АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 г. ТОМСКА
Рассмотрена Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МАДОУ № 8
№___ протокол №____ ____________Войнич Н.И.
«___» __________20 г. «___» __________20 г
Модифицированная программа
вокально-хорового кружка
«Соловушки»
Музыкальный руководитель: Качурина Лариса Анатольевна
г. Томск
Музыка начинается с пения…
Курт Закс (немецкий музыковед)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с современно научной Концепцией дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.
Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.
Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушивать произведения до конца, следить за его развитием, запоминать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева)
Но детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Основная идея методики игры на музыкальных инструментах – близость к детской жизни. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра принимает творческий, импровизационный характер. Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение с помощью безделушек, с которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения наиболее существенных сторон личности.
Данная программа дополнена и переработана: содержание дополнительной образовательной программы трансформировано и обогащено необходимой развивающей средой.
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых музыкальных произведений (классических, как отечественных, так и зарубежных), знакомство с симфоническим оркестром.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ: Предлагаемая программа является одним из направлений дополнительного музыкально-образовательного процесса детей и предлагает один из путей занятия детей дошкольного возраста. При этом будут решаться задачи не только музыкального воспитания, но и здоровьесберегающие. Реализация данной программы создает полное удовлетворение для родителей, т.к. осуществляется только по их желанию, независимо от уровня подготовленности их детей. Очень удобно для родителей и факт нехватки времени водить ребенка в специализированные центры для дополнительного образования своих детей. Родители доверяют детей специалистам в ДОУ, где созданы комфортные условия, и материально-техническая база позволяет внедрить новые системы работы. Ребенок, занимающийся дополнительно, получает возможность полностью воплотиться в любимую деятельность и получить эстетическое удовлетворение
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ: Возрождение российских традиций хорового пения, как одной из стремительно развивающихся тенденций в современном обществе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Воспитывать интерес к вокальному искусству.
Научить детей правильно и выразительно петь.
Учить детей петь естественным голосом, без напряжения.
Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
Развивать умение различать звуки по высоте.
Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию.
Научить исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.
Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, поют хором и без него, удерживают дыхание до конца фразы, чисто интонируют мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивают ритмический рисунок, движение мелодии, играют слаженно.
Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
Основаны этические нормы на основе праздников.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта, фестиваля.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
Принцип деятельностного подхода;
Принцип культуросообразности;
Принцип последовательности;
Принцип системности;
Принцип интеграции;
Принцип развивающего обучения;
Принцип гуманизации;
Принцип сотрудничества;
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ХОРОВОГО КРУЖКА «Соловушки»:
Программа хорового кружка «Соловушки» рассчитана на проведение работы с детьми в возрасте от 4 – 7 лет на 1 год обучения. Предполагается 36 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по май, один раз в неделю во второй половине дня с группой детей до 20 человек.
Продолжительность занятия 20 – 30 минут.
Работа хорового кружка по обучению детей пению проводится в различных формах:
Занятия - игра, игра на музыкальных инструментах;
Результаты усвоения программы кружка детей проверяем во время проведения:
викторин, вечеров развлечений;
в самостоятельной деятельности;
Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся:
консультации, беседы, вечера развлечений, концерты.
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ
На пятом году жизни дети имеют уже музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре – си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты, квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослыми; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон;
хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
при включении в хор солистов;
пение под фонограмму;
пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений,
активная концертная деятельность детей,
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе егоэмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).
Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
споем песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
вопросы;
оценка качества исполнение песни.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ХОРОВОГО КРУЖКА
«Соловушки»
Вид деятельности | Программные задачи | Содержание занятия | Музыкальный репертуар | Кол-во занятий |
Распевание | Расширять диапазон детского голоса. Формировать умение распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Упражнения для развития музыкального слуха и голоса. | Система упражнений Т.Орловой. «Три синички», «Серая коза», «Белка», «Зима», «Шутка-прибаутка» | 36 |
Разучивание и исполнение новых песен | Прививать навык чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2, петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него, передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «С нами друг» Г. Струве, «Гномики» К. Костина, «Почемучки» Л.Туркина, «Я рисую море» Н.Тимофеева, «Кэти и Петя» О.Поляковой, «Мурлыка» А. Морозова, «Зелёные ботинки» С. Гаврилова. |
Музыкальная грамота | Познакомить с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение) Дать понятия «хор», «солист» | | Разучиваемые произведения |
Ритмические и рече - ритмические игры и упражнения. | Тренировать чувство метро – ритма, ритмический слух. | Картотека игр и упражнений. | |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. Исполнять песню слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «С нами друг» Г. Струве, «Гномики» К.Костина, «Я рисую море» Н.Тимофеевой, «Почемучки» Л.Туркина, «Кати и Петя» О.Поляковой, «Мурлыка» А. Морозова, «Зелёные ботинки» С.Гаврилова. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
№ п/п | ТЕМА | Количество занятий |
1. 2. 3. 4 5. 6. 7. 8. 9. | Беседа о музыке, о музыкальных инструментах. Знакомство с симфоническим оркестром. Понятие о высоких и низких звуках. Знакомство с нотным станом. Песенно-игровое творчество. Обучение игре на музыкальных инструментах. Разучивание песен. Концерт. Контрольные занятия. | 1 1 2 2 4 4 19 2 1 |
| Итого: | 36 |
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ПЕНИЮ
Репертуар | Количество занятий |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) | 4 |
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) | 4 |
Детские песни (с фортепианным сопровождением) | 12 |
Детские песни (под фонограмму) | 6 |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 6 |
Песни из мультфильмов (под фонограмму) | 4 |
Упражнения и попевки | 36 |
Всего: | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Беседа о музыке, о музыкальных инструментах. Различать музыкальные инструменты по тембру. Дать детям понятие, что такое вокальная и инструментальная музыка, о выразительных средствах ее передачи. Используется беседа, рассматривание музыкальных инструментов.
Знакомство с симфоническим оркестром. Прослушивание аудиокассеты с записями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну».
Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры.
Обучение игре на музыкальных инструментах. Использовать ознакомление, восприятие музыкальных произведений для игры.
Музыкальный репертуар:
«Смелый пилот» - муз. Е. Тиличеевой
«Василек» - рус. нар. мелодия.
«Во поле береза стояла» - рус. нар. песня.
«Во саду ли в огороде» - рус. нар. песня.
«Дождик – озорник» - муз. Н. Зарецкой.
«Урожай собирай» - муз. А. Филиппенко.
«Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве.
«Старинная французская песенка» - муз. П.И. Чайковского.
«Детская песенка» - муз. Ноффата.
«Вечер настал» - муз. У. Гаджибекова.
Разучивание песен. Поэтапное разучивание: 1-й этап – восприятие, разучивание; 2-й этап – осваивание навыков звукообразования; 3-й этап – повторение песни.
Музыкальный репертуар:
«Осенняя песенка» - муз. Д. Васильев – Буглай.
«Песенка о гамме» - муз. Г. Струве
«Колыбельная медведицы» - муз. Е. Крылатова.
«Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве.
«Гусята» - англ. нар. песня.
«Во кузнеце» - рус. нар. песня.
«Слон и скрипочка» - муз. О. Юдахиной.
«Песня о России» - муз. Г. Струве.
«Наследие России» - муз. И. Гомоновой.
«Песенка про жирафа» - муз. Ю. Чичкова.
«Сонная песенка» - муз. Р. Паулса.
Концерт: «Веселые звоночки» ;
«Песенка – Чудесенка» .
8. Контрольное занятие. Оценка уровня результативности занятия, качества реализации программы кружковой работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА, ПОСЕЩАЮЩЕГО ХОРОВОЙ КРУЖОК «СОЛОВУШКИ»
Любит петь, эмоционально передает в пении общий характер песни, смену ярких интонаций. Выразительно исполняет песню.
Владеет основами звуковедения, интонирования, певческого дыхания.
Проявляет себя в творческих песенных импровизациях.
Знает, играет простые пьесы на металлофоне, а также в ритмическом оркестре на инструментах, не имеющих звукоряда.
Передает характер пьесы, используя различные средства музыкальной выразительности.
Импровизирует на детских музыкальных инструментах.
Оценка результатов:
4 балла – Всегда самостоятельно, 3 балла – Обычно самостоятельно, иногда необходима помощь взрослого, 2 балла – Почти всегда требуется помощь взрослого, 1 балл – Часто не выполняет даже после оказания взрослым помощи.
Уровень: 1 – низкий, 2 – средний, 3 – выше среднего, 4 – высокий.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Знакомство с музыкой, с музыкальными произведениями будет проводиться в форме беседы, рассматривание иллюстраций, детских музыкальных инструментов.
Знакомство с симфоническим оркестром будет сопровождаться аудио- и видеозаписью, музыкальной сказкой.
Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну».
Песенно-игровое творчество, используются музыкально-дидактические игры.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах будут использоваться попевки, музыкально-дидактические игры, фланелеграф, карточки.
Разучивание песен. Поэтапное разучивание с использованием дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, использование приемов правильного звукоизвлечения, звукопроизношения.
Концерт.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
Фланелеграф - при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах, при знакомстве детей с низкими и высокими звуками.
Мольберт - знакомство с нотами, звуками.
Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
Комплекс точечного массажа используется для профилактики расстройств голоса и заболеваний верхних дыхательных путей.
Музыкальные инструменты используются при обучении, при игре на музыкальных инструментах.
Программы, сценарии концертов.
Сборники песен, попевок.
Музыкальные произведения для разучивания с детьми на музыкальных инструментах.
Магнитофон, аудиокассеты, компьютерное оборудование, видеопроектор - CD-диски, фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
Кононова Н.Г. Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах. М. Просвещение, 1980г.
Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
Меркулова Л.Р. Малыши в оркестре. Песни и пьесы для детского оркестра. М. «Музыка», 1999г.
Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990г.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г.
Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Санкт - Петербург. Лань, 1999г.
Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г