Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
Утверждаю
Директор школы
_______________
Будаев С.О.
Программа патриотического воспитания для старших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Воспитатель
Селифонкин Д.Н.
НОВАЯ БРЯНЬ
2018
Пояснительная записка
Актуальность
Модифицированная программа патриотического воспитания является программой дополнительного образования в общей системе образовательного процесса.
Программа рассчитана на военно-спортивную и патриотическую работу с воспитанниками в возрасте от 14 до 18 лет, имеющими интеллектуальные нарушения. Реализация программы будет способствовать воспитанию уважительного отношения к истории Российской Федерации и воинской славы Отечества, формированию духовных, нравственных и физических качеств, пропаганде и привитию здорового образа жизни среди подростков.
В последнее время, наметилась тенденция к усилению внимания общества, всех заинтересованных структур, организаций и ведомств района к гражданскому, духовно – нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Исходя из всех этих предпосылок, разработана настоящая Программа.
Основания для разработки программы
Нормативно-правовой базой для разработки данной программы являются следующие нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
«Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».
Устав ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Локальные акты ОО.
Цель и задачи программы
Цель данной программы - развитие у подростков с интеллектуальным нарушением гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование ответственности и дисциплинированности, а также умений и готовности к активному проявлению в различных сферах жизни, особенно в процессе адаптации и социализации в обществе; реализация положений государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.
Задачи программы:
формирование у подростков с интеллектуальными нарушениями ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям и обычаям страны;
воспитание у подростков чувства патриотизма, коллективизма и товарищества;
формирование и развитие дисциплинированности, добросовестного отношения к учёбе;
воспитание общей культуры, морально – нравственных качеств, физической выносливости и стойкости.
Принципы реализации программы
Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания подростков с ограниченными возможностями здоровья:
принцип коррекционно-компенсаторной направленности (во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений);
принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству);
принцип учета региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального);
принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе реализации программы);
принцип непрерывности и системности (взаимосвязь процессов воспитания и обучения);
принцип интеграции (сотрудничество с другими образовательными учреждениями и воспитательными организациями).
Методы реализации программы:
Основной метод проведения теоретических занятий – рассказ, беседа; практических – разучивание упражнений и тренировки.
При всех формах практических занятий непременное требование – напоминание и соблюдение мер безопасности.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года (2018-2021учебный год), 2 часа в неделю, продолжительность занятий 30-40 минут.
Механизм реализации программы
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе.
Исполнителями программы являются воспитатели группы с привлечением учителей истории, физической культуры или других педагогов школы.
Адресат программы - воспитанники школы с умеренной степенью умственной отсталости и с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 14-18 лет.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации осуществляется на основе использования критериев:
Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Включенность воспитанников в общественную жизнь школы, группы, класса.
Достижение нормативных требований по физической и огневой подготовке.
Получение практических навыков по начальной военной подготовке;
Участие в конкурсах, соревнованиях по гражданско-патриотической, спортивной тематике.
Выполнение тематического плана.
Материально-техническое обеспечение:
спортивный зал школы;
зал спортивного комплекса «Зенит»;
футбольное поле на школьном стадионе;
футбольное поле с.Новая Брянь;
автомат АК – 74 (разборная модель);
пневматическая винтовка;
модели ручных гранат;
противогазы;
костюм защитный ОЗК;
фляжки армейские;
рюкзаки армейские;
плащ-палатки солдатские;
компас;
военные тактические фонари;
костюмы камуфлированные;
парадные костюмы;
берцы;
футболки.
Основные направления реализации программы:
Нормативно-правовое: разработка нормативной базы патриотического воспитания в школе, определяющей механизмы реализации программы.
Организационно – управленческое: организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников (СМИ, интернет-сайты, сайт образовательного учреждения).
Мониторинговое: направлено на создание системы организации и проведения мониторинга эффективности реализации комплекса мер по реализации программы.
Материально-техническое - обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
Содержание программы
Первый год обучения:
Физическая подготовка (10 часов)
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями. Теория и методика занятий на гимнастических снарядах. Теория и методика развития выносливости, бег на различные дистанции.
Строевая подготовка (16 часов)
Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него, отдание воинской приветствия на месте и в движении. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание воинского приветствие командиру, исполнение строевой песни.
Огневая подготовка (11 часов)
Меры безопасности при стрельбе. Боевые свойства и устройство пневматического оружия. Изготовка к стрельбе и стрельба из положения, стоя, лежа и с колена из пневматического оружия. Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы стрельбы, неполная разборка, снаряжение магазина. Ручные осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы и правила метания.
Защита от оружия массового поражения (6 часов)
Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе. Общевойсковой защитный комплект: назначение, состав и применение.
Тактическая подготовка (7 часов)
Действия солдата в бою: способность передвижения на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, изготовление окопа, оборона и наступление. Противопехотные и противотанковые мины: назначение, боевые свойства, устройство, принцип действия, их установка и обнаружение.
Выживание в природных условиях (16 часов)
Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. Способы добывания огня и разведения костра, виды костров, меры безопасности. Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивака. Изучение туристического снаряжения, узлов, страховочных систем, способы наведения переправы. Прохождение короткой и тактико-технической дистанции.
Российские Вооружённые силы (3часа)
Сухопутные войска. Военно-морской флот. Военно-воздушные силы.
Заключительное занятие (1час)
Дифференцированный зачет.
Второй год обучения:
Физическая подготовка (18 часов)
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями. Полоса препятствий. Развитие силы мышц с отягощениями. Упражнения на гибкость и координацию. Теория и методика развития выносливости, бег на различные дистанции. Подготовка и проведение соревнований по физической подготовке.
Строевая подготовка (10 часов)
Строевые упражнения с оружием. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание. Подготовка и проведение соревнований по строевой подготовке.
Огневая подготовка (12 часов)
Стрелковое оружие и новые разработки. Стрелковое оружие времен ВОВ. Правила поведения в тире и меры безопасности в обращении с оружием. Тренировки в тире. Подготовка и проведение соревнований по огневой подготовке.
Защита от оружия массового поражения (7 часов)
Средства индивидуальной защиты. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени.
Выживание в природных условиях (15 часов)
Топографические знаки. Определение азимута. Разновидности туристических узлов. Вязка узлов. Строительство временных укрытий в зимних условиях. Добывание пищи в лесу. Подготовка и проведение соревнований.
История Вооруженных сил России (5 часов)
История Вооруженных сил. Полководцы и герои Великой Отечественной войны. История военной символики и формы. Боевые традиции ВС РФ. Рода войск ВС РФ.
Заключительное занятие (2 часа)
Дифференцированный зачет.
Третий год обучения
Физическая подготовка (13 часов)
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями. Упражнения для развития силы мышц рук. Упражнения на развитие выносливости. Совершенствование навыков в преодолении полосы препятствий. Подготовка и участие в соревнованиях по физической подготовке.
Строевая подготовка (11 часов)
Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Строевой шаг и строевая песня. Воинские звания. Подготовка и участие в соревнованиях по строевой подготовке.
Огневая подготовка (18 часов)
Меры безопасности при стрельбе. Назначение, устройство и техническая характеристика пневматической винтовки. Прицеливание, спуск курка. Производство стрельбы. Изготовка и стрельба лежа из винтовки. Тренировка в однообразии прицеливания с упора. Подготовка и участие в соревнованиях по огневой подготовке.
Защита от оружия массового поражения (7 часов)
Поражающие факторы ядерного взрыва. Средства коллективной защиты населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Подготовка и участие в соревнованиях.
Основы оказания первой медицинской помощи (13 часов)
Личная и общественная гигиена. ПМП при травмах и несчастных случаях. Оказание ПМП при ушибах и переломах. Способы наложения повязок. Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. Подготовка и участие в соревнованиях по основам оказания первой медицинской помощи.
История Вооруженных сил России (5 часов)
История создания ВС РФ. Состав, структура и организация ВС РФ. Виды и рода ВС РФ.
Заключительное занятие (2 часа)
Дифференцированный зачет.
Тематическое планирование первый год обучения
№ | Раздел | Тема |
1 | Физическая подготовка | Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями. |
Теория и методика занятий на гимнастических снарядах. |
Теория и методика развития выносливости. |
Бег на дистанции. |
2 | Строевая подготовка | Элементы строя, виды строя. |
Обязанности перед построением и в строю. |
Индивидуальная строевая подготовка: повороты, движение, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, отдание воинского приветствия. |
Строевая подготовка в составе отделения: повороты, движение, размыкание и смыкание, приветствие, исполнение строевой песни. |
3 | Огневая подготовка | Меры безопасности при стрельбе. |
Боевые свойства и устройство пневматического оружия. |
Изготовка к стрельбе и стрельба из положения, стоя, лежа и с колена из пневматического оружия. |
Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы стрельбы, неполная разборка, снаряжение магазина. |
Ручные осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы и правила метания. |
4 | Защита от оружия массового поражения | Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе. |
Общевойсковой защитный комплект: назначение, состав и применение. |
5 | Тактическая подготовка | Действия солдата в бою: способность передвижения на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, изготовление окопа, оборона и наступление. |
Противопехотные и противотанковые мины: назначение, боевые свойства, устройство, принцип действия, их установка и обнаружение. |
6 | Выживание в природных условиях | Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. |
Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. |
Способы добывания огня и разведения костра, виды костров, меры безопасности. |
Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивака. |
Изучение туристического снаряжения, узлов, страховочных систем, способы наведения переправы. |
Прохождение короткой и тактико-технической дистанции. Поисково-спасательные работы. |
7 | Российские Вооружённые силы | Сухопутные войска. Военно-морской флот. Военно-воздушные силы. |
Тематическое планирование второй год обучения
№ | Раздел | Тема |
1 | Физическая подготовка | Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями. |
Полоса препятствий. Развитие силы мышц с отягощениями. |
Упражнения на гибкость и координацию. |
Теория и методика развития выносливости. |
Бег на дистанции. |
Подготовка и проведение соревнований по физической подготовке. |
2 | Строевая подготовка | Строевые упражнения с оружием. |
Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание. |
Подготовка и проведение соревнований по строевой подготовке. |
3 | Огневая подготовка | Меры безопасности при стрельбе. |
Стрелковое оружие и новые разработки. Стрелковое оружие времен ВОВ. |
Правила поведения в тире и меры безопасности в обращении с оружием. Тренировки в тире. |
Подготовка и проведение соревнований по огневой подготовке. |
4 | Защита от оружия массового поражения | Средства индивидуальной защиты. |
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. |
5 | Выживание в природных условиях | Топографические знаки. Определение азимута. |
Разновидности туристических узлов. Вязка узлов. |
Строительство временных укрытий в зимних условиях. Добывание пищи в лесу. |
Подготовка и проведение соревнований. |
6 | История Вооруженных сил России | История Вооруженных сил. Полководцы и герои Великой Отечественной войны. Боевые традиции ВС РФ. Рода войск ВС РФ. |
История военной символики и формы. |
Тематическое планирование третий год обучения
№ | Раздел | Тема |
1 | Физическая подготовка | Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями. |
Упражнения для развития силы мышц рук и выносливости. |
Совершенствование навыков в преодолении полосы препятствий. |
Подготовка и участие в соревнованиях по физической подготовке. |
2 | Строевая подготовка | Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. |
Строевой шаг и строевая песня. Воинские звания. |
Подготовка и участие в соревнованиях по строевой подготовке. |
3 | Огневая подготовка | Меры безопасности при стрельбе. |
Назначение, устройство и техническая характеристика пневматической винтовки. Прицеливание, спуск курка. |
Производство стрельбы. Изготовка и стрельба лежа из винтовки. Тренировка в однообразии прицеливания с упора. Подготовка и участие в соревнованиях по огневой подготовке. |
4 | Защита от оружия массового поражения | Поражающие факторы ядерного взрыва. Средства коллективной защиты населения. |
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. |
Подготовка и участие в соревнованиях. |
5 | Основы оказания первой медицинской помощи | Личная и общественная гигиена. ПМП при травмах и несчастных случаях. |
Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. |
Оказание ПМП при ушибах и переломах. Способы наложения повязок. |
Подготовка и участие в соревнованиях по основам оказания первой медицинской помощи. |
6 | История Вооруженных сил России | История создания ВС РФ. Состав, структура и организация ВС РФ. |
Виды и рода ВС РФ. |
Календарно-тематическое планирование первый год обучения
№ | Раздел | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Физическая подготовка 10ч. | Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями. | 1 | |
Теория занятий на гимнастических снарядах. | 1 | |
Методика занятий на гимнастических снарядах. | 2 | |
Теория развития выносливости. | 1 | |
Методика развития выносливости. | 2 | |
Бег на короткие дистанции | 1 | |
Бег на средние дистанции | 1 | |
Бег на длинные дистанции | 1 | |
2 | Строевая подготовка 16ч. | Элементы строя, виды строя. | 1 | |
Обязанности перед построением и в строю. | 2 | |
Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй. | 3 | |
Индивидуальная строевая подготовка: подход к начальнику и отход от него, отдание воинского приветствия на месте и в движении. | 2 | |
Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание. | 3 | |
Строевая подготовка в составе отделения: отдание воинского приветствие командиру, исполнение строевой песни. | 2 | |
Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание воинского приветствие командиру, исполнение строевой песни. | 3 | |
3 | Огневая подготовка 11ч. | Меры безопасности при стрельбе. | 1 | |
Боевые свойства и устройство пневматического оружия. | 1 | |
Изготовка к стрельбе и стрельба из положения, стоя, лежа и с колена из пневматического оружия. | 3 | |
Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы стрельбы, неполная разборка, снаряжение магазина. | 3 | |
Ручные осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы и правила метания. | 1 | |
Сборка, разборка автомата АК-74 | 2 | |
4 | Защита от оружия массового поражения 6ч. | Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и применение. | 2 | |
Фильтрующий противогаз: подгонка и подготовка к работе. | 1 | |
Общевойсковой защитный комплект: назначение, состав и применение. | 2 | |
Общевойсковой защитный комплект: подгонка и подготовка к работе. | 1 | |
5 | Тактическая подготовка 7ч. | Действия солдата в бою: способность передвижения на поле боя. | 1 | |
Действия солдата в бою: выбор места для стрельбы и наблюдения. | 1 | |
Действия солдата в бою: изготовление окопа, оборона и наступление. | 1 | |
Противопехотные и противотанковые мины: назначение, боевые свойства, устройство. | 2 | |
Противопехотные и противотанковые мины: принцип действия, их установка и обнаружение. | 2 | |
6 | Выживание в природных условиях 16ч. | Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. | 2 | |
Меры безопасности при разведении огня. Способы добывания огня и разведения костра, виды костров. | 2 | |
Строительство временных укрытий от непогоды. | 1 | |
Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. | 2 | |
Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивака. | 3 | |
Изучение туристического снаряжения, узлов, страховочных систем, способы наведения переправы. | 3 | |
Прохождение короткой и тактико-технической дистанции | 2 | |
Поисково-спасательные работы. | 1 | |
7 | Российские Вооружённые силы 3ч. | Сухопутные войска. | 1 | |
Военно-морской флот. | 1 | |
Военно-воздушные силы. | 1 | |
8 | Заключительное занятие 1ч. | Дифференцированный зачет. | 1 | |
ИТОГО 70 часов |
Календарно-тематическое планирование второй год обучения
№ | Раздел | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Физическая подготовка 18ч. | Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями. | 1 | |
Полоса препятствий. | 2 | |
Развитие силы мышц с отягощениями. | 2 | |
Упражнения на гибкость и координацию. | 2 | |
Теория развития выносливости. | 1 | |
Методика развития выносливости. | 1 | |
Бег на короткие дистанции | 2 | |
Бег на средние дистанции | 2 | |
Бег на длинные дистанции | 2 | |
Подготовка к соревнованиям по физической подготовке. | 2 | |
Соревнования по физической подготовке. | 1 | |
2 | Строевая подготовка 10ч. | Строевые упражнения с оружием. | 2 | |
Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении. | 2 | |
Строевая подготовка в составе отделения: движение строевым шагом, размыкание и смыкание. | 2 | |
Подготовка к соревнованиям по строевой подготовке. | 2 | |
Соревнования по строевой подготовке. | 1 | |
3 | Огневая подготовка 12ч. | Меры безопасности при стрельбе. | 1 | |
Стрелковое оружие и новые разработки. | 1 | |
Стрелковое оружие времен ВОВ. | 1 | |
Правила поведения в тире и меры безопасности в обращении с оружием. | 2 | |
Тренировки в тире. | 2 | |
Сборка, разборка автомата АК-74 | 2 | |
Подготовка к соревнованиям по огневой подготовке. | 2 | |
Соревнования по огневой подготовке. | 1 | |
4 | Защита от оружия массового поражения 7ч. | Средства индивидуальной защиты. | 2 | |
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. | 2 | |
Подготовка и участие в соревнованиях. | 3 | |
5 | Выживание в природных условиях 15ч. | Топографические знаки. | 2 | |
Определение азимута. | 2 | |
Разновидности туристических узлов. | 1 | |
Вязка узлов. | 3 | |
Строительство временных укрытий в зимних условиях. | 2 | |
Добывание пищи в лесу. | 1 | |
Подготовка и участие в соревнованиях. | 4 | |
6 | История Вооруженных сил России 5ч. | История Вооруженных сил. | 1 | |
Полководцы и герои Великой Отечественной войны. | 1 | |
История военной символики и формы. | 1 | |
Боевые традиции ВС РФ. | 1 | |
Рода войск ВС РФ. | 1 | |
7 | Заключительное занятие 2ч. | Дифференцированный зачет. | 2 | |
ИТОГО 69 часов |
Календарно-тематическое планирование третий год обучения
№ | Раздел | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Физическая подготовка 13ч. | Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями. | 1 | |
Упражнения для развития силы мышц рук. | 3 | |
Упражнения на развитие выносливости. | 3 | |
Совершенствование навыков в преодолении полосы препятствий. | 3 | |
Подготовка к соревнованиям по физической подготовке. | 2 | |
Соревнования по физической подготовке. | 1 | |
2 | Строевая подготовка 11ч. | Строи и управление ими. Воинские звания. | 2 | |
Строевые приемы и движение без оружия. | 3 | |
Строевой шаг и строевая песня. | 3 | |
Подготовка к соревнованиям по строевой подготовке. | 2 | |
Соревнования по строевой подготовке. | 1 | |
3 | Огневая подготовка 18ч. | Меры безопасности при стрельбе. | 1 | |
Назначение, устройство и техническая характеристика пневматической винтовки. | 2 | |
Прицеливание, спуск курка. | 2 | |
Производство стрельбы. | 1 | |
Сборка, разборка автомата АК-74 | 2 | |
Изготовка и стрельба лежа из винтовки. | 3 | |
Тренировка в однообразии прицеливания с упора. | 3 | |
Подготовка к соревнованиям по огневой подготовке. | 2 | |
Соревнования по огневой подготовке. | 2 | |
4 | Защита от оружия массового поражения 7ч. | Поражающие факторы ядерного взрыва. | 1 | |
Средства коллективной защиты населения. | 1 | |
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. | 2 | |
Подготовка и участие в соревнованиях. | 3 | |
5 | Основы оказания первой медицинской помощи 13ч. | Личная и общественная гигиена. | 1 | |
ПМП при травмах и несчастных случаях. | 1 | |
Кровотечение.Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. | 3 | |
Оказание ПМП при ушибах и переломах. | 2 | |
Способы наложения повязок. | 2 | |
Подготовка и участие в соревнованиях по основам оказания первой медицинской помощи. | 4 | |
6 | История Вооруженных сил России 5ч. | История создания ВС РФ. | 1 | |
Состав, структура и организация ВС РФ. | 2 | |
Виды и рода ВС РФ. | 2 | |
7 | Заключительное занятие 2ч. | Дифференцированный зачет. | 2 | |
ИТОГО 69 часов |
Контрольные нормативы по физической подготовке
№ | Наименование упражнений | Уровень для 14-16 лет | Уровень для 16-18 лет |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
1 | Бег 30 м. (сек) | 5.0 | 5.2 | 5.6 | 4.6 | 4.9 | 5.3 |
2 | Бег 60 м. (сек) | 9.8 | 10.3 | 10.8 | 9.2 | 9.7 | 10.2 |
3 | Бег 100 м. (сек) | 15.1 | 15.6 | 16.2 | 15.1 | 15.6 | 16.2 |
4 | Бег 200 м. (сек) | 36 | 39 | 42 | 35 | 38 | 41 |
5 | Кросс 300 м. (сек) | 58 | 1.01 | 1.05 | 54 | 58 | 1.02 |
6 | Кросс 500 м. (мин. сек) | 1.50 | 1.55 | 2.00 | 1.45 | 1.50 | 1.55 |
7 | Кросс 1000 м. (мин. сек) | 4.16 | 4.30 | 4.45 | 4.03 | 4.15 | 4.30 |
8 | Прыжок в длину с места (см) | 190 | 175 | 160 | 205 | 190 | 175 |
9 | Прыжок в длину с разбега (см) | 360 | 330 | 300 | 380 | 350 | 320 |
10 | Прыжок в высоту с разбега (см) | 115 | 110 | 100 | 120 | 115 | 110 |
11 | Метание гранаты 500 гр. (м) | 25 | 21 | 17 | 28 | 24 | 20 |
12 | Подтягивание на перекладине (раз) | 8 | 7 | 5 | 9 | 7 | 5 |
13 | Отжимания в упоре лежа (раз) | 26 | 22 | 18 | 30 | 26 | 22 |
14 | Поднимание туловища (раз за 1') | 34 | 30 | 26 | 36 | 33 | 30 |
15 | Вис на согнутых руках (сек) | 30 | 26 | 22 | 35 | 30 | 25 |
16 | Полоса препятствий (мин.сек) | 1.20 | 1.25 | 1.35 | 1.15 | 1.20 | 1.30 |
17 | Приседания с гирей 8кг. (раз за 30") | - | - | - | 30 | 28 | 25 |
Разрядные нормы по стрельбе пулевой
Пневматические винтовки ИЖ – 38, ИЖ – 22, пули ДН, ДЦ,
прицел открытый
Индекс упражнения | Упражнения | Дистанция | Уровень |
переходной | низкий | средний | высокий |
«Начинающий стрелок» | Сидя или стоя с опорой на стол | 5 | 40 | | | |
«Юный стрелок» | С опорой о стол | 10 | | 130 | 150 | 170 |
«Меткий стрелок» | Стоя | 10 | | 110 | 130 | 150 |
Условия выполнения упражнений
Индекс упражнения | Дистанция | Положение для стрельбы | Количество выстрелов | Мишени | Время на стрельбу |
пробное | зачетное | пробное | зачетное |
«Начинающий стрелок» | 5 | Сидя или стоя с опорой на стол | 3 | 5 | 1 | 1 | неогр. |
«Юный стрелок» | 10 | С опорой о стол | 6 | 20 | 2 | 4 | 30 |
«Меткий стрелок» | 10 | Стоя | 6 | 20 | 2 | 4 | 40 |
Список литературы
Болотин Д.Н. «История советского стрелкового оружия и патронов», Санкт – Петербург, «Полигон», 1995.
Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. «Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России// Проблемы воспитания патриотизма». – Вологда: ВИРО, 2004 г.
Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. «Военно-спортивные игры. – Москва: «Досааф», 1996 г.
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Раздел «Основы военной службы». Москва: «Дрофа», 2003.
Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. – Москва: «Просвещение», 1998 г.
Кассанели И.А. «Современное огнестрельное оружие», Москва, «Просвещение», 2013.
Начальная военная подготовка: Учебник для учащихся 9 - 10 кл. /А. И. Аверин, И. Ф. Выдрин, Н. К. Ендвицкий и др.; Под ред. Ю. А. Науменко. Москва: Просвещение, 1995.
Под редакцией Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Раздел «Основы военной службы». Москва: «Астрель. АСТ», 2003.
Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы, Москва: «Дрофа», 2007.
Смирнов А.Т. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. – Москва: «Просвещение», 2007.
Интернет-ресурсы
«Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mkunmic.beluo.ru.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://отечестворт.рф/metod/008/001.htm
Указ Президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил РФ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://183-учебный-центр.рф/userfiles/upload/files/Ustav_VS_RF.pdf
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://voen-pravo.ru/ustavy-vs-rf/
Приказ министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ «О совершенствовании деятельности по организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.russmag.ru/Doc_po_OBG/Soversh._deyatelnosti.pdf
Научно-методический и информационный журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/bezopasnostjizni
ПРИЛОЖЕНИЕ
Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива
Наименование норматива | Неполная разборка оружия |
Условия выполнения норматива | Автомат лежит на столе (чистой подстилке) дульной частью вперед, а ручной пулемет установлен на сошку дульной частью влево. У автомата (ручного пулемета) магазин пристегнут. Обучаемый находится у оружия (на исходном положении) с опущенными руками. |
Порядок выполнения норматива | Руководитель занятия подает команду: «К неполной разборке оружия – ПРИСТУПИТЬ». При выполнении неполной разборке автомата обучаемый отделяет магазин и проверяет, нет ли патрона в патроннике. Вынимает пенал принадлежности из гнезда приклада. Последовательно отделяет шомпол, дульный тормоз-компенсатор, крышку ствольной коробки, возвратный механизм, затворную раму с затвором, затвор от затворной рамы и газовую трубку со ствольной накладкой. Время отсчитывается от команды «К неполной разборке оружия – ПРИСТУПИТЬ» до доклада обучаемого «ГОТОВО». |
Методические указания по отработке норматива | Для отработки норматива используется учебное оружие. Разборку оружия необходимо производить на столе или чистой подстилке. части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую, не бросать их, не применять излишних усилий и резких ударов по ним. При разборке оружия с учетом нормативного времени принадлежность рекомендуется вынимать, но пенал без надобности не разбирать. |
Порядок выполнения норматива
Действия руководителя | Действия обучаемого | Порядок выполнения приема |
1. Подает команду: «К неполной разборке оружия – ПРИСТУПИТЬ». Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку. | При выполнении неполной разборке автомата: | |
| отделяет магазин и проверяет, нет ли патрона в патроннике | Обучаемый удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватывает магазин, нажимает большим пальцем на защелку, подает нижнюю часть магазина вперед и отделяет его. Проверяет, нет ли патрона в патроннике, для чего опускает переводчик вниз, ставит его в положение «АВ» или «ОД», отводит рукоятку затворной рамы назад, осматривает патронник, отпускает рукоятку затворной рамы и спускает курок с боевого взвода. |
| вынимает пенал принадлежности из гнезда приклада | Обучаемый утапливает пальцем правой руки крышку гнезда так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда и вынимает пенал с принадлежностью. |
| отделяет шомпол | Обучаемый оттягивает конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки и вынимает шомпол. При затруднительном отделении шомпола использует выколотку, которую вставляет в отверстие головки шомпола, оттягивает от ствола конец шомпола и вынимает его. |
| отделяет дульный тормоз-компенсатор | Обучаемый пальцем (отверткой) утапливает фиксатор дульного тормоза-компенсатора. Сворачивает дульный тормоз-компенсатор с резьбового выступа основания мушки (со ствола), вращая его против хода часовой стрелки. В случае чрезмерно тугого вращения дульного тормоза-компенсатора производит отворачивание его с помощью выколотки (шомпола), вставленной в окна дульного тормоза-компенсатора. |
| отделяет крышку ствольной коробки | Обучаемый левой рукой обхватывает шейку приклада, большим пальцем этой руки нажимает на выступ направляющего стержня возвратного механизма. Правой рукой он приподнимает вверх заднюю часть крышки ствольной коробки и отделяет крышку. |
| отделяет возвратный механизм | Обучаемый удерживая автомат левой рукой за шейку приклада, правой подает вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки. Приподнимает задний конец направляющего стержня и извлекает возвратный механизм из канала затворной рамы. |
| отделяет затворную раму с затвором | Обучаемый, продолжая удерживать автомат (пулемет) левой рукой, правой отводит затворную раму назад до отказа, приподнимает ее вместе с затвором и отделяет от ствольной коробки. |
| отделяет затвор от затворной рамы | Обучаемый берет затворную раму в левую руку затвором кверху. Правой рукой отводит затвор назад, поворачивает его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и выводит затвор вперед. |
| отделяет газовую трубку со ствольной накладкой | Обучаемый, удерживая автомат левой рукой, указательным пальцем правой руки поворачивает замыкатель от себя до вертикального положения и снимает газовую трубку с патрубка газовой каморы. Если замыкатель перемещается очень туго, обучаемый надевает пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки и использует пенал для поворота замыкателя. Докладывает руководителю занятия о выполнении норматива, например: «ГОТОВО». |
2. Получив от обучаемого доклад «ГОТОВО», останавливает секундомер. | | |
Временные показатели и оценка
Вид оружия | Уровень по времени (секунд) | Уровень по времени (секунд) | Уровень по времени (секунд) |
| высокий | средний | низкий |
Автомат | 15 | 17 | 19 |
Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива
Наименование норматива | Сборка оружия после неполной разборки |
Условия выполнения норматива | Оружие разобрано. Части и механизмы автомата аккуратно разложены на столе (чистой подстилке) в порядке разборки и не касаются друг друга. Обучаемый находится у оружия (на исходном положении) с опущенными руками. |
Порядок выполнения норматива | Руководитель занятия подает команду: «К сборке оружия - ПРИСТУПИТЬ». При выполнении сборки после неполной разборке автомата обучаемый последовательно присоединяет газовую трубку со ствольной накладкой, затвор к затворной раме, затворную раму с затвором к ствольной коробке, возвратный механизм и крышку ствольной коробки. Спускает курок с боевого взвода и ставит оружие на предохранитель. Присоединяет у автомата дульный тормоз-компенсатор, а у ручного пулемета - пламегаситель. Присоединяет к оружию шомпол. Вкладывает пенал в гнездо приклада и присоединяет магазин. При выполнении сборки после неполной разборки пулемета ПКТ обучаемый последовательно присоединяет ствол, ударник к затвору, затвор к затворной раме, затворную раму с затвором к ствольной коробке и направляющий стержень с возвратно-боевой пружиной. Опускает основание приемника и закрывает крышку ствольной коробки. Звенья шомпола и принадлежность укладывает в сумку. Время отсчитывается от команды «К сборке оружия - ПРИСТУПИТЬ» до доклада обучаемого «ГОТОВО». |
Методические указания по отработке норматива | Для отработки норматива используется учебное (боевое, закрепленное за военнослужащими) оружие. В случае использования боевого оружия сборка должна проводиться с соблюдением дополнительных мер по бережному обращению с оружием. Сборку оружия необходимо производить на столе или чистой подстилке; обращаться с частями и механизмами оружия осторожно, не применять излишних усилий и резких ударов по ним. |
Порядок выполнения норматива
Действия руководителя | Действия обучаемого | Порядок выполнения приема |
1. Подает команду: «К сборке оружия – ПРИСТУПИТЬ». Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку. | При выполнении сборки автомата: | |
| присоединяет газовую трубку со ствольной накладкой | Обучаемый, удерживая автомат левой рукой, правой надвигает газовую трубку передним концом на патрубок газовой каморы и плотно прижимает задний конец ствольной накладки к стволу. Указательным пальцем правой руки поворачивает замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела. Если замыкатель перемещается очень туго, обучаемый надевает пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки и использует пенал для поворота замыкателя. |
| присоединяет затвор к затворной раме | Обучаемый берет затворную раму в левую руку, а затвор в правую и вставляет его цилиндрической частью в канал рамы. Затем поворачивает затвор так, чтобы его ведущий выступ вошел в фигурный вырез затворной рамы, и продвигает затвор вперед. |
| присоединяет затворную раму с затвором к ствольной коробке | Обучаемый берет затворную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой обхватывает шейку приклада, правой вводит газовый поршень в полость колодки прицела и продвигает затворяю раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижимает ее к ствольной коробке и продвигает вперед. |
| присоединяет возвратный механизм | Обучаемый правой рукой вводит возвратный механизм в канал затворной рамы. Затем, сжимая возвратную пружину, подает направляющий стержень вперед и, опустив несколько книзу, вводит его пятку в продольный паз ствольной коробки. |
| присоединяет крышку ствольной коробки | Обучаемый вставляет крышку ствольной коробки передним концом в полукруглый вырез на колодке прицела Нажимает на задний конец крышки ладонью правой руки вперед и книзу так, чтобы выступ направляющего стержня возвратного механизма вошел в отверстие крышки ствольной коробки. |
| спускает курок с боевого взвода и ставит оружие на предохранитель | Обучаемый нажимает на спусковой крючок и поднимает переводчик вверх до отказа. |
| присоединяет у автомата дульный тормоз-компенсатор. | Обучаемый навертывает дульный тормоз-компенсатор на резьбовой выступ основания мушки (на ствол) до упора. Если паз дульного тормоза-компенсатора не совпал с фиксатором, он отворачивает дульный тормоз-компенсатор (не более одного оборота) до совмещения паза с фиксатором. |
| присоединяет шомпол | |
| вкладывает пенал в гнездо приклада | Обучаемый укладывает протирку, ершик, отвертку и выколотку в пенал и закрывает его крышкой (если принадлежность вынималась из пенала), вкладывает пенал дном в гнездо приклада, утопив его так, чтобы гнездо закрылось крышкой. |
| присоединяет магазин к автомату | Обучаемый, удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой вводит в окно ствольной коробки зацеп магазина и поворачивает магазин на себя так, чтобы защелка заскочила за опорный выступ магазина. Докладывает руководителю занятия о выполнении норматива, например: «ГОТОВО». |
2. Получив от обучаемого доклад «ГОТОВО», останавливает секундомер. | | |
Временные показатели и оценка
Вид оружия | Уровень по времени (секунд) | Уровень по времени (секунд) | Уровень по времени (секунд) |
| высокий | средний | низкий |
Автомат | 25 | 27 | 32 |