СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модифицированная психолого-педагогическая программа "Интеллектуальное развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для обучающихся 1-4 классов коррекции по лексическим темам, направлена на развитие познавательной сферы у детей с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Модифицированная психолого-педагогическая программа "Интеллектуальное развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа”

663845 Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Канифольный,

ул. Школьная, д. 2, тел. 39171-33336- (4-73), email: [email protected]

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета Протокол №____от_____

«28» августа 2015

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора ________ Е.В. Тюхтеева

«30» августа 2015

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Березовская СОШ» _________ Е.Н..Куксенко

«10 » сентября 2015











Модифицированная психолого-педагогическая программа "Интеллектуальное развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

1-4 классы-68 часов ( два раза в неделю)





Класс 1-4 КЛАССЫ

Разработчик учитель- дефектолог

Сазонова Ольга Викторовна

Учебный год 2015-2016







Пояснительная записка

Дефектологическая модифицированная программа составлена для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 ( легкая умственная отсталость). Программа имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрез­вычайно сложна. Характерными для детей с интеллек­туальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие. Учитывая степень тяжести дефекта детей с умственной отсталостью, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности, необхо­димо создавать педагогические условия, направленные на пре­одоление трудностей овладения программными знаниями, уме­ниями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую по­мощь призваны оказать специально организованные коррекционно-развивающие занятия.

Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по активизации познавательной деятельности, вводятся в качестве отдельных упражнений в традиционные уроки и классифицированы по основным целям воздействия. Так, например, в 1 классе целью является научить анализировать простые закономерности, а в 4 классе - анализировать, сравнивать и обобщать предметы, числа понятия по заданному основанию. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных уроков, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям. (Приложение 1)

Занятия проводятся по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка, и имеют непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения, таким образом, осуществляется межпредметная связь.

При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, состав класса, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку.

Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; используются ИКТ.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения в учебный процесс, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы. (Приложение 2)

Развитие познавательной деятельности отслеживается при помощи непрерывного мониторинга. Показатели выполнения учащимися тех или иных заданий представляют непосредственную информацию о текущем уровне развития ребенка. (Приложение 3)

Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нем.

Принцип организации деятельностного подхода к воспита­нию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников - это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимули­рование, обогащение содержания развития, опора на зону бли­жайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах:

• Началу любой коррекционной работы должен предшество­вать этап комплексного диагностического обследования, позво­ляющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

• Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений лично­сти, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Только такой контроль позволяет вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятель­ности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индиви­дуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разра­ботке таких заданий, при решении которых у школьника возни­кают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможно­стей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддержи­вать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключа­ется в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся формировался навык переноса обработки информации и тем са­мым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математи­кой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.

Система коррекционно-развивающего обучения предусмат­ривает групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности.

Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-про­странственных нарушений, общей и мелкой моторики. Коррек­ционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробе­лов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных осо­бенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы.

Занятия включены в Типовой базисный учебный план обра­зовательного учреждения с начальными классами, для которых предусмотрено 2 часа в неделю за счет школьного компонента. Продолжительность занятий с группой 30-40 мин. В группы можно объединены 5 учеников, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные за­труднения в учебной деятельности. Принципами построения занятий являются:

  1. частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчи­вое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятель­ности внимание ребенка снова привлекается, и это дает возмож­ность продуктивно продолжать занятие;

  2. повторяемость программного материала. Младшим школь­никам с интеллектуальным недоразвитием требуется значитель­но большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на но­вых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая - чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая - для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия про­водит учитель-дефектолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целост­ного подхода к воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ре­бенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное пережи­вание успеха на фоне определенной затраты усилий. В даль­нейшем трудность задания следует увеличивать пропорцио­нально возрастающим возможностям ребенка.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении кор­рекционных занятий необходимо также помнить и об особенно­стях восприятия детьми учебного материала и специфике моти­вации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражне­ний, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей, с трудно­стями в обучении, в связи с чем, важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена ви­дов деятельности учащихся и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.

Коррекционная работа по программе направлена на коррек­цию всей личности и включает все формы средового, личност­ного и коллективного воздействия на ребенка и представлена следующими принципами:

  • развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего раз­вития»;

  • развитие в адекватном темпе;

  • вовлечение в интересную деятельность;

  • воздействие через эмоциональную сферу;

  • объяснение материала в интересной форме;

  • гибкая система контроля знаний и их оценки.


Объем программы составляет:

  • в 1, 2, 4 классах - 68 часов в год.


Цели и задачи программы:

Целью программы является развитие ребенка, включающее коррекцию обучения и познавательных процессов, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуют­ся стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познаватель­ной деятельности и личностной сфере.

1.Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

  • климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;

  • развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;

  • ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

  • опора на личный опыт ученика;

  • обеспечение близкой и понятной цели деятельности;

  • индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;

  • использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);

  • организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

  • использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.


Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

  • Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

  • Развитие речи;

  • Формирование учебной мотивации;

  • Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

  • Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.


Предполагаемый результат:

У детей, занимающихся по данной программе, отмечается улучшение всех психических функций, общего развитие речи, коммуникативных способностей. (Приложение 4)



ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

I. Вводное занятие - 2 часа.

Обследование детей.

Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.

II. Развитие психомоторики и сенсорных процессов - 6 часов.

Уточнение и развитие зрительное восприятие;

Формирование и развитие пространственной ориентировки;

Уточнение и совершенствование представлений об основных цветах, форме и величине предмета, развивать умение видеть эти признаки в реальных предметах;

Формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения.

II. Развитие восприятия, воображения - 8 часов.

Закрепление сформированных понятий, характеризующих ве­личину. Сравнение и группировка предметов по заданным пара­метрам величины.

Совершенствование восприятия формы.

Различение цветовых тонов и правильное их словесное обо­значение.

Классифицирование предметов по форме, цвету и размеру. Составление комбинаций из трех цветов.

Формирование произвольности зрительного восприятия. До­рисовывание незаконченных изображений. Нахождение отличи­тельных и общих признаков на наглядном материале. Выде­ление нереальных элементов «нелепых» картинок. Гимнастика для глаз.

Развитие пространственного, творческого воображения. Мо­делирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятель­ное моделирование пространственных ситуаций, предоставле­ние словесного отчета.

III. Развитие внимания - 6 часов.

Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Составление детьми собственных планов к лабиринтам. Самостоятельное планирование этапов деятельности. Контроль за выполнением одновременно двух и трех действий.

IV. Развитие памяти - 6 часов.

Развитие вербальной и визуальной кратковременной и дол­говременной памяти. Расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств. Использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов.

V. Развитие аналитико-синтетической деятельности - 19 часов.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно- образ­ного к абстрактно-логическому мышлению. Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерностей, на обобщение, на про­ведение классификации предметов, чисел, понятий по заданно­му основанию классификации. Упражнения на поиск недостаю­щей фигуры с нахождением двух-трех особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур, (или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи второго типа). Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

Правило цветового магического квадрата. Заполнение цве­товых магических квадратов с геометрическими фигурами.

Выявление закономерности и продолжение орнамента по об­разцу.

Выявление закономерности расположения чисел. Нахожде­ние «лишнего» числа в ряду чисел. Словесная закономерность.

Решение логических и комбинаторных задач. Решение задач путем рассуждения с опорой на схему.

Формирование пространственных представлений в играх с палочками. Построение заданного числа фигур из заданного числа палочек.

Закрепление понятий «справа - слева», «вверх - вниз». Вы­полнение графического диктанта под диктовку учителя. Состав­ление задания для соседа по парте.

Закрепление понятий «четырехугольник», «квадрат», «пря­моугольник». Формирование представлений о ромбе. Вычерчи­вание прямоугольников, квадратов, ромбов.

Знакомство с правилом числового магического квадрата. Решение магических квадратов сложения.

Знакомство с правилом магического треугольника. Решение магических треугольников. Нахождение закономерностей в ма­гической цепи. Заполнение магических цепей по заданным за­кономерностям.

Окружность, круг, их отличие. Логические задачи. Про­пущенные цифры. Нахождение пропущенных цифр в примерах на сложение и вычитание.

VI. Развитие речи - 4 часа.

Активизация словаря учащихся, выражающего понятия и отношения по данной теме;

Создание благоприятной среды, побуждающей ребёнка к речевой активности;

Формирование социальных контактов и развитие способности к совместным действиям;

VII. Развитие личностно-мотивационной сферы - 4 часа.

Знакомство с понятием «успех». Составляющие успеха.

Знакомство с понятием «цель». Определение предстоящей деятельности. Обучение целеполаганию и планированию. Обу­чение составлению планов и алгоритмов деятельности. Развитие навыков самоконтроля.

VШ. Итоговое занятие - 2 часа.

Комплексное занятие. Проверка имеющихся знаний и уме­ний учащихся. Проверочная работа. Диагностика уровня сфор­мированности логического мышления.




Использованная литература

1. Л.В. Лазаренко « Развитие графомоторных функций. 1 класс– М.: « Владос» , 2014 г.

2. Л.В. Лазаренко « Звукобуквенный анализ . 2 класс– М.: « Владос» , 2014 г.

3. Л.В. Лазаренко « Словарный запас и лексико-грамматические конструкции. 1 класс– М.: « Владос» , 2014 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Е.В. Мазанова « Оптическая дисграфия» - М.: ООО « Аквариум-Бук» , 2004

6. Бабкина Н.В. “Радость познания»”. – М. : « Аркти». 2000 г.

7. Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина « Практикум по возрастной и педагогической психологии»

8. И. Е. Светлова « Развиваем память». –М. : « Эксмо», 2000.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


№ п/п

Лексическая тема

Содержанние, цель

Кол-во часов

Дата

Методики и задания

Оборудование

Межпредмет­ные связи

1


2

3

4

5

6

7

Раздел I. Вводное занятие (2 часа)


1-2

Школа

Обследование детей, выбор соответствующего образовательного маршрута.

2


Корректурная проба, графический диктант, нахождение закономерностей, Сравнение по величине предметов» (большой — ма­ленький, больше — меньше).


Цветные карандаши. Рабо­чие тетради. Линейки

Инд КРЗ стр 1

Математика, ИЗО

Раздел I1. Развитие психомоторики и сенсорных процессов (6 часов)


3

Осень

Упражнения на формирование умений работать с трафарето, шаблоном,

Цель:

Выявить умение учащихся различать форму, цвет, величину предметов, умение производить те или иные пространственные отношения между предметами,

1


Обводка по шаблону и трафарету; штриховка в разных направлениях; раскрашивание с соблюдением контура; рисование бордюров; вычерчивание кривых линий;

Практикум, стр 3-12, 30, тетради, линейка, карандаш, сенсорная панель (геометрические фигуры)

Инд КРЗ стр 2

Развиваем память стр 16

Математика, ИЗО

4

Осень

Упражнения на формирование умения определять жёлтый цвет.

Цель:

Уточнять и развивать умение учащихся различать и называть жёлтый цвет, а также самостоятельно определять его. Развитие общей и мелкой моторики. Создание положительного эмоционального климата

1


Гимнастика для кистей и пальцев рук.

Штриховка фигур, предметов желтым цветом.

Упражнения в нахождении предметов жёлтого цвета по наглядному образцу и словесному указанию.

Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.

Игра «Подарки принца из Жёлтого царства».

Подвижные игры.

Цветные карандаши.

Рабо­чие тетради №1 з 1;

№ 2 з.1; №3, з 1

Линейки, трафареты,

сенсорная панель (геометрические фигуры)

Инд КРЗ стр 3

Сюжетные картинки

Математика, ИЗО

5

Фрукты, овощи


Упражнения на формирование умения обводить по шаблону овощи (огурец).

Цель:

Учить обводить шаблон, подбирать пластилин нужного цвета, размазывать пластилин с соблюдением контура предмета.

Раскатывать из пластилина тонкие столбики и выкладывать ими контур предмета.

1


Пальчиковая гимнастика.

Отгадывание загадок об огурце.

Игры «Фрукты-овощи», «Волшебный мешочек».

Обводка по шаблону, штриховка в заданном направлении.

Подбор пластилина нужного цвета, размазывание в контуре, выкладывание контура тонкими столбиками пластилина.

Цветные карандаши.

Рабо­чие тетради №1 з 7;

№ 2 з.4; №3, з 3

Инд КРЗ стр 4

Линейки, трафареты

Развиваем память стр 25

Предметные картинки


6

Фрукты, овощи


Упражнения на формирование умения определять размер предмета.

Цель:

Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, высокий-низкий».

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику

Учить работать с цветной бумагой.

Учить работать с ножницами.

1


Упражнения для кистей и пальцев рук.

Упражнения в самостоятельном определении высоты предмета.

Игра «Съедобное - несъедобное», «Фрукт - овощ».

Конструирование.

Упражнение «закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, высокий – низкий».

Коллективная работа. Аппликация «Фрукты в вазе».

Расположение фруктов в вазе, заранее изготовленной учителем на листе ватмана.

Отгадывание загадок про фрукты.

Цветная бумага, пластилин,

Рп стр 30

Инд КРЗ стр 5

Предметные картинки



7

Грибы, съедобные и ядовитые

Упражнения на закрепление умений определять размер предмета.

Цель:

Закрепить умения различать и сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

1


Упражнения для кистей и пальцев рук.

Упражнения на обобщение, классификацию, группировку предметов.

Рисование одинаковых предметов разного размера.

Упражнение «Закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий –низкий».

Работа с наборами «Кубики», «Матрёшки».

Рп стр 39, 40,41

Рп стр 30

Инд КРЗ стр 5

Предметные картинки


8

Ягоды (ядовитые)

Упражнения на формирование пространственного восприятия.

Цель:

Развивать представление учащихся о расположении предметов в пространстве.

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать коммуникативную функцию речи.

1


Упражнения для кистей и пальцев рук.

Упражнения в расположении предметов в пространстве по образцу, по словесной инструкции.

Бумажная аппликация.

Словесные игровые упражнения «Закончи предложение».

Цветные карандаши.

Рабо­чие тетради № 2 з.11; Линейки, трафареты

Инд КРЗ стр 7

Предметные картинки


Раздел Ш. Развитие восприятия, воображения (8 часов)

9


Домашние животные и их детеныши осенью


Конструирование по образцу человечков, зверей, птиц, геометрических фигур.

Цель:

Учить конструировать по образцу, по словесной инструкции учителя, по памяти.

Развивать мелкую моторику.

Развивать творческое воображение учащихся.

1


Пальчиковая гимнастика.

Упражнения на формирование тактильного восприятия.

«Рисование» геометрических фигур на тыльной стороне руки, на спине соседа.

Упражнения на классификацию, обобщение, группировку.

Конструирование из геометрических фигур по образцу, по памяти, самостоятельно.

Цветные карандаши.

Рабо­чие тетради №1 з 4;

№ 2 з.7; №3, з 6

Инд КРЗ стр

Линейки, трафареты

Сюжетные картинки


10

Домашние животные осенью

(жилища)

Упражнения на формирование умения определять размер предмета.

Цель:

Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, высокий-низкий».

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

1


Упражнения для кистей и пальцев рук.

Упражнения в самостоятельном определении высоты предмета.

Рисование одинаковых предметов разной высоты.

Конструирование.

Упражнение «закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, высокий – низкий».

Лепка предметов определённой высоты.

Цветные карандаши, пластилин,

Рабо­чие тетради №3, з 18

Линейки, трафареты

Сюжетные картинки


11

Дикие животные и их детеныши осенью


Форма. Вели­чина предмета

Цель:

Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, высокий-низкий».

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

1


Упражнения для кистей и пальцев рук.

Упражнения в самостоятельном определении высоты предмета.

Игры: «Волшебный мешо­чек», «Что лишнее?»

Зашумленные фигуры «Животные»

Множественное число, составление предложений

Сенсорная панель Мешочек с фигурками животных. Карточки с изображением животных.

Практикум стр 58

РП стр38

Рабочая тетрадь № 3 з 13

Предметные картинки

Развитие речи

12

Дикие животные осенью и их жилища

Пространст­венные представления

Цель:

Формировать умение находить положение фигуры на плоскости стола, в пространстве используя в речи слова «справа-слева, вверху-внизу».

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении положения предмета.

Упражнения: «Кто быстрее пройдет свой лабиринт», «Разложи по порядку»

Штриховка

Обводка по контуру

Ответы на вопросы по картинке « Теремок»

Лабиринт

Цветные карандаши.

Рабо­чие тетради №1 з 10;

№ 2 з.13; №3, з 18

Линейки, трафареты

РП стр 64

Сюжетные картинки

Математика, развитие ре­чи, ИЗО

13

Птицы осенью

(домашние)

Пространст­венное вооб­ражение

Цель:

Формировать умение находить положение фигуры на плоскости стола, в пространстве используя в речи слова «правее-левее, выше-ниже».

Развивать зрительное восприятие.

1


Упражнения для глаз.

Упражнения в самостоятельном определении высоты предмета.

Упражнения: «Кто назовет большее количество фи­гур?», «Что изменилось?»

Графический диктант

Развиваем память стр 7-8, 14, 15,

РП стр 31 Рабочие тетради № 2 з 14

Счетные палочки.

Ручки. Карандаши

Сюжетные картинки

Развитие ре­чи, матема­тика

14

Перелетные и зимующие птицы

Пространст­венное вооб­ражение

Цель:

Формировать умение находить положение фигуры на плоскости листа, в пространстве используя в речи слова «левый нижний угол, правый верхний угол».

Развивать зрительное восприятие.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении положения на листе предмета.

Упражнения: «Отгадай слово», «Составь», «Найди недостающую фигуру»

Игры: «Готовимся к поис­ку», «Отгадай название», «Повторяем друг за другом», «Сложи узор», «Лабиринты».

Цветные карандаши.

Сенсорная панель

Линейки, трафареты

Предметные картинки

Чтение, рус­ский язык, математика

15

Я и моя семья. Досуг


Развитие твор­ческого вооб­ражения

Цель:

Формировать умение участвовать в ролевых играх.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

Развивать схематическое мышление

1


Упражнения для глаз

Упражнения для кистей и пальцев рук.

СОМОР

Задания: «Заполни пустые клетки», «Реши ребус»

Рабочие тетради № 2 з 5., № 3 з 17

Ручки. Ка­рандаши. Игра «Сложи узор», «Логические таблицы»

Сюжетные картинки

Чтение, ма­тематика

16

Я и моя семья Три поколения.

Развитие творческого воображения

Цель:

Формировать умение составлять генеалогическое древо.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

Развивать схематическое мышление

1


Упражнения для глаз

Упражнения для кистей и пальцев рук.

Обводка по контуру

Составление рассказа по сюжетным картинкам

Рисунок семьи

Методика Рене-Жиля

Рп стр 31

Рабочие тетради № 3 з 10 Сюжетные картинки

ИЗО, русский язык, чтение

Раздел IV. Развитие внимания (6 часов)

17

Профессии

Развитие рас­пределения внимания

Цель:

Формировать умение концентрировать внимание на объектах в пространстве, на листе бумаге.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

1


Упражнения: «Вычеркивай буквы и слушай», «Что вокруг?», «Где находится?»

Корректурная проба (смайлики)

Графический диктант

Цветные карандаши.

Рабо­чие тетради №1 з 14;

№ 2 з.7; №3, з 4

Инд КРЗ стр 6

Линейки, трафареты

Сюжетные картинки

Развитие ре­чи, чтение

18

Профессии

Развитие рас­пределения внимания

Цель:

Формировать умение концентрировать внимание на объектах в пространстве, на листе бумаге.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

1


Упражнения для глаз

Графический диктант,

тест Пьерона-Рузера

Найти отличия, Путанница ,

Корректурная проба (смайлики)


РП,стр 30,

Инд КРЗ стр 9

Развиваем память

Альбом Семаго

Предметные картинки

Развитие ре­чи, чтение


19

Транспорт. Поведение в транспорте.


Развитие ус­тойчивости внимания

Цель:

Формировать умение удерживать внимание на объектах в пространстве, на листе бумаге.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

1


Упражнения для глаз

Игры: «Совмести фигу­ры», «Поезд», Корректурная проба (смайлики),

« Посмотри и запомни»

Игры: «Стенографы»,

«Расположи слова»,

Найти отличия

РП «Запутанные дорожки», стр 63 стр 30, 31

Инд КРЗ стр 11

Развиваем память стр 49-50

Ручки. Карандаши

Сюжетные картинки

Развитие ре­чи, чтение, русский язык.

20

Наш друг - светофор.

Произвольность движений

Цель: Обводка по шаблону геометрических фигур из цветной бумаги. Вырезание.

Учить обводить по шаблону геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).

Учить определять цвет бумаги по инструкции учителя и самостоятельно.

3. Учить вырезать фигуры по контуру.

1


Пальчиковая гимнастика

Игры на развитие восприятие цвета «Что бывает такого цвета?»

Обводка по шаблону геометрических фигур определенного цвета.

Вырезание фигур по контуру

Игра на формирование пространственного представления «Первый-красный, второй-зеленый и т.д.»

5. Упражнения: « Найди смысл», « Отыщи числа»,

6. Корректурная проба (смайлики- светофор)

Рп стр 30

Инд КРЗ стр 10

Ручки, карандаши


Развитие ре­чи, чтение, русский язык, математика.

21

Осень, демисезонная одежда, (закрепление)

Развитие концентрации внимания

Цель: определение демисезонной одежды

Развитие внутреннего плана действий

Развитие способности сосредотачиваться на условии задачи

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении сезонной одежды

Игры « подбери следующее»,

« Сосчитай предметы»

« Стенографы», «Зеваки»,

Ручки, карандаши

Рабо­чие тетради №1 з 18;

№ 2 з.13; №3, з 3

Предметные картинки

Развиваем память стр5,6

Развитие ре­чи, чтение, математика.

22

Осень, осенние месяцы (закрепление)

Развитие концентрации внимания

Цель: закрепление понятий осень, осенние месяцы

Развитие внутреннего плана действий

Развитие способности сосредотачиваться на восприятии слуховой инструкции

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении времен года

Графический диктант (слуховой)

Обводка по линям и штрихам

«Назови месяц»

Цветные карандаши.

Рабо­чие тетради №2 з 13;

Сюжетные картинки


Математика, развитие речи, ИЗО

Раздел V. Развитие памяти (6 часов)

23

Зима, признаки зимы. Зимние месяцы.

Развитие визуальной памяти

Цель: закрепление понятий зимние месяцы

Развитие внутреннего плана действий

Развитие способности удерживать условие задачи


1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении признаков зимы

Упражнения: «Точки»,

«Зрительный диктант» ,

«Запомни и вос­произведи»

«Назови месяц»

РП стр 25-26

Рабочая тетрадь №1 з 17, 18,

Развиваем память стр 17-18, 57-58

Сюжетные картинки

Чтение, мате­матика, ИЗО

24

Зима, зимняя одежда и обувь.

Развитие визуальной памяти

Цель: определение зимней одежды

Развитие внутреннего плана действий

Развитие способности сосредотачиваться на условии задачи

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении зимней одежды

У пражнения: «Найди отличия», «Внимательный художник»,

«Запомни и вос­произведи»,

РП стр 25-26

Развиваем память, стр 54-55

Рабочие тетради № 3, з 12

Чтение, мате­матика, ИЗО

25

Зимние забавы.


Развитие аудиальной памяти

Цель: закрепление признаков зимы

Развитие внутреннего плана действий

Развитие способности сосредотачиваться на условии задачи

Принимать и удерживать речевую инструкцию

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении предметов для зимнего отдыха

Упражнения: «Подбери общее понятие»,

« Снежный ком», «Запомни и вос­произведи»,

РП стр 25-26

Рабочие тетради № 3, з 12

Развиваем память стр 62-63, 66

Сюжетные картинки

Русский язык, чтение, математика

26

Зимние забавы. Волшебные сказки.

Развитие аудиальной памяти

Цель: расширение кругозора,

Развитие внутреннего плана действий

Развитие способности сосредотачиваться на условии задачи

Принимать и удерживать речевую инструкцию

Различать фигуры большой, маленький, средний

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении героев сказок, деталей для снеговика, их размера

Игры: «Запомни и вос­произведи»,

« Мнемические опоры»,

« Послушай и запомни»

РП стр 25-26

Рабочие тетради № 3, з 8, № 1 стр.12

Инд КРЗ стр 12

Развиваем память стр 64-65

Сюжетные картинки

Русский язык, математика

27

Новый год. Наряжаем елочку.

Развитие тактильной и эмоциональной памяти

Цель: закрепление признаков зимы

Развитие сенсорных функций,

Оречевления признаков предметов (шершавый, гладкий, мягкий, твердый)

Развитие способности сосредотачиваться на условии задачи

Принимать и удерживать речевую инструкцию

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении деталей для строительства елки

Игры: «Кот в мешке» (сенсорная панель)

«Найди оди­наковые»,

«Запомни и вос­произведи»

Зажги огоньки на ёлочке.

РП стр. 26

Инд КРЗ стр 13

Развиваем память стр 68, 70

Сюжетные картинки

ИЗО, русский язык

28

Новый год. Новогодние костюмы.

Развитие тактильной памяти

Цель. Профилактика дисграфии и дислексии. Раз­витие логического мышления, зрительного и слу­хового внимания, пространственного восприятия. Работа с изографами. Чтение слов, написанных разным шрифтом. Узнавание предметов, изобра­женных буквами.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении героев сказок в Новогодних костюмах

Упражнения: «Вырезай точно», «Запомни и вос­произведи», « Нарядим Буратино»,

РП стр. 26

Рабочие тетради 3 1 з 20

Развиваем память. стр24, 26

Инд КРЗ стр 38

Сюжетные картинки

Ручной труд, чтение

29

Промежуточная диагностика

« Посмотри и запомни» Развиваем память стр 51-52, 53


Раздел VI. Развитие аналитико-синтетической деятельности (40 часов)

30

Посуда. Материалы и детали посуды.


Решение задач на раскрашивание

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и различных по цвету предметов.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении разновидностей посуды и материалов для ее изготовления

Раскрашивание тарелочек, картинок по заданию

« Чего не было»

« Четвертый лишний»

Рабочие тетрадь Е.В. Мазанова р. Т. №1 стр.

Рп стр 30

Развиваем память стр 19-20

Предметные картинки

Ручки, карандаши

ИЗО, развитие речи.

31

Посуда. Размеры посуды.


Решение задач на раскрашивание

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и различных по размеру предметов.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении размеров посуды и материалов для ее изготовления

Соедини похожие цвета из двух столбиков

Соедини предметы стрелочками

Рабочие тетради №1 з 12, 2 з 15Тетрадь Е.В. Мазанова р. Т. №1 стр.

Рп стр 30

Предметные картинки Ручки, карандаши

ИЗО, развитие речи.

32

Продукты питания. (молочные, мясные,)

Логический ряд чисел и букв

Цель: научить различать цифры по цвету с помощью операции сравнения однородных и различных предметов.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении мясных и молочных продуктов

«Лабиринты,

« Логические квадраты»

РП стр 31, 41, 42, 65

Рабочие тетради №3 з 7

Ручки, карандаши

Инд КРЗ стр 8

Предметные картинки

Математика, развитие речи

33

Продукты питания. (поход в магазин)

Нахождение последовательности

Цель. Определение в тексте порядка следования предложений, расположенных в нарушенной по­следовательности

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении типов магазинов

Продолжи числовой ряд,

«Подбери подходящее по смыслу слово»

РП стр. 31, 43

Ручки, карандаши

Инд КРЗ стр 39

Математика, развитие речи

34

Тело человека. Части тела.

Нахождение закономерностей

Цель: научить устанавливать закономерности с помощью сравнения однородных и различных предметов.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении частей тела

Продолжи закономерность

РП стр 31, 44

Инд КРЗ стр 24

Ручки, карандаши

Предметные картинки

Математика, развитие речи, ИЗО

35

Тело человека. Уход за собой.

Логические задачи

Цель: научить выстраивать логические цепочки цифр, и букв с помощью операции сравнения.

Привить навыки гигиены тела

1


Упражнения для глаз

Упражнения в формировании навыков ухода за собой

Продолжи логический ряд

РП стр. 31, 45

Рабочие тетради № 2 з 8

Ручки, карандаши

Сюжетные картинки

Математика, развитие речи, ИЗО

36

Дом, многоэтажные дома.


Решение нетрадиционных задач

Цель. Обучение построению высказываний. За­крепление знания названий трудовых обязаннос­тей, строитель­ных специальностей

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении разновидностей домов и материалов для их строительства

Дорисуй девятое, « Кто в кубе?» « Маляры»

РП. Стр 46-47

Рабочие тетради №1 з 10

Ручки, карандаши

Инд КРЗ стр 31, 42

Предметные картинки

Математика, развитие речи, ИЗО, чтение

37

Мебель, бытовые приборы.


Решение задач с использова­нием рисунка

Цель. Формирование умения правильно использовать (упот­реблять) предлоги, обозначающие пространственные отно­шения.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении назначения мебели и бытовых приборов

«Дорисуй девятое, « Куда спрятался щенок»,

« Посмотри и запомни»

РП. Стр. 48-49 Рабочие тетради № 2 з 10

Инд КРЗ стр 30

Развиваем память стр 34Карандаши Ручки.

Предметные картинки

Математика, развитие речи, ИЗО, чтение

38

Моя армия, день защитника Отечества


Активизация лексикона.

Цель. Профилактика дисграфии и дислексии. Вы­бор правильного изображения печатной буквы сре­ди пар или рядов букв, напечатанных зеркально

Развитие связной речи



Упражнения для глаз

Упражнения в определении видов войск

« Найди пару»,

« Собираем слова»

Сюжетные картинки Инд КРЗ стр 33, 34, 35, 38


39

Моя армия, военные профессии.


Введение в активный словарь точных наименований предметов.

Цель. Обучение построению высказываний о на­значении отдельных предметов (из 2—3 предложе­ний). Формирование обобщающего понятия «меди­цинские принадлежности»,

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении военных профессий

« Медицинские инструменты»

Инд КРЗ стр 43

Сюжетные картинки

Ручки. Карандаши

Математика, ИЗО

40

Проводы Зимы. Масленица.


Активизация лексикона.

Цель: научить различать предметы по цвету и форме с помощью операции сравнения однородных и различных предметов.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении формы и размера предметов для Масленицы

Упражнения: «Сварим варенье»,

«Найди законо­мерность»,

«Графический диктант»

Рабочие тетради № 2 з 16

Карточки-задания

Сюжетные картинки

Математика, ИЗО, чтение

41

Загадки от Масленицы. Дни недели

Город Четырехугольников.

Цель: Обучение построению высказываний. За­крепление знания названий дней недели,

и соответствующихим названиям во время масленичной недели.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении дней недели.

Задачи со спичками « Спираль», «Дом» Вычерчивание четырехуголь­ников

Задачи со спичками « Шесть квадратов»

Магический квадрат

Практикум стр.84, 85

Рабочие тетради. Ручки. Карандаши

Сюжетные картинки

Математика, развитие ре­чи, ИЗО

42

Ранняя весна. 8 Марта.


Мир четырехуголь­ников

Цель: научить различать предметы по цвету и форме с помощью операции сравнения однородных и различных предметов.

Знакомство с геометрическими фигурами «Ромб, трапеция»,



Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении признаков ранней весны

« Найди ошибки»

« Льдинки»

Фигуры Сенсорная панель,

Рабочие тетради № 1 з. 9, № 2 з 17

Инд КРЗ стр 17, 19 (4 кл)

Сюжетные картинки

Ручки. Карандаши

Математика, развитие речи

44

Ранняя весна Весенние месяцы.

Закрепление употребления предлогов.

Цель. Развитие читательского интереса у детей в процессе глобального чтения слов, формирование интереса к буквам, разви­тие памяти, внимания, подготовка к аналитико-синтетическому чтению.

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении « Треугольники», « Задача», « Найди ошибку» ,

« Куда спрятались звери»

Рп стр 31

Практикум стр. 86

Рабочие тетради № 1 з 19.

Инд КРЗ стр 18, 3229(4 кл)

Сюжетные картинки Ручки. Карандаши

Математика, развитие речи

45

Животные Севера.

Антарктида.

Магические треугольники

Цель: научить различать предметы по цвету и форме с помощью операции сравнения однородных и различных по предметов.

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении животных севера

« Стрела», « Колобок», « Кошки-мышки»,

« Какой цвет»

Рп стр 31 Практикум стр. 86

Рабочие тетради № 1 з 11, № 1 з 16, 21, №2 з 10 Ручки. Карандаши

Инд КРЗ стр 15

Развиваем память стр 21-22

Предметные картинки

Математика, развитие речи

46

Времена года (закрепление).

Магические цепочки

Цель. Развитие импрессивной речи (понима­ние значений слов, обозначающих предметы и дей­ствия). Упражнения в опознании позиции звука в слове.

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении времен года, весенних месяцев.

Задания: «Вспомни назва­ния месяцев в году» ,

« Букет», «Найди картинки»

Инд КРЗ стр 20, 44

Ручки. Карандаши

Математика, развитие речи

47

Животные жарких стран.


Разгадывание ребусов

Цель. Развитие импрессивной речи (понима­ние значений слов, обозначающих предметы и дей­ствия). Упражнения в опознании позиции звука в слове.

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении животных жарких стран

Задание «Реши ребус»,

« Посмотри и запомни»

РП. Стр. 40-41

Развиваем память стр45-46 Ручки. Карандаши

Предметные картинки

Математика, развитие речи

48

Зоопарк.

Город кругов и окружностей

Цель. Развитие импрессивной речи (понима­ние значений слов, обозначающих предметы и дей­ствия).

Различение в практических действиях понятия «круг» и «окружность»

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении значений слов

Задания: «Рассмотри чер­теж»,

«Начерти»

РП. Стр. 42

Предметные картинки Ручки. Карандаши

Математика, развитие речи

49

Весна. Дикие, домашние животные, их детеныши.

Полезные на­блюдения

Цель. Развитие импрессивной речи (понима­ние значений слов, обозначающих предметы и дей­ствия). Упражнения в опознании позиции звука в слове.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении диких и домашних животных

«На­блюдаем за числами»,

«В чем сходство и в чем различие», « Посмотри и запомни»,

Инд КРЗ стр 14,

Развиваем память стр 43-44, 47

Предметные картинки Ручки. Карандаши

Развитие ре­чи, матема­тика, чтение

50

Весна. Перелетные и зимующие птицы

Расширение запаса видовых понятий по теме «Птицы и насекомые».

Цель. Упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориальному принципу (перелетные- зимующие).

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении перелетных и зимующих птиц

Упражнения: «Четвертый лишний», «Разминка»

Инд КРЗ стр 41

Предметные картинки

Математика, развитие речи

Раздел VII. Развитие речи. ( часов)

51

Растительный мир. (деревья, кустарники,)


Игры со сло­вами

Цель. Упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориальному принципу.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении видов деревьев и кустарников

Упражнения: Исключи лишнее

« Слова-действия»,

« О чем мечтаешь»,

« Посмотри и запомни»

РП стр.50

Рабочие тетради № 3 з 6, з 16

Развиваем память стр 59-60 Предметные картинки

Ручки. Карандаши

Развитие ре­чи, чтение

52

Растительный мир. (травы, цветы)

Игры со сло­вами

Цель. Упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориям.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в самостоятельном определении разновидностей трав, цветов

Игры: «Сходство и различие»,

« Новые слова», «Подбери слово»,

«Рассмотри и запомни»

РП стр.51

Рабочие тетради № 2 з 12, № 3 з 9

Предметные картинки

Развиваем память стр 31-32, 56

Ручки. Карандаши

Развитие ре­чи, русский язык, чтение

53

Космос. Планеты.


Игры со словами

Цель. Упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориям принципу.


1


Упражнения для глаз

Упражнения в определении планеты Земля и ее спутника

Игры: «Противоположное слово»,

«Найди ошибки», « Подбери предметы»

РП стр. 51

Рабочие тетради № 3 з 5,3 з 15

Предметные картинки

Ручки. Карандаши

Математика, развитие речи, ИЗО, чтение

54

Космос и человек.

Игры со сло­вами

Цель. Упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориальному принципу.

1


Упражнения для глаз

Упражнения в определении внешнего вида космонавта, спутника.

Игры: «Скажи наоборот», «Зашифруй»,

« Подбери признак»

Рабочие тетради. Ручки. Карандаши

Сюжетные картинки

Русский язык, чтение

55

Водоемы и их обитатели

Реки, озера.

Игры со сло­вами. Ребусы

Цель. Упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориальному принципу.

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении рек, озер

Упражнения: «Кто это и какого цвета?»,

«Пра­вило ребуса»,

Рабочие тетради.

Предметные картинки

Ручки. Карандаши

Русский язык, ИЗО

56

Водоемы и их обитатели.

Моря, океаны.

Игры со словами

Цель: Формирование приема восприятия объекта как целого, умения устанавливать причинно-следственные отношения, понимать эмоциональные состояния людей.

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении морей и океанов с использованием глобуса

«Подбери подходящее по смыслу слово»,

« Рассказ по серии картинок»

« Посмотри и запомни»

Инд КРЗ стр 25

Развиваем память стр 33Предметные картинки


57

Береги свою планету.

Игры со словами

Цель: Формирование приемов синтезирования объекта (восполнение недостающих звеньев целого), восприятия объекта как целого.

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении последовательности действий

Упражнения: «Составь рассказ по серии картинок», «Составь рассказ по картинке»

Инд КРЗ стр 23, 40

Сюжетные картинки


58

Правила ухода за территорией вокруг дома.

Игры со словами

Цель. Формирование приема рассмотрения объекта с разных точек зрения, умения выделять скрытый смысл выражения, понимать пере­носный смысл пословиц.

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном подборе инструментов для ухода за территорией дома

« Объясни пословицу»

Инд КРЗ стр 28

Сюжетные картинки


Раздел VII1. Развитие личностно-мотивационной сферы (4 часа)

59

День Победы.


Знакомство с понятием «успех».

Цель. Формирование навыков целеполагания , умения планировать собственную деятельность формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости.

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении понятия «успех, победа

Задания: «Прочитай задачу»,

«Соедини две по­ловинки» ,

«Со­ставляющие успеха»

Инд КРЗ стр 27

Сюжетные картинки

Развитие речи

60

День Победы

Что такое цель и зачем она нужна

Цель. Формирование навыков целеполагания , умения планировать собственную деятельность формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости



Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении понятия «успех, победа

Упражнения: « Ставим цели»



61

Насекомые.


Ставим цели

Цель. Формирование навыков целеполагания , умения планировать собственную деятельность формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении полезных и вредных насекомых

Упражнения: « Я хочу»

« Рисуем бабочек»,

« Посмотри и запомни»

Инд КРЗ стр 16

Развиваем память стр 48

Предметные картинки Ручки. Карандаши

Чтение, раз­витие речи

62

Насекомые.

Учимся плани­ровать

Цель. Формирование навыков целеполагания , умения планировать собственную деятельность формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении полезных и вредных насекомых

Упражнения: « Я хочу»

Работа со спичками «Жук» « Бабочка»,

« Посмотри и запомни»

Спички, предметные картинки

Ручки. Карандаши


63

Лето

Составляем план

Цель. Формирование навыков целеполагания , умения планировать собственную деятельность формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении понятия лето, летние месяцы

Игра «Построим план» ,

«Перепутанный сюжет»,

« Вспомни эмоцию»

Предметные картинки Плакат с алгоритмом реше­ния. Тетради. Ручки

Развитие речи

64

Лето

Составляем план

Цель. Формирование навыков целеполагания , умения планировать собственную деятельность формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости

1


Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении понятия лето, летние месяцы

Игра «Лабиринты» ,


Предметные картинки Плакат с лабиринтом. Тетради. Ручки


Раздел IX. Итоговое занятие (2 часа)

65-66

Итоговое занятие "Путешествие в страну знаний".

Комплексное занятие

Проверочная работа

1



Упражнения для глаз с дыханием

Упражнения в самостоятельном определении пользы знаний

Упражнения: « Я могу»

Игры, упражнения, тесты,

Развиваем память стр61-62 Карточки-задания. Каран­даши. Ручки

Развитие речи, ИЗО

67-68 Итоговая диагностика



























Приложение 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ЦЕЛЯМ ВОЗДЕЙСТВИЯ




Задания


внимание

самоконтроль

память

пространственное восприятие

аккуратность

графические навыки

логическое мышление

Использование

на уроке

Графический диктант

X

X


X

X

X


МО

Мозаика

X

X


X

X

X


МТИ

«Муха»

X

X

X

X




MПO

«Зашифрованный рисунок»

X

X


X




М

Лабиринты

X

X

X

X




МО

«Продолжи числовой ряд»

X






X

М

«Продолжи логический ряд»

X






X

М

«Дорисуй девятое»

X






X

МО

«Исключи лишнее»

X






X

МПЧ

О

«Сходство и различие»

X






X

ПЧО

«Противоположное слово»

X






X

ПЧ

«Угадай слово»

X


X




X

О

«Точки»

X


X

X




М

Зрительный диктант

X

X

X

X




МО

«Найди отличия»

X


X





МОИ

«Внимательный художник»

X


X





ЧОИ

«Снежный ком»

X


X




X

ПЧО

«Волшебный мешочек»

X


X

X




ОТИ

«Корректурная проба»

X

X

X


X



ПЧ

Поиск ошибок в тексте

X

X

X


X



ПЧО

«И мы...»

X


X





ЧО

«Что перепутал художник?»

X


X




X

ОИ

«Запутанные дорожки»

X



X




ОИ

Уроки: М — математика, П — письмо и развитие речи, Ч — чтение, О — ознакомление с окружающим миром, Т — труд, И — рисование (ИЗО).



Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.


1 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- анализировать простые закономерности;

- выделять в явлении разные особенности;

- вычленять в предмете разные качества;

- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам

2 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь

- строить простейшие обобщения;

- складывать узоры по образцу и памяти;

- стремиться к размышлению и поиску;


3 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь

- выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;

- сравнивать от несущественных признаков;

- строить простейшие умозаключения.

4 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь

- анализировать, сравнивать и обобщать;

- классифицировать предметы, числа понятия по заданному основанию;

- находить логические ошибки;

- запоминать и хранить несложные инструкции;



Содержание программы:

1 класс


Развитие сенсорных развитие психомоторики

и сенсорных процессов

различение и называние геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

различение и называние основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный);

группировка, обобщение и классификация предметы по размеру, форме, цвету;

ориентировка в пространстве и на листе бумаги, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки: верх, низ, право, лево;

конструированнние из цветных полосок, палочек, геометрических фигур, составлять картинку из четырех частей;

обводка по шаблону и трафарету, штриховать в заданном направлении;

рисование знакомые детям предметы и раскрашивать с соблюдением контура;

правильно написание элементов букв, буквы, соединения букв;


Развитие пространственного восприятия и воображения

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.

Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.


Развитие аналитико-синтетической сферы

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.


Развитие речи

Составление предложений и коротких рассказов, формулирование ответов на вопросы, различение живых и неживых предметов, понимание падежных конструкций, подбор противоположных слов.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.

Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.


2 класс

Развитие сенсорных развитие психомоторики

и сенсорных процессов

различение и называние геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

различение и называние промежуточных цветов ( оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой);

группировка, обобщение и классифиция предметы по размеру, форме, цвету;

ориентировка в пространстве и на листе бумаги, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки: перед, за, между, около, возле ;

конструированнние из цветных полосок, палочек, геометрических фигур, составлять картинку из 6 частей;

обводка по шаблону и трафарету, штриховать в заданном направлении;

рисование знакомые детям предметы и раскрашивать с соблюдением контура;

правильно написание элементов букв, буквы, соединения букв;


Развитие пространственного восприятия и воображения

Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.

Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.

Развитие внимания

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля.

Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).


Развитие памяти

Развитие визуальной и аудиальной памяти.

Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.


Развитие аналитико-синтетической сферы

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,

Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).


Развитие речи

Составление предложений и коротких рассказов, расширение словарного запаса. Звуко-буквенного анализа. понимание падежных конструкций, подбор противоположных слов.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.

Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи).


3 класс

Развитие аналитико-синтетической сферы

Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.

Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.


Развитие внимания

Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.

Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.

Развитие воображения

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.

Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.

Развитие памяти

Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память).

Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие навыков совместной деятельности. Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.


4 класс


Развитие сенсорных развитие психомоторики и сенсорных процессов

различение и называние геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, ромб, многоугольник, трапеция);

различение и называние цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой, лиловый, салатовый, );

группировка, обобщение и классификация предметы по размеру, форме, цвету;

ориентировка в пространстве и на листе бумаги, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки: перед, за, между, около, возле, из-за, из-под ;

конструирование из цветных полосок, палочек, геометрических фигур, составлять картинку из восьми-десяти частей;

обводка по шаблону и трафарету, штриховать в заданном направлении;

рисование знакомые детям предметы и раскрашиванием с соблюдением контура;

правильно написание элементов букв, буквы, соединения букв;


Развитие внимания

Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.

Упражнения аналогичные, применяемые на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.


Развитие воображения

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.


Развитие памяти

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти.

Упражнения аналогичные, используемые на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.


Развитие аналитико-синтетической сферы

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.

Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).


Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности.