Урок 13
Тема. Модели и их классификация. Практическая работа №9 «Построение генеалогического древа семьи»
Цель: Формирование представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.
Задачи:
1) Определить понятие модель объекта, опираясь на интуитивное понимание и имеющиеся знания учеников; подчеркнуть значение цели при создании модели объекта; показать, что модели могут не только материальными, но и нематериальными; показать возможность моделирования процессов.
2) развивать образное и логическое мышление, умение делать выводы и обобщения; развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности.
3) воспитывать организованность, навыки коммуникативного общения, внимательности, чувство ответственности.
Тип урока: комбинированный урок (формирование новых знаний).
Средства обучения:
технические:
Компьютерный класс;
мультимедийный проектор;
экран.
программные:
презентация, созданная средствами программы Microsoft Power Point для изучения темы;
программа для создания генеалогического древа семьи FamilyTree.
раздаточные материалы:
краткий опорный конспект урока (Приложение 3);
листы-заготовки для заполнения учащимися (Приложение 1, Приложение 2).
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний
Постановка целей урока
Изучение новой темы.
Практическая работа.
Подведение итогов.
Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих.
II. Актуализация знаний
Работа по сингапурской методике «Финк- райт- раунд роббин» (слайд1)
Задача:
В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.
Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &.
А | Литература & Экзамен |
Б | Литература | Экзамен | Билеты |
В | Литература | Билеты |
Г | Литература & Экзамен & Билеты |
(Слайд2)
III. Постановка целей урока
Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели объектов окружающего мира, и не только на компьютере. Сегодня мы узнаем, что такое моделирование, модель, виды моделей.
IV. Изучение новой темы
Каждому учащемуся раздается опорный конспект и предлагается его заполнить в процессе изучения нового материала. Далее – беседа учителя с учениками (введение в тему).
С понятием “модель” мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль, самолет, кораблик, кукла или плюшевый медведь для многих были любимыми игрушками. Когда вы были детьми, вы и не знали, что умеете моделировать, когда играли в дочки-матери, из кубиков строили дома и города, возле новогодней елки раскладывали вату, имитируя снег и т.д.
Модели и моделирование используются человечеством давно. С помощью моделей и модельных отношений развились разговорные языки, письменность, графика. Наскальные изображения наших предков, затем картины и книги - это модельные, информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям.
Сегодня мы с вами узнаем, что такое модель и моделирование с точки зрения информатики, рассмотрим классификацию моделей по различным признакам; научимся распознавать модели, цели моделирования, моделируемые характеристики при моделировании в жизненных ситуациях. Итак, тема урока – Модели и их классификация. (Слайд 3) Учащиеся фиксируют тему урока в опорном конспекте.
Понятие модели в различных энциклопедиях и словарях описано по-разному, но суть понятия модель остается одинаковой. Для любого объекта можно создать модель. Например, на уроках биологии для изучения овощей и фруктов вместо оригиналов, что вы используете? Отвечают учащиеся: муляжи или рисунки, которые имеют определенных набор свойств овощей и фруктов – например, цвет, размер, форма и др. Муляжи и рисунки являются заменителями или заместителями оригинала. На уроках географии вы изучаете страны мира с помощью чего? Отвечают учащиеся: Атласов и карт, а это тоже заместители оригинала, которые отражают некоторые характеристики реального расположения стран. Как вы думаете, что же такое модель? Учащиеся предлагают свои версии определения модели и записывают понятие модели. (Слайд 4)
МОДЕЛЬ - аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики.
Происхождение слова «модель»
Модель (фр.сл. мodele, ит. сл. modelo, лат. сл. modelus) – мера, образец. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образа или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью.
Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей.
(Слайд 5) Модель нужна, чтобы: понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром; научиться управлять объектом, процессом; прогнозировать последствия воздействия на объект. Учащиеся фиксируют определение моделирования в опорном конспекте.
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. (Слайд 6)
Например, реальный объект – человек может иметь множество моделей. (Слайд 7) Попробуйте, основываясь на ваш жизненный опыт, привести ещё примеры моделей человека.
В зависимости от целей изучения моделей используются определенные свойства объекта, которые должны отражать модели этого объекта. (Слайд 8)
Рассмотрим классификацию моделей по способу представления. (Слайд 9)
Материальные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме.
Материальная модель - целенаправленно отобранная информация об объекте, представленная в некоторой форме. (Слайд 10)
Информационные модели представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д. (Слайд 11)
Учащиеся записывают примеры моделей в опорном конспекте.
Существует классификация моделей с учетом фактора времени. (Слайд 12)
Рассмотрим примеры статических и динамических моделей. (Слайд 13)
Классификация моделей по области использования
Учебные модели, в их состав входят наглядные пособия, обучающие программы, различные тренажеры (Слайд 14);
Опытные модели (Слайд 15);
Научно-технические модели. Ими также являются ускоритель электронов, прибор, имитирующий разряд молнии, стенд для проверки телевизора (Слайд 16);
Игровые модели, а также военные, экономические, спортивные, деловые игры (Слайд 17); Имитационные модели (Слайд 18).
Учащиеся записывают классификацию моделей по области использования в опорном конспекте.
(слайд 19)
Задание : Классифицируйте модели по типам:
Глобус, рисунок цветка, макет дома, карта, формула, периодическая система химических элементов Менделеева, модель самолета, муляж яблока, манекен (слайд20)
V. Практическая работа (слайд21)
Учащиеся переходят к практическому заданию «Построение генеалогического древа семьи» с помощью программы FamilyTree.
VI. Подведение итогов
Выводы урока учащиеся формулируют и записывают в опорный конспект (для чего нужны модели, где применяются).
Оценки за работу на уроке выставляются в журнал.
Результаты за практическую работу будут известны на следующем уроке. Всем спасибо за активную работу.
VII. Домашнее задание. (слайд22)
Выучить опорный конспект к следующему уроку.