СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модернизм в литературе — явление в литературе конца XIX — начала XX века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модернизм в литературе — явление в литературе конца XIX — начала XX века»

Доклад по предмету «История русской литературы хх века » подготовил студент 313 группы филологического факультета Самаркандского государственного университета Одилов Ахмаджон Азамджанович.

Тема Модернизм в литературе — явление в литературе конца XIX — начала XX века

Преподаватель: Низамитдинов Темур Маликович







Модернизм в литературе — явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Является частью общего направления в искусстве — модернизма (от лат. modernus — «современный, недавний»).

Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов[1]. На смену модернизму пришёл постмодернизм.

Модернизм в литературе стал закономерным итогом развития художественного сознания и перехода от классического восприятия автором мира к модернистскому. Вместо создания собственного мира, предложения читателю готовых концепций, литература модернизма становится чистым отражением реальности или её полной противоположностью. Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины и начинает демонстрировать её относительность. Как следствие, рушится целостность мира произведения: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое посредством нескольких героев, имеющих даже противоположный взгляд на излагаемые события и факты[2].

Модернизм в литературе проявился в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме, экспрессионизме, сюрреализме, но существовал и вне их. Более того, нередко все эти (кроме определённой, более поздней прослойки символизма) модернистские направления несколько дистанцируются от модернизма просто[источник не указан 2060 дней]. Одновременно была переосмыслена реалистичная литература[3]. Появился стиль, названный «потоком сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

  • Рюноскэ Акутагава (1892-1927)

  • Анна Ахматова (1889—1966)[К 1]

  • Габриэле д’Аннунцио (1863—1938)

  • Гийом Аполлинер (1880—1918)

  • Андрей Белый (1880—1934)

  • Михаил Булгаков (1891—1940) [4][5]

  • Готфрид Бенн (1886—1956)

  • Иван Цанкар (1876—1918)

  • Константинос Кавафис (1863—1933)

  • Джозеф Конрад (1857—1924)

  • Герман Гессе (1877-1962)

  • Альфред Дёблин (1878—1957)

  • Джон Дос Пассос (1896—1970)

  • Хильда Дулитл (1886—1961)

  • Томас Стернз Элиот (1888—1965)

  • Уильям Фолкнер (1897—1962)

  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896—1940)

  • Э. М. Форстер (1879—1971)

  • Даниил Хармс (1905—1942)

  • Эрнест Хемингуэй (1899—1961)

  • Гуго фон Гофмансталь (1874—1929)

  • Макс Жако́б (1876—1944)

  • Джеймс Джойс (1882—1941)[6]

  • Франц Кафка (1883—1924)

  • Георг Кайзер (1878—1945)

  • Дэвид Герберт Лоуренс (1885—1930)

  • Перси Уиндем Льюис (1882—1957)

  • Томас Манн (1875—1955)

  • Роберт Музиль (1880—1942)

  • Юджин Глэдстоун О’Нил (1888—1953)

  • Ферна́нду Песо́а (1888—1935)

  • Янко Полич-Камов (1886—1910)

  • Ма́риу де Са-Карне́йру (1890—1916)

  • Эзра Паунд (1885—1972)

  • Лео Перуц (1882-1957)

  • Андрей Платонов (1899-1951)

  • Марсель Пруст (1871—1922)

  • Дороти Ричардсон (1873—1957)

  • Райнер Мария Рильке (1875—1926)

  • Гертруда Стайн (1874—1946)

  • Уоллес Стивенс (1875—1955)

  • Итало Свево (1861—1928)

  • Эрнст Толлер (1893—1939)

  • Георг Тракль (1887—1914)

  • Поль Валери (1871—1945)

  • Роберт Вальзер (1878—1956)

  • Уильям Карлос Уильямс (1883—1963)

  • Франк Ведекинд (1864—1918)

  • Вирджиния Вулф (1882—1941)

  • Уильям Батлер Йейтс (1865—1939)

  • Сэмюэл Баркли Беккет (1906—1989)

  • Акмеи́зм (от греч. ἀκμή «цветение; пора цветения») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». Его программа была впервые публично оглашена 19 декабря 1912 года в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.

  • Становление нового течения тесно связано с деятельностью оппозиционного по отношению к «Академии стиха» объединения «Цех поэтов», центральными фигурами которого были основатели акмеизма Николай Гумилёв, Анна Ахматова, занимавшая пост секретаря «Цеха», и Сергей Городецкий.

  • Футури́зм (лат. futurum — будущее) — течение авангардного искусства 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи Италии и России. В «Манифесте футуризма», опубликованном в 1909 году итальянским поэтом Филиппо Маринетти подчёркивалось стремление поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры». Отсюда название течения[1].

  • Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни»[2

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.