Заявка
на участие в конкурсе модулей к программам повышения квалификации.
Образовательная организация муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа № 55» имени А.И. Анощенкова
город/район: г. Архангельск
адрес: 163025 г. Архангельск, ул. Пионерская, д.82, корп.1
телефон/факс: (8182) 638-139
адрес электронной почты: adm.55@mail.ru
Наименование модуля: Организация методической работы учителя в условиях реализации ФГОС общего образования (для начинающих педагогов)
Фамилия, имя, отчество (полностью) разработчиков модуля | Занимаемая должность | Образование | Стаж работы | Категория |
Моисеева Екатерина Юрьевна | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 55 | Высшее | 16 | Соответствует занимаемой должности |
ФИО ответственного за реализацию программы модуля | Контактная информация |
Моисеева Екатерина Юрьевна | [email protected]; 8-905-873-5125 |
Фамилия, имя, отчество сотрудников (полностью), участвующих в реализации модуля | Занимаемая должность | Образование | Стаж работы | Категория |
Ларионова Светлана Викторовна | Учитель русского языка и литературы | Высшее | 25 | Высшая |
Швецова Мария Юрьевна | Учитель начальных классов | Высшее | 25 | Первая |
Салкова Светлана Владимировна | Учитель истории и обществознания | Высшее | 16 | Высшая |
В случае победы в конкурсе даем согласие на внесение модуля в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и реализацию его в рамках курсовых мероприятий для работников сферы образования региона.
«23»декабря 2014 г. /_______________________/ С.А. Артюгина
М.П.
исполнитель: Е.Ю. Моисеева
телефон: 638-153
МОДУЛЬ Организация методической работы учителя в условиях реализации ФГОС общего образования (для начинающих педагогов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА МОДУЛЯ
Категория обучаемых: начинающие педагоги образовательных организаций (со стажем работы до 3 лет)
Цель: формирование у слушателей целостного представления о методической работе учителя в условиях реализации ФГОС
Планируемые результаты:
составлять циклограмму индивидуальной методической работы
составлять примерный план работы по теме самообразования
анализировать структуру рабочих программ учебных предметов
иметь представление о формах инновационно-методической работы учителя
иметь представление о формах научно-методической работы учителя
разработать примерные критерии эффективности индивидуальной методической работы учителя
Ключевые понятия модуля: методическая работа, циклограмма, самообразование, рабочая программа, инновационно-методическая работа, научно-методическая работа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем модуля | Трудоемкость (количество часов) | в том числе | Форма аттестации |
лекции | практические занятия |
1 | Нормативно-теоретические основы методической работы учителя в условиях реализации ФГОС общего образования. Направления методической работы учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55 г. Архангельска) | 1 | 1 | | Фиксация тезисов |
2 | Организационно-методическая работа учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55) | 2 | | 2 | Составление циклограммы методической работы Анализ структуры рабочих программ учебных предметов |
3 | Самообразование учителя | 1 | | 1 | Составление примерного плана самообразования |
4 | Инновационно-методическая работа учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55) | 1 | 1 | | Фиксация тезисов |
5 | Научно-методическая работа учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55) | 2 | 1 | 1 | Фиксация тезисов |
6 | Итоговая аттестация Круглый стол с участием учителей МБОУ СОШ № 55 «Организация методической работы учителя – важный фактор успешной реализации ФГОС общего образования» | 1 | | 1 | Участие слушателей в работе круглого стола |
| Итого: | 8 | 3 час. | 5 час. | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
Тема 1. Нормативно-теоретические основы методической работы в условиях реализации ФГОС общего образования. Направления методической работы учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55 г. Архангельска) (1 час, из них лекции – 1 час)
Понятие «методическая работа». Цели и задачи методической работы. Особенности методической работы в условиях введения и реализации ФГОС общего образования: принципы, структура и содержание методической работы. Нормативно-правовые основы методической работы учителя в условиях реализации ФГОС общего образования: анализ документов федерального, регионального и институционального уровня.
Направления методической работы учителя: организационно-методическая работа (организация индивидуальной методической работы, планирование работы на диагностической основе, методическое обеспечение индивидуальной методической работы, определение путей решения педагогических проблем и затруднений, работа по изучению, обобщению и пропаганде педагогического опыта, изучение Порядка аттестации с целью установления квалификационных категорий, работа по созданию портфеля достижений), разработка рабочих программ учебных предметов; учебно-методическая работа (разработка методических рекомендаций, памяток и т.п., отслеживание результатов образовательного процесса, работа по изучению и реализации темы самообразования), инновационно-методическая работа (внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий; разработка, защита и реализация педагогических проектов; защита и реализация авторских методик и т.п.); научно-методическая работа (непрерывное изучение достижений педагогической науки; проведение научно-исследовательской работы; публикация в изданиях различного уровня, в сети Интернет; сотрудничество со средними и высшими профессиональными учебными заведениями; организация работы научного общества учащихся и т.п.).
Тема 2. Организационно-методическая работа учителя (2 часа, из них практические занятия – 2 часа)
Порядок аттестации с целью установления квалификационной категории (первой или высшей) – основа проектирования методической работы учителя и формирования портфолио достижений.
Понятие циклограммы. Циклограмма методической работы учителя – один из способов планирования индивидуальной методической работы.
Портфолио достижений учителя. Структура портфолио достижений. Формирование портфолио достижений.
Рабочая программа – один из аспектов организационно-методической работы учителя. Понятие «рабочая программа». Нормативно-правовые основы разработки учителем рабочей программы. Структура рабочей программы в соответствии с ФГОС общего образования. Рекомендации по разработке рабочей программы учителя.
Опыт организационно-методической деятельности учителей МБОУ СОШ № 55: циклограмма методической работы учителя начальных классов; портфолио достижений учителя; проектирование рабочей программы учебного предмета.
Задание для практической работы: спроектировать примерную циклограмму методической (цель: научиться проектировать примерную циклограмму методической работы);
Задание для практической работы: анализ структуры рабочей программы учителя в соответствии с предъявляемыми требованиями (цель: изучить структуру рабочей программы учителя).
Тема 3. Самообразование учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55) (1 час, из них практические работы – 1 час)
Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста учителя. Условия эффективности процесса самообразования: реализация потребности педагога к собственному развитию и саморазвитию, владение способами самоанализа педагогической деятельности, способность к рефлексии, готовность к педагогическому творчеству, осуществление взаимосвязи личностного и профессионального развития. Направления самообразования: профессиональное (предметное), психолого-педагогическое, методическое, информационное, коммуникативное, личные компетентности. Формы самообразования: индивидуальные (стажировка, курсовая подготовка, посещение уроков, собеседование с экспертом, наставником, и т.п.); групповые (педагогические и методические советы, семинары, творческие отчеты, различные методические формирования, конкурсы профессионального мастерства и т.п.). Результаты самообразования: повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся; разработка новых форм, методов, приемов обучения; выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий; разработка и проведение открытых уроков; создание комплектов педагогических разработок; обобщение опыта по исследуемой теме.
Опыт учебно-методической деятельности учителей МБОУ СОШ № 55: разработка плана работы по самообразованию учителя русского языка и литературы.
Задание для практической работы: составить примерный план самообразования учителя (цель: научиться планировать работу по самообразованию)
Тема 4. Инновационно-методическая деятельность учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55)
Понятие «инновационная деятельность человека». Инновационная методическая деятельность учителя. Этапы инновационно-методической деятельности: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно внедрение, включая пробное использование новшества; длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Формы инновационно-методической деятельности: рабочие и творческие группы, мастер-классы, деловые игры, постоянно действующий семинар. Интеграция учебной, проектной, исследовательской и творческой деятельности.
Опыт инновационно-методической деятельности учителей МБОУ СОШ № 55: организационно-методическое сопровождение молодых педагогов; рабочие и творческие группы учителей.
Тема 5. Научно-методическая деятельность учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55) (2 часа, из них: лекции – 1 час, практические занятия – 1час)
Формы научно-методической деятельности учителя: непрерывное изучение достижений педагогической науки; проведение научно-исследовательской работы; публикация в изданиях различного уровня, в сети Интернет; сотрудничество со средними и высшими профессиональными учебными заведениями; организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Опыт научно-методической деятельности учителей МБОУ СОШ № 55: организация исследовательской деятельности учащихся в МБОУ СОШ № 55; организация проектной деятельности учащихся в МБОУ СОШ № 55.
Тема 6. Итоговая аттестация. Круглый стол с участием учителей МБОУ СОШ № 55 по теме «Организация методической работы учителя – важный фактор успешной реализации ФГОС общего образования»
организационно-педагогические условия
ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный комплекс
Информационно-методические обеспечение:
Презентация «Нормативно теоретические основы методической работы учителя в условиях введения и реализации ФГОС»
Презентация «Самообразование учителя как фактор устойчивого профессионального роста учителя»
Презентация «Рабочая программа учителя»
Список использованной литературы:
Блохина, Е.В. Методическая работа: понятие, сущность, управление / Е.В. Блохина. - Курган, 2003. 34 с.
Голубева Л.В. Методическая работа в школе. Организация, планирование, анализ / Л.В. Голубева, И.Г. Норенко, Т.В. Хуртова, Т.А. Чегодаева. – Волгоград, издательство «Учитель»,
Горбунова Т.С. Обновление системы методической работы в условиях введения ФГОС основного общего образования / Т.С. Горбунова // Справочник заместителя директора школы. – 2012. - № 10. – С. 39-49.
Ильина Н.Ф. Организация методической деятельности на основе индивидуальных образовательных программ педагогов / Н.Ф. Ильина // Справочник заместителя директора школы. – 2010. - № 11. – С. 21 – 28.
Копотева Г.Л. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. – 2011. - № 10. – С. 8-12.
Лизинский В.М. О методической работе в школе / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с. ISBN 5-901030-55-9
Логвинова И.М. Методическая компетентность педагогов в процессе реализации ФГОС / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Справочник заместителя директора школы. – 2013. - № 3. – С. 5-9
Немова Н.В. Управление методической работой в школе / Н.В. Немова. – М.: Сентябрь, 1999. – 176 с.
Организация методической работы в условиях внедрения стандарта второго поколения: серия Библиотека руководителя и методиста. Введение ФГОС / под ред. Р.Г. Чуроковой. – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – 112 с. ISBN 978-5-49400-136-8
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе»: методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2010. - С. 11.
Ривкин Е.Ю. Методическая работа в современных условиях: серия Технологии управления современной школой. Компакт-диск. – Волгоград: Учитель, 2013.
Ривкин Е.Ю. Система персональной работы с учителем / Е.Ю. Ривкин // Управление начальной школой. – 2009. - № 5. – С. 47-56.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Нормативно-правовое обеспечение: сб. материалов / сост. Е.В. Балагина; отв. за вып. С.А. Горячкова. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012. – 82 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013. – 160 с. ISBN 978-5-392-10082-8
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
ПО ПРОГРАММЕ МОДУЛЯ
Форма аттестации: выполнение практических заданий
Итоговая аттестация: участие в круглом столе «Организация методической работы учителя – важный фактор успешной реализации ФГОС общего образования»
Критерии оценки выполнения итогового задания:
Активность слушателя
Уровень аргументированности позиций
Уровень речевой культуры
Уровень владения профессиональной лексикой
оценочные материалы
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
Вопросы для проведения круглого стола по теме «Организация методической работы учителя – важный фактор успешной реализации ФГОС общего образования»:
Эффективность индивидуальной методической работы.
Условия эффективности индивидуальной методической работы учителя
Критерии эффективности индивидуальной методической работы учителя
9