СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прогамма внеурачной деятельности Аппликация из шпона
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
на заседании педагогического Директор ДДТ
совета ДДТ ________________
протокол № от 20 г. О.В. Бондарь
ПРОГРАММА
Творческое объединение резчиков по дереву «Аппликация из шпона» двухгодичного курса обученияучащихся средней и старшей
возрастных групп.
Автор:
Васильев Александр Александрович
Педагог дополнительного образования
1-й квалификационной категории
р.п. Чистоозерное 2015-2018 г.
1. Пояснительная записка стр. 3
2. Направления, методы и формы работы стр. 4
3. Принципы, лежащие в основе работы
по программе стр. 5
4. Средства для реализации программы стр. 6
5. Учебно-тематический план стр. 6
6. Диагностика результатов образовательной
деятельности стр. 10
7. Учебно-материальная база стр. 11
8. Список литературы стр. 11
3
Пояснительная записка.
Среди разновидностей декоративных работ со шпоном (тонкими однослойными пластинками различных пород дерева, идущих на облицовку мебели) аппликация- одна из наиболее доступных . Несмотря на неширокое распространение, этот Аид декоративных работ может быть с успехом использован учителями в учебно-воспитательном процессе школ и внешкольных учреждений. Для аппликации из шпона используются мелко нарезанные элементы в виде квадратиков, прямоугольников и других фигур. В качестве материала для них могут служить невыразительные участки шпона, не нашедшие применения в других видах декоративных работ. Отличным поделочным материалом является также обрезки шпона, остающиеся от занятий деревянной мозаикой в других технологических разновидностях (интарсия и маркетри).
Режут шпон обычным ножом- резаком, применяемым для исполнения наборов в технике маркетри или резных работ. Элементы аппликации, вырезанные из шпона, закрепляются на основе с помощью клея. Наиболее приемлемым для этой цели является поливинилацетатный клей (ПВА). Можно использовать также нитроцеллюлозный клей, клей на основе БФ, канцелярский (силикатный и казеиновый), столярный и другие, быстро отвердевающие в обычных условиях.
Элементы аппликации переносятся с рабочего стола на поверхность набора остро оточенным шилом. С успехом может быть использован и простейший инструмент - заточенный на острие обыкновенный гвоздь ( « семидесятка», « восьмидесятка»). Шляпку гвоздя следует сохранить. В таком виде его удобно держать в руке. Если возникает желание, можно сделать и более совершенный инструмент- шляпку гвоздя срезать и на ее место насадить деревянную ручку.
Снимать элементы аппликации с гвоздя и прижимать ( для приклеивания) их к основе удобно тонкой деревянной палкой длиной 10-12 см, один конец которой слегка заостряется. Другой конец следует срезать перпендикулярно к продольной оси. Этой плоскостью удобно прижимать детали аппликации к фону.
Для шлифования готового набора потребуется наждачная бумага , а для прозрачного покрытия- кисть или тампон.
У данного вида декоративных работ широкий диапазон изобразительных возможностей - от плоскостных орнаментальных наборов, напоминающих вышивку крестом, до сложных сюжетных мотивов с передачей объема предметов и пространства. Поэтому в качестве образцов для мозаичных композиций можно использовать украшенные ею старинные чайные столики, смальтовую мозаику, некоторые виды вышивки крестом. Что касается сюжетов, то в этой технике создаются самые различные композиции: орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и др.
Приклеивание мозаичных элементов обычно начинают с прокладки внутренних или внешних контуров изображения; затем прикладывается следующий ряд и т. д., пока не будут заполнены все цветовые плоскости композиции. Элементы могут быть плотно подогнаны друг к другу или иметь просветы фона между собой. Выразительность аппликации значительно обогащается, если направления волокон в соседних элементах будут взаимно перпендикулярны. Получается как бы плетеная поверхность. Для прозрачной отделки мозаичной плоскости можно использовать различные лаки, политуры, восковые мастики. Нередко набор оставляют без шлифовки и прозрачного покрытия, так как матовая шероховатая фактура подогнанных друг к другу кусочков шпона красива сама по себе.
Перестраивая неброскую естественную гамму древесных пород, подбирая из них мозаичные композиции, школьники приобщаются к творчеству.
.Срок обучения рассчитан на два года.
Комплектация группы первого года обучения происходит из учащихся 4 – 7 классов /10– 13 лет/, второго года обучения – 7 – 11 классов /12 – 16 лет/.
Группы, как правило, смешанные, что даёт возможность новичкам
4 перенимать опыт не только руководителя, но и старших товарищей. Во время второго года обучения, в отличие от первого, увеличивается количество часов практической работы, упор делается на 2 – 3 наиболее интересующие детей темы.
Тип данной программы: Модифицированная.
Цели и задачи.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
1.Ознакомить школьников с наиболее распространенными природными материалами их свойствами техникой и техникой и технологией их обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке природных материалов.
2. Совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию умений выделить главное, применить знания на практике.
3. Познакомить учащихся с процессами конструирования и модулирования изделий из древесины; воспитывать у учащихся способность к творчеству; способствовать развитию воображения.
Задачи: раскрыть перед учащимися истоки и роль народного творчества: привить любовь к традиционному народному искусству; развить художественно-творческие способности.
Задачи практического обучения: - освоить виды художественной обработки дерева и изготавливать художественные изделия из дерева.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Дать учащимся общее представление о ручной обработке древесины, познакомить с древесными материалами; воспитывать у учащихся чувство ответственного хозяина, прививать навыки рационального использования материалов; способствовать развитию логического мышления и памяти.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус, развивать любовь к родной природы.
Раскрыть потенциал, пробудить инициативу, активность детей.
Привитие трудолюбия, изжитие иждивенческих тенденций.
Приучение детей к аккуратности, бережливому отношению к материальным средствам
Методы, приёмы и формы работы.
Практические. К ним относится всё то, что делается детьми на практике, помогают закрепить на практике полученные теоретические знания и навыки. Также одни из наиболее важных и универсальных средств проверки и диагностики усвоения материала учащимися. Дают наиболее эффективное усвоение материала.
Коммуникативные. Методы, применяемые для лучшего усвоения материала. Игры, беседы, дискуссии. Подобные методы позволяют детям в свободной и активной форме проявить себя, свои знания, свой характер для достижения цели. Заставляют думать, пробуждают интерес к самообразованию. Выявляют лидерские качества.
5 Сенсорные. Методы и приёмы, направленные на восприятие учащимися материала, даваемого педагогом. Лекции, тренинги, просмотр фильмов и т.д. Способствуют лучшему усвоению материала. Требуют обширного дидактического материала: книги, фильмы, фотографии, карточки с заданиями и т.д.
Комбинированные. Это наиболее универсальная методика, позволяющая совместить и практическую и теоретическую части программы, когда полученные знания тут же проверяются на практике.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
В зависимости от изучаемой темы, может применяться одна из трёх форм работы:
--Индивидуальная. а/. Педагог работает индивидуально с каждым ребёнком, в зависимости от его общего уровня знаний, коммуникабельности, способностей к восприятию. Обычно это 1-й год обучения. б/. Каждый ребёнок получает своё индивидуальное задание. Выполняет его на основе уже имеющихся знаний, опыта и несет личную ответственность за полученный результат. Это, как правило, уже 2-год обучения.
--Групповая. а/. Занятия с группой детей по специальной подготовке их к выполнению какой либо работы. б/. Задание получает какая либо, обычно небольшая группа детей, и выполняет его сообща. Идёт активный процесс обмена опытом, есть возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого члена группы.
--Коллективная. При этой форме работы занятия ведутся со всем составом творческого объединения. Как правило, это какое либо мероприятие, выставка и тд. Либо беседа, требующая личного участия всех членов объединения. Например, обсуждение планов на лето, или, напротив, подведение итогов летнего периода. Когда каждый может высказать своё мнение, доложить о проделанной им лично работе, выступить с предложениями или замечаниями.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Пересматривая неброскую естественную гамму древесных, пород, подбирая из них мозаичные композиции, школьники приобщаются к творчеству.
Регулярные занятия аппликации из шпона способствуют у учащихся эстетического воспитания окружающей действительности, а также ценных качеств личности, как аккуратность, терпение настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, которые пригодятся им в последующей трудовой деятельности, какую бы профессию они ни выбрали.
ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:
Принцип личностного подхода (личность ребёнка является непреложной ценностью).
Принцип взаимоуважения (всё общение ребёнка со сверстниками и педагогом строится на основе взаимоуважения).
Принцип адекватности возрасту (методы, приёмы, формы и средства обучения должны соответствовать возрасту ребёнка).
Принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны ребёнку).
Принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность).
6
Принцип обратной связи (педагог должен интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия).
СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Для того чтобы в полной мере выполнить все поставленные задачи, необходимы учебно-методические и материально – технические средства.
К учебно-методическим средствам относятся: 1. Раздаточный дидактический материал по различным темам программы. 2 . Фотоматериалы о проведённых, выставках. 3. Результативности занятий каждого кружковца.
Технические и материальные средства:
1Изготовление наглядных пособий.
2.Изготовление необходимого дополнительного оборудование..
3.Достаточное финансирование из различных источников.
7
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№ п./п. | Темы | Коли- чество часов | Вид занятия | |
Теорети- ческое | Практи- ческое | |||
1 | Вводное занятие. | 4 | 2 | 2 |
2
| Декоративные и технологические особенности аппликации из шпона. Исполнение тематических эмблем на школьные кабинеты. | 28 | 4
| 24
|
3
| Композиция анималистического характера ( с дополнительными растительными элементами) – исполнение отличительных знаков для шкафчиков с одеждой. | 36 | 8
| 28
|
4
| Сувениры, памятные знаки. | 28 | 6 | 22 |
5
| Утилитарный предмет на строганной основе (разделочные доски, подставка) с декоратив- ной заставкой. | 32 | 8 | 24 |
6 | Заключительное занятие
|
4
|
2 |
2
|
| Итого: | 128 | 30 | 98 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Для первого года обучения уровень освоения содержания программы начальный (ознакомительный), для второго года обучения – базовый.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИ.
1.Теория (2 час): Вводное занятие. Краткие сведения о роли декоративно-прикладного искусства в жизни людей. Ознакомление учащихся с программой занятий, тематикой занятий, материалами, инструментами, условиями безопасной работы.
Практическое занятие (2 час): Подготовка рабочего места. 2. Теория (4 часа): Декоративные и технологические особенности аппликации из шпона.
Практическое занятие (24часов): Изготовление инструментов для работы. Подготовка
рисунка декоративной композиции (эмблема конкретного школьного кабинета) и перевод ее в материал (у каждого ученика самостоятельное задание).
Материалы: отходы строганого шпона различных пород (желательно контрастных); трехслойная фанера, клей.
8
Инструменты: нож-резец, шило (заточенный гвоздик), съемная палочка, кисточка для клея.
3.Теория (8 часа): Композиция анималистического характера (с дополнительными растительными элементами)- исполнение отличительных знаков для шкафчиков с одеждой. Особенности передачи плоскостного изображения в аппликации. Сходство по стилю с народной вышивкой крестом. Возможности использования в аппликации анималистических композиций, выполненных в технике вышивки крестом.
Особенности передачи средствами техники аппликации из шпона объема в изображениях.
Практическое занятие(28 часов): Разработка композиции на основе натуральных зарисовок с учетом технологических и декоративных особенностей элементов аппликации и возможностей этой техники.
Подготовка основы. Перевод рисунка. Заполнение контуров и плоскостей композиции элементами цветного дерева в технике аппликации. Обработка торцов и кромок готового изделия.
Материалы: трехслойная фанера (возможно использование обрезков древесно-волокнистых плит), клей, отходы строганного шпона различных пород, акварельные краски, гуашь, карандаш.
4.Теория(6 часа): Сувениры, памятные знаки. Варианты изделий сувенирного характера к памятным датам с учетом местных народных особенностей и эстетичной связью с соответствующей символикой. Технологические и декоративные возможности аппликации из шпона в создании сувениров и памятных знаков.
Практическое занятие(22 часов): Изготовление сувениров или памятных знаков к знаменательным датам.
Материалы: пиломатериалы, обрезки шпона, клей, акварельные краски, гуашь, карандаш лак.
5.Теория(8 часов): Декоративные свойства шпона (цвет, блеск, текстура). Изменение его расцветки в зависимости волокон к источнику света. Законы цветоведения, их использование для обогащения сдержанной естественной гаммы древесины. Технологические этапы выполнения аппликации из шпона. Практическое задание(24часов): Разработка сувениров или памятных знаков к знаменательным датам. Утилитарный предмет на строганной основе (разделочная доска, подставка) с декоративной заставкой. Разработка декоративной заставки. Зависимость способа отделки от утилитарного назначения изделия.
Создание проекта. Изготовление основы предмета в соответствии с проектом и выполнение декоративной заставки в технике аппликации. Отделка готового изделия.
Материалы: пиломатериалы, обрезки шпона, клей, акварельные краски, гуашь, карандаш, лак.
Инструменты. Оборудование: набор резцов для токарных работ, нож-резец, шило (заточенный гвоздь), съемная палочка для клея, кисть для лака; наждачная бумага; электрический утюг.
6.Теория(2час): Заключительное занятие. Обсуждение итогов учебной и творческой работы учащихся.
Практическое занятие(2 час): Подготовка экспонатов и оформление выставки изделий с аппликацией из шпона (тематической или совместно с творческими изделиями других факультетов).
9
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ УЧАЩИМИСЯ
К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Знать правела техники безопасности при работе с инструментами.
2. Изучить декоративные и технологические особенности аппликации из шпона.
3. Уметь подбирать фон по типу паркетных узлов (« в кирпич», « в шашку», « в елочку» и др.)
4. Уметь изготовить инструмент для работы и им пользоваться.
5. Подготавливать рисунок декоративной композиции и перевод ее в материал.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
ВРОТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ п./п. | Темы | Коли- чество часов | Вид занятия | |
Теорети- ческое | Практи- ческое | |||
1 | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 |
2
| Изделие на столярной основе (коробочка, шкатулка и т. п. общественно значимый объект труда). | 48
| 8
| 40
|
3
| Аппликация из шпона на изделиях, содержащих поверхности вращения (стаканы под карандаши, кисти и др.). | 36
| 4
| 32
|
4
| Композиционные заставки из аппликации на подносах, блюдах , декоративных тарелках. | 36
| 8
| 28
|
5 | Заключительное занятие | 4 | 2 | 2 |
| Итого: | 128 | 24 | 110 |
1.Теория (2 час): Вводное занятие. Краткий обзор результатов первого обучения. Режим работы в новом году. Решение организационных проблем вопросов. Вопросы охраны труда и правила техники безопасности.
Практическое занятие(2час): Организация рабочего места.
2. Теория (8 часа): Изделия на столярной основе (коробка, шкатулка и т. п. общественно значимый объект труда). Разработка декоративных композиций для использования в оформлении изделия.
Практическое занятие(40часов): Основные типы соединения деталей из дерева: сплачивание, сращивание, соединение под углом. Виды ящичных вязок. Способы крепления дна и крышки коробок, шкатулок. Возможности декора подобных изделий из шпона. Разметка материала и изготовления изделия. Исполнение декоративной аппликации.
Материалы, инструменты, оборудование и приспособления избираются в зависимости от выполняемого изделия и характера технологических операций.
3. Теория(4часа): Аппликация из шпона на изделиях ,содержащих поверхности вращения (стаканы под карандаши, кисти и др.) Соблюдение органической связи утилитарного назначения предмета с его декором. Особенности поверхности вращения,
10 подготавливаемой под аппликацию шпоном,- зависимость величины элементов аппликации от диаметра поверхности и профиля изделия.
Приемы работы на токарном станке. Требования охраны труда и техники безопасности при выполнении токарных работ и столярных работ. Отделочные операции на поверхностях вращения с аппликацией.
Практическое занятие(32 часов): Создание проекта изделия. Определение места декоративного пятна (заставки) и его связи с функциональным назначением предмета. Разработка декоративного мотива. Втачивание основы изделия. Перевод очертаний декоративной заставки на основу изделия. Выполнение аппликации в материале.
4. Теория(8 часов): Композиционные заставки из аппликации на декоративных подносах, блюдах, тарелках. Подбор объектов труда для школьников с учетом социальной значимости изделий и последовательности исполнения учащимися различных возрастов. Разработка проекта изделия с учетом технологии изготовления (долбежным и токарным способом). Определение местоположения декоративной заставки с учетом утилитарного назначения изделия. Возможное сочетание элементов аппликации и интарсии в одном изделии.
Практическое занятие(28 час): Выбор соответствующего материала (древесины), его подготовка (разметка, раскрой, обработка и сплачивание) в соответствии с проектом изделия. Выполнение его формы на соответствующем оборудовании. Подготовка основы под декоративный элемент и исполнение аппликации с его бытовым назначением.
Теория(2 час): Итоги работы учащихся в кружке за два года. Рекомендации кружковцам по дальнейшей самостоятельной творческой деятельности.
Практическое задание(2 час): Организация отбора на итоговую выставку и оформление экспозиции.
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ УЧАЩИМИСЯ
К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Умение самостоятельно организовать рабочее место.
2. Более углубленное изучение работа с природным материалом из дерева.
3. Производить отделку доступным способом.
4. Умение работать на токарном станке и соблюдать охрану труда и технику безопасности при выполнении токарных работ и столярных работ.
5.Участие отбора работ на итоговую выставку и оформление экспозиции.
Диагностика результатов образовательной деятельности.
Диагностика результатов образовательной деятельности весьма важный момент работы. Контроль за усвоением материала учащимися позволяет вовремя вносить коррективы в учебный план, увеличить, либо уменьшить, учебную нагрузку по отдельным темам и для отдельных учащихся.
Контроль можно проводить различными способами. Но контроля в виде проводимой единожды в год выставки, недостаточно. Необходимо проводить контрольные работы после окончания каждой крупной темы плана.
Контроль проводится в виде тестов либо зачёта, для чего разрабатываются контрольные вопросы по теме на отдельных листах; либо в виде экзаменационных билетов.
Диагностика учащихся прилагается отдельно виде таблицы на отдельном листе.
11
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА.
Для реализации данной программы необходимы следующие материалы и оборудование:
1.Инструменты. Оборудование: набор резцов для токарных работ, нож-резец, шило, (заточенный гвоздь) съемная палочка, кисточка для клея, кисть для лака; наждачная бумага; электрический утюг.
2.Материалы: пиломатериалы, обрезки шпона, клей, акварельные краски, гуашь, лак, карандаши.
3. Аптечка. 1. шт.
4. Учебные пособия 1. компл.
5. Раздаточный материал, карандаши, бумага, кисточки, циркуль и тд.
6. Станок токарный по дереву с ТД-120;
7. Сверлильный станок;
8. Заточной;
9. Столярные верстаки-10 шт.
Список литературы.
Для учителя.
Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. 4-е изд. М. . Высшая школа, 1989.
Меликсетян А. С. Юному любителю мозаики. М. Просвещение, 1979
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М. Просвещение, 1988.
Хворостов. А.С. Аппликация из шпона. Школа и производство. 1985. № 9.
Энциклопедический словарь юного художника. М...Педагогика, 1983.
6. Резьба по дереву.
Сборник. Автор-составитель В.В.Новиков.
М.; Лабиринт-Пресс 2002 г, 416 стр. (серия золотая коллекция)
7 .Резьба по дереву. Новые идеи старого ремесла.
Семенцов А.Ю.
Мн., "Современное слово" 2003 г. – 208 стр.
Для детей.
1. В.В.Финягин "Дерево"
изделия своими руками
Аст. "Астрель"
Москва, 2001 г.
2. Хворостов А. С. Аппликация из шпона. Школа и производство. 1985. № 9.
3. Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика, 1983.
В данном учебно-тематическом плане использованы материалы и рекомендации следующих программ.
1.Программа трудового обучения V-IX классов сельских школ "Сельский дом и семья".
(Разработана институтом профессионального самоопределения РАО, 1997 г (переиздание)
2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
"Культура быта"
Москва, Просвещение 1986г.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
на заседании педагогического Директор ДДТ
совета ДДТ ________________
протокол № от 20 г. О. В. Бондарь
ПРОГРАММА
Творческое объединение резчиков по дереву «Юный столяр» двухгодичного курса обученияучащихся средней и старшей
возрастных групп.
Автор:
Васильев Александр Александрович
Педагог дополнительного образования
1-й квалификационной категории
р.п. Чистоозерное 2015-2018 г.
1. Пояснительная записка стр. 3
2. Направления, методы и формы работы стр. 4
3. Принципы, лежащие в основе работы
по программе стр. 6
4. Средства для реализации программы стр. 5
5. Учебно-тематический план стр. 6
6. Диагностика результатов образовательной
деятельности стр. 10
7. Учебно-материальная база стр. 10
8. Список литературы стр. 11
3.
Пояснительная записка
В процессе подготовки молодёжи к жизни большую роль играет единство трудового и эстетического воспитания.
Резьба по дереву – интересное, увлекательное и полезное занятие для школьников всех возрастов. Занятия резьбой по дереву, где сочетается труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образы, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся.
Создавая разные композиции, учащиеся осваивают профессиональные приёмы обработки древесины, практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных древесных пород, приобретают познания в области обобщения видимых предметов и явлений, претворения их в декоративные формы и образы.
В ходе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение учащимся знаний по древесиноведению, специальной художественной технологии резьбы, ведётся профориентационная работа.
Материал заготавливаем сами в осенний период.
В творческие объединения привлекаются учащиеся 4-го-11 кл.
Данная модифицированная программа рассчитана на два года обучения из расчёта
резьба по дереву – 1-ый год занятий –128 часа
резьба по дереву – 2-ой год занятий -128 часа.
На 1-ом году занятий школьники осваивают наиболее простые виды резьбы по дереву - контурную и геометрическую (трехгранно-выемчатую). Эти виды разных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов. Разную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на любой из лиственных пород (а в геометрической резьбе и на всех хвойных породах.
По сравнению с 1-ым годом обучения, когда задания в геометрической резьбе сменяются относительно часто, что обусловлено учебно-психологическими и методическими соображениями, на 2-ом году обучения предусмотрено исполнение всего трёх заданий. Это объясняется значительно более трудоёмкой техникой и технологией исполнения рельефной резьбы, сложностью моделирования деталей, обработки фона, значительно более ответственной работой над подготовительным рисунком, объёмом, а так же трудоёмкими операциями по изготовлению, заточке и правке инструментов. Изделия учащихся должны носить общественно наглядную направленность и находить применение в школе, в оформлении детских садов, в домашней обстановке школьника и т.д.
Будем принимать участие в выставках, реализовать изделия. Навыки, полученные учащимися за двухлетний период обучения в творческих объединениях, позволят им продолжить самостоятельные занятия в области декоративно-прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, оформляя своё жильё, постройки и т.д. В сельской местности такие творческие объединения будут способствовать формированию склонностей, которые всегда характеризовали трудолюбивого крестьянина.
Цели и задачи.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
1.Ознакомить школьников с наиболее распространенными природными материалами их свойствами техникой и техникой и технологией их обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке природных материалов.
4
2. Совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию умений выделить главное, применить знания на практике.
3. Познакомить учащихся с процессами конструирования и модулирования изделий из древесины; воспитывать у учащихся способность к творчеству; способствовать развитию воображения.
Задачи: раскрыть перед учащимися истоки и роль народного творчества: привить любовь к традиционному народному искусству; развить художественно-творческие способности.
Задачи практического обучения: - освоить виды художественной обработки дерева и изготавливать художественные изделия из дерева.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Дать учащимся общее представление о ручной обработке древесины, познакомить с древесными материалами; воспитывать у учащихся чувство ответственного хозяина, прививать навыки рационального использования материалов; способствовать развитию логического мышления и памяти.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус, развивать любовь к родной природы.
2. Раскрыть потенциал, пробудить инициативу, активность детей.
3. Привитие трудолюбия, изжитие иждивенческих тенденций.
4. Приучение детей к аккуратности, бережливому отношению к материальным средствам
Методы, приёмы и формы работы.
Практические. К ним относится всё то, что делается детьми на практике, помогают закрепить на практике полученные теоретические знания и навыки. Также одни из наиболее важных и универсальных средств проверки и диагностики усвоения материала учащимися. Дают наиболее эффективное усвоение материала.
Коммуникативные. Методы, применяемые для лучшего усвоения материала. Игры, беседы, дискуссии. Подобные методы позволяют детям в свободной и активной форме проявить себя, свои знания, свой характер для достижения цели. Заставляют думать, пробуждают интерес к самообразованию. Выявляют лидерские качества.
Сенсорные. Методы и приёмы, направленные на восприятие учащимися материала, даваемого педагогом. Лекции, тренинги, просмотр фильмов и т.д. Способствуют лучшему усвоению материала. Требуют обширного дидактического материала: книги, фильмы, фотографии, карточки с заданиями и т.д.
Комбинированные. Это наиболее универсальная методика, позволяющая совместить и практическую и теоретическую части программы, когда полученные знания тут же проверяются на практике.
5
ФОРМЫ РАБОТЫ.
В зависимости от изучаемой темы, может применяться одна из трёх форм работы:
--Индивидуальная. а/. Педагог работает индивидуально с каждым ребёнком, в зависимости от его общего уровня знаний, коммуникабельности, способностей к восприятию. Обычно это 1-й год обучения. б/. Каждый ребёнок получает своё индивидуальное задание. Выполняет его на основе уже имеющихся знаний, опыта и несет личную ответственность за полученный результат. Это, как правило, уже 2-год обучения.
--Групповая. а/. Занятия с группой детей по специальной подготовке их к выполнению какой либо работы. б/. Задание получает какая либо, обычно небольшая группа детей, и выполняет его сообща. Идёт активный процесс обмена опытом, есть возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого члена группы.
--Коллективная. При этой форме работы занятия ведутся со всем составом творческого объединения. Как правило, это какое либо мероприятие, выставка и тд. Либо беседа, требующая личного участия всех членов объединения. Например, обсуждение планов на лето, или, напротив, подведение итогов летнего периода. Когда каждый может высказать своё мнение, доложить о проделанной им лично работе, выступить с предложениями или замечаниями.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Навыки, полученные за двухлетний период обучения в кружке, позволяют школьникам продолжать самостоятельные занятия, совершенствуя приемы исполнения изученных видов резьбы, а также освоить новые ее разновидности – прорезную, кудринскую, яворовскую и другие, характерные для различных регионов страны. Регулярные занятия способствуют у учащихся эстетического воспитания окружающей действительности, а также ценных качеств личности, как аккуратность, терпение настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, которые пригодятся им в последующей трудовой деятельности, какую бы профессию они ни выбрали.
ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:
Принцип личностного подхода (личность ребёнка является непреложной ценностью).
Принцип взаимоуважения (всё общение ребёнка со сверстниками и педагогом строится на основе взаимоуважения).
Принцип адекватности возрасту (методы, приёмы, формы и средства обучения должны соответствовать возрасту ребёнка).
Принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны ребёнку).
Принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность).
Принцип обратной связи (педагог должен интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия).
СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Для того чтобы в полной мере выполнить все поставленные задачи, необходимы учебно-методические и материально – технические средства.
6
К учебно-методическим средствам относятся: 1. Раздаточный дидактический материал по различным темам программы. 2 . Фотоматериалы о проведённых, выставках. 3. Результативности занятий каждого кружковца.
Технические и материальные средства:
1Изготовление наглядных пособий.
2.Изготовление необходимого дополнительного оборудование..
3.Достаточное финансирование из различных источников.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ п/п |
Темы | Кол-во часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1-й год обучения | ||||
1 | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 |
2 | Общие сведения о резьбе и её видах | 4 | 2 | 2 |
3 | Подготовка древесины под резьбу. Инструмент для резьбы. |
8 |
2 |
6 |
4 | Композиция из простейших геометрических фигур (работа по образцам). Резание древесины. Приспособления и оборудование для резания древесины. |
16 |
4 |
12 |
5 | Технология и декоративные особенности геометрической (трёхгранновыемчатой) резьбы. Азбука геометрических элементов. |
20 |
6 |
14 |
6 | Узор геометрического характера из изученных (азбучных элементов). Работы по образцам. |
24 |
2 |
22 |
7 | Декоративная пластина с композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на тёмном или светлом фоне) |
28 |
4 |
24 |
8 | Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с разной заставкой (вид резьбы по выбору учащихся. |
20 |
4 |
16 |
9 | Заключительное занятие Итого: | 4 128 | 2 28 | 2 100 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Для первого года обучения уровень освоения содержания программы начальный, для второго года обучения – базовый.
7.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Теория (2 час). Вводное занятие
Знакомство с искусством резьбы по дереву. История развития деревянной резьбы и её современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы объединения. Оборудование и инструменты. Материалы общие правила ТБ. Показ работ учащихся, выполненные в предыдущие годы.
Практическое занятие: (2 час). Подготовка рабочего места.
2. Теория (2 час). Общие сведения о резьбе и её видах. Разновидности резьбы. Демонстрация дидактического материала с разновидностями резьбы. Инструмент для контурной резьбы. Правила личной гигиены.
Практические работы: (2 час). Упражнения по заточке и доводке инструмента. Овладение безопасными приёмами заточки и доводки инструмента.
3. Теория (2 час). Подготовка древесины под резьбу. Инструменты для резьбы.
Древесина, её строение, свойства, породы деревьев. Необходимость бережного отношения к природе. Пороки, влажность древесины. Особенности подбора древесины под резьбу. Плетение, строение и циклование древесины. Крошение древесины. Основные требования к качеству изделий из древесины. ТБ при выполнении технологических операций по обработке древесины. Основные требования к качеству изделий из древесины. ТБ при выполнении технологических операций по обработке древесины.
Практическая работа.(6 часа). Определение пород и пороков древесины. Выбор заготовок. Обработка основы при помощи пил, рубанков под резьбу по образцу.
4.Теория(4 часа). Композиция из простейших геометрических фигур (работа по образцам). Резание древесины. Приспособления и оборудование для резания древесины. Ритм, симметрия, композиция применяемые в резьбе по древесине. Использование образцов при выборе рисунка. Перевод рисунка на основу. Приёмы увеличения или уменьшения рисунка. Рациональные способы получения рисунка. Приёмы резания древесины ножом – резаком.
Безопасность труда. Качество изделий.
Практическая работа (12 часов). Составление простой композиции из геометрических фигур. Увеличение или уменьшение рисунка. Перевод рисунка на основу. Практические упражнения по резанию древесины в различных направлениях её строения. Контурная резьба (по образцам) рисунка. Контроль качества выполнения резьбы.
5. Теория(6 часа). Технология и декоративные особенности геометрической (трёхгранно-выемчатой) резьбы. Азбука геометрических элементов.
Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Ритм в декоративной композиции: равномерные, убывающие или нарастающие ритмические повторы; размер, интервал, светлота в ритмическом построении.
Практические занятия.(14 часов). Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметка (поперёк волокон) резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы «азбуки» (каждый из резных элементов повторяется многократно на протяжении всей полосы).
Исполнение резьбы.
Теория(2 час). Узор геометрического характера из изученных (азбучных) элементов.
Работа по образцам.
Использование резной пластины с «азбукой» в качестве справочного материала при сочетании композиций. Возможные композиционные сочетания разных элементов. Использование одного, нескольких элементов в узоре. Ритм в работе над геометрической резьбой.
Практические занятия.(22 часов). Исполнение по образцу декоративной резной пластины с несложной композицией.
8.
Теория(4 часа). Декоративная пластина с композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на тёмном или светлом фоне).
Особенности декоративной трактовки образа. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности.
Практические занятия.(24 часов). Создание декоративных пластин. Зарисовки животных, птиц, аквариумных рыб, рисование листьев, цветов, шишек. Декоративная переработка образцов. Исполнение в материале.
8. Теория(4 часа). Выполнение простого предмета (строганного или точёного) с резной заставкой (вид резьбы по выбору учащегося)
Учёт функционального назначения предмета и его связь с декором. Пропорции предмета. Их художественное значение. Простые пропорциональные отношения. Понятие о пропорциональных отношениях. Понятие масштабности, соразмерности, формы и её элементов. Разработка резной заставки. Способы отделки.
Практические занятия(16 часов). Создание проекта. Изготовление (столярным или токарным способом) основы предмета согласно проекту и выполнение резной заставки. Отделка готового изделия – тонирование, лакирование, полирование производится в зависимости от выбранного вида резьбы – геометрической или контурной, по светлому или тёмному фону.
9. Теория (2 час). Заключительное занятия.
Итоги деятельности учащихся за первый год занятий. Задание на летний период.
Практическое занятие(2 час). Организация выставки изделий кружковцев.
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ УЧАЩИМИСЯ
К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Знать правела техники безопасности при работе с инструментами.
2. Изучить декоративные и технологические особенности резьбы по дереву.
3. Выполнять задания по образцу.
4. Уметь изготовить инструмент для работы и им пользоваться.
5. Подготавливать рисунок декоративной композиции и перевод ее в материал.
6. Ознакомление с произведениями народных мастеров, с культурой.
7. Способами отделки резной поверхности.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ п/п |
Темы | Кол- во часов | В том числе: | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
10 | Вводное занятие
| 4 | 2 | 2 | |
11 | Рельефная резьба. Инструменты материалы для рельефной резьбы |
8 |
4 |
4 | |
12 | Орнаментальная композиция (работа по образцам) | 30 | 4 | 26 | |
13 | Декоративная пластина с композицией на произвольную тему (творческая работа) |
32 |
8 |
24 | |
14 | Резьба геометрического, растительного или смешанного характера (творческая работа) |
24 |
4 |
20 | |
15 | Выполнение резьбы с созданием анималистических изображений (зверей, птиц и т.д.) |
26 |
4 |
22 | |
16 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы творческого объединения за год. Итого: |
4
128 |
2
28 |
2
100 |
10. Теория (2 час). Вводное занятие. Краткий обзор прошлого учебного года. Режим работы кружка в новом году. Организационные вопросы. Вопросы охраны труда и правила техники безопасности.
Практическое занятие. ( 2 часа).Организация рабочего места. Декоративные особенности рельефной резьбы. Инструменты. Материалы для этого вида резных работ.
11. Теория(2 часа). Рельефная резьба. Инструменты, материалы для рельефной резьбы. Сущность рельефной резьбы. Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства. Просмотр слайдов, диафильмов, репродукций. Оборудование, инструменты, материалами приспособления. Знакомство с образцами работ учащихся предыдущих лет обучения. Макроскопические признаки древесины различных пород деревьев, применяемых в рельефной резьбе. Влажность, удельный вес. Прочность, раскалывание, твёрдость древесины. Пороки древесных пород. Рисунок волокон в зависимости от направления среза. Зависимость рельефа в резьбе от текстуры древесины.
Практические занятия.(4 часа). Изготовление инструмент, подбор материала..
12. Теория (4 часа). Орнаментальная композиция (работа по образцам)
Характерные особенности композиционного построения рельефной резьбы, её специфические черты. Отличие рисунка с натуры от подготовительного рисунка для резьбы, имеющего декоративный характер. Фактура, текстура материала, как активные средства художественной выразительности.
Стадии выполнения рельефной резьбы. Приёмы обработки фона.
Практические занятия.(26 часов).
Зарисовки резных орнаментальных композиций с образцов. Подготовка деревянной пластины под резьбу. Перевод рисунка на материал. Надрезание и подрезание контуров. Углубление фона. Моделирование деталей резьбы. Фактурная проработка фона.
13. Теория(8 часа). Декоративная пластина с композицией на произвольную тему (творческая работа).
Виды и классификации клеев для древесины, их свойства, способы приготовления и рекомендации по применению. Выбор материала и учёт его текстуры при выполнении деревянного рельефа.
Склеивание основы под резьбу. Виды отделки резных поверхностей. Практические занятия (24 часов). Выбор сюжета. Выполнение подготовительного рисунка с тональной передачей планов рельефа. Исполнение резного рельефа. Отделка деревянной поверхности резьбы доступным способом.
14 Теория( 4 часа). Резьба геометрического, растительного или смешанного орнамента (творческая работа)
Основные требования, предъявляемые к созданию композиции из геометрического и растительного орнаментов. Привлечение всех членов творческого объединения к обсуждению и подбору объектов работ (оформление классов, комнат, изготовление сувениров и т.д.). Организация индивидуальной и коллективной работы, творческой взаимопомощи. Безопасность труда.
Практическая работа. (20 часов). Создание композиции для резьбы. Подготовка основы. Нанесение узора на основу. Выполнение резьбы на изделие. Контроль качества выполнения изделия.
9.
10.
15. Теория (4 часа). Выполнение резьбы с созданием анималистических изображений (зверей, птиц и т.д.)
Стилизация рисунка под контурную резьбу. Основные принципы стилизации. Использование технических средств обучения.
Лаки для прозрачного покрытия. Приёмы лакирования. Безопасность труда при отделке изделий из древесины.
Практическая работа.(22 часов).
Стилизация рисунка под контурную резьбу, его увеличение или уменьшение. Перевод рисунка. Процесс резьбы. Контроль качества резьбы. Исправление допущенных погрешностей. Отделка изделий.
16 .Теория(2 час). Заключительное занятие. Итоги за два года обучения. Советы и рекомендации по самостоятельной творческой работе учащихся. Награждение наиболее активных членов кружка.
Практическое занятие (2 час). Подготовка и оформление выставки творческих работ его членов. Обсуждение выставки с привлечением актива школы и учащихся разных классов.
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ УЧАЩИМИСЯ
К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Умение самостоятельно организовать рабочее место.
2. Более углубленное изучение работа с природным материалом из дерева.
3. Производить отделку доступным способом.
4. Умение работать на токарном станке и соблюдать охрану труда и технику безопасности при выполнении токарных работ и столярных работ.
5.Участие отбора работ на итоговую выставку и оформление экспозиции.
Диагностика результатов образовательной деятельности.
Диагностика результатов образовательной деятельности весьма важный момент работы. Контроль за усвоением материала учащимися позволяет вовремя вносить коррективы в учебный план, увеличить, либо уменьшить, учебную нагрузку по отдельным темам и для отдельных учащихся.
Контроль можно проводить различными способами. Но контроля в виде проводимой единожды в год выставки, недостаточно. Необходимо проводить контрольные работы после окончания каждой крупной темы плана.
Контроль проводится в виде тестов либо зачёта, для чего разрабатываются контрольные вопросы по теме на отдельных листах; либо в виде экзаменационных билетов.
Диагностика учащихся прилагается отдельно виде таблицы на отдельном листе.
11.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА.
Для реализации данной программы необходимы следующие материалы и оборудование:
1.Инструменты. Оборудование: набор резцов для токарных работ, нож-резец, кисточка для клея, кисть для лака; наждачная бумага.
2.Материалы: пиломатериалы, клей, акварельные краски, гуашь, лак, карандаши.
3. Аптечка. 1. шт.
4. Учебные пособия 1. компл.
5. Раздаточный материал, карандаши, бумага, кисточки, циркуль и тд.
6. Станок токарный по дереву с ТД-120; 2. шт.
7. Сверлильный станок; 1 . шт.
8. Заточной; 2. шт.
9. Столярные верстаки-10 шт.
10.Электродрель 1. шт.
11.Пила маятниковая 2. шт.
12. Стамески поддереву 2. компл.
13. Станок фуговально-циркулярный 1. шт.
14. Рубанки, шерхебели 10. шт.
Список литературы.
Для учителя.
1. Абросимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М., 1984.
2.Афанасьев А. Ф. Резчику по дереву. М., 1988.
3. Барадулин В. А. Художественная обработка., 1986.
4. Воронов В. С.О Крестьянском искусстве: Избранные труды. М., 1972.
5. Двойникова Е. С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву. М.,1972.
6. Елкин В. Н. Д ерево рассказывает сказки. М., 1978.
7. Званцев М. П. Заволжье- М., 1972.
8.. Калугин А. И., Плотников Ю. В. Охрана труда и пожарная безопасность в общеобразовательной школе. М., 1980.
9. Крендлин Л. Н. Столярные работы . М., 1974.
10. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М. , 1974.
11. Матвеева Т. М. Мозаика и резьба по дереву. М., 1989.
12. Матвеева Т. М. Убранство русских кораблей Л., 1979.
13. Основы художественного ремесла. / Под ред. В. А. Барадулина. М., 1987/.
14. Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе., 1981.
16. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву .М., 1983.
17. Хворостов А. С. Д екоративно-прикладное искусство в школе. М., 1988.
18. Черепахина А. Н. История художественной обработки из дерева. М., 1982.
19. Яковлев И. И. , Орлова Ю. Д. Резьба по дереву. М., 1974.
Для детей.
В.В.Финягин "Дерево" изделия своими руками . Аст ,, Астрель” Москва, 200 2. Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика, 1983.
В данном учебно-тематическом плане использованы материалы и рекомендации следующих программ.
12
3 .Программа трудового обучения V-IX классов сельских школ "Сельский дом и семья".
(Разработана институтом профессионального самоопределения РАО, 1997 г (переиздание)
4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
"Культура быта"
Москва, Просвещение 1986г.
5 . Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву .М., 1983.
6. Хворостов А. С. Д екоративно-прикладное искусство в школе. М., 1988.
7. Крендлин Л. Н. Столярные работы . М., 1974.
8.Афанасьев А. Ф. Резчику по дереву. М., 1988.