Заседание районного методического объединения
учителей иностранного языка
Калачеевского района
Моделирование учебного занятия по иностранному языку с применением современных образовательных технологий
Учитель иностранного языка
МКОУ Новокриушанская СОШ
Харламова Л.Н.
март 2021
Характерной особенностью развития общества является возрастающее значение информации, которая становится его стратегическим ресурсом. Работа с информацией стала главным содержанием практически любого вида деятельности, в том числе и в сфере образования. В итоге потребность в учителях с высокой информационной культурой обострилась.
В таких условиях важна роль учителя иностранного языка компетентного, как в методической, так и информационной науках, способного смоделировать и организовать урок таким образом, чтобы учащиеся достигли запланированного уровня развития иноязычных навыков и умений.
Моделирование в педагогике понимается как построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте
Следующее направление моделирования – это образовательный двуединый процесс обучения и воспитания. Для того, чтобы соединить процессы обучения и воспитания, педагогу необходимо обратить внимание на организацию образовательного процесса, тем самым создать новую модель – модель оптимизации организации и управления образовательным процессом. Данные модели будут отличатся формами и методами взаимодействия субъектов образовательного процесса, технологиями разработки, представления, хранения и передачи образовательного контента, способами формирования и закрепления знаний и практических навыков обучаемых.
Применение в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий и, соответственно, Интернет-ресурсов позволяет формировать личность, способную конструктивно и творчески разрешать возникающие проблемы, совершенствовать свои знания в различных областях и адаптироваться к быстро меняющимся жизненным условиям. Моделируя урок, учитель становится «режиссёром» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают предметную учебную проблему (задачу).
Сущность структурно-композиционного моделирования урока иностранного языка заключается в использовании и интеграции новых методов, приемов и технологий обучения, способствующих самоорганизации обучающего, конструированию его собственной деятельности для достижения им же поставленных целей обучения, формированию универсальных учебных действий. Соответственно, модель построения урока иностранного языка представляет собой определенный набор, типичную последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения иноязычными навыками и умениями [19].
В методике обучения иностранному языку выделяют прогнозирование, моделирование, проектирование и конструирование в одну – планирование урока. Планирование урока – многогранная деятельность учителя, предполагающая составление им сценария урока, опору его деятельности или рабочий план урока, который будет носить субъективный характер, отпечаток его личности. В этом плане учитель прогнозирует свою деятельность в единстве с деятельностью учащихся, регулируя ее. Такое планирование необходимо учителю для эффективной реализации многообразных и сложных задач, решаемых на любом уроке, гарантирующих прогрессирующее усвоение учащимися иностранного языка, а также наиболее отчетливо раскрывающих его воспитательный, образовательный и развивающий потенциал.
Ориентиром-опорой для учителя в построении урока иностранного языка является технологическая карта, в которой он отображает его основные параметры, такие как этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
Определить формы контроля учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей.
В современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту. Все знания в современном уроке дети получают через деятельность, которую организует учитель.
Учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания иностранного языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения иностранному языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков использую следующие образовательные технологии учитывая возрастные особенности детей:
1Технология проектной деятельности.
3. Технология модельного обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)
4. Технология перспективно-опережающего обучения
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии
6. Технология системно - деятельностного подхода в обучении английскому языку.
8. Гуманно – личностная технология по Ш.А. Амонашвили.
9. Элементы развивающих технологий ( поисковая работа, решение проблемных ситуаций, исследовательская работа)
10. Технология личностно - ориентированного обучения
11. Технология интегрированного урока
12. Информационно- коммуникативные технологии.
13. Технология дифференцированного подхода в обучении
14. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
15. Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо учить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков. Создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.