© 2017 220 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В статье рассмотрены подходы к моделированию и формированию активной рациональной кадровой политики в дошкольном образовательном учреждении.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский научно-исследовательский политехнический университет» Березниковский филиал
Кафедра экономики
Научно-практическая работа
по дисциплине «Теория менеджмента»
на тему «Моделирование и формирование активной рациональной кадровой политики. Теория и практика управления кадрами в дошкольном образовательном учреждении»
Работу выполнила
студентка
группы МН-11во
Лепихина Екатерина
Работу проверила
преподаватель
кафедры экономики
Беккер М.В.
Дата сдачи………………….
Дата защиты……………….
Оценка защиты……………
г.Березники, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………....3
Актуальность темы
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………...…….4
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..35
2.1. Проблемный анализ педагогических ресурсов………………………
2.2. Ключевая проблема проекта…….36
2.3. Системный управленческий проект «……….41
План реализации проекта, ресурсы, возможные риски
Бюджет проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта и способы их измерения
2.4. Перспективы развития проекта …………………………………….47
III. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ……………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………55
ВВЕДЕНИЕ
??????
пед кадры и в общем
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Информационная карта системного управленческого проекта
№ п/п | Критерий | Описание |
1 | Полное наименование проекта | Системный управленческий проект ?????? |
2 | Тип проекта | Административный |
3 | Целевая группа | Педагогический персонал – 30 чел., в том числе: воспитатели – 22 чел., узкие специалисты – 8 чел.; младший обслуживающий персонал – 20 чел. |
4 | Масштаб | 2 года (август, 2009 – май, 2011) |
Актуальность
Психологическое изучение педагогического коллектива по определению уровня методологической культуры и конкурентоспособности личности позволяет сделать вывод, что педагогический коллектив ДОУ обладает высоким творческим потенциалом, имеет ценностные ориентации, однако в большинстве своем не обладает стремлением к профессионально-личностному росту и самореализации. Необходимо создать качественно новую систему методической службы ДОУ, обеспечивающую условия для возникновения саморазвития и самоорганизации профессиональной деятельности педагогического коллектива.
Проблемы:
- недостаточная профессиональная подготовка сотрудников ДОУ для выхода на качественно новый уровень организации учебно-воспитательного процесса для успешного прохождение государственной аккредитации в 2010г., а также перехода ДОУ в статус автономного учреждения;
- отсутствие четко сформулированной профессиональной цели у большинства педагогов;
- отсутствие мотивации для творческого саморазвития;
- заниженная самооценка педагогов;
- педагогическая стереотипия, действующий принцип «Сделай за меня».
Приоритетная стратегическая цель
Переход от традиционных форм демократизации к самоорганизационному подходу к управлению методической службой учреждения.
Задачи:
- реализация модели мотивации и нематериального стимулирования педагогического персонала на творческое саморазвитие.
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и младших воспитателе, в том числе через курсовую подготовку, участие в городских педагогических сообществах, семинарах, конференциях различного уровня.
- включение педагогов в инновационный процесс ДОУ.
- выстраивание модели эффективного взаимодействия с социальными партнерами.
- формирование положительного имиджа педагогов и ДОУ в целом.
Стратегия реализации проекта
Система управленческих действий включает в себя работу по следующим направлениям:
Создание модели методической службы как управляющей системы, ориентированной на раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Данная модель основывается на вертикальном и горизонтальном разделении труда всех служб. Руководитель формирует эффективно действующую управленческую команду, делегирует часть полномочий, предоставляя педагогам возможность непосредственного участия в разработке планов и их реализации. Матричная структура методической службы включает: методический совет, педагогический совет, аттестационную комиссию, медико-психолого-педагогическую службу, методические объединения педагогов, в том числе: МО воспитателей групп раннего возраста, МО воспитателей групп дошкольного возраста, МО специалистов, МО младших воспитателей, школу молодого специалиста (тьюторство), творческие педагогические сообщества (проблемные, инициативные, проектные группы), временные структуры.
Реализация модели мотивации и нематериальной стимулирования персонала на самореализацию и предоставление услуг высокого качества. С этой целью на договорной основе работает педагог-психолог, которая ведет систематическую работу по профилактике профессионального и эмоционального выгорания педагогов, что способствует созданию благоприятного эмоционального фона в коллективе. Кроме того, детский сад активно сотрудничает с МУЗ ГКБ № 1, отделением медицинской профилактики. На базе ДОУ функционирует «Школа здоровья», в рамках которой специалисты отделения проводят тренинги для педагогов по темам: «Профилактика профессиональной стагнации», «Как избежать стресса» и пр. Функционирование гранта «Общественное признание», который присваивается лучшим педагогам в конце учебного года на основе результатов голосования среди сотрудников ДОУ и родителей воспитанников.
Повышение профессиональной компетентности педагогов и младших воспитателей ДОУ. Реализуется индивидуализированная план-программа курсовой подготовки сотрудников, разрабатываются и корректируются личностные траектории профессионального роста каждого из педагогов в соответствии с личностными профессиональными потребностями. Выстраиваются отношения, в т.ч. на договорной основе, с учреждениями, осуществляющими научное сопровождение инновационной деятельности (ПГУ, ПКИПКРО). Педагоги совершенствуют свое профессиональное мастерство через участие в педагогических советах, мастер-классах, ярмарках педагогических идей, круглых столах, а также транслируют свой опыт работы на уровне городских педагогических сообществ. Кроме того, учреждение является опорной площадкой для организации работы городских методических объединений. Совместными усилиями педагогов разработана концепция и программа развития ДОУ на 2008-2011гг.
Формирование положительного имиджа каждого из педагогов и учреждения в целом. Разработан и реализуется подпроект «От успешного взрослого – к успешному ребенку». Ведется работа по формированию портфолио педагогов. Деятельность ДОУ регулярно освещается в городских и региональных СМИ. Педагоги участвуют в работе научно-практических конференций, семинарах, конкурсах профессионального мастерства. Публикуют опыт работы в сборниках по итогам конференций, на Всероссийских порталах «Завуч», «Сценарист». Функционирует интернет-сайт детского сада.
Выстраивание системы партнерских отношений с социальными партнерами (ПГУ, ПКИПКРО, МОУ НОШ №18, МОУ СОШ №14, попечительский совет округа №8 и пр.). Коллектив ДОУ ведет обмен опытом с детскими садами города Березники, а также города Перми (сеть частных детских садов «Солнечный круг», ЦРР - детский сад № 223). Педагогический коллектив принимает активное участие в городских акциях, социально-образовательных инициативах: «Чистый город – наше общее дело» совместно с городским фондом «Березниковский характер», «Детям Березников – безопасное будущее», является инициатором организации на уровне города «Фестиваля здоровья», благотворительной акции «Посылка солдату».
Прогнозируемые результаты
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогического и младшего обслуживающего персонала ДОУ;
- увеличение доли активного участия педагогов в работе профессиональных сообществ городского уровня;
- обобщение опыта работы на научно-практических конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства, социально-образовательных инициативах;
- повышение уровня мотивации к личностному саморазвитию.
Возможные риски
Предполагаемые проблемы | Способы их преодоления | Ответственный |
«Текучка» педагогического коллектива (за последние 5 лет состав коллектива обновился на 53%) | Разработка положения о материальном поощрении и стимулировании сотрудников, работа психологического консультационного пункта, грант «Общественное признание», конкурс «Группа года» | Управляющий совет ДОУ, заведующий Завьялова Т.В., педагог-психолог Пашина О.Ю. |
Недостаточная профессиональная и психологическая подготовка сотрудников ДОУ для выхода на качественно новый уровень организации учебно-воспитательного процесса | Проведение педсоветов, организация мастер-классов, круглых столов, методических оперативок, тренингов, реализация индивидуализированной план-программы курсовой подготовки сотрудников | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
План реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
| |||
1.1. | Анкетирование педагогов «Ваш творческий потенциал» | Август, 2008 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
1.2. | Педсовет «Успешность педагога как условие качества воспитательно-образовательной деятельности ДОУ» | Август, 2008 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
1.3. | Выбор рабочей группы по разработке и реализации проекта | Август, 2008 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
1.4. | Изучение новинок литературы в области педагогики, социально-психологических аспектов управления | Сентябрь, 2008 | Педагоги |
1.5. | Разработка проекта | Октябрь-ноябрь, 2008 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А., рабочая группа |
1.6. | Разработка нормативно-правовой основы реализации проекта (положения о профессиональных объединениях педагогов) | Октябрь-ноябрь, 2008 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А., рабочая группа |
1.7. | Презентация проекта в рамках ярмарки педагогических идей. Обсуждение, внесение коррективов. | Ноябрь, 2008 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А., рабочая группа |
| |||
2.1. | Работа методических объединений | В течение года | Руководители МО |
2.2. | Организация на базе ДОУ работы городских педагогических сообществ | С сентября 2008 (по плану КВО) | Руководители ГМО: заведующий Завьялова Т.В., воспитатель Дзиова О.В., воспитатель по изодеятельности Наумова Н.С. |
2.3. | Участие в региональной н.п.к. «Индивидуально-дифференцированный подход в здоровьесбережении соматически ослабленных детей» | Октябрь, 2008 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.4. | Участие педагогов в городских конкурсах профессионального мастерства: «Сто друзей», «Лучший урок с использованием ИКТ», учебных, методических и дидактических средств обучения, на лучшее проведение новогодних мероприятий, «Лучший снежный городок» и др. | Ноябрь-декабрь, 2008 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.5. | Разработка и реализация индивидуальных траекторий профессионального роста педагогов (курсовая подготовка, аттестация и пр.) | В течение года | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.6. | Педсовет «Аттестация как форма повышения профессионального уровня педагогов» | Ноябрь, 2008 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.7. | Тренинг «Мой личный успех – залог успеха учреждения» | Январь, 2009 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.8. | Организация проектного семинара по разработке концепции развития учреждения на 2009-2011гг. совместно с кафедрой психологии развития ПГУ и представителями Комитета по вопросам образования г. Березники | Январь,2009 | Заведующий Завьялова Т.В. |
2.9. | Организация регионального семинара «Практико-ориентированный подход к формированию здоровья детей в ДОУ» совместно с кафедрой охраны здоровья детей и подростков ПКИПКРО. Обобщение опыта работы педагогов, проведение открытых занятий. | Февраль, 2009 | Заведующий Завьялова Т.В., инструктор по физической культуре Ферулева О.В. |
2.10. | Разработка и проведение благотворительной акции «Посылка солдату» совместно с городским советом родителей военнослужащих. Освещение деятельности ДОУ в СМИ (трансляция видеоролика по региональному и городскому телевидению, публикации в городских газетах). | Ежегодно, февраль | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А., воспитатель Дзиова О.В. |
2.11. | Участие в региональной н.п.к. «Актуальные проблемы, пути формирования субъектности в дошкольном возрасте: наука и практика». Публикация материалов в сборнике по итогам конференции. | Март, 2009 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.12. | Участие в международной н.п.к. «Проблемы регионального образования от ДОУ до ВУЗа». Публикация материалов в сборнике по итогам конференции. | Апрель, 2009 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А., воспитатель Шегда Ю.П. |
2.13. | Участие в городской акции «Дни защиты от экологической опасности». Разработка краткосрочного исследовательского проекта «Экологический экспресс» для детей старшего дошкольного возраста. Освещение деятельности ДОУ в СМИ (трансляция видеоролика по телевидению, публикации в городских газетах). | Апрель, 2009 | Проектная группа педагогов |
2.14. | Организация конференции «Преемственность ДОУ и школы: теория и практика» совместно с МОУ НОШ №18, МОУ СОШ №14, родителями будущих первоклассников | Ежегодно, май | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.15. | Педсовет «Итоги деятельности ДОУ. Перспектива дальнейшего развития». Подведение промежуточных итогов реализации проекта за 2008-2009 учебный год. Разработка и принятие плана необходимых дополнительных мероприятий для успешного решения поставленных задач. | Май, 2009 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.16. | Участие в городской акции «Детям Березников – безопасное будущее». Освещение деятельности ДОУ в СМИ (трансляция видеоролика по телевидению, публикации в городских газетах). | Сентябрь, 2009 | Творческая группа педагогов |
2.17. | Участие в работе попечительского совета по округу № 8, 23 | С 2009г. | Заведующий Завьялова Т.В. (председатель попечительского совета), зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. (член попечительского совета) |
2.18. | Реализация подпроекта имидж-продвижения ДОУ «От успешного взрослого – к успешному ребенку». Работа над созданием гимна детского сада «Каждый талантлив у нас», коррекция летописи | С 2009 | Воспитатель Дзиова О.В., творческая группа педагогов |
2.19. | Разработка и запуск интернет сайта ДОУ | С сентября 2009 | Воспитатель Дадакина Т.Ю. |
2.20. | Организация на базе ДОУ опытнической работы по оптимизации форм и методов обучения дошкольников навыкам сотрудничества под руководством научного консультанта, старшего преподавателя кафедры методики дошкольного воспитания ПГУ Фадеевой Е.М. | С сентября 2009 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.21. | Участие в проекте по апробации примерных федеральных требований к созданию предметно-развивающей среды в рамках реализации ФЦПРО (группа №5, средняя) | С сентября 2009 | Воспитатели: Казакова Л.В., Винокурова И.А. |
2.22. | Разработка положения и выступление с инициативой организации на уровне города фестиваля здоровья «Мама, папа, я любим спорт не зря!» в рамках IV Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам». Привлечение СМИ. | Ноябрь, 2009 | Заведующий Завьялова Т.В. |
2.23. | Педсовет «Портфолио как траектория профессионального роста педагога». | Ноябрь, 2009 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.24. | Разработка портфолио педагогов | В течение года | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.25. | Публикация педагогического опыта на Всероссийских порталах: «Завуч», «Педсовет», «Сценарист». | В течение года | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
2.26. | Работа консультативного центра по профилактике профессионального и эмоционального выгорания педагогов | В течение года, по плану педагога-психолога | Педагог-психолог Пашина О.Ю. |
2.27. | Сотрудничество на договорной основе с МУЗ ГКБ № 1, отделением медицинской профилактики. Организация «Школы здоровья» для педагогов | В течение года, по плану специалистов отделения медицинской профилактики | Заведующий центром медицинской профилактики Кучева Л.В. |
2.28. | Участие в городском смотре-конкурсе кабинетов на звание «Образцовый» (физкультурный, музыкальный кабинеты, изостудия) | Март, 2010 | Музыкальные руководители: Черных Е.В., Баринова А.А.; инструктор по ФК Ферулева О.В.; воспитатель по изодеятельности Наумова Н.С. |
| |||
3.1. | Педсовет «Самоанализ деятельности ДОУ при подготовке к государственной аккредитации» | Март, 2010 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
3.2. | Обмен опытом работы с сетью частных детских садов «Солнечный круг» г.Пермь, МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 223» г. Пермь | Апрель 2010, а также в течение года | Заведующий Завьялова Т.В. |
3.3. | Участие в региональной конференции руководителей Верхнекамья «Современные подходы к управлению ДОУ» | Апрель, 2010 | Заведующий Завьялова Т.В. |
3.4. | Экспресс-опрос педагогов «Эффективность работы методического объединения» | Май, 2010 | Руководители МО |
3.5. | Игра-тренинг «Похвали себя» | Май, 2010 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
3.6. | Педсовет «Итоги деятельности ДОУ. Перспектива дальнейшего развития». Подведение итогов реализации проекта за 2009-2010 учебный год. Определение перспективы. | Май, 2010 | Зам. зав. по ВМР Лепихина Е.А. |
3.7. | Участие педагогов в гранте «Общественное признание», организованном по инициативе муниципального Управляющего Совета г. Березники, приуроченного к Году учителя в России | Апрель-май, 2010 | Заведующий Завьялова Т.В. |
Результаты реализации проекта
В период с 2008 по 2010гг. уровень педагогов с высшим образованием вырос на 17% и составил 47% от общего числа педагогических сотрудников. В настоящее время обучаются в ПГУ на кафедре психологии 3 педагога (10%).
Уровень педагогов с высшей категорией вырос на 10% и составил 10% от общего числа педагогов; с первой категорией – на 27% и составил 43%, со второй категорией – на 20% и составил 43%. Обобщили педагогический опыт 18 педагогов на городских педагогических сообществах (60%). 3 педагога (10%) являются руководителями городским педагогических сообществ. Опубликовали педагогический опыт в сборниках по итогам научно-практических конференций 5 педагогов (17%), на Всероссийских порталах – 8 педагогов (27%). Приняли участие в конкурсах педагогического мастерства – 9 педагогов (30%).
Психологическое изучение педагогического коллектива по определению уровня методологической культуры и конкурентоспособности личности выявило, что 62% педагогов имеют четкие цели и ценностные ориентации; 74% - высокий и выше среднего уровень творческого потенциала; 46% - высокий и выше среднего уровень способности к непрерывному самообразованию; 49% - высокий и выше среднего уровень непрерывного профессионального роста; 72% - стремятся к высокому качеству работы. Не только педагогический, но и младший обслуживающий персонал характеризуется высокой мотивацией к саморазвитию, личностному и профессиональному росту: 80% обслуживающего персонала получили квалификацию «младший воспитатель».
Перспективы развития
- трансляция опыта работы на научно-практических конференциях, семинарах регионального уровня, Всероссийских порталах «Завуч», «Педсовет»;
- участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»;
- работа по формированию портфолио всего педагогического коллектива;
- успешная государственная аккредитация учреждения с превышением стандартов по всем направлениям развития ДОУ;
- высокая мотивация педагогов к саморазвитию, на высокое качество предоставляемых услуг как залог успешного перехода ДОУ в статус автономного учреждения;
- переход учреждения в статус автономного учреждения.
А.И. ОРЛОВ
МЕНЕДЖМЕНТ: УЧЕБНИК
М.: Знание, 1999.
Руководство
5.1. Команда - основа успеха
Команда - это те, с кем менеджер работает ежедневно. Высокий профессионализм и ответственность членов команды, слаженность их работы, взаимная поддержка обеспечивают успех. И наоборот, плохой подбор команды может сделать беспомощным даже самого сильного менеджера. Если приказы не исполняются, письма теряются, встречи срываются из-за бестолковости сотрудников, которым поручено их организовать, то ожидать эффективной работы фирмы невозможно.
Создание команды - одно из самых важных дел менеджера. Можно сказать, что команда - его основной инструмент работы. Недаром, меняя место службы, менеджер часто "перетаскивает" за собой и свою команду. Большое значение имеет психологическая совместимость членов команды. В ней не должно быть случайных людей. Возникновение ссор и раздоров в команде сильно снижает ее эффективность. Поэтому зачинщиков ссоры целесообразно удалить из команды, даже если их профессионализм весьма высок.
Менеджер должен заботиться о членах своей команды, помогать им в различных ситуациях, поддерживать положительную мотивацию по отношению к команде, применяя как моральные, так и материальные стимулы. Команда должна быть дружной. Однако при этом полезно поддерживать некоторую дистанцию между членами команды, чтобы дружеские отношения не мешали деловым. Именно поэтому обычно не рекомендуют включать в команду родственников и друзей детства, поскольку в их отношении трудно отделить деловые отношения от иных.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Общая характеристика организации
Общие сведения.
Полное наименование организации в соответствии с Уставом: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №88» общеразвивающего вида. Сокращенное наименование: МАДОУ «Детский сад №88».
Юридический и фактический адрес: 618426, Пермский край, г.Березники, ул. Набережная, д.35, тел. 8(3424)22-40-03, факс 8(3424)22-38-64. E-mail: mdou88@yandex.ru. Интернет-сайт: http://mdou88-5959@narod.ru
Лицензия Департамента образования от 21.12.2011г.
Руководитель: Завьялова Татьяна Владимировна, заведующая высшей квалификационной категории.
Учредитель: Комитет по вопросам образования Администрации города Березники. Юридический адрес: 618419, Пермский край, г.Березники, ул.Ломоносова, д.60. E-mail: kvo_berezn.@edu.perm.ru
Приоритетные направления деятельности детского сада: осуществление интеллектуального, художественно-эстетического и физического развития воспитанников.
В детском саду функционируют 12 групп, из них: 2 группы раннего возраста (дети 2-3 лет), 10 групп дошкольного возраста (дети 3-7 лет). Учреждение посещают 225 детей.
Материально-технические и медико-социальные условия, созданные в ДОУ, соответствуют требованиям детского сада повышенной комфортности.
Программно-методическое сопровождение образовательного процесса.
Педагогический коллектив реализует комплексные общеобразовательные программы дошкольного образования:
«Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой (группы раннего возраста);
Программа нового поколения «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко (группы дошкольного возраста).
Содержание комплексных общеобразовательных программ дополняется:
региональной программой развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «Будь здоров, дошкольник!», автор Т.Э. Токаева;
технологиями развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста и методическими рекомендациями Е.М.Фадеевой, Л.С.Римашевской.
С 2009 по 2011гг. в детском саду организована опытническая работа по оптимизации форм и методов обучения дошкольников навыкам сотрудничества под руководством научного консультанта, старшего преподавателя кафедры методики дошкольного воспитания ПГУ Фадеевой Елены Михайловны.
Особое внимание в ДОУ уделяется детям с нарушением речи. В детском саду функционирует логопедический пункт для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития речи.
Исторические факты. Основные вехи развития организации.
1989 год. Открытие детского сада.
2005 год. МДОУ «Детский сад №88» прошел аттестацию и аккредитацию как дошкольное образовательное учреждение II категории общеразвивающего вида, реализующее деятельность с превышением временного Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2006 год. Детский сад получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
2008-2010гг. Благодаря проекту социального партнёрства администрации города с градообразующим предприятием ОАО «Уралкалий» произведён капитальный ремонт здания детского сада в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями пожарной безопасности. Произведена ревизия и замена всех коммуникаций, включающих в себя электротехническую, канализационную и вентиляционную системы. 100% оснащение материально-технической базы, в т.ч. замена мебели в группах, кабинетах, пополнение развивающей среды игрушками и обучающими играми, приобретено оборудование на пищеблок; заменено оборудование в прачечной; оборудована сауна. Прогулочные участки полностью переоборудованы малыми игровыми формами, соответствующими психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста.
2008 год. В штат учреждения введены работники пищеблока, заключён договор на поставку продуктов с ООО «Корпус Групп Урал». Ежемесячно выделяются дополнительные ассигнования на питание со стороны ОАО «Уралкалий», позволяющие обеспечить продуктовую сбалансированность питания, направленную на выполнение норм именно теми продуктами, которые более всего необходимы детям.
2009-2011гг. Организована опытническая работа по апробации и оптимизации форм и методов обучения дошкольников навыкам сотрудничества под руководством научного консультанта, старшего преподавателя кафедры методики дошкольного воспитания ПГУ Фадеевой Е.М
2009 год. В рамках реализации ФЦПРО проводится апробация Федеральных государственных требований к созданию предметно-развивающей среды детского сада.
Декабрь, 2011 год. Детский сад получил лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Май, 2011 год. Детский сад получил звание «Детский сад года» в рамках участия в городском конкурсе среди учреждений дошкольного образования г.Березники.
Сентябрь, 2011 год. Детский сад получил статус инновационного учреждения дошкольного образования Пермского края.
2011 год. В соответствии с постановлением главы г.Березники выведены на аутсорсинг непрофильные для образовательного учреждения функции: охрана помещений, обеспечение горячим питанием воспитанников и сотрудников ДОУ, оказание медицинской помощи, техническое обслуживание зданий и сооружений, уборка помещений и территорий, стирка, бухгалтерия.
С 01.09.2011 года учреждение реорганизовано путем изменения типа существующего муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №88» общеразвивающего вида на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №88» общеразвивающего вида. Органом наблюдения является наблюдательный совет, в состав которого входят представители учредителя – Комитета по вопросам образования Администрации г.Березники.
Второе полугодие, 2011 год. К детскому саду №88 присоединено здание бывшей школы №18. В настоящее время ведутся работы по восстановлению детского сада на базе школы.
Достижения.
Детский сад на протяжении нескольких лет является опорной площадкой Центра аналитики и методологии образования комитета по вопросам образования Администрации г.Березники для трансляции и обобщения инновационного опыта педагогов. Только в 2010-2011 учебном году на базе ДОУ функционировало 5 городских методических объединений, руководителями которых являлись педагоги детского сада №88.
В детском саду работают высококвалифицированные педагоги, победители и лауреаты городских, краевых и Всероссийских конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года России»; члены Пермской региональной ассоциации ЛУЧ (лучшие педагоги Прикамья); руководители городских методических объединений для педагогов города.
Воспитанники и выпускники детского сада, также, являются участниками и победителями городских, краевых, Всероссийских и международных конкурсов детского творчества. Совместно с родителями они разрабатывают и защищают на детско-родительских конференциях исследовательские проекты, презентации «Рабочие династии Азота»; макеты «Мой дедушка строил Авангард», «Треугольный сквер» и др. Разрабатывают и выпускают групповые газеты, снимают видеосюжеты, пластилиновые мультфильмы.
Результаты ежегодного муниципального мониторинга первоклассников свидетельствуют о высоком уровне освоения образовательной программы дошкольного образования и готовности к обучению в школе выпускников детского сада №88.
Дополнительное образование.
С учетом интересов детей, запросов родителей и увлечений педагогов в ДОУ ведется работа по оказанию дополнительных образовательных услуг по направлениям:
познавательно-речевое (английский язык, подготовка к школе);
художественно-эстетическое (рисование, песочная анимация и др.);
физкультурно-оздоровительное (акробатика, плавание, ритмика);
коррекция речи (клуб логопедической грамотности);
группа выходного дня (группа раннего развития).
Содержание программ дополнительных услуг не дублирует, а дополняет содержание основной общеобразовательной программы «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко), реализуемой педагогическим коллективом ДОУ.
Программы дополнительных образовательных услуг разрабатывают и реализуют высококвалифицированные педагоги и специалисты ДОУ. Программы доп. услуг проходят внешнюю рецензию специалистов комитета по вопросам образования. В частности, программа дополнительной образовательной услуги «Занимательный английский» была представлена на городском конкурсе дидактических пособий и методических средств обучения в 2011 году и получила высокую оценку экспертов (2 место).
1.2. Характеристика продукта
Маркетинговые исследования потребности родителей в дополнительных образовательных услугах в ДОУ и степени удовлетворённости ими, проводимые ежегодно педагогами и специалистами детского сада №88, выявили следующие тенденции:
75% родителей считают, что дополнительные образовательные услуги в детском саду необходимы для получения дополнительных новых знаний, расширения кругозора, развития коммуникативных навыков ребенка, подготовки к школе (что, в частности, не предусмотрено Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования);
65% родителей считают важным наличие материально-технической базы, созданной в ДОУ (бассейн, тренажерный зал, сауна, спортивная площадка, изостудия, студия для занятий песочной анимацией и пр.)
57% родителей считают самым важным наличие высококвалифицированных педагогов, способствующих созданию ситуации мотивации, заинтересованности и успеха каждого ребенка;
37% родителей детский сад привлекает удобством расположения и непосредственной близостью к дому.
Из широкого спектра дополнительных образовательных услуг, представленных на сегодняшний день на образовательном рынке, наиболее востребованными являются кружки познавательно-речевого направления (изучение иностранных языков, обучение чтению, письму, развитие логики, памяти, внимания, мыслительных процессов);
Таким образом, исходя из социального заказа, в детском саду организована работа по обучению дошкольников английскому языку. Занятия проводит квалифицированный педагог детского сада №88. Занятия носят интегрированный характер, проводятся совместно с воспитателями групп, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, воспитателем по изобразительной деятельности.
Авторская программа дополнительной образовательной услуги «Занимательный английский» разработана педагогом высшей квалификационной категории, Лепихиной Е.А., имеет внешнюю рецензию городского экспертного совета. Программа представлена на городском конкурсе воспитательных систем (1 место, 2011г.), конкурсе методических пособий и дидактических средств обучения (2 место, 2010г.), «Учитель года» (1 место, 2008г.) и получила высокие отзывы экспертов
Продолжительность одного занятия в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:
ранний возраст (1-3 года) – до 10 минут; вторая младшая группа (3-4 года) – 15 минут; средняя группа (4-5 лет) – 20 минут; старшая группа (5-6 лет) – 25 минут; подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 30 минут.
Количество занятий в неделю регламентировано образовательной программой, утвержденной методическим советом учреждения, составляет в среднем 2-3 занятия в неделю.
Согласно приказа Министерства Образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» занятия по оказанию дополнительных образовательных услуг проводятся во внерабочее время (в вечернее время и/или в выходные дни), т.е. вне времени, затрачиваемого на реализацию основной общеобразовательной программы ДОУ.
C целью осуществления преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием по всем направлениям воспитания и обучения детей планируется сертификация выпускников детского сада для дальнейшего продолжения обучения в Гимназии №9 г. Березники с углубленным изучением английского языка в качестве приоритетного направления.
1.3. Внутренняя среда организации
1.3.1. Миссия, цель и задачи
Миссия – это главная цель, ради которой организация работает на рынке. Миссия детского сада №88 с учетом специфики муниципального учреждения дошкольного образования может быть сформулирована как «Детский сад – траектория успеха». Иными словами, учреждение, обеспечивающее траекторию личностного роста каждого из участников образовательного процесса – детей, родителей, педагогов.
С 2011 года детский сад является автономным учреждением. Это имеет ряд преимуществ. В частности, автономный детсад имеет право оказывать целый комплекс дополнительных развивающих услуг (иностранные языки, хореография, консультация психолога, логопеда и др.) Данное преимущество позволяет автономным ДОУ более качественно оказывать муниципальную услугу по содержанию детей в детском саду.
Финансовый вклад родителей в содержание детей в детском саду автономного типа определяется как сумма стандартной родительской платы плюс стоимость дополнительных услуг (принятых и утвержденных коллегиально, закрепленных в Уставе учреждения). В режиме автономного учреждения дети, находящиеся в одной группе, могут получать разные дополнительные услуги. В этом случае родительская плата за содержание ребенка в детском саду будет различаться даже в масштабах одной группы.
Само же дошкольное учреждение пользуется правом льготного налогообложения, самостоятельно ищет поставщиков, может привлекать инвестиции со стороны, при том, что деньги из бюджета города выделяются наравне с обычными детскими садами.
Таким образом, целью детского сада в условиях автономии является привлечение внебюджетных средств за счет повышение качества и эффективности предоставления дополнительных образовательных услуг.
Задачи:
повысить качество дополнительных образовательных услуг;
увеличить объем, вариативность и расширить спектр оказываемых услуг;
обеспечить максимальное привлечение творческого потенциала родителей в образовательный процесс, используя различные эффективные формы сотрудничества;
повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через систему самообразования, повышения квалификации, обобщения и трансляции передового педагогического опыта, участия в методических мероприятиях различного уровня;
способствовать улучшению и пополнению материально-технической базы, оснащению образовательного процесса необходимыми современными пособиями и игровым материалом, обеспечению соблюдения санитарных норм и правил;
выстроить систему эффективного социального партнерства.
1.3.2. Технология производства
Материально-технические и медико-социальные условия
Материальное оснащение групповых комнат и других помещений детского сада, используемых для оказания дополнительных образовательных услуг, соответствует требованиям СанПиН, а также видеоэкологии, которая является важной составляющей здоровьеформирующей среды воспитанников. В группах оборудованы центры развития детей:
уголки психологической разгрузки;
центр развития экологических и естественнонаучных представлений;
центр развития движений, центр здоровья;
центр развития творческих способностей и пр.
Для организации образовательного процесса в учреждении созданы необходимые условия:
методический кабинет;
музыкальный зал и кабинет музыкальных руководителей (имеет звание «Образцовый кабинет»);
физкультурный зал и кабинет инструктора физической культуры (имеет звание «Образцовый кабинет»);
изостудия (имеет звание «Образцовый кабинет»);
кабинет учителей-логопедов (имеет звание «Образцовый кабинет»);
кабинет для конструирования, для занятий песочной анимацией;
плавательный бассейн, сауна;
медицинский блок (приемная, процедурная, изолятор).
На территории учреждения функционируют:
спортивная площадка;
игровая площадка «Играй-город»;
«Чудо-сад» (на территории детского сада есть рокарий, розарий, искусственный водоем, аллея плодовых деревьев и кустарников, огород);
прогулочные участки, оборудованные малыми игровыми формами, соответствующими психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста.
Материально-технические и медико-социальные условия, созданные в ДОУ соответствуют требованиям детского сада повышенной комфортности.
Резерв мощности
Во втором полугодии 2011 года к детскому саду №88 присоединено здание бывшей школы №18. В настоящее время ведутся работы по восстановлению детского сада на базе школы. Это позволит обеспечить местами порядка 200 детей дошкольного возраста. Таким образом, увеличится спрос на дополнительные образовательные услуги на 100%. Новый детский сад будет укомплектован квалифицированными кадрами (порядка 30-35 педагогов и воспитателей), которые обеспечат предложение и его высокую вариативность на рынке дополнительных образовательных услуг.
1.3.3. Кадры
Общие сведения
Коллектив укомплектован на 98%. Общее количество сотрудников в соответствии со штатным расписанием – 67, из них педагогических работников – 34, в том числе:
административный персонал:
заведующая – 1;
заместитель заведующей по воспитательно-методической работе – 1;
обслуживающий персонал:
заместитель заведующей по административно-хозяйственной работе – 1;
помощники воспитателей – 5, младшие воспитатели – 9;
уборщик помещений – 1;
педагогический персонал:
воспитатели – 27;
учитель-логопед – 2;
музыкальный руководитель – 3;
инструктор по физической культуре – 3.
Повара и кухонные работники, медицинский персонал, рабочие по обслуживанию зданий, бухгалтер-расчетчик не входят в штат детского сада в связи с аутсорсингом непрофильных услуг.
Коллектив характеризуется стабильностью кадров. Образовательный процесс осуществляют квалифицированные, креативные педагоги:
Характеристика педагогического коллектива по образовательному уровню:
высшее образование - 15 педагогов (48%);
в настоящее время получают высшее образование – 5 педагогов (16%);
обладают дополнительными квалификациями по диплому: «Педагог-психолог» - 5 педагогов, «Учитель-логопед» - 1, «Учитель английского языка» - 1, «Социальный педагог» - 1, «Учитель начальных классов» - 7 педагогов.
Характеристика педагогического коллектива по категорийности:
высшая квалификационная категория – 4 педагога (15%);
I квалификационная категория – 17 педагогов (58%);
II квалификационная категория – 11 педагогов (25%).
Характеристика педагогического коллектива по стажу работы:
молодые специалисты – 5 педагогов (16%);
стаж от 3 до 15 лет – 12 педагогов (39%);
стаж от 15 до 25 лет – 8 педагогов (26%);
стаж свыше 25 лет – 9 педагогов (29%).
Средний возраст работающих - 37 лет. Данный ресурс позволяет коллективу детского сада быть активным, современным, мобильным.
Педагоги детского сада – креативные, современные и увлеченные. Из любимых увлечений – музицирование на скрипке, синтезаторе; написание стихов и песен; художественное творчество; изучение иностранных языков; занятие песочной анимацией и пластилиновой мультипликацией; арабские танцы; путешествие по Уральскому региону и даже стритбол.
Система повышения квалификации
В учреждении работает эффективная система повышения квалификации сотрудников, позволяющая педагогам активно нарабатывать и транслировать успешный педагогический опыт на Всероссийском, краевом и городском уровнях:
Участие в работе городских педагогических сообществ:
5 педагогов (16%) – являются руководителями городских педагогических сообществ;
более 80% педагогического коллектива принимают активное участие в работе городских педагогических сообществ;
более 40% педагогов транслировали опыт работы на краевом и Всероссийском уровнях;
курсовую подготовку прошли 52% педагогического коллектива, в том числе младший обслуживающий персонал 2%.
Участие в конкурсном движении:
Всероссийский конкурс «Воспитатель года России-2011», лауреат;
краевой конкурс «Учитель года-2011», номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения», 1 место;
городской конкурс «Учитель года», 2011г., победитель; 2010г., победитель; 2008г., победитель.
городской смотр-конкурс на лучшее проведение новогодних мероприятий, 2011г., 1 место, 2010г., 1 место;
городской конкурс учебных, методических, дидактических средств обучения, 2011г., , 2 место.
Трансляция педагогического опыта:
Всероссийские порталы: «Завуч», «Педсовет», Всероссийский фестиваль «Открытый урок» разместили публикации из опыта работы 15 педагогов (48%);
краевые научно-практические конференции, форумы, мастер-классы – 10 педагогов (30%);
оформили портфолио в бумажном варианте – 60% педагогов;
разработали и регулярно пополняют электронное портфолио на сайте педагогов Пермского края – 40% педагогического коллектива.
Особые награды:
Отраслевая награда Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» - 1 педагог;
Члены Пермской региональной общественной организации учителей «ЛУЧ» (лучшие педагоги Прикамья) – 2 педагога.
1.3.4. Организационная структура
Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.
Методическая служба является организационной структурой управления образовательным процессом ДОУ. Структура методической службы детского сада №88 представлена в диаграмме 1.
В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.
Детский сад №88 возглавляет заведующий на основании договора, заключенного с Комитетом по вопросам образования. Заведующий учреждения обеспечивает выполнение возложенных на учреждение задач, несет персональную ответственность за деятельность учреждения. Заведующий является председателем педагогического совета детского сада.
Формами самоуправления являются: методический совет, педагогический совет, родительский совет, общее собрание трудового коллектива.
В целях рассмотрения педагогических и методических вопросов, вопросов организации образовательного процесса, изучения и рассмотрения передового педагогического опыта в учреждении действует педагогический совет. Членами педагогического совета педагогов являются все педагоги, а также председатель родительского совета. Председателем педсовета является заведующий учреждения, который своим приказом назначает на учебный год секретаря совета.
Модель управляющей системы детского сада основана на вертикальном и горизонтальном разделении труда всех служб. Руководитель формирует эффективно действующую управленческую команду, делегирую часть полномочий. Проектный подход к управлению позволяет руководителю сфокусировать внимание на анализе, прогнозировании и реализации стратегических целей и задач.
Матричная структура методической службы включает также: аттестационную комиссию, медико-психолого-педагогическую службу, творческие педагогические сообщества, временные структуры. Методическая работа с педагогами направлена на развитие субъектной позиции педагогов в профессиональной деятельности.
Родительский совет учреждения представляет интересы родителей (законных представителей) воспитанников.
Попечительский совет – других физических и юридических лиц перед администрацией учреждения. Попечительский совет избирается на общем собрании трудового коллектива учреждения сроком на один год. Количество членов, избираемых в попечительский совет, определяется общим собранием. Председатель попечительского совета и его заместитель избираются на первом заседании попечительского совета большинством голосов. Заседания попечительского совета проводятся по мере необходимости в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал. Внеочередные заседания попечительского совета могут созываться по требованию не менее половины членов попечительского совета. Члены попечительского совета осуществляю свои функции на безвозмездной основе.
Родительский совет избирается сроком на один год. В состав родительского комитета входят родители воспитанников по 1 человеку от группы. Выборы представителей в родительский совет учреждения проходят открытым голосованием на групповых родительских собраниях. Родительский совет детского сада избирает из своего состава председателя, который руководит работой родительского совета. Заседания родительского совета проводятся по мере необходимости в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал. На заседаниях родительского комитета ведутся протоколы, которые подписываются председателем и секретарем родительского совета. Решения родительского совета, принятые в пределах его полномочий, доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.
Диаграмма 1. Организационная структура методической службы
Учреждения образования
Педагогический коллектив разрабатывает и реализует программу по осуществлению преемственности детского сада и Гимназии №9, центра детского творчества «ГНОМ» и др. Это позволяет обеспечить непрерывность образования и быструю адаптацию ребенка на различных ступенях обучения.
Детский сад выстраивает взаимодействие с Пермским краевым институтом повышения квалификации работников образования (ПКИПКРО), кафедра методики дошкольного воспитания. На основании договора о сотрудничестве в ДОУ ведется опытническая работа по оптимизации форм и методов развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста под руководством старшего сотрудника кафедры Е.М.Фадеевой. Опыт работы в данном направлении транслируется педагогами на городских, краевых конференциях. Педагоги демонстрируют коллегам мастер-классы, фрагменты открытых занятий. В детском саду существует и регулярно пополняется видеотека материалов: фрагменты занятий, организация педагогами самостоятельной деятельности детей, проведение диагностики, мастер-классы и др.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
III. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Определение оптимального объема производства и цены реализации продукта, максимизирующих прибыль предприятия: Методическое пособие по выполнению курсовой работы /Сост. Тимофеев В.И., Доманк Е.Б.; Пермский гос. техн. ун-т (Березниковский филиал) – Березники, 2008 – 65с.
2. http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики.
3. http://kvo_berezn@perm.edu.ru Публичный доклад Комитета по вопросам образования Администрации г.Березники за 2010-2011 учебный год
4. http://mdou88-5959@narod.ru/ Публичный отчет о деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №88» общеразвивающего вида за 2010-2011 учебный год.
5. http://minobr.permkrai.ru/ Публичный доклад Министерства Образования Пермского края «Итоги развития системы образования Пермского края за 2010-2011 учебный год».
37