СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульная программа по внеурочной деятельности "Школьная пресса"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа состоит из семи модулей.  Каждый модуль рассчитан на 9 часов. Выпуск номера газеты будет завершать работу по каждому модулю. Три газеты в первом полугодии, четыре – во втором. Общее количество часов  - 64,  по два часа в неделю. Один час на подведение итогов.

Просмотр содержимого документа
«перемена -школьная газета»

МАОУ «Голышмановская СОШ №2»





Организация модульной внеурочной деятельности учащихся 5-9 классов


«Школьная пресса»

или

школьная газета «Перемена».









Подготовила учитель русского языка и литературы

МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

С.В. Швецова.




Голышманово, 2016 г.


Пояснительная записка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся школы, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Согласно ФГОС в школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, научно-познавательное, исследовательская деятельность.

Одной из организационных моделей реализации основных направлений внеурочной деятельности в школах являются модульные программы. Модульная программа «Школьная пресса» адресована учащимся основной школы (5- 9 классы). Цель её состоит в том, чтобы дать возможность школьникам, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики, не только получить более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и практические навыки, но и развить личность, ее познавательные и созидательные способности. Важным воспитательным аспектом содержания программы является его реализация в разновозрастных группах, что способствует выработке у обучающихся коммуникативных умений.

Данную программу можно отнести к художественно-эстетическому направлению. Основными целями художественно-эстетического направления являются:

  1. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

  2. Воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир;

  3. Освоение знаний о классическом современном искусстве;

  4. Овладение практическими умениями и навыками художественно- творческой деятельности;

  5. Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры


Глубокие эстетические переживания могут возникать у детей и в связи с событиями общественной жизни. Приобретая социальный опыт, обучающиеся учатся оценивать поступки людей как прекрасные и безобразные, возвышенные и низменные, трагические и комические. Этим объясняется включение в общешкольную программу модульной программы «Школьная пресса», овладение которой направлено на понимание мира людей и их взаимоотношений, формирование умений их оценивать. Важнейшим источником эстетического опыта школьников служит их собственная деятельность — учебная, трудовая, общественная, игровая, художественная. В учении школьник осваивает эстетические ценности своеобразным путем — с помощью науки переживает радость творческого познания. В труде наиболее полно раскрываются созидательные возможности ребенка, умение материализовать красоту в конкретных предметах и вещах.

Газета остается самым простым и доступным школьным изданием. Она особенно актуальна сегодня, в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности.

Задачи школьной газеты:

  • освещение в газете школьной жизни;

  • содействие в воспитании информационной культуры школьников;

  • повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, краеведению, информатике и т.д.), а также к общественной жизни школы, района, страны;

  • развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;

  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;

Методические принципы, необходимые в работе:

  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;

  • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;

  • деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);

  • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;

  • поэтапность обучения (от простого к сложному) способствует свободному владению письменной речью.

Целью создания газеты является раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды. Дети успешно осваивают программу Indesign с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Основная задача школьной газеты – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы заинтересовать и учеников, и учителей, и родителей.

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни ребят. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.


Полномочия школьной прессы:

  • проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,

  • брать интервью,

  • опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления,

  • содействовать развитию различных форм активности учащихся,

  • использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику,

  • распространять газету среди учащихся и учителей школы,

Примерный перечень рубрик газеты

1. Спортивные новости ("Как это было")

2. Летопись школы (история школы).

3. Мнение эксперта.

4. Игры нашего класса.

5. Пробы пера (литературная страничка).

6. В мире интересного.

7. События, факты (информационные новости школы).

8. Взгляд на события (события глазами учащихся).

9. История нашего посёлка.

10. Размышления на тему… ("Точка зрения")

11. Знакомство . ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?")

Программа состоит из семи модулей. Каждый модуль рассчитан на 9 часов. Выпуск номера газеты будет завершать работу по каждому модулю. Три газеты в первом полугодии, четыре – во втором. Общее количество часов - 64, по два часа в неделю. Один час на подведение итогов.



1 модуль –новостная информация

Тема: начало учебного года, новости.

Теория - устройство
газеты, информация.

Экскурсия в редакцию АНО «ИИЦ «Голышмановский вестник». Выбор редактора газеты, дизайнера, корректора, фотокорреспондента и журналистов – 1 час

Написание информации: что, где, когда? – 1 час

Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов

Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты – 2 часа

2 модуль – тематический номер газеты

Тема: поготовка тематического номера газеты. Теория - знакомство
с газетными жанрами

Выбор темы газеты – 1 час

Жанры, которые используют журналисты: информация, интервью, репортаж, зарисовка о человеке (подклишовка) -1 час

Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов

Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты - 2 часа

3 модуль - интервью

Тема: подведение итогов в интервью. новый год.

Теория - подготовка интервью

Определение темы интервью.

Составление вопросов, отработка навыков написания - 2 часа

Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов

Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты -2 часа

4 модуль – зарисовка о человеке


Тема: человек в газете.

Теория - работа над подклишовкой

Выбор кандидатуры, отработка навыков написания – 2 часа

Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов

Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты – 2 часа

5 модуль - репортаж

Тема: освещение мероприятий в газете.

Теория - репортаж с места события

Эффект присутствия, передача настроения и эмоций людей, использование диалогов, отработка навыков написания – 2 часа.

Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов

Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты – 2 часа

6 модуль - фотография

Тема: роль фотографии в газете.

Теория – что такое газетный снимок, обработка фото.

Снимки портретные, постановочные, сюжетные, панорамные и др. Размещение фотографии на полосе макета – 2 часа.

Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов

Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты – 2 часа.

7 модуль – «лицо» газеты

Тема: дизайн номера газеты.

Теория – расположение материалов и фотографий.

Первая полоса – новости, главный материал – важное событие. Вторая полоса – интервью по поводу, текущие школьные дела. Третья полоса - зарисовка о человеке, в мире интересного – 2 часа.

Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов


Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты – 2 часа





Ожидаемые результаты изучения курса

Знания:

1.О жанрах журналистики и жанровых особенностях текста

2.О деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой

Умения:

1.Создавать сочинения разных жанров

2.Определять стили и типы речи

3.Давать характеристику текста публицистического стиля

4.В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях

5.Соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях и стилевое единство

6.Работать с дополнительной литературой

7.Иметь представление об основных видах деятельности, связанных с обучением на гуманитарном профиле, с профессией журналиста.

Метапредметными результатами являются - формирование культурно-познавательных, коммуникативных и социально-эстетических компетенций; эстетических потребностей, ценностей;

Личностными результатами  - выполнение творческих работ (подготовка репортажа, интервью, статьи в газету).


Список литературы:

Журналистика.

  1. Газетный дизайн /Тим Харроуэр

  2. Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2004 год – 368 с.

  3. Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» - М.: РИП – холдинг, 2003 – 222 с.

  4. Информационные технологии в журналистике – Ростов м/Д: Феникс, 2004 (серия «Волшебный образ») – 160 с.

  5. Теленовости: секреты журналистского мастерства/реферат И.Фенга «Теленовости, радионовости» - М.: Сент – Пол, 1997

  6. Секреты начинающего телевизионщика/ А.Каминский

  7. Беседы о журналистике/ Виктория Ученова – М.: Молодая гвардия, 1985 г.

  8. Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2003

  9. Журналист о журналистике./ В.А. Аграновский – М.: Мысль, 1978 – 168 с.

  10. Как преподнести новости. / Р. Коппероуд, Р.П. Нельсон – М.: Национальный институт прессы «Виоланта», 1998 г.

  11. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. /Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2001г.

  12. Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. / Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2000 г.

  13. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. /С.А. Муратов – М.: Искусство, 1983 – 159 с.

  14. Основы паблик – рилейшнз/М.: Рефл – бук, 2001 г – 528 с.

  15. Психология рекламы (Реклама. НЛП. 25 кадр.)./ Вит Ценев – М.: ООО «Винити», 2003 год – 95 с.

  16. Ради единого слова/ В.А. Аграновский

  17. Репортер: профессионализм и этика./ М.И. Шостак – М.: РИП – холдинг, 2001 – 137 с.

  18. Энциклопедический словарь PR и рекламы./ С. Ильинский, 2002 год – 72 с.

  19. Телевизионная журналистика/ редакционная коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский – М.: Высшая школа, 2002 год – 180 с.

  20. Универсальный журналист/перевод с английского А. Порьяза под редакцией В.Харитонова

  21. Учебник желтой прессы/ Илья Стогофф

  22. Основы журналистики./ Л.Ф. Чигрянская.


Фото – литература.

  1. Большая книга цифровой фотографии./В.И. Мураховский, С.В. Симонович – СПб.: Питер, 2006 – 320 с.

  2. Секреты цифрового фото. / В.И. Мураховский, С.В. Симонович– СПб.: Питер, 2005 – 144 с.

Просмотр содержимого презентации
«Школная газета <Перемена>»

Модульная программа «Школьная пресса» Программа состоит из семи модулей. Каждый модуль рассчитан на 9 часов. Выпуск номера газеты будет завершать работу по каждому модулю. Три газеты в первом полугодии, четыре – во втором. Общее количество часов - 64, по два часа в неделю. Один час на подведение итогов.

Модульная программа «Школьная пресса»

Программа состоит из семи модулей. Каждый модуль рассчитан на 9 часов. Выпуск номера газеты будет завершать работу по каждому модулю. Три газеты в первом полугодии, четыре – во втором. Общее количество часов - 64, по два часа в неделю. Один час на подведение итогов.

Организация модульной внеурочной деятельности учащихся Модульная программа «Школьная пресса или школьная газета «Перемена» рассчитан на учащихся 5-9 классов. Данную программу можно отнести к художественно-эстетическому направлению. Цель программы - дать возможность школьникам, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики, не только получить более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и практические навыки, но и развить личность, ее познавательные и созидательные способности. Школьная пресса – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Организация модульной внеурочной деятельности учащихся

  • Модульная программа «Школьная пресса или школьная газета «Перемена» рассчитан на учащихся 5-9 классов.
  • Данную программу можно отнести к художественно-эстетическому направлению.
  • Цель программы - дать возможность школьникам, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики, не только получить более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и практические навыки, но и развить личность, ее познавательные и созидательные способности.
  • Школьная пресса – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Цели и задачи школьной газеты Создание газеты поможет Раскрытию творческих способностей учащихся. Освещению школьных событий, созданию живой работающей информационной среды. Воспитанию информационной культуры личности в современных условиях. Повышению интереса к учёбе –русскому языку и литературе, краеведению, информатике, а также к общественной жизни школы, района, страны.

Цели и задачи школьной газеты

Создание газеты поможет

  • Раскрытию творческих способностей учащихся. Освещению школьных событий, созданию живой работающей информационной среды.
  • Воспитанию информационной культуры личности в современных условиях.
  • Повышению интереса к учёбе –русскому языку и литературе, краеведению, информатике, а также к общественной жизни школы, района, страны.

первый модуль –  новостная информация Выбор редактора газеты, дизайнера, корректора, фотокорреспондента и журналистов. Экскурсия в редакцию АНО «ИИЦ «Голышмановский вестник». Информационные новости. Лид. Ответственность за предоставленную информацию.

первый модуль – новостная информация

  • Выбор редактора газеты, дизайнера, корректора, фотокорреспондента и журналистов. Экскурсия в редакцию АНО «ИИЦ «Голышмановский вестник».
  • Информационные новости. Лид. Ответственность за предоставленную информацию.

второй модуль -тематический номер газеты Публицистический стиль. Роль в жизни человека средств массовой информации . Определение темы. Жанры, которые используют журналисты: информация, интервью, репортаж, зарисовка о человеке (подклишовка).

второй модуль -тематический номер газеты

  • Публицистический стиль. Роль в жизни человека средств массовой информации . Определение темы.
  • Жанры, которые используют журналисты: информация, интервью, репортаж, зарисовка о человеке (подклишовка).

третий модуль - интервью

третий модуль - интервью

  • Определение темы, цели, составление вопросов. Роль обращений, использование вежливой формы .
  • Отработка навыков написания.
четвёртый модуль - зарисовка о человеке Место человека в газете. Что такое подклишовка? Отработка навыков написания.

четвёртый модуль - зарисовка о человеке

  • Место человека в газете. Что такое подклишовка?
  • Отработка навыков написания.

пятый модуль - Репортаж  с места события

пятый модуль - Репортаж с места события

  • Эффект присутствия, использование глаголов настоящего времени. Передача настроения и эмоций людей, использование диалогов.
  • Отработка навыков написания.
шестой модуль –  фотография в газете

шестой модуль – фотография в газете

  • Какие бывают снимки: портретные, постановочные, сюжетные, панорамные и др.Фотография должна соответствовать содержанию материала и быть хорошего качества.
  • Размещение фотографии на полосе макета.
седьмой модуль - Дизайн номера газеты

седьмой модуль - Дизайн номера газеты

  • Первая полоса – новости, главный материал – важное событие. Вторая полоса – интервью по поводу, текущие школьные дела. Третья полоса - зарисовка о человеке, в мире интересного.
  • Создание макета газеты.
Подготовка  номера газеты в каждом модуле Вычитка материалов редактором, подбор рубрик, заголовков. Вёрстка номера: расположение текстов и фотографий на полосе. Вычитка полос корректором. Просмотр макета газеты журналистами.

Подготовка номера газеты в каждом модуле

  • Вычитка материалов редактором, подбор рубрик, заголовков.
  • Вёрстка номера: расположение текстов и фотографий на полосе.
  • Вычитка полос корректором.
  • Просмотр макета газеты журналистами.

Выпуск газеты - в каждом модуле

Выпуск газеты - в каждом модуле

  • Подбор формата – А3, сложенный пополам ( А4 - 4 полосы). Цвет: чёрно-белый или цветной -праздничная. Свёрстана в программе - Adobe  Indesign.
  • Название газеты - «Перемена». Издатель – МАОУ «Голышмановская школа №2». Выходные данные.
Рекомендуемая литература Газетный дизайн /Тим Харроуэр Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2004 год – 368 с. Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» - М.: РИП – холдинг, 2003 – 222 с. Информационные технологии в журналистике – Ростов м/Д: Феникс, 2004 (серия «Волшебный образ») – 160 с. Теленовости: секреты журналистского мастерства/реферат И.Фенга «Теленовости, радионовости» - М.: Сент – Пол, 1997 Секреты начинающего телевизионщика/ А.Каминский Беседы о журналистике/ Виктория Ученова – М.: Молодая гвардия, 1985 г. Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2003 Журналист о журналистике./ В.А. Аграновский – М.: Мысль, 1978 – 168 с. Как преподнести новости. / Р. Коппероуд, Р.П. Нельсон – М.: Национальный институт прессы «Виоланта», 1998 г.

Рекомендуемая литература

Газетный дизайн /Тим Харроуэр

Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2004 год – 368 с.

Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» - М.: РИП – холдинг, 2003 – 222 с.

Информационные технологии в журналистике – Ростов м/Д: Феникс, 2004 (серия «Волшебный образ») – 160 с.

Теленовости: секреты журналистского мастерства/реферат И.Фенга «Теленовости, радионовости» - М.: Сент – Пол, 1997

Секреты начинающего телевизионщика/ А.Каминский

Беседы о журналистике/ Виктория Ученова – М.: Молодая гвардия, 1985 г.

Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2003

Журналист о журналистике./ В.А. Аграновский – М.: Мысль, 1978 – 168 с.

Как преподнести новости. / Р. Коппероуд, Р.П. Нельсон – М.: Национальный институт прессы «Виоланта», 1998 г.

Распространение Почтовый ящик , где можно взять свежий номер газеты.

Распространение

Почтовый ящик , где можно взять свежий номер газеты.