СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана с необходимостью решения психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала. Не случайно в настоящее время в школьной практике все чаще используются различные модели обучения, ведь метод моделирования позволяет свести изучение сложного к простому, помогает детям "учиться активно", формирует универсальные учебные действия.  

Просмотр содержимого документа
«Моделирование на уроках в начальной школе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – Боровская средняя школа № 84 (МБОУ – Боровская СШ № 84)     Моделирование на уроках в начальной школе 16.02.19

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – Боровская средняя школа № 84 (МБОУ – Боровская СШ № 84)

Моделирование на уроках в начальной школе

16.02.19

 Актуальность  1. Роль моделирования  - способствует формированию обобщённых и теоретических знаний; - играет важную роль в развитии личности в целом; - является учебным действием и средством, без которого  невозможно полноценное обучение.  2. Возросшие требования стандарта второго поколения. 3. Низкий уровень математической подготовленности детей к школе. 16.02.19

Актуальность

1. Роль моделирования

- способствует формированию обобщённых и теоретических знаний;

- играет важную роль в развитии личности в целом;

- является учебным действием и средством, без которого

невозможно полноценное обучение.

2. Возросшие требования стандарта второго поколения. 3. Низкий уровень математической подготовленности детей к школе.

16.02.19

 Почему ученики допускают ошибки? трудности в представлении жизненной ситуации, отражённой в задаче; трудности в установлении отношений между величинами и зависимости между данными и искомыми; механическая манипуляция числами  16.02.19

Почему ученики допускают ошибки?

  • трудности в представлении жизненной ситуации, отражённой в задаче;
  • трудности в установлении отношений между величинами и зависимости между данными и искомыми;
  • механическая манипуляция числами

16.02.19

16.02.19

16.02.19

Этапы обучения моделированию

Этапы обучения моделированию

Этапы решения задачи Знаково-символическая модель Мысленная модель Словесная модель

Этапы решения задачи

Знаково-символическая модель

Мысленная модель

Словесная модель

Метод моделирования Психологическая сущность: – догматический способ учебной работы; – эвристический способ учебной работы; – исследовательский способ учебной работы – Приемы построения модели; – приемы преобразования модели; – приемы конкретизации модели

Метод моделирования

Психологическая

сущность:

– догматический

способ

учебной работы;

– эвристический

способ

учебной работы;

– исследовательский

способ

учебной работы

– Приемы

построения

модели;

– приемы

преобразования

модели;

– приемы

конкретизации

модели

Метод моделирования Технологическая сторона Приемы построения модели; приемы преобразования модели; приемы конкретизации модели Внутренняя  сторона Психологическая сущность:  Логическая сущность:  догматический аналитический; синтетический; индуктивный; дедуктивный; Аналитико - синтетический  способ учебной  работы; эвристический  способ учебной  работы; Исследовательс кий способ учебной работы Внешняя сторона Формы: изложение; беседа; самостоятельная работа 16.02.19

Метод моделирования

Технологическая

сторона

  • Приемы
  • построения
  • модели;
  • приемы
  • преобразования
  • модели;
  • приемы
  • конкретизации
  • модели

Внутренняя сторона

Психологическая

сущность:

Логическая

сущность:

  • догматический
  • аналитический;
  • синтетический;
  • индуктивный;
  • дедуктивный;
  • Аналитико -
  • синтетический

способ учебной

работы;

  • эвристический

способ учебной

работы;

  • Исследовательс кий способ учебной работы

Внешняя сторона

  • Формы:
  • изложение;
  • беседа; самостоятельная работа

16.02.19

16.02.19

16.02.19

Моделирование на уроках математики на подготовительном этапе 16.02.19

Моделирование на уроках математики на подготовительном этапе

16.02.19

Графические схемы В нашем доме 9 этажей, Это на 4 этажа больше, чем в соседнем. Сколько этажей в соседнем доме? Дети посадили у школы 6 лип и 4 березы. Сколько всего деревьев посадили дети у школы? 16.02.19

Графические схемы

В нашем доме 9 этажей, Это на 4 этажа больше, чем в соседнем. Сколько этажей в соседнем доме?

Дети посадили у школы 6 лип и 4 березы. Сколько всего деревьев посадили дети у школы?

16.02.19

Задания на выбор модели данной задаче На ветке сидело несколько птиц. После того как 5 птиц улетели, их осталось 9. Сколько птиц сидело на ветке? 16.02.19

Задания на выбор модели данной задаче

На ветке сидело несколько птиц. После того как 5 птиц улетели, их осталось 9. Сколько птиц сидело на ветке?

16.02.19

Модель схема  упражнения на подготовительном этапе

Модель схема упражнения на подготовительном этапе

Модель схема  упражнения на подготовительном этапе Б+М= A     2+3=    + Б=Ф     3+2= Ф-Б=     5-2= Ф- =     5-3=

Модель схема упражнения на подготовительном этапе

Б+М= A 2+3=

+ Б=Ф 3+2=

Ф-Б= 5-2=

Ф- = 5-3=

Модель схема  (упражнения на формирование умений сопоставлять схемы к условиям задач 5 5 2 ? ? ? 3 2 На ветке сидели 5 воробьев. 2 воробья улетели. Сколько воробьев осталось? (К данной задаче подберите верную схему, которая соответствует краткой записи условия.)

Модель схема (упражнения на формирование умений сопоставлять схемы к условиям задач

5

5

2

?

?

?

3

2

На ветке сидели 5 воробьев. 2 воробья улетели. Сколько воробьев осталось? (К данной задаче подберите верную схему, которая соответствует краткой записи условия.)

Простые задачи а=б+с А=б·с Разностное  сравнение Кратное  сравнение

Простые задачи

а=б+с

А=б·с

Разностное

сравнение

Кратное

сравнение

 Разностное сравнение   16.02.19

Разностное сравнение

16.02.19

16.02.19

16.02.19

С опорой на схемы составить условия двух задач 16.02.19

С опорой на схемы составить условия двух задач

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

 Игра со словами «Три С»   При решении уравнений модель дает возможность более полно увидеть отражение зависимостей между данным и искомыми величинами, помогает обобщить теоретические знания о компонентах арифметических действий . 16.02.19

Игра со словами «Три С»

При решении уравнений модель дает возможность более полно увидеть отражение зависимостей между данным и искомыми величинами, помогает обобщить теоретические знания о компонентах арифметических действий .

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

16.02.19

Модель - таблица 1 Расстояние S 2 Скорость V Работа А 3 Время t Стоимость С 4 Производительность V Время t S=V·t Кол-во квартир в доме К Цена а Колличество n A=V·t Количество квартир на 1 этаже r C=a·n Количество этажей n K=r·n

Модель - таблица

1

Расстояние S

2

Скорость V

Работа А

3

Время t

Стоимость С

4

Производительность V

Время t

S=V·t

Кол-во квартир в доме К

Цена а

Колличество n

A=V·t

Количество квартир на 1 этаже r

C=a·n

Количество этажей n

K=r·n

Модель-рисунок Предметный рисунок    Схематический рисунок

Модель-рисунок

  • Предметный рисунок
  • Схематический рисунок

Русский язык а) слог – слияние. б) модель предложения. Во дворе бегает пес Тишка.

Русский язык

а) слог – слияние.

б) модель предложения.

Во дворе бегает пес Тишка.

 Разбор слова

Разбор слова

Моделирование на уроках литературного чтения Повествование Повесть Сказка Рассказ Много героев Несколько героев Волшебные герои Несколько событий Волшебные события Одно реальное событие

Моделирование на уроках литературного чтения

Повествование

Повесть

Сказка

Рассказ

Много героев

Несколько героев

Волшебные герои

Несколько событий

Волшебные события

Одно реальное событие

ПОПС - формула П – позиция: (В чем заключается твоя точка зрения?) Я считаю, что… О – обоснование: (Довод в поддержку твоей позиции) … потому что… П – пример: (Факты, иллюстрирующие твой довод.) Например,… С – следствие: (Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции) - … поэтому…

ПОПС - формула

П – позиция:

(В чем заключается твоя точка зрения?)

  • Я считаю, что…

О – обоснование:

(Довод в поддержку твоей позиции)

  • потому что…

П – пример:

(Факты, иллюстрирующие твой довод.)

  • Например,…

С – следствие:

(Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции)

- … поэтому…

Модель обложки  Фамилия автора  Тема и жанр (рассказ о животных) Заголовок    Модель обложки к рассказу Е.Чарушина «Волчишко». Фамилию автора заменим красным прямоугольником, заголовок – синим прямоугольником, а жанр и тематику обозначим коричневым кругом. 16.02.19

Модель обложки

Фамилия автора

Тема и жанр (рассказ о животных)

Заголовок

Модель обложки к рассказу Е.Чарушина «Волчишко». Фамилию автора заменим красным прямоугольником, заголовок – синим прямоугольником, а жанр и тематику обозначим коричневым кругом.

16.02.19

Эскизно-модельные планы   План к сказке В. Сутеева «Яблоко»:   16.02.19

Эскизно-модельные планы План к сказке В. Сутеева «Яблоко»:

16.02.19

Модельный схематический план               д Б К З В М Л 16.02.19

Модельный схематический план

 

 

 

 

 

 

 

д

Б

К

З

В

М

Л

16.02.19

маленький 6-7 лет     смелый   М     забавный честный добросовестный     смешной настоящий человек   16.02.19

маленький

6-7 лет

 

 

смелый

 

М

 

 

забавный

честный

добросовестный

 

 

смешной

настоящий человек

 

16.02.19

Характеристика мальчика из рассказа А. Пантелеева «Честное слово» 16.02.19

Характеристика мальчика из рассказа А. Пантелеева «Честное слово»

16.02.19

16.02.19

16.02.19

 Мой адрес   16.02.19

Мой адрес

16.02.19

Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву? Нарисуй этими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.   16.02.19

Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву? Нарисуй этими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.

16.02.19

 При использовании метода моделирования рекомендуется учесть: Начинать обучение приемом моделирования необходимо с первых уроков. Учитель должен владеть активными методами обучения и разными формами организации работы. Учитель должен уметь конструировать дидактический материал таким образом, чтобы ученик имел возможность выбирать личностно значимые способы(модели) учебной работы.

При использовании метода моделирования рекомендуется учесть:

  • Начинать обучение приемом моделирования необходимо с первых уроков.
  • Учитель должен владеть активными методами обучения и разными формами организации работы.
  • Учитель должен уметь конструировать дидактический материал таким образом, чтобы ученик имел возможность выбирать личностно значимые способы(модели) учебной работы.

 Спасибо за сотрудничество!   Жизнь есть театр, и люди в ней актеры  И кто сказал: Учитель не актер?  Актеры, сценаристы, режиссеры…  Наш с вами, сударь, беспредметен спор. Звенит звонок, терзая трелью нервы.  Один – не три: последний – он же первый,  И опоздавшие появятся… на сцене,  С беспечностью срывая представленье.  Звенит звонок сомнений и тревог –  Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!  У. Теккерей 16.02.19

Спасибо за сотрудничество!

Жизнь есть театр, и люди в ней актеры И кто сказал: Учитель не актер? Актеры, сценаристы, режиссеры… Наш с вами, сударь, беспредметен спор.

Звенит звонок, терзая трелью нервы. Один – не три: последний – он же первый, И опоздавшие появятся… на сцене, С беспечностью срывая представленье. Звенит звонок сомнений и тревог – Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!

У. Теккерей

16.02.19