Модернизм в литературе стал закономерным итогом развития художественного сознания и перехода от классического восприятия автором мира к модернистскому. Вместо создания собственного мира, предложения читателю готовых концепций, литература модернизма становится чистым отражением реальности или её полной противоположностью. Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины и начинает демонстрировать её относительность. Как следствие, рушится целостность мира произведения: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое посредством нескольких героев, имеющих даже противоположный взгляд на излагаемые события и факты[2].
Рюноскэ Акутагава (1892-1927)
Анна Ахматова (1889—1966)[К 1]
Габриэле д’Аннунцио (1863—1938)
Гийом Аполлинер (1880—1918)
Андрей Белый (1880—1934)
Михаил Булгаков (1891—1940) [4][5]
Готфрид Бенн (1886—1956)
Иван Цанкар (1876—1918)
Константинос Кавафис (1863—1933)
Джозеф Конрад (1857—1924)
Герман Гессе (1877-1962)
Альфред Дёблин (1878—1957)
Джон Дос Пассос (1896—1970)
Хильда Дулитл (1886—1961)
Томас Стернз Элиот (1888—1965)
Уильям Фолкнер (1897—1962)
Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896—1940)
Э. М. Форстер (1879—1971)
Даниил Хармс (1905—1942)
Эрнест Хемингуэй (1899—1961)
Гуго фон Гофмансталь (1874—1929)
Макс Жако́б (1876—1944)
Джеймс Джойс (1882—1941)[6]
Франц Кафка (1883—1924)
Георг Кайзер (1878—1945)
Дэвид Герберт Лоуренс (1885—1930)
Перси Уиндем Льюис (1882—1957)
Томас Манн (1875—1955)
Роберт Музиль (1880—1942)
Юджин Глэдстоун О’Нил (1888—1953)
Ферна́нду Песо́а (1888—1935)
Янко Полич-Камов (1886—1910)
Ма́риу де Са-Карне́йру (1890—1916)
Эзра Паунд (1885—1972)
Лео Перуц (1882-1957)
Андрей Платонов (1899-1951)
Марсель Пруст (1871—1922)
Дороти Ричардсон (1873—1957)
Райнер Мария Рильке (1875—1926)
Гертруда Стайн (1874—1946)
Уоллес Стивенс (1875—1955)
Итало Свево (1861—1928)
Эрнст Толлер (1893—1939)
Георг Тракль (1887—1914)
Поль Валери (1871—1945)
Роберт Вальзер (1878—1956)
Уильям Карлос Уильямс (1883—1963)
Франк Ведекинд (1864—1918)
Вирджиния Вулф (1882—1941)
Уильям Батлер Йейтс (1865—1939)
Сэмюэл Баркли Беккет (1906—1989)
Акмеи́зм (от греч. ἀκμή «цветение; пора цветения») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». Его программа была впервые публично оглашена 19 декабря 1912 года в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.
Становление нового течения тесно связано с деятельностью оппозиционного по отношению к «Академии стиха» объединения «Цех поэтов», центральными фигурами которого были основатели акмеизма Николай Гумилёв, Анна Ахматова, занимавшая пост секретаря «Цеха», и Сергей Городецкий.
Футури́зм (лат. futurum — будущее) — течение авангардного искусства 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи Италии и России. В «Манифесте футуризма», опубликованном в 1909 году итальянским поэтом Филиппо Маринетти подчёркивалось стремление поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры». Отсюда название течения[1].
Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни»[2