СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделировка формы сложных предметов тоном

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Моделировка формы сложных предметов тоном"

Просмотр содержимого документа
«Моделировка формы сложных предметов тоном»

«Моделировка формы сложных предметов тоном»

«Моделировка формы сложных предметов тоном»

Перспектива дает возможность при изображении натуры передавать ее объемность. Для этого следует использовать специальную светотеневую моделировку . Чтобы уметь реалистично передавать объемность и форму изображаемого предмета, необходимо понимать не только его конструкцию, но и размещение его в пространстве по отношению к источнику света.

Перспектива дает возможность при изображении натуры передавать ее объемность. Для этого следует использовать специальную светотеневую моделировку . Чтобы уметь реалистично передавать объемность и форму изображаемого предмета, необходимо понимать не только его конструкцию, но и размещение его в пространстве по отношению к источнику света.

Задачи при тоновом решении натюрморта : 1. Подчеркнуть (выделить) передний план или композиционно-смысловой центр. 2. По мере удаления формы в глубину рисунка выполняется постепенное ослабление степени освещенности, активности лепки формы и меры проработанности светотени. 3. Проработать поверхности, несущие свет, и обобщить затененные поверхности. 4. Выдерживать тональный масштаб изображения.

Задачи при тоновом решении натюрморта :

1. Подчеркнуть (выделить) передний план или композиционно-смысловой центр.

2. По мере удаления формы в глубину рисунка выполняется постепенное ослабление степени освещенности, активности лепки формы и меры проработанности светотени.

3. Проработать поверхности, несущие свет, и обобщить затененные поверхности.

4. Выдерживать тональный масштаб изображения.

Предметы в натюрморте связаны между собой одинаковыми условиями освещения. Степень освещенности предмета, зависит от силы источника освещения и от угла падения светового луча. Так на освещенном предмете можно различить: Блик  - то место на освещенной части предмета, где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света);  Свет  - освещенная часть предмета; Полутень  - переход между светом и собственной тенью, или между тенью и рефлексом; Собственная тень  - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает ни прямой, ни отраженный свет;  Рефлекс  - то место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света; Падающая тень  - самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет

Предметы в натюрморте связаны между собой одинаковыми условиями освещения.

Степень освещенности предмета, зависит от силы источника освещения и от угла падения светового луча.

Так на освещенном предмете можно различить:

Блик  - то место на освещенной части предмета, где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света); 

Свет  - освещенная часть предмета;

Полутень  - переход между светом и собственной тенью, или между тенью и рефлексом;

Собственная тень  - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает ни прямой, ни отраженный свет; 

Рефлекс  - то место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света;

Падающая тень  - самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет

Бытовые предметы имеют еще и свой индивидуальный цвет и тон. Поэтому, рисуя их нужно сравнивать насколько один предмет темнее или светлее другого. Кроме этого, все предметы различны по материалу, из которого они сделаны. Работая тоном, нельзя забывать об этом. Например, нельзя изображать поверхность самовара и ткань, используя один и тот же технический прием. В первом случае штрих должен быть более четким и сплавленным, во втором - более свободным, фактурным. От правильного использования технических приемов зависит точность передачи материальности изображаемых предметов

Бытовые предметы имеют еще и свой индивидуальный цвет и тон. Поэтому, рисуя их нужно сравнивать насколько один предмет темнее или светлее другого. Кроме этого, все предметы различны по материалу, из которого они сделаны. Работая тоном, нельзя забывать об этом. Например, нельзя изображать поверхность самовара и ткань, используя один и тот же технический прием. В первом случае штрих должен быть более четким и сплавленным, во втором - более свободным, фактурным. От правильного использования технических приемов зависит точность передачи материальности изображаемых предметов

Передний план желательно прорисовывать более подробно, чем второй и третий, намечать конкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму. Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создает ощущение глубины, пространственности в рисунке.

Передний план желательно прорисовывать более подробно, чем второй и третий, намечать конкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму. Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создает ощущение глубины, пространственности в рисунке.

При работе тоном выявляется степень светлоты поверхности, формы предмета. В рисунке с помощью тона, который наносится на форму штриховкой, тушевкой создается форма объема изображаемого предмета. Впечатление глубины пространства передается, как и точным перспективным построением, так и включением светотени в рисунок. Светотень - плавные переходы светлого и темного, распределение цветов по степени яркости, создавая тем самым объем изображаемого предмета в световоздушной среде. Необходимо учитывать и направление линий штриховки, оно должно соответствовать направлению изображенных плоскостей в пространстве. А тон штриховки должен учитываться по мере удаление объектов вглубь.

При работе тоном выявляется степень светлоты поверхности, формы предмета.

В рисунке с помощью тона, который наносится на форму штриховкой, тушевкой создается форма объема изображаемого предмета.

Впечатление глубины пространства передается, как и точным перспективным построением, так и включением светотени в рисунок. Светотень - плавные переходы светлого и темного, распределение цветов по степени яркости, создавая тем самым объем изображаемого предмета в световоздушной среде.

Необходимо учитывать и направление линий штриховки, оно должно соответствовать направлению изображенных плоскостей в пространстве. А тон штриховки должен учитываться по мере удаление объектов вглубь.

Так, например, ослабление постепенного контраста предмета к фону определяет степень глубины, передает пространство. Контрастные насыщенные световые отношения характерны для первых планов, нюансные же характерны для последующих, дальних планов. Нюанс в рисунке - небольшое различие одного светотеневого тона. Плоская поверхность, равномерно заштрихованная в один тон, воспринимается, по аналогии однотонной, единой, не деформированной. Темные, насыщенные тона делают плоскость весомой, тяжелой. А легкие, светлые, ненасыщенные цвета придают ей легкость и воздушность. Тяжелые цвета зрительно уменьшают плоскую поверхность, легкие — увеличивают.

Так, например, ослабление постепенного контраста предмета к фону определяет степень глубины, передает пространство. Контрастные насыщенные световые отношения характерны для первых планов, нюансные же характерны для последующих, дальних планов. Нюанс в рисунке - небольшое различие одного светотеневого тона.

Плоская поверхность, равномерно заштрихованная в один тон, воспринимается, по аналогии однотонной, единой, не деформированной.

Темные, насыщенные тона делают плоскость весомой, тяжелой. А легкие, светлые, ненасыщенные цвета придают ей легкость и воздушность.

Тяжелые цвета зрительно уменьшают плоскую поверхность, легкие — увеличивают.

 Моделировка формы с помощью светотени начинается с теневой части каждого предмета. При этом собственная тень самовара темнее, чем теневая часть заварника. Это обусловлено материалом и цветом предметов. Самовар изготовлен из металла серого цвета, а заварник имеет белый окрас с легкой по тону теневой частью. С выявлением положение источника освещения, намечаются контуры падающих теней и штрихуются. Чем дальше от контура, тем светлее пространство в тени, за счёт отражённого света от предметов. Но это не означает, что в глубине тон тени светлее чем теневая часть самого предмета. Если тень падает на плоскость близко от предмета, то она будет более активна с явно выраженным контуром. 1. общая прокладка тоном

Моделировка формы с помощью светотени начинается с теневой части каждого предмета. При этом собственная тень самовара темнее, чем теневая часть заварника. Это обусловлено материалом и цветом предметов. Самовар изготовлен из металла серого цвета, а заварник имеет белый окрас с легкой по тону теневой частью.

С выявлением положение источника освещения, намечаются контуры падающих теней и штрихуются. Чем дальше от контура, тем светлее пространство в тени, за счёт отражённого света от предметов. Но это не означает, что в глубине тон тени светлее чем теневая часть самого предмета. Если тень падает на плоскость близко от предмета, то она будет более активна с явно выраженным контуром.

1. общая прокладка тоном

2. тоновая моделировка каждого предмета

А позади самовара падающая тень будет еле различима, т. к. плоскость на которую падает тень находится достаточно далеко от самовара. После того как общая форма каждого предмета выявлена с помощью светотени, нужно переходить к выявлению небольших форм предмета. Средняя часть самовара имеет ярко выраженные бороздки. Их нужно моделировать короткими штрихами. Эти бороздки находятся под различными углами к источнику освещения, поэтому интенсивность штриховки будет разная.

Постоянно нужно сравнивать тоновые соотношения предметов между собой - «Что светлее, что темнее?» Натюрморт помещён в определённую среду, в которой действует закон распространения света. При пересечении горизонтальной плоскости стола и дальней вертикальной плоскости, образуется воздушное пространство. В этом пространстве свет пассивен, поэтому лёгкой штриховкой необходимо пройтись по дальней вертикальной поверхности.

 

Тон штриховки на переднем плане должен плавно переходить в тон дальней части натюрморта. Единственной логической резкой тоновой активностью в драпировке будет на переднем плане, где пересекаются горизонтальная и вертикальная поверхности стола. Таким образом, выявляется воздушная перспектива в натюрморте. Передний план имеет резкие тоновые переходы, а дальний план находится в дымке, без резкой тоновой активности.

Самыми последними и важными элементами на данном этапе являются переломный момент и рефлекс. Переломный момент должен штриховаться по форме предмета или приближённым к ней. Это самый темный участок теневой части предмета. На самоваре переломный момент совпадает с расположением бороздок и активность тона сосредоточенна на самой выступающей его части, постепенно ослабевая вниз. Другим элементом выявляющий объемность формы является рефлекс. Рефлекс способствует закруглению формы на плоскости бумаги. Рефлекс-отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого. Рефлекс по силе тона темнее полутона.  Значение переломного момента и рефлекса очень велико при моделировке формы тоном. Без них предметы казались бы плоскими, не заворачивающими в пространстве. 3. выявление предметного момента и рефлекса

Самыми последними и важными элементами на данном этапе являются переломный момент и рефлекс. Переломный момент должен штриховаться по форме предмета или приближённым к ней. Это самый темный участок теневой части предмета. На самоваре переломный момент совпадает с расположением бороздок и активность тона сосредоточенна на самой выступающей его части, постепенно ослабевая вниз.

Другим элементом выявляющий объемность формы является рефлекс. Рефлекс способствует закруглению формы на плоскости бумаги. Рефлекс-отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого. Рефлекс по силе тона темнее полутона.

Значение переломного момента и рефлекса очень велико при моделировке формы тоном. Без них предметы казались бы плоскими, не заворачивающими в пространстве.

3. выявление предметного момента и рефлекса

Заключительный этап. Он предполагает процесс завершения рисунка. Здесь происходит обобщение рисунка. Художественная выразительность, цельность рисунка. Рисунок не должен быть «вялым» по тону, линия должна быть «живая», пластичная. Штриховка, является неотъемлемой частью художественной выразительности. Что касается цельности рисунка, на данном этапе необходимо обратить внимание на пространственную среду. Натюрморт должен находиться в одной среде - это и обеспечивает цельность рисунка. Рассмотренные четыре этапа работы над рисунком натюрморта вовсе не являются отдельными друг от друга, самостоятельными звеньями. Они составляют единый и неделимый процесс, каждый этап которого является логическим продолжением предыдущего. 4. создание световоздушной среды

Заключительный этап. Он предполагает процесс завершения рисунка.

Здесь происходит обобщение рисунка.

Художественная выразительность, цельность рисунка. Рисунок не должен быть «вялым» по тону, линия должна быть «живая», пластичная. Штриховка, является неотъемлемой частью художественной выразительности. Что касается цельности рисунка, на данном этапе необходимо обратить внимание на пространственную среду. Натюрморт должен находиться в одной среде - это и обеспечивает цельность рисунка. Рассмотренные четыре этапа работы над рисунком натюрморта вовсе не являются отдельными друг от друга, самостоятельными звеньями. Они составляют единый и неделимый процесс, каждый этап которого является логическим продолжением предыдущего.

4. создание световоздушной среды

Без этапа компоновки , например, трудно начинать построение формы - рисунок может получиться либо большим, либо очень маленьким. Без этапа конструктивного построение формы трудно переходить к ее проработке с помощью светотени, поскольку форма в этом случае может получиться отличной от той, которая в натуре. Затем нужно выделить светлые и темные места . Однако нужно писать не предмет отдельно, а пространство в целом как основную тему натюрморта. Подводя итоги всего процесса рисование важно запомнить  главные методы работы над рисунком: - двигаться необходимо от «простого к сложному» -рисунок должен соответствовать тезису от «общего к частному», а затем от «частного к общему».

Без этапа компоновки , например, трудно начинать построение формы - рисунок может получиться либо большим, либо очень маленьким.

Без этапа конструктивного построение формы трудно переходить к ее проработке с помощью светотени, поскольку форма в этом случае может получиться отличной от той, которая в натуре.

Затем нужно выделить светлые и темные места . Однако нужно писать не предмет отдельно, а пространство в целом как основную тему натюрморта. Подводя итоги всего процесса рисование важно запомнить

главные методы работы над рисунком:

- двигаться необходимо от «простого к сложному»

-рисунок должен соответствовать тезису от «общего к частному», а затем от «частного к общему».