МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО МЕТОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
MODERNIZATION OF THE INTEGRATIVE METHOD IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Л. М. КОРНАУХОВА,
преподаватель ОГСЭ дисциплин
высшей квалификационной категории
ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж», город Липецк
e-mail:[email protected]
Город: Липецк
В статье рассматривается интеграции в деятельности преподавателя как образовательная технология, которая предполагает решение задач по развитию необходимых социальных и профессиональных навыков у студентов. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения обучающегося, решение которого складывается из успешного применения методики рассматриваемой в данной статье.
Ключевые слова: интеграция, междисциплинарная связь, образовательный процесс, предметная область.
The article discusses the integration into the activities of the teacher as an educational technology, which involves solving the problems of developing the necessary social and professional skills of students. The subject disunity becomes one of the reasons for the fragmented worldview of the student, the solution of which consists of the successful application of the methodology considered in this article.
Key worlds:integration,interdisciplinary communication, educational process, subject area.
Комплекс многозадачности, разносторонности и одновременной целостной гармонизации присущ всем сферам современной жизни общества. Научные разработки на стыке двух областей знания, битехнологичность экономики, государственно-частный уклад управленческих решений, все это не может не накладывать отпечаток такую сферу как образование, а так же не действовать активизирующим аспектом реактивного развития метода соответствия современным технологиям как интеграция и междисциплинарность.
Сегодня практически не существует предметных областей в рамках которых невозможно применить процесс интеграции. К слову, уже сегодня существует такой вид спорта как «шахбокс»объединяющий в себе такие на первый взгляд полярные спортивные дисциплины как шахматы и бокс.Соревнования проходят в формате поединка между двумя соперниками в 11 раундов, но с той разницей от истоков выбранных спортивных видов, что раунд шахмат чередуется с последующим раундом бокса и так до победного окончания, а точнее выигрыша в абсолютном значении одного из соперников[4]. Данный пример из области спорта можно указать как подтверждение нескольких утверждений, не только о том, что боксеры сегодня это еще и хорошие шахматисты, а значит и весьма умные люди с хорошо развитым стратегическим мышлением, но если говорить о педагогическом аспекте, то:
- современное образование, одной из важнейших особенностей имеет в своей основе развитие гармоничной области как в интеллектуальном, психологическом, а так же и физиологическом плане;
-неожиданные сочетания предметных областей в образовательном процессе дают возможность достижения принципа синергии и результатов превышающих ожидаемого уровня в связи с объединяющей функцией положительных черт различных дисциплин.
Процесс интеграции пришел в образовательную среду из области точных наук и имеет достаточно молодую историю, которая развивалась совместно со всей педагогической наукой. В первой четверти ХХ века стали зарождаться базисные принципы интегративного подхода в образовании, а именно на основе трудовой школы, проблемно-комплексное обучение на основе межпредметной связи, данный формат можно считать дальним предком современной интеграции в образовании[2,c.112].
Во второй половине 20-го века стало возможно прослеживать четкие межпредметныесвязиразличных учебных дисциплин, которые сегодня считаются базисными для ряда профессий. Например, химия и биология для медиков, русский и литература для журналистов или математика и физика для будущих инженеров. Следует отметить, что в Советском образовании признанном одним из лучших в истории человечества отношение к интеграционному методу в образовании было исключительно положительным.
В конце 90-х годовпроисходит процесс интеграции различных подходов к обучению. На данный момент понятие «интеграция в образовании»переживает новый виток развития связанный с исключительными функциями присущими данному виду образовательной технологии и возможности отвечать всем существующим вызовам и требованиям к инновационному образованию.
Формат интеграции в образовательном процессе подразумевает следующие виды (рис.1) инструментария:
Интегрированный урок–урок, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам, рассматриваются многоплановые объекты, информация о сущности которых может содержаться в различных учебных дисциплинах
Интегрированный курс– чаще всего это отдельная научная дисциплина обладающая специфическим предметом и методом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, к примерудополнительные учебные дисциплины, кружки, подготовка и продленка, секции, курсы по выбору, но важно в комплексе и на качественно ином уровне [3, c.224].
Интегрированное внеурочное мероприятие- в данную категорию входят различные по уровню блоки внеурочного досуга, а именно экскурсии, викторины, конкурсы, проекты, интеллектуальные игры, главным фактором является межпредметная составляющая данного мероприятия.
Рисунок 1 – Виды интеграционных механизмов в образовательном процессе.
В рамках узконаправленного подхода к интеграции только в педагогическом процессе, можно сказать о следующих положительных чертах интеграции в образовании:
возможность педагогического результата на качественно новом уровне;
успешность в рамках снятия стрессовости и предметной перегрузки в рамках учебного процесса;
гибкость в формате построения образовательных территорий в соответствии с уровнем усвоения материала;
соответствие полученных знаний современному уровню представлений о мире;
реализация процесса формирования у обучающегося конфигуративного знания в рамках развития hard и softskills«универсальных образовательных действий», «методики постановки под вопрос»;
тренировочный процесс по скорости межполушарного взаимодействия, развития эмоционального интеллекта, а также профилактике синдрома «страха ошибки»[1, c.125];
стимул для педагога по поиску новых форм взаимодействия между дисциплинами, а так же между преподавателем и студентом;
повышение мотивации преподавателя к непрерывному профессиональному росту и развитию как специалиста в рамках своей предметной области, а так же остальных дисциплин.
На сегодня важнейшими преградами в применении данной методики в рамках образовательного процесса является существенная учебно-нормативная не разработанностьбазы в рамках применения данной технологии, компетентная несостоятельность ряда преподавателей, ограниченность в ресурсном обеспечении и поддержке со стороны администрации образовательного учреждения.
Формами снятия барьеров по внедрению интеграционного мероприятия в образовании являются выделенные нарисунке 2 элементы:
процесс самообразования со стороны педагога;
усиленная работа в данном направлении каждого из уровней методических отделов и объединений образовательной организации;
курсы, семинары и конкурсы по повышению профессионального педагогического мастерства и развитию профессиональных компетенций работников;
поддержка со стороны региональных органов управления образованием и просвещением руководства организации, настроенного на модернизационные форматы образовательного процесса.
Рисунок 2 - Направления по внедрению интеграционного мероприятия в образовательный процесс.
Для построения междисциплинарной интеграции, необходимо воспользоваться авторской матрицей представленной ниже в таблице 1.
При использовании данной матрицы необходимо провести выбор между горизонтальным и вертикальным перечнем предметных областей и на стыке данных дисциплин постараться вынести темы или блок общих дисциплин и выявить весьма неявные, но прочные связи. Чаще всего именно необычные сочетания предметов являются высокорезультативными, к примеру история и литература или физкультура и обществознание, но не стоит забывать и о совмещении давно близких к интеграции предметов, таких как биология и физкультура или литература и МХК, здесь тоже стоит ожидать весьма неожиданных тем для занятий.
Таблица 1. Матрица построения межпредметной интеграции в образовательном процессе
Дисциплина | Русский язык | Литература | Математика | География | Биология | История | Обществознание | Физкультура | ОБЖ | Ин.язык | МХК |
Русский язык | | | | | | | | | | | |
Литература | | | | | | | | | | | |
Математика | | | | | | | | | | | |
География | | | | | | | | | | | |
Биология | | | | | | | | | | | |
История | | | | | | | | | | | |
Обществознание | | | | | | | | | | | |
Физкультура | | | | | | | | | | | |
ОБЖ | | | | | | | | | | | |
Ин. Язык | | | | | | | | | | | |
МХК | | | | | | | | | | | |
Подводя итог хочется отметить, что метод интегративного обучения сегодня – это поле для роста, творчества и развития как педагога так и обучающихся, не стоит бояться неожиданных форматов и сочетаний применяя данную технологию в рамках организации и проведения как внеурочного мероприятия, для которого стоит отметить это более чем удачный выбор, нои приорганизации всего учебного процесса, ведь множество предметов необходимо воспринимать в комплексе, как для лучшего усвоения, так и для более высоких как образовательных, так и в будущем на профессиональном поприще.
Литература:
1.Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. Педагогика /Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2019. - 432 с.
2. Г.Г. Лысова, Т.А. Никифорова. Интеграционное изучение естественных дисциплин. - М.: Научное издание ДО ГОУ ВПО МГПУ, 2018. - 272 с.
3. И.П. Подласый.Педагогика - 3-е изд., пер. и доп.- М.:Юрайт, 2018. - 576 с.
4.Шахбокс. Википедия–свободная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахбоксдата обращения (14.04.2020)