МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
Организация модульной внеурочной деятельности учащихся 5-9 классов
«Школьная пресса»
или
школьная газета «Перемена».
Подготовила учитель русского языка и литературы
МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
С.В. Швецова.
Голышманово, 2016 г.
Пояснительная записка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся школы, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Согласно ФГОС в школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, научно-познавательное, исследовательская деятельность.
Одной из организационных моделей реализации основных направлений внеурочной деятельности в школах являются модульные программы. Модульная программа «Школьная пресса» адресована учащимся основной школы (5- 9 классы). Цель её состоит в том, чтобы дать возможность школьникам, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики, не только получить более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и практические навыки, но и развить личность, ее познавательные и созидательные способности. Важным воспитательным аспектом содержания программы является его реализация в разновозрастных группах, что способствует выработке у обучающихся коммуникативных умений.
Данную программу можно отнести к художественно-эстетическому направлению. Основными целями художественно-эстетического направления являются:
Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
Воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир;
Освоение знаний о классическом современном искусстве;
Овладение практическими умениями и навыками художественно- творческой деятельности;
Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры
Глубокие эстетические переживания могут возникать у детей и в связи с событиями общественной жизни. Приобретая социальный опыт, обучающиеся учатся оценивать поступки людей как прекрасные и безобразные, возвышенные и низменные, трагические и комические. Этим объясняется включение в общешкольную программу модульной программы «Школьная пресса», овладение которой направлено на понимание мира людей и их взаимоотношений, формирование умений их оценивать. Важнейшим источником эстетического опыта школьников служит их собственная деятельность — учебная, трудовая, общественная, игровая, художественная. В учении школьник осваивает эстетические ценности своеобразным путем — с помощью науки переживает радость творческого познания. В труде наиболее полно раскрываются созидательные возможности ребенка, умение материализовать красоту в конкретных предметах и вещах.
Газета остается самым простым и доступным школьным изданием. Она особенно актуальна сегодня, в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности.
Задачи школьной газеты:
освещение в газете школьной жизни;
содействие в воспитании информационной культуры школьников;
повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, краеведению, информатике и т.д.), а также к общественной жизни школы, района, страны;
развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
Методические принципы, необходимые в работе:
личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);
взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
поэтапность обучения (от простого к сложному) способствует свободному владению письменной речью.
Целью создания газеты является раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды. Дети успешно осваивают программу Indesign с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты.
Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Основная задача школьной газеты – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы заинтересовать и учеников, и учителей, и родителей.
Школьная газета действительно играет большую роль в жизни ребят. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.
Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.
Полномочия школьной прессы:
проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,
брать интервью,
опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления,
содействовать развитию различных форм активности учащихся,
использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику,
распространять газету среди учащихся и учителей школы,
Примерный перечень рубрик газеты
1. Спортивные новости ("Как это было")
2. Летопись школы (история школы).
3. Мнение эксперта.
4. Игры нашего класса.
5. Пробы пера (литературная страничка).
6. В мире интересного.
7. События, факты (информационные новости школы).
8. Взгляд на события (события глазами учащихся).
9. История нашего посёлка.
10. Размышления на тему… ("Точка зрения")
11. Знакомство . ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?")
Программа состоит из семи модулей. Каждый модуль рассчитан на 9 часов. Выпуск номера газеты будет завершать работу по каждому модулю. Три газеты в первом полугодии, четыре – во втором. Общее количество часов - 64, по два часа в неделю. Один час на подведение итогов.
1 модуль –новостная информация | Тема: начало учебного года, новости. Теория - устройство газеты, информация. | Экскурсия в редакцию АНО «ИИЦ «Голышмановский вестник». Выбор редактора газеты, дизайнера, корректора, фотокорреспондента и журналистов – 1 час Написание информации: что, где, когда? – 1 час Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов | Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты – 2 часа |
2 модуль – тематический номер газеты | Тема: поготовка тематического номера газеты. Теория - знакомство с газетными жанрами | Выбор темы газеты – 1 час Жанры, которые используют журналисты: информация, интервью, репортаж, зарисовка о человеке (подклишовка) -1 час Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов | Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты - 2 часа |
3 модуль - интервью | Тема: подведение итогов в интервью. новый год. Теория - подготовка интервью | Определение темы интервью. Составление вопросов, отработка навыков написания - 2 часа Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов | Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты -2 часа |
4 модуль – зарисовка о человеке | Тема: человек в газете. Теория - работа над подклишовкой | Выбор кандидатуры, отработка навыков написания – 2 часа Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов | Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты – 2 часа |
5 модуль - репортаж | Тема: освещение мероприятий в газете. Теория - репортаж с места события | Эффект присутствия, передача настроения и эмоций людей, использование диалогов, отработка навыков написания – 2 часа. Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов | Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты – 2 часа |
6 модуль - фотография | Тема: роль фотографии в газете. Теория – что такое газетный снимок, обработка фото. | Снимки портретные, постановочные, сюжетные, панорамные и др. Размещение фотографии на полосе макета – 2 часа. Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов | Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты – 2 часа. |
7 модуль – «лицо» газеты | Тема: дизайн номера газеты. Теория – расположение материалов и фотографий. | Первая полоса – новости, главный материал – важное событие. Вторая полоса – интервью по поводу, текущие школьные дела. Третья полоса - зарисовка о человеке, в мире интересного – 2 часа. Сбор информации и подготовка материалов – 5 часов | Результат: подготовка номера газеты. Выпуск газеты – 2 часа |
Ожидаемые результаты изучения курса
Знания:
1.О жанрах журналистики и жанровых особенностях текста
2.О деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой
Умения:
1.Создавать сочинения разных жанров
2.Определять стили и типы речи
3.Давать характеристику текста публицистического стиля
4.В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях
5.Соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях и стилевое единство
6.Работать с дополнительной литературой
7.Иметь представление об основных видах деятельности, связанных с обучением на гуманитарном профиле, с профессией журналиста.
Метапредметными результатами являются - формирование культурно-познавательных, коммуникативных и социально-эстетических компетенций; эстетических потребностей, ценностей;
Личностными результатами - выполнение творческих работ (подготовка репортажа, интервью, статьи в газету).
Список литературы:
Журналистика.
Газетный дизайн /Тим Харроуэр
Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2004 год – 368 с.
Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» - М.: РИП – холдинг, 2003 – 222 с.
Информационные технологии в журналистике – Ростов м/Д: Феникс, 2004 (серия «Волшебный образ») – 160 с.
Теленовости: секреты журналистского мастерства/реферат И.Фенга «Теленовости, радионовости» - М.: Сент – Пол, 1997
Секреты начинающего телевизионщика/ А.Каминский
Беседы о журналистике/ Виктория Ученова – М.: Молодая гвардия, 1985 г.
Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2003
Журналист о журналистике./ В.А. Аграновский – М.: Мысль, 1978 – 168 с.
Как преподнести новости. / Р. Коппероуд, Р.П. Нельсон – М.: Национальный институт прессы «Виоланта», 1998 г.
Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. /Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2001г.
Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. / Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2000 г.
Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. /С.А. Муратов – М.: Искусство, 1983 – 159 с.
Основы паблик – рилейшнз/М.: Рефл – бук, 2001 г – 528 с.
Психология рекламы (Реклама. НЛП. 25 кадр.)./ Вит Ценев – М.: ООО «Винити», 2003 год – 95 с.
Ради единого слова/ В.А. Аграновский
Репортер: профессионализм и этика./ М.И. Шостак – М.: РИП – холдинг, 2001 – 137 с.
Энциклопедический словарь PR и рекламы./ С. Ильинский, 2002 год – 72 с.
Телевизионная журналистика/ редакционная коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский – М.: Высшая школа, 2002 год – 180 с.
Универсальный журналист/перевод с английского А. Порьяза под редакцией В.Харитонова
Учебник желтой прессы/ Илья Стогофф
Основы журналистики./ Л.Ф. Чигрянская.
Фото – литература.
Большая книга цифровой фотографии./В.И. Мураховский, С.В. Симонович – СПб.: Питер, 2006 – 320 с.
Секреты цифрового фото. / В.И. Мураховский, С.В. Симонович– СПб.: Питер, 2005 – 144 с.