Отдел образования, спорта и туризма Вороновского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
« Учебно-педагогический комплекс Заболотские ясли-сад-средняя школа»
Моделирование учителем ситуаций общения, стимулирующих учащихся к решению коммуникативных задач на учебных занятиях в условиях подготовки к проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования
(практический модуль с использованием примерных заданий по подготовке к выпускному экзамену по немецкому языку)
А.А. Суркант
учитель немецкого языка
2018
Выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проводится по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, и включает собеседование по содержанию прочитанного текста, собеседование по содержанию прослушанного текста и беседу по ситуации общения.
Вопросы для беседы по ситуации общения разрабатываются педагогическими работниками учреждения общего среднего образования и утверждаются его руководителем не позднее, чем за две недели до начала выпускного экзамена. При подготовке вопросов учитывается уровень изучения учебного предмета «Иностранный язык» на III ступени общего среднего образования. Требования к уровню овладения иностранным языком учащимися, изучающими иностранный язык на базовом уровне, отличаются от требований, предъявляемых к уровню овладения иностранным языком учащимися, изучающими иностранный язык на повышенном уровне, объемом продуктивного и рецептивного лексического и грамматического материала, степенью сложности решаемых коммуникативных задач.
При организации и проведении выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования следует руководствоваться:
• постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
• постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 74 «Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2017/2018 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования»;
• учебными программами:
При подготовке к экзамену также необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования (www.edu.gov.by).
Экзамен, на мой взгляд, сложный, но если ученик работает кропотливо и вдумчиво с первых лет обучения языку, всегда выполняет домашние задания, пытается понять и разобраться в том, что ему непонятно, то тогда экзамен не так уж и сложен! От такой кропотливой работы складывается у ученика прочный фундамент знаний по предмету.
Перед тем как начать подготовку к экзамену, мы с ребятами изучаем все требования досконально, предъявляемые к ним по каждому виду речевой деятельности, а также критерии оценивания заданий.
Итак, цели перед учащимся поставлены, критерии оценивания известны, и следующий этап нашей работы – это подготовка. Видов деятельности много, и если к экзамену готовить ученика, то, как практик, могу сказать, что урочного времени совсем не хватает, т.к. есть программа, которую учителю необходимо просто выполнять. Поэтому приходится изменять постановку заданий, данных в учебниках, подстраивать их под формат экзамена, чтобы у ученика вырабатывались навыки работы с этими заданиями, перестраивать процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой и учебно-познавательной, но мне кажется, что этого совсем недостаточно. Поэтому основная подготовка ученика проходит за рамками учебного времени.
На протяжении учебного года идёт подготовка к сдаче устного экзамена по немецкому языку:
1.Проверочные работы провожу по форме максимально приближенной к форме проведения экзамена (зачёт)
2.Использую парную работу, которая увеличивает время активной деятельности учащихся, в особенности устной диалогической и монологической речи.
3. Отрабатываю несколько фраз каждый урок.
4.Использую изучающее чтение.
5. Провожу аудирование на каждом уроке.
Работа с учащимися направлена на закрепление лексики, на выполнение лексико-грамматических заданий, на развитие речевых навыков учащихся.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОЙ БЕСЕДЕ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
1. Смотрите немецкие фильмы, мультфильмы c субтитрами. Просматривайте фильмы или фрагменты фильмов несколько раз.
2. Слушайте немецкие песни, смотрите видеоклипы. Даже фоновое прослушивание, в то время как вы заняты чем-то другим, поможет вам привыкнуть к ритму и звучанию немецкого языка.
3. Проговаривайте или продумывайте на немецком языке ваши ежедневные занятия. Выполняя работу по дому, составляйте предложения, которые описывают то, что вы в данный момент делаете. Это поможет вам привыкнуть думать на немецком языке.
4. Продумайте как можно больше лексических ситуаций, возможные вопросы и ответы на них. Заучивайте наизусть готовые фразы, тексты, комбинируйте их. Так вы сделаете свой ответ оригинальным и не растеряетесь в экстремальной ситуации.
5. Выучите список речевых формул, которые послужат связками между фразами:
Ich denke, …
Meiner Meinung nach …
Ich meine, …
Ich glaube, …
Ich bin (nicht) einverstanden, dass …
Mir scheint, dass …
Ich finde …
Zum Beispiel …
Einerseits …, andererseits …
6. Заучивайте как можно больше слов из одной категории (например, "животные", "транспорт" и т. д.). Это увеличит общий словарный запас и поможет легче запоминать новые слова.
7. Повторяйте грамматический материал, который поможет правильно оформить высказывание, вести разговор (порядок слов в вопросительном предложении, временные формы глагола, модальные глаголы, склонение существительных и прилагательных, порядок слов в сложноподчиненном предложении).
8. Разговаривайте с друзьями, зарубежными друзьями в чатах, социальных сетях на немецком языке.