СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 часть к  интегрированному уроку (биология + информатика).

Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости" 

Просмотр содержимого документа
«Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости»

Интегрированный урок (биология + информатика) Тема:

Интегрированный урок

(биология + информатика)

Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

для 11 класса

ДОШИ № 10

2015

 Цель урока: формирование знания о модификационной изменчивости, о причинах ее появления; статистических закономерностях модификационной (ненаследственной) изменчивости.

Цель урока: формирование знания о модификационной изменчивости, о причинах ее появления; статистических закономерностях модификационной (ненаследственной) изменчивости.

  Задачи урока:    - установить статистические закономерности модификационной изменчивости;  - научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую;  - научиться строить вариационную кривую, применяя информационные технологии;  - повторить основные приёмы работы с Мастером диаграмм MS Excel.

Задачи урока: - установить статистические закономерности модификационной изменчивости; - научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую; - научиться строить вариационную кривую, применяя информационные технологии; - повторить основные приёмы работы с Мастером диаграмм MS Excel.

Оборудование:  компьютер, листья лаврового листа, линейка, ручка, резинка, коллекции мичуринских сортов плодовых.
  • Оборудование:
  • компьютер, листья лаврового листа, линейка, ручка, резинка, коллекции мичуринских сортов плодовых.


"Когда мы сравниваем между собой …

разновидности… наиболее древних наших

домашних животных или культурных

растений, - нас прежде всего поражает то

обстоятельство, что они различаются между

собой более, чем представители одного и того

же вида в естественном состоянии."

Ч.ДАРВИН.

Ход урока : I. Повторение пройденного материала.  Дайте определение генетики как науки.  Что такое наследственность?  Что такое фенотип? Что такое генотип? Дайте определение изменчивости.

Ход урока :

I. Повторение пройденного материала.

Дайте определение генетики как науки.

Что такое наследственность?

Что такое фенотип?

Что такое генотип?

Дайте определение изменчивости.

 2. Изучение нового материала.     Вспомните, какие признаки бывают у организмов?

2. Изучение нового материала. Вспомните, какие признаки бывают у организмов?

  Как формируются признаки?

Как формируются признаки?

Условная схема влияния гена: ген Фермент признак (белок)

Условная схема влияния гена:

ген

Фермент

признак

(белок)

Какие же факторы среды и как могут изменить признак организма?

Какие же факторы среды и как могут изменить признак организма?

Вывод:  - фенотип есть результат взаимодействия генотипа и среды.  Уточним нашу условную схему: ген Фермент признак (белок) Среда

Вывод:

- фенотип есть результат взаимодействия генотипа и среды.

Уточним нашу условную схему:

ген

Фермент

признак

(белок)

Среда

 При каких условиях протекает биосинтез белка? Для этого необходимо наличие ряда ферментов определённой химической среды, температуры и т.д. Чтобы образовавшийся  в результате действия гена фермент мог осуществить длинную цепь биохимических реакций, ведущих к формированию признака, также необходимы определённые условия среды (температура, кислотность, наличие ферментов, различные вещества и т.д.).

При каких условиях протекает биосинтез белка?

Для этого необходимо наличие ряда ферментов

определённой химической среды,

температуры и т.д. Чтобы образовавшийся

в результате действия гена фермент мог

осуществить длинную цепь биохимических реакций,

ведущих к формированию признака, также

необходимы определённые условия среды

(температура, кислотность, наличие ферментов,

различные вещества и т.д.).

Примеры влияния условий среды на проявление признака у различных организмов:  Проявление гена веснушчатости возможно только при наличии солнечного  света (облучения); Ген образования хлорофилла выявляется лишь на свету;

Примеры влияния условий среды на проявление признака у различных организмов:

  • Проявление гена веснушчатости

возможно только при наличии солнечного

света (облучения);

  • Ген образования хлорофилла

выявляется лишь на свету;

 С чем можно сравнить данный процесс?

С чем можно сравнить данный процесс?

Если сравнить генотип с плёнкой фотоаппарата, на которой запечатлены наследственные задатки организма, а фенотип – с отпечатанной фотографией, то станет ясно, что чёткость её изображения, контрастность, возможность рассмотреть отдельные детали в значительной степени будут зависеть от качества реактивов при проявлении и печатании, длительности освещения и т.д., то есть той среды, в которой протекает весь процесс воспроизведения изображения на фотобумаге.

Если сравнить генотип с плёнкой фотоаппарата, на которой запечатлены наследственные задатки организма, а фенотип – с отпечатанной фотографией, то станет ясно, что чёткость её изображения, контрастность, возможность рассмотреть отдельные детали в значительной степени будут зависеть от качества реактивов при проявлении и печатании, длительности освещения и т.д., то есть той среды, в которой протекает весь процесс воспроизведения изображения на фотобумаге.

Запишите в тетради определение модификационной изменчивости. Модификационная изменчивость - способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передаётся.

Запишите в тетради определение модификационной изменчивости.

Модификационная изменчивость - способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передаётся.

Свойства модификаций Изменения имеют групповой характер Изменения не наследуются Изменения соответствуют действиям определённого фактора среды Пределы изменчивости обуславливаются изменчивостью генотипа

Свойства модификаций

Изменения имеют групповой характер

Изменения не наследуются

Изменения соответствуют действиям определённого фактора среды

Пределы изменчивости обуславливаются изменчивостью генотипа

Выполним лабораторную работу: “ Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой”.

Выполним лабораторную работу:

“ Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой”.

Цель работы : познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака. Ход работы: Инструктивная карточка: 1. Расположите листья одного растения (лаврового дерева) в порядке нарастания их длины. 2. Измерьте длину листьев, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число листьев, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположит ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (длина листа лаврового дерева), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются часто, какие – редко.

Цель работы : познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Ход работы:

Инструктивная карточка:

1. Расположите листья одного растения (лаврового дерева) в порядке нарастания их длины.

2. Измерьте длину листьев, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число листьев, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположит ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (длина листа лаврового дерева), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются часто, какие – редко.

Размер листьев V Число листьев P (n)

Размер листьев

V

Число листьев

P (n)

3. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; 4. Определите среднюю величину выраженности признака по формуле , где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.

3. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака;

4. Определите среднюю величину выраженности признака по формуле

, где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.

 Построение вариационной кривой:

Построение вариационной кривой:

Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена. Нормой реакции называются те пределы, в которых возможно изменение признаков у данного генотипа. Во всех случаях наследуется не сам фенотип, а способность к его проявлению.

Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Нормой реакции называются те пределы, в которых возможно изменение признаков у данного генотипа. Во всех случаях наследуется не сам фенотип, а способность к его проявлению.

Где же можно применить данные знания?

Где же можно применить данные знания?

Вспомните примеры работ И.В. Мичурина по управлению проявлением признаков у гибридов, при изучении темы “Селекция растений и животных”:

Вспомните примеры работ И.В. Мичурина по управлению проявлением признаков у гибридов, при изучении темы “Селекция растений и животных”:

III. Закрепление знаний.   Обработка статистических данных на компьютере в программе MS Excel.

III. Закрепление знаний.

Обработка статистических данных на компьютере в программе MS Excel.

Работа в парах: Задание №1. Вычислите среднюю величину (М) и постройте вариационную кривую изменчивости числа краевых (язычковых) цветков в соцветии хризантемы по данным, приведённым в таблице.

Работа в парах:

Задание №1. Вычислите среднюю величину (М) и постройте вариационную кривую изменчивости числа краевых (язычковых) цветков в соцветии хризантемы по данным, приведённым в таблице.

Можете полюбоваться построенной вариационной кривой:

Можете полюбоваться построенной вариационной кривой:

IV. Задание на дом: Задание №3. В четырех параллельных восьмых классах измерили рост 83 учащихся. Результаты следующие: а) постройте вариационную кривую роста учащихся;  б) определите среднюю величину ряда (М);  в) объясните, какое практическое значение имеет изучение изменчивости роста людей. (См. таблицу 1.)

IV. Задание на дом:

Задание №3.

В четырех параллельных восьмых классах измерили рост 83 учащихся.

Результаты следующие:

а) постройте вариационную кривую роста учащихся; б) определите среднюю величину ряда (М); в) объясните, какое практическое значение имеет изучение изменчивости роста людей.

(См. таблицу 1.)

Таблица 1.

Таблица 1.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: - Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология т.3 М., “Мир”,1990 с. 245 - Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Учебник для 10-11 класс общеобразовательных учреждений , М., “Дрофа”, 2001г., с.310- 316. - Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 класс. Справочное пособие. М., “Дрофа” 2005г. - Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс: Методическое пособие к учебнику В.Б Захарова., С.Г Мамонтов., Н.И Сонин “Общая биология” / Под ред. В.Б.Захарова . - М., “Дрофа”, 2001г. с. 108-113.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология т.3 М., “Мир”,1990 с. 245

- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Учебник для 10-11 класс общеобразовательных учреждений , М., “Дрофа”, 2001г., с.310- 316.

- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 класс. Справочное пособие. М., “Дрофа” 2005г.

- Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс: Методическое пособие к учебнику В.Б Захарова., С.Г Мамонтов., Н.И Сонин “Общая биология” / Под ред. В.Б.Захарова . - М., “Дрофа”, 2001г. с. 108-113.

Презентацию урока для 11 класса подготовили:  учитель биологии Козлов С.Н., учитель информатики Тимченко И.В. Бажаємо успіхів!

Презентацию урока для 11 класса подготовили:

  • учитель биологии Козлов С.Н.,
  • учитель информатики Тимченко И.В.

Бажаємо успіхів!