Сургутский район
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Лянторский центр дополнительного образования»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № | Согласовано на заседании МС Протокол № | Утверждаю Директор МБУДО "Лянторский ЦДО" ______________А.И.Кот приказ №______ от «____»______2017 г. |
Модульная дополнительная общеобразовательная программа
художественно - эстетической направленности
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
(Срок реализации 1 год)
Для детей 7-11 лет
Автор: Стексова Т.А., педагог дополнительного образования
г.Лянтор
2017 г.
Паспорт программы
Название программы | «Юный художник» |
Направленность программы | Художественная |
Вид программы | Общеразвивающая, модульная |
Срок реализации программы | 1 год (37 учебных недель) |
Кол-во часов на учебный год / в неделю | 1. Модуль «Азбука искусства»: 42ч./6ч. Знакомство с изобразительным языком и художественным образом. 2. Модуль «Изобразительное искусство и мир природы»: 60ч./6ч. Наблюдение, переживание и передача окружающей действительности. 3. Модуль «Изображение человека и предметного мира»: 60ч./6ч. Наблюдение за жизнью человека, за окружающим его миром предметов и изобразить эти знания. 4. Модуль «Декоративно-прикладное искусство»: 60ч./6ч. Изучение народных промыслов России. |
Цель | Формирование у ребенка целостного и многогранного представления об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства через знакомство с профессиями типа «человек – художественный образ». |
Ожидаемые результаты освоения программы | Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки является не столько талантливость воспитанника, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый по-настоящему желающий этого ребенок. |
Образовательный продукт | Участие в международных, всероссийских, окружных, областных и городских выставках и конкурсах изобразительного искусства, украшение интерьера образовательного учреждения. |
Возраст обучающихся | 7 -11 лет |
Пояснительная записка
«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать,
превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».
Дидро (1713 - 1784)
Детство - это особый мир. Своеобразная культура в культуре. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его «взрослый мир», вносит в него эмоциональную окраску. Но он способен и преобразовывать мир, тем самым, формируя свое «Я». Творчество здесь является основой и фундаментом формирующейся личности.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками. Художественное творчество пробуждает у них интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Актуальность:
Ядром современной реформы системы образования является предпрофильное и профильное обучение. В России дети сталкиваются с проблемой выбора будущей профессии или профиля обучения лишь в старших классах.
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции дополнительного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения обучающегося в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание обучающимися значения профессий искусства в жизни общества, их роли в формировании ценностно-нравственных ориентаций человека.
Содержание программы оптимизирует процесс «движения в профессию», помогает формировать самостоятельные взгляды на профессии искусства.
Новизна программы заключается в ее модульном содержании. Каждый модуль разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает изучение основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика и т.д.; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение двух основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность.
Два способа художественного освоения действительности — изобразительный и декоративный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности.
Обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Содержание программы «Юный художник» раскрывается через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля:
I модуль «Азбука искусства»
Образовательная задача первого модуля – изучение основ изобразительной грамоты через формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности.
II модуль «Изобразительное искусство и мир природы»
Образовательная задача второго модуля – способствовать формированию эмоционального и осознанного отношения к миру через искусство изображения.
III модуль «Изображение человека и предметного мира»
Образовательная задача третьего модуля – способствовать умению наблюдать за жизнью человека и его предметным окружением; фантазировать на эти темы.
IV модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Образовательная задача четвертого модуля – способствовать приобщению обучающихся к изучению народных промыслов России. Знакомство с истоками возникновения и развития разных видов декоративно-прикладного искусства, тесно связанных с природой, традициями, историей.
Цель программы – формирование у ребенка целостного и многогранного представления об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства через знакомство с профессиями типа «человек – художественный образ».
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
Художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
Технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно - действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
• От простого к сложному. Этот принцип проходит по всему циклу обучения, учитывается возрастная особенность восприятия учебного материала.
• От знаний к творчеству. Творческие задания всегда начинаются с информации, лекции, показа иллюстраций, слайдов по теме, рассказа о художниках, скульпторах, стилях художественной культуры.
• От натуры к фантазии. Творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм и др., а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения.
• От идеи к ее реализации. Этот принцип является формированием личности ребенка как творца. От эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения.
Отличительной особенностью программы является ориентация обучающихся на профессии, связанные с искусством (живописец, дизайнер, искусствовед, художник-мастер, скульптор, художник-график и др.) с применением широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. Продолжительность курса – 222 часов.
Формы занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.
Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Рисование по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Формы организации познавательной деятельности – индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.
Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, проектный.
Основные формы подведения итогов реализации программы являются творческие работы в конкурсах, олимпиадах, выставках по изобразительному искусству различного уровня – городских, районных, окружных, международных.
Контроль, оценка результатов обучения детей:
- «Предварительный контроль» - перед началом учебного года, а также перед изучением новой темы.
- «Промежуточный» - проверяется уровень усвоения детьми программы за полугодие: контрольные задания, показательные занятия.
- «Итоговый» - по окончании изучения каждого модуля и в конце учебного года. В процессе итогового контроля проводится анализ изменение поведения детей, их дел и поступков.
Также, в процессе обучения, применяются методы диагностики личностного развития воспитанников, такие как: наблюдение, сравнение, итоговый анализ умений и навыков. При этом критерии оценки эффективности результатов обучения строятся на сформированности основных компетенций, наличии знаний теоретического материала и умение использовать их на практике, а также положительных результатах творческих достижений воспитанников, это: участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
в ценностно – эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в профориентационной сфере - знакомство с профессиями, близкими к художественному творчеству: художника, архитектора, дизайнера, оформителя и т.д.;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно – эстетическим содержанием;
формирование мотиваций и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, контролировать процесс и результаты деятельности, сносить необходимые коррективы.
Адекватно оценивать свои достижения.
Предметные результаты:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусств; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно – эстетической сфере– умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики)
Содержательно-тематическая структура программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название модуля / темы | Кол-во часов | В том числе |
теория | практика |
1 | Вводное занятие. Знакомство в обучающимися. ОТ и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях. | 2 | 2 | |
Модуль 1 «Азбука искусства» |
1.1 | Изобразительные средства рисунка. | 8 | 2 | 6 |
1.2 | Черно-белая графика. | 8 | 2 | 6 |
1.3 | Живопись – искусство цвета. | 8 | 2 | 6 |
1.4 | Правила, приемы и средства композиции. | 8 | 2 | 6 |
1.5 | Профориентационная работа: «Профессии в искусстве». | 8 | 2 | 6 |
| | 40 | 10 | 30 |
Модуль 2 «Изобразительное искусство и мир природы» |
2.1 | Пространство в изобразительном искусстве. | 12 | 2 | 10 |
2.2 | Мир пейзажа. | 12 | 2 | 10 |
2.3 | Как говорит искусство? | 12 | 2 | 10 |
2.4 | Анималистический жанр. | 12 | 2 | 10 |
2.5 | Профориентационная работа: «Профессии в искусстве». | 12 | 2 | 10 |
| | 60 | 10 | 50 |
Модуль 3 «Изображение человека и предметного мира» |
3.1 | Образ человека в искусстве. | 12 | 2 | 10 |
3.2 | Красота простых вещей. | 12 | 2 | 10 |
3.3 | Сказочно – былинный жанр. | 12 | 2 | 10 |
3.4 | Ты – художник. | 12 | 2 | 10 |
3.5 | Профориентационная работа: «Профессии в искусстве». | 12 | 2 | 10 |
| | 60 | 10 | 50 |
Модуль 4 «Декоративно-прикладное искусство» |
4.1 | Роспись по дереву. | 12 | 2 | 10 |
4.2 | Искусство орнамента. | 12 | 2 | 10 |
4.3 | Народные гончарные промыслы. | 12 | 2 | 10 |
4.4 | Жостовская роспись. | 12 | 2 | 10 |
4.5 | Профориентационная работа: «Профессии в искусстве». | 12 | 2 | 10 |
| | 60 | 10 | 50 |
ИТОГО: | 222 | 42 | 180 |
Содержание образовательной программы
Вводное занятие
Теория: Знакомство с обучающимися. От и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях.
Модуль «Азбука искусства»
Тема 1.1. Изобразительные средства рисунка.
Теория: Вводная беседа о рисунке. Рисунок - основа зрительно воспринимаемой формы. Линия, штрих, пятно как выразительные средства рисунка. Линия - след от движущейся точки, результат движения карандаша или другого рисующею материала по листу. Штрих - совокупность линий. Разновидности штриха: прямой, наклонный, пересекающийся. Пятно - часть поверхности, характеризующаяся плоскостностью. Тон - степень светлоты поверхности. Изучение свойств линий на примере рисунков П. Пикассо.
Особенности работы с простыми и цветными карандашами. Отличия мягких и твердых карандашей, нумерация. Подбор ластика. Выбор бумаги для работы с карандашом. Приемы выполнения рисунка цветными карандашами, штриховка, наложение слоев.
Практика: Практическое изучение способов получения изображения карандашом (штриховка, тушевка) и тушью (линия, заливка). Упражнения в проведении прямых и кривых линий. Упражнения с нарастанием и ослаблением тона.
Тема 1.2. Черно – белая графика.
Теория: Светотень как градация освещенности поверхности формы: свет - освещенная часть поверхности; блик - максимально светлая часть света; полутень - переходные тона между тоном света и тоном тени; тень (собственная) - часть поверхности, оказавшаяся за пределами распространения света; рефлекс - отраженный свет, высветленная часть тени; падающая тень - тень, отбрасываемая формой на соседние предметы.
Практика: Рисунок натюрморта из 2-3 предметов, контрастных по форме и тону на светлом
фоне. Освещение боковое. Выявить с помощью изображения светотени объемность формы. Освоить штриховку предметов "по форме".
Тема 1.3. Живопись – искусство цвета.
Теория: Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого полно, живо, убедительно передают формы с помощью цветовых оттенков.
Цвет - главное выразительное средство в живописи, с помощью цвета живописец изображает окраску, форму, материал, освещение, пространство, настроение.
Цвета спектра, основные и составные цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета.
Практика: Упражнения на смешение красок: "ступенчатое смешение", "непрерывное смешение", "наложение одного цвета на другой". Упражнения на затемнение и высветление цвета. Получить плавный переход от одного цвета к другому различными способами.
Тема 1.4. Правила, приемы и средства композиции.
Теория: Композиция в изобразительном искусстве как способность, умение составлять, соединять различные части в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; как расположение, размещение частей в художественном произведении.
Масштаб изображения как соотношение размера изображения и размера изобразительной плоскости.
Равновесие в композиции на плоскости как зрительное ощущение уравновешенности массы, величины различных элементов композиции, которое зависит от занимаемого ими места на изобразительной плоскости, их тона, цвета.
Практика:
Упражнение 1. Разместить одну геометрическую фигуру в заданном формате. Учащиеся получают несколько форматов (например, горизонтальный, сильно вытянутый вертикальный, квадратный и т.д.) и несколько вырезанных из цветной бумаги фигур различной формы и величины. Некоторые из фигур могут хорошо "вписаться" в один из предложенных форматов, другие ни для одного не подойдут. Задачи: Подобрать для каждого формата наиболее подходящую по форме и размеру фигуру и расположить ее в зрительном центре листа.
Упражнение 2. Разместить на листе несколько геометрических фигур, не допуская впечатления зрительного перевеса той или иной части композиции. Фигуры могут располагаться по отдельности либо образовывать единое целое. Задачи: Создать зрительно уравновешенную композицию.
Упражнение 3. Создать из одних и тех же абстрактных фигур две композиции. Задачи: Создать зрительно уравновешенную и неуравновешенную композиции.
Тема 1.5. Профориентационная работа: «Профессии в искусстве».
Теория: Профессии, связанные с искусством: художник – копиист, художник – реставратор, художник – график. «Человек – художественный образ». Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессии.
Практика: Профориентационные игры, творческие проекты.
Методическое и дидактическое обеспечение модуля: Мультимедийные презентации, видоискатель, постановочный реквизит. Таблицы: «Фактура предметов», «Светотень». Репродукции произведений изобразительного искусства. Детские работы, произведения педагога – художника.
Форма занятий: традиционное, практическое, комбинированное, интегрированное, занятие – игра, занятие-викторина, занятие – фантазия, видео-занятие.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Форма подведения итогов: выставки, собеседование, тестирование, викторина.
Модуль «Изобразительное искусство и мир природы»
Тема 2.1. Пространство в изобразительном искусстве.
Теория: Линейная перспектива - точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы гак, чтобы создавалась иллюзия глубины изображения.
Наглядная (наблюдательная) перспектива - использование для создания на плоскости иллюзии глубины непосредственных зрительных впечатлений: одинаковые по высоте предметы кажутся тем меньше, чем дальше от нас находятся; вертикальные линии в изображении выглядят вертикально, а горизонтальные линии зрительно изменяют свое направление.
Воздушная перспектива в рисунке как зрительные изменения тональных отношений в пространстве: ближние предметы воспринимаются контрастно, со многими деталями, ярко выраженной фактурой, объемно. Дальние предметы обладают менее выраженной фактурой, воспринимаются более плоскостно, без деталей, менее контрастны, чем ближние.
Практика: Построить пространственные изображения предметов, используя знания о линейной, наглядной и воздушной перспективе.
Тема 2.2. Мир пейзажа.
Теория: Знакомство с пейзажем - жанром изобразительного искусства. Разновидности пейзажа (сельский, городской (архитектурный), морской, горный и др.). Пейзаж в русском искусстве. Художники-пейзажисты. Световоздушная среда, плановость в пейзаже. Занятие может проходить в выставочном пространстве.
Практика: Выполнение работы «Тихая моя Родина».
Тема 2.4. Как говорит искусство?
Теория: В музеях хранятся картины. История создания Третьяковской галереи. Искусствовед в изобразительном искусстве.
Практика: Выполнение реферата.
Тема 2.4. Анималистический жанр.
Теория: Творчество художников-анималистов. Наблюдение за разнообразием форм живой природы. Любование выразительными образами природы. Выразительность природных форм. Каждый предмет запоминается по своим характерным особенностям - цвету, форме. Представление о пластике и выразительности изображений через знакомство с возможностями художественных материалов. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.
Практика: Тематическая композиция выполненная фломастерами или цветными карандашами на свободную тему. Творческие работы «Рыбам – вода», «Птицам – воздух», «Животным вся земля».
Тема 2.5. Профориентационная работа: «Профессии в искусстве».
Теория: Профессии, связанные с искусством: художник – пейзажист, художник – иллюстратор. Иллюстрация – вид книжной графики. Творчество художников – иллюстраторов И. Билибина, Е. Чарушина, Е. Рачева. Старинная заглавная буквица. Красная строка.
Практика: Сделать иллюстрацию на любимую сказку. Оформить заглавную буквицу своего имени.
Методическое и дидактическое обеспечение модуля: Мультимедийные презентации. Таблицы: «Пейзаж», «Композиция» и др.. Репродукции произведений изобразительного искусства. Детские работы, произведения педагога – художника.
Форма занятий: традиционное, практическое, комбинированное, интегрированное, занятие – игра, занятие-викторина, занятие – фантазия, видео-занятие.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Форма подведения итогов: Сравнительный анализ и рецензирование выполненных работ.
Модуль «Изображение человека и предметного мира»
Тема 3.1. Образ человека в искусстве.
Теория: Образ человека в разных культурах мира. Представления народов о красоте человека, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета и живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Сходство внутреннее и внешнее, понятие портрета, портрет во времени.
Практика: Изображение женского и мужского портретов персонажей русских народных сказок (например, Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Аленушка, Иван-царевич, Илья Муромец и др.)
Тема 3.2. Красота простых вещей.
Теория: Рисование с натуры предметов разных по форме и фактуре. Выполнение работы с разных точек зрения. Компоновка листа. Рубленая форма.
Практика: Эскизы, постановки. Осевые линии. Рубленность, обобщение формы предметов. Способ построения драпировки. Графическое выполнение. Линейное выполнение. Драпировка в цвете. Цветовое решение постановки. Основной цветовой тон. Дополнительные цветовые тона.
Тема 3.3. Сказочно – былинный жанр.
Теория: Сказки в изобразительном искусстве. Особенности жанра. Русская национальная фольклор, культура, обычая в творчестве традиции и известных художников. Мир народных образов (форма, характер, образ украшений шлемов, щитов, мечей).
Социальные функции и семиотический смысл одежды. Славянская мифология в произведениях В.Васнецова "Богатыри", М.Врубеля "Богатырь", "Микула Селянинович".
Практика: Эскизы на тему сказок. Творческая работа на былинный сюжет.
Тема 3.4. Ты – художник.
Теория: Нетрадиционные техники. Монотипия. Граттаж. Пуантилизм.
Практика: Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания. Графическое построение композиции. Строение деталей второго и первого плана.
Тема 3.5. Профориентационная работа: «Профессии в искусстве».
Теория: Профессии, связанные с искусством: художник – портретист, художник – скульптор, художник - карикатурист. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей
Практика: Тематическая композиция «Клоуны»..
Методическое и дидактическое обеспечение модуля: Мультимедийные презентации, видоискатель, постановочный реквизит, карточки «Натюрморт», «Портрет», и др., репродукции произведений изобразительного искусства. Детские работы, произведения педагога – художника.
Форма занятий: традиционное, практическое, комбинированное, интегрированное, занятие – игра, занятие-викторина, занятие – фантазия, видео-занятие.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Форма подведения итогов: выставки, собеседование, тестирование, викторина.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Тема 4.1. Роспись по дереву.
Теория: Хохлома. Полхов Майдан. Городец. История, традиции, художественные приемы.
Практика: Выполнить зарисовки фрагментов росписей по дереву. Выполнить роспись пасхального яйца. Задачи: Создать роспись, гармонично сочетающуюся с формой. Изучить технологическую последовательность выполнения росписи.
Тема 4.2. Искусство орнамента.
Теория: Орнамент - украшение, узор, состоящий из ритмически организованных, повторяющихся элементов. Характерные черты орнамента: ритм (чередование) и стилизация (упрощение), схематизация формы. Орнамент бывает геометрический, состоящий из схематизированных, геометризированных элементов, и изобразительный, где элементы сохраняют предметную форму растений (растительный) или животных и птиц (зооморфный).
Практика: Выполнение зарисовок народных орнаментов. Выполнение эскиза орнамента в полосе по мотивам народного творчества. Задачи: Использовать s работе основные принципы организации орнамента: ритм, симметрию, стилизацию.
Тема 4.3. Народные гончарные промыслы.
Теория: Гжель. Дымково. Филимоново. История, традиции, художественные приемы.
Практика: Выполнение зарисовок образцов и фрагментов декора филимоновской игрушки. Изготовление игрушки «Уточка», «Барыня».
Тема 4.4. Жостовская роспись.
Теория: Разнообразие растительных мотивов на жостовских подносах. Декоративные цветы, их характеристика и особенности.
Практика: Создание своего подноса (роспись бумажной тарелки или картонного шаблона) по мотивам жостовской росписи; создание коллективной работы «Чудо-поднос» (объединение всех работ в единую композицию и демонстрация в летнем лагере).
Тема 4.5. Профориентационная работа: «Профессии в искусстве».
Теория: Профессии, связанные с искусством: художник – мастер, дизайнер.
Практика: Разработка проекта бытового предмета: чайника, телефона, стула (по выбору учащегося) и изготовление макета изделия. Задачи: Создать оригинальную выразительную форму бытового изделия с новыми функциональными качествами. Избрать оригинальный подход к решению задачи.
Методическое и дидактическое обеспечение модуля: Мультимедийные презентации. Фоторепродукции народных промыслов России. Таблицы последовательности выполнения народных промыслов. Детские работы, произведения педагога – художника.
Форма занятий: традиционное, практическое, комбинированное, интегрированное, занятие – игра, занятие-викторина, занятие – фантазия, видео-занятие.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Форма подведения итогов: выставки, собеседование, тестирование, викторина.
Список литературы
Алексеева Н.А. «Волшебные ножницы» - М.,1998г.
Алехин А.Д. «Когда начинается художник. Книга для учащихся» - М.: «Просвещение», 1994г.
Барбара Рейд «Пластилин» - М., 1998г.
Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция» М.: «Просвещение», 1981г.
Беляев Т.Ф. «Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся» - М.: «Просвещение», 1983г.
Богуславская И.Н. «Русская глиняная игрушка» - Ленинград «Искусство», 1971г.
Белякова Н.Е «Бумажное зодчество: Практическое пособие» - СПб., 1999г.
Василенко В.М. «Русское народное искусство» - М.: «Искусство», 1977г.
Вегнер Л.А. «Педагогика способностей» - М.: «Знание», 1973г.
Виноградова Г.Г. «Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя» - М., 1998г.
Вишневская М. «Хохлома» - Ленинград: «Искусство», 1969г.
Волков Н.Н. «Композиция в живописи» - М.: «Просвещение», 1977г.
Волков Н.Н. «Цвет в живописи» - М.: «Искусство» 1984г.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.: «Просвещение»,1991г.
Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент?» - М.: «Галарт», 1998г.
Дорожин Ю.Г. «Сказочная гжель, рабочая тетрадь по основам народного искусства» - М.: «Мозаика-Синтез», 2000г.
Дрезнина М.Г. «Игры на листе бумаги. Открой в себе художника» - М., 1998г.
«Живопись; Книга для учащихся» / Сост. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. – М.: «Просвещение», 1995г.
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. – М.: «Просвещение», 1991г.
Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.: Кн. для учителя / Н.Н.Фомина, А.А.Дмитриева, Н.А.Горяева и др. – М.: «Просвещение», 1995г.
«Искусство батика» - М.: «Внешсигма», 2000г.
Киреева Е.В. «История костюма» - М.: «Просвещение», 1976г.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: «Агар», 1998г.
Кузин В.С. «Наброски и зарисовки» - М.: «Просвещение», 1981г.
Кузин В.С. «Основы обучения изобразительному искусству в школе» - М.: «Просвещение», 1977г.
Комарова Т.С. «Дети в мире творчества» - М.: «Мнемозина», 1995г.
Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» - М.: «Столетие»,1998г.
Малиновская Л.П. «Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах» - Тернополь, 1993г.
Мухина В.С. «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» - М.: «Педагогика», 1981г.
Некрасов М.А. «Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности» - М.: «Сов. Россия», 1989г.
Никологорская О. «Волшебные краски» - М.:, 1997г.
Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна» - М.: «Молодая гвардия», 1987г.
Овсянников Ю.М. «Рассказы об архитектуре» - М., 1984г.
Орлова Л.В. «Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства» - М.: «Мозаика-Синтез», 2000г.
Прудовская С.Н. «Твой коллега - художник» - М., 1994г.
Пучков А.С., Триселев А.В. «Методика работы над натюрмортом» - М.: «Просвещение», 1982г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 1999г.
Трофимов М.В., Тарабарин Т.И. «И игра, и учеба: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: «Академия художеств», 1997г.
Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М.: «Просвещение», 1998г.
Холмянский Л.М., Щипанов А.С. «Дизайн» - М.: «Просвещение», 1985г.
Шанин Н.Ф. «Сказка в творчестве русских художников» - М.: «Искусство», 1969г.
Приложение 1
Критерии оценки уровня обученности обучающихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Таблица диагностики, средства контроля.
Специальные умения и навыки | Высокий | Средний | Низкий |
Удержание карандаша, кисти | Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы. | Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает. | Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это неправильно. |
Работа с красками и карандашом | Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти. | Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы. | Несоответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами). |
Компоновка листа | Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д. | Изображения мало. Правильно закомпоновано, но недостаточно элементов. | Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе. |
Пластические умения | Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). Правильная работа со стеками. | Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога. | Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом. |
Умение вырезания | Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур. | Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур. | Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров. |
Степень самостоятельности | Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом. | Работа с подсказками педагога. | Не работает без помощи педагога. |
Творческий подход | Использование своей фантазии на заданную тему. | Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов. | Работает по наглядным пособиям. |
22