видами пейзажей (натюрмортов).
Выявлено, что приёмы моделирования и ТРИЗ эффективны в обучении детей младшего школьного возраста изобразительной, в том числе декоративно-прикладной деятельности и способно активизировать процесс учения,содействуя при этом и овладению важными компонентами учебной деятельности.
Приложение.
Литература.
Алёхин А. Когда начинается художник. М. 1993.
Аллахвердова Н. Дети рисуют. М., 1990.
Ветлугина Н. Художественное творчество и ребёнок. М., 1987.
Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М, 1990.
Костерин Н. Учебное рисование. М., 1987.
Курочкина Н. Детям о книжной графике. СПб, 2000.
Курочкина Н. Знакомство с натюрмортом. СПб, 2000.
Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. СПб: «Детство-пресс», 2002.