Просмотр содержимого документа
«Модель индивидуального образовательного пространства выступление»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Продолжая разговор о построение модели образовательного пространства в начальной школе, следует напомнить, что образовательное пространство- это те условия, при которых может произойти развитие человека или качественные изменения с ним, раскрывающее индивидуальные черты личности ученика. Но для того, чтобы развивать способности учащихся, в первую очередь их надо выявить.
Способности — это индивидуальные психологические особенности человека, благодаря которым он успешно осваивает различные виды деятельности. Самые яркие личностные способности детей проявляются уже в самом раннем возрасте и своевременная диагностика его способностей окажет неоспоримую помощь для дальнейшего воспитания и развития имеющегося у ребенка потенциала.
Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. В своей работе с детьми я придерживаюсь принципа индивидуализации. Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. У современного учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.
А как же построить такой маршрут? Для этого надо «узнать» каждого своего ученика и сделать это, как можно раньше. Я хочу поделиться опытом, как я выстраиваю индивидуальный образовательный маршрут для своих учеников.
В первом классе в первой четверти я проводила работу с родителями, ведь они, как никто другой, могут оценить наклонности и интересы своих детей. Им предлагалось ответить на ряд вопросов, ответы записывали в клетки, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чём говорилось в вопросе, не нравилось (с их точки зрения) ребёнку, ставили в клетке - «-»; если нравилось – «+»; очень нравилось – «+ +». Результаты обрабатывались и заносились в таблицу (Приложение)
Затем была проведена работа с детьми. Им предлагался «Лист-опросник». Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...» (Приложение)
В результате было выявлено какие интересы и способности проявляются у отдельного ребенка. Учащиеся разделились на 4 группы по интересам:
• математика и техника
• гуманитарная сфера
• художественная деятельность
• физкультура и спорт
Затем на каждого ученика была составлена «Индивидуальная карта школьника», эта карта была моим помощником дальнейшей работе с детьми, я использовала её как опорную схему для дальнейшего наблюдения за детьми. (Приложение).В течение всего года я так же использовала метод наблюдения. К концу обучения в первом классе способности некоторых детей стали проявляться в большей мере.
Я стараюсь строить свои уроки с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. В этом году ученики 2 класса начали активно принимать участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах. Я стараюсь ориентировать детей на выбор того предмета, которым он более заинтересован. Поощрением их активности являются награды и сертификаты, из которых формируется портфолио учащихся. Личный портфель достижений отражает индивидуальность ребенка, в нем есть психологический мониторинг качества учебной деятельности и индивидуальная программа интеллектуального развития ученика.
Мои дети работают с результатами проведенных тестов, получают рекомендации и имеют возможность формировать личную траекторию образования, создать для себя «стимул роста».
Личность ученика нужно рассматривать как субъект собственного развития, а не средство реализации школьных планов и программ. И закончить свое выступление мне бы хотелось словами английского поэта и критика Ричарда Олдингтона: "Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки..."