Интегрированный урок
(биология + информатика)
Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"
для 11 класса
ДОШИ № 10
2015
Цель урока: формирование знания о модификационной изменчивости, о причинах ее появления; статистических закономерностях модификационной (ненаследственной) изменчивости.
Задачи урока: - установить статистические закономерности модификационной изменчивости; - научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую; - научиться строить вариационную кривую, применяя информационные технологии; - повторить основные приёмы работы с Мастером диаграмм MS Excel.
- Оборудование:
- компьютер, листья лаврового листа, линейка, ручка, резинка, коллекции мичуринских сортов плодовых.
"Когда мы сравниваем между собой …
разновидности… наиболее древних наших
домашних животных или культурных
растений, - нас прежде всего поражает то
обстоятельство, что они различаются между
собой более, чем представители одного и того
же вида в естественном состоянии."
Ч.ДАРВИН.
Ход урока :
I. Повторение пройденного материала.
Дайте определение генетики как науки.
Что такое наследственность?
Что такое фенотип?
Что такое генотип?
Дайте определение изменчивости.
2. Изучение нового материала. Вспомните, какие признаки бывают у организмов?
Как формируются признаки?
Условная схема влияния гена:
ген
Фермент
признак
(белок)
Какие же факторы среды и как могут изменить признак организма?
Вывод:
- фенотип есть результат взаимодействия генотипа и среды.
Уточним нашу условную схему:
ген
Фермент
признак
(белок)
Среда
При каких условиях протекает биосинтез белка?
Для этого необходимо наличие ряда ферментов
определённой химической среды,
температуры и т.д. Чтобы образовавшийся
в результате действия гена фермент мог
осуществить длинную цепь биохимических реакций,
ведущих к формированию признака, также
необходимы определённые условия среды
(температура, кислотность, наличие ферментов,
различные вещества и т.д.).
Примеры влияния условий среды на проявление признака у различных организмов:
- Проявление гена веснушчатости
возможно только при наличии солнечного
света (облучения);
- Ген образования хлорофилла
выявляется лишь на свету;
С чем можно сравнить данный процесс?
Если сравнить генотип с плёнкой фотоаппарата, на которой запечатлены наследственные задатки организма, а фенотип – с отпечатанной фотографией, то станет ясно, что чёткость её изображения, контрастность, возможность рассмотреть отдельные детали в значительной степени будут зависеть от качества реактивов при проявлении и печатании, длительности освещения и т.д., то есть той среды, в которой протекает весь процесс воспроизведения изображения на фотобумаге.
Запишите в тетради определение модификационной изменчивости.
Модификационная изменчивость - способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передаётся.
Свойства модификаций
Изменения имеют групповой характер
Изменения не наследуются
Изменения соответствуют действиям определённого фактора среды
Пределы изменчивости обуславливаются изменчивостью генотипа
Выполним лабораторную работу:
“ Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой”.
Цель работы : познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Ход работы:
Инструктивная карточка:
1. Расположите листья одного растения (лаврового дерева) в порядке нарастания их длины.
2. Измерьте длину листьев, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число листьев, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположит ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (длина листа лаврового дерева), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются часто, какие – редко.
Размер листьев
V
Число листьев
P (n)
3. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака;
4. Определите среднюю величину выраженности признака по формуле
, где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.
Построение вариационной кривой:
Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Нормой реакции называются те пределы, в которых возможно изменение признаков у данного генотипа. Во всех случаях наследуется не сам фенотип, а способность к его проявлению.
Где же можно применить данные знания?
Вспомните примеры работ И.В. Мичурина по управлению проявлением признаков у гибридов, при изучении темы “Селекция растений и животных”:
III. Закрепление знаний.
Обработка статистических данных на компьютере в программе MS Excel.
Работа в парах:
Задание №1. Вычислите среднюю величину (М) и постройте вариационную кривую изменчивости числа краевых (язычковых) цветков в соцветии хризантемы по данным, приведённым в таблице.
Можете полюбоваться построенной вариационной кривой:
IV. Задание на дом:
Задание №3.
В четырех параллельных восьмых классах измерили рост 83 учащихся.
Результаты следующие:
а) постройте вариационную кривую роста учащихся; б) определите среднюю величину ряда (М); в) объясните, какое практическое значение имеет изучение изменчивости роста людей.
(См. таблицу 1.)
Таблица 1.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология т.3 М., “Мир”,1990 с. 245
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Учебник для 10-11 класс общеобразовательных учреждений , М., “Дрофа”, 2001г., с.310- 316.
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 класс. Справочное пособие. М., “Дрофа” 2005г.
- Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс: Методическое пособие к учебнику В.Б Захарова., С.Г Мамонтов., Н.И Сонин “Общая биология” / Под ред. В.Б.Захарова . - М., “Дрофа”, 2001г. с. 108-113.
Презентацию урока для 11 класса подготовили:
- учитель биологии Козлов С.Н.,
- учитель информатики Тимченко И.В.
Бажаємо успіхів!