Описание модели информационно-образовательной среды
1. Нормативно-правовой блок
- Положение об официальном сайте школы;
- Положение о локальной компьютерной сети школы;
- Положение о кабинете информатики и ИКТ;
- Регламент работы с локальной сетью и сетью Интернет школы;
- Регламент работы с электронной почтой школы;
- Регламент работы с базами данных, учету и движению средств
вычислительной техники и программного обеспечения школы;
- Инструкция для сотрудников школы о порядке действий при осуществлении контроля
использования обучающимися сети Интернет.
2. Оснащение кабинета информатики
Кабинет информатики должен быть оснащен оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащение должно обеспечивать, в частности, освоение средств ИКТ, применяемых в различных школьных предметах. Кабинет информатики может быть использован и во внеурочное время для информационной деятельности, осуществляемой участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработки информации, подготовки и демонстрации мультимедиа- презентаций, подготовки номера школьной газеты и др.
В кабинете информатики необходимо наличие не менее одного рабочего места преподавателя, включающего мобильный или стационарный компьютер, и 15 компьютерных мест учащихся (включающих, помимо стационарного или мобильного компьютера, наушники с микрофоном, веб-камеру, графическую панель). В кабинете должны иметься основные пользовательские устройства, входящие в состав общешкольного оборудования, в том числе проектор с потолочным креплением, интерактивная доска, камеры, графические панели. Необходима также комбинация принтеров и сканеров, позволяющая сканировать страницы А4, распечатывать цветные страницы А4, копировать страницы А3. (Возможно использование соответствующих многофункциональных устройств.)
Все программные средства, установленные на компьютерах, должны быть лицензированы,
в том числе операционная система (Windows, Linux, Mac OS, или др.); должны быть установлены: файловый менеджер (в составе операционной системы или иной), фильтр контентной фильтрации, антивирусная программа, программа-архиватор, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый процессор и текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, табличные процессоры (электронные таблицы); система управления базами данных, система оптического распознавания текста, звуковой редактор, мультимедиа проигрыватель. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Желательно, чтобы была установлена программа интерактивного общения, простой редактор web-страниц и т.д.
Фонд библиотеки и цифровых образовательных ресурсов кабинета информатики должен удовлетворять общим требованиям в применении к кабинету информатики, т.е. содержать необходимые нормативные, методические и учебные документы (в том числе учебники, включая альтернативные к основным, используемым в курсе, образцы аттестационных заданий), справочную литературу, периодические издания. Могут быть использованы плакаты, относящиеся к истории развития информатики и информационных технологий (включая портреты), основным понятиям информатики.
Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы и т.д., могут быть представлены не только на полиграфических, а и на цифровых (электронных) носителях. Рекомендуется использовать разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики. Можно создать каталог выставленных в Интернете электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.
Страница курса информатики и кабинета информатики в школьной информационной среде должна содержать точную и полную информацию об оснащении кабинета, режиме его работы, обеспечивать интерфейс между учителем информатики, техническими службами и участниками образовательного процесса, заинтересованными в использовании помещения и оснащения кабинета.
3. К составу и структуре информационной среды основной школы в старших классах общеобразовательной школы необходимо следующее дополнение,
обеспечивающее учебный процесс
• языки и среды программирования
- процедурно-ориентированные:
(Turbo Pascal 7.0, ABC Pascal, Basic должны быть в основной школе);
- объектно-ориентированные: (Delphi, Visual Basic не ниже версии 6.0 и др.).
• средства организации вычислительных работ, проведения компьютерного
эксперимента в разных предметных направлениях, в том числе виртуальные
лаборатории;
• средства моделирования;
• средства организации хранения, передачи, поиска информации (медиатека, СУБД, ИПС и пр.).
(СУБД Access должен быть в основной школе);
• средства создания и редактирования электронных документов;
• средства цифровой техники и мультимедиа.
Все программные средства должны быть лицензированы, либо быть свободно распространяемыми.