Сургутский район
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Лянторский центр дополнительного образования»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от 26.12.2017г. | Согласовано на заседании МС Протокол № 1 от 31.08.2016г. | Утверждаю Директор МБУДО "Лянторский ЦДО" ______________А.И.Кот приказ № 266 от 31.08.2016г |
Модульная дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности
«Основы черчения»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 13-16 лет
Автор: Стексова Т.А., педагог дополнительного образования
г.Лянтор
2017 г.
Паспорт программы
Название программы | «Основы черчения» |
Направленность программы | Техническая |
Вид программы | Общеразвивающая, модульная |
Срок реализации программы | 1 год, 168 часов (42 учебных недели, 4 часа в неделю) |
Кол-во часов на учебный год / в неделю | 1. Модуль «Инженерная графика»: 68ч./4ч. Знакомство с геометрическими построениями, на основе которых выполняются сопряжения в чертежах производственного характера, знакомство и применение требований ГОСТа ЕСКД в части выполнения и оформления чертежа (формат, шрифт, типы линий, условные обозначения на чертежах, нанесение размеров, уклон и конусность). 2. Модуль «Техническое черчение»: 100ч./4ч. Изучение методов построения видов (проекций). Анализ геометрической формы детали по чертежу. Изучение правил построения сечений и разрезов. Построение наглядных изображений. |
Цель | Формирование навыков предпрофильной подготовки по основам черчения и возможность дальнейшего профессионального самоопределения. |
Ожидаемые результаты освоения программы | Главным результатом реализации программы является сформированность знания и умения по черчению. |
Краткое содержание программы | Обязательное изучение тем: объектов графических изображений и их пространственные характеристики; графическое отображение геометрической информации об изделиях; графические изображения и документация, применяемая в разных сферах производства; использование ГОСТов ЕСКД при разработке конструкторской документации; элементы конструирования и моделирования изделий; геометрические построения на чертежах. |
Возраст обучающихся | 13 -16 лет |
Количество обучающихся | группы по 10-12 человек |
Пояснительная записка
Модульная дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа технической направленности «Основы черчения» разработана на основании законодательных и нормативно - правовых документов:
Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ ОТ 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.2.4.3172-14 «Санитрно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014г. № 1726-р);
Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.).
Черчение является той дисциплиной, при изучении которой учащиеся овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности. При этом графическая деятельность выступает в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, как источник, знаний формирования графической грамоты.
Черчение - язык техники. Но одновременно вместе с технической грамотностью этот предмет должен развивать у обучающихся мышление (в т.ч. и пространственное), аккуратность, пунктуальность, культуру в работе и поведении, уверенность, т.е. раскрывать способности обучающихся.
Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Огромную роль в обучении обучающихся играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется, главным образом, именно при усвоении знаний и умений на занятиях черчения, и нередко, именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей обучающихся, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Актуальность программы состоит в том, что в современном мире, в мире технологий, самыми востребованными являются специальности технической направленности. Перед учреждениями образования стоит задача осуществления государственного социального заказа на развитие технического творчества, так как в объединениях технической направленности обучающийся приобретает навыки работы с инструментами и материалами, умения конструирования и моделирования, что способствует развитию у него технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. В настоящий момент черчение отсутствует в учебном плане общеобразовательных школ.
Знание основ черчения необходимо в реальной жизни, так что бы владеть техникой и творчески участвовать в её эксплуатации и, стать квалифицированным рабочим, инженером, надо уметь точно и ясно излагать мысли с помощью чертежа и по его плоским фигурам; знаками и цифрами представлять пространственный объект. Чертежи становятся постоянными спутниками человека в жизни.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Основы черчения» - техническая.
Новизна программы заключается в ее модульном содержании. Изучение графического языка является необходимым, поскольку он общепризнан как международный язык общения. Каждый модуль разработан так, что при изучении обучающиеся овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что графическая деятельность выступает в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, как источник знаний, формирования графической грамоты. Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление. При построении чертежа эти процессы к тому же сочетаются и координируются с кинестетическими и моторными функциями рук, что является важнейшим условием дифференцирования пространственных отношений объектов. У обучающихся, как правило, плохо развиты или отсутствуют навыки работы с чертёжными инструментами, не достаточно сформированы практические навыки выполнения и чтения чертежей. Программа раскроет возможность в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении.
Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
Цель программы – формирование навыков предпрофильной подготовки по основам черчения и возможность дальнейшего профессионального самоопределения.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Образовательной – формирование у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений;
Развивающей – развитие творческих и конструкторских способностей;
Воспитательной – привитие культуры графического труда.
Организационно-педагогические условия
Целевая группа: предлагаемая программа предназначена для старших школьников (13-16 лет). Программа дополнительного образования «Основы черчения» рассчитана на 1 год обучения (42 учебных недели) – 168 часов в год, 4 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза по 2 академических часа (40 минут). Режим занятий составляется в соответствии с СанПИН. Количество обучающихся в группе составляет 10 - 12 человек. Набор детей свободный. Организация деятельности детей на занятии: групповая, коллективная. Основной формой проведения занятий является: практикум, лекция, беседа, исследовательская деятельность. Используемые формы учебных занятий: исследование, практикум, соревнование, обсуждение, защита проектов, презентация.
Содержание программы «Основы черчения» раскрывается через серию графических заданий, объединённых в два тематических модуля:
I модуль «Инженерная графика»
Образовательная задача первого модуля – изучение основ графической грамоты, установленными государственными стандартами ЕСКД при решении задач с творческим содержанием.
II модуль «Техническое черчение»
Образовательная задача второго модуля – способствовать овладению графическими методами отображения и чтения информации о трехмерных объектах, процессах.
Планируемые результаты
Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, в частности профессиональными компетенциями (ПК) и общими компетенциями (ОК):
Личностные результаты:
освоение технической культуры как сферы материального выражения общечеловеческих ценностей, представленных в пространственных формах;
овладение основами культуры практической творческой работы различными чертёжными материалами и инструментами;
овладение средствами графического изображения;
развитие способности наблюдать объективный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его пространственных представлений;
воспитание у учащихся самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда.
Метапредметные результаты:
развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на занятиях черчения;
формирование умения применять полученные графические знания в жизненных ситуациях;
развитие умения самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами.
развитие общего и политехнического образования учащихся.
Научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, контролировать процесс и результаты деятельности, сносить необходимые коррективы.
Адекватно оценивать свои достижения.
Предметные результаты:
К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:
как различать по изображениям на различных проекциях тип изображаемого предмета (точка, прямая, плоскость), а также уметь обозначать эти предметы на различных проекциях;
как различать на чертеже виды (спереди, сверху, слева и т. п.);
как выбирать главное изображение, характер и количество изображений (виды, сечения, разрезы).
К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и умеют:
выбирать чертежные материалы и инструменты, необходимые для выполнения чертежей;
выбирать стандартные форматы для выполнения чертежей, ориентацию форматов, вычислять размеры форматов и положение на них полей для подшивки и основной надписи;
выполнять сопряжения, строить линии пересечения поверхностей;
выполнять шрифтовые надписи стандартным шрифтом различного размера и наклона с их полной разметкой;
видеть в чертеже объект стандартизации, прежде всего в рамках Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
использовать геометрические построения при выполнение чертежей;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения графических работ.
К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:
о способах получения плоских изображений пространственных объектов (прямоугольное и косоугольное проецирование, аксонометрия, комплексный чертеж и т. п.);
условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
основные виды разъёмных и неразъёмных соединений;
виды резьбы, условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;
наглядные изображения, аксонометрические проекции, технический рисунок.
К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и умеют:
аккуратно выполнять на листе бумаги чертежи с использованием современных чертежных инструментов и материалов;
читать и детализировать чертежи сборочных единиц, состоящих из трех – шести несложных деталей, выполняя эскиз (чертёж) одной из них;
выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
выполнять чертежи в соответствии с ГОСТами ЕСКД, выбирая необходимое количество изображений (видов, сечений, разрезов и т.д.).
Отличительной особенностью программы заключается в том, что программа открывает реальные возможности для развития творческой деятельности обучающихся в процессе их графической подготовки: предусматривает знакомство обучабщихся с понятиями производственно-технического характера и требования технической эстетики. Так, при выполнении упражнений обучающиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которых они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении.
Методическое обеспечение
Образовательная деятельность осуществляется на основе личностно–ориентированного и системно - деятельностного подходов и основных дидактических принципов:
принцип доступности;
принцип связи педагогической деятельности с жизнью и практической деятельностью;
принцип научности;
принцип сознательности и активности;
принцип систематизации (последовательное усложнение материала);
принцип наглядности;
принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;
принцип интеграции.
В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Основы черчения» предполагается использование различных форм и методов обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной форм работы, работы над чертежами и проектами, и их презентация.
На занятиях используются следующие методы обучения:
словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция);
наглядные (наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации, модели);
практические (выполнение практических работ, моделирование и конструирование, выполнение графических работ).
Методика занятий предусматривает проведение консультаций, собеседования, практикумов, самостоятельной работы, графических работ. Занятия строятся на основе межпредметных связей черчения с технологией, геометрией, архитектурой, математикой, дизайном, компьютерной графикой и другими дисциплинами.
В образовательной деятельности используются педагогические технологии:
личностно-ориентированного обучения;
развивающего обучения;
проектного обучения;
самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений.
Обучение по программе строится на основе деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющего активно взаимодействовать в образовательной деятельности всем учащимся. С этой целью используются следующие интерактивные методы и формы работы:
работа в парах,
работа в малых группах,
метод проектов,
«Мозговой штурм»,
интерактивная лекция («обучающийся в роли педагога», «каждый учит каждого»).
Основной формой подведения итогов реализации программы являются аттестация.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в течение учебного года в форме контрольного занятия, самостоятельной работы. Используемые методы: тестирование, практическое задание, творческое задание, опрос.
Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по образовательной программе в следующих формах: итоговое занятие, зачет. Используемые методы: тестирование, выполнение практической работы.
Также, в процессе обучения, применяются методы диагностики личностного развития воспитанников, такие как: наблюдение, сравнение, итоговый анализ умений и навыков. При этом критерии оценки эффективности результатов обучения строятся на сформированности основных компетенций, наличии знаний теоретического материала и умение использовать их на практике.
Содержательно-тематическая структура программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название модуля / темы | Кол-во часов | В том числе |
теория | практика |
1 | Вводное занятие. Знакомство в обучающимися. ОТ и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях. | 2 | 2 | |
Модуль 1 «Инженерная графика» |
1.1 | Правила оформления чертежей | 6 | 2 | 4 |
1.2 | Геометрическое черчение | 20 | 6 | 14 |
1.3 | Чтение и выполнение чертежей | 20 | 6 | 14 |
1.4 | Сечения и разрезы | 20 | 6 | 14 |
| 66 | 20 | 46 |
Модуль 2 «Техническое черчение» |
2.1 | Проецирование как профессиональный метод | 20 | 6 | 14 |
2.2 | Соединение деталей | 20 | 6 | 14 |
2.3 | Сборочные чертежи | 20 | 6 | 14 |
2.4 | Строительные чертежи | 20 | 6 | 14 |
2.5 | Конструкторская смекалка | 20 | - | 20 |
| 100 | 24 | 76 |
ИТОГО: | 168 | 46 | 122 |
Содержание образовательной программы
Вводное занятие
Теория: Знакомство с обучающимися. От и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях. Вводная беседа «Что мы будем делать на занятиях в студии».
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
Модуль 1. «Инженерная графика»
Тема 1.1. Правила оформления чертежей
Теория: Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Практика: Графические работы: «Линии чертежа», «Чертежный шрифт», «Оформление конструкторской документации», «Оформление объявлений различными шрифтами».
Тема 1.2. Геометрическое черчение.
Теория: Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Практика: Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов.
Тема 1.3. Чтение и выполнение чертежей
Теория: Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.
Практика: Построение проекций геометрических тел. Графическая работа по индивидуальным карточкам. Чертёж детали с нанесением размеров.
Тема 1.4. Сечения и разрезы
Теория: Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Практика: Построение наложенных сечений. Графическая работа (построение сечений). Построение чертежа предмета с применением целесообразных разрезов (индивидуально по карточкам-заданиям). Упражнения на соединение части вида и части разреза.
Методическое и дидактическое обеспечение модуля:
мультимедийные презентации;
научно-популярная литература по основам черчения, учебник «Черчение»;
единая система конструкторской документации по черчению;
перечень расходных материалов на одного обучающегося (Приложение №1);
примерный перечень графических упражнений (Приложение №2);
электронные образовательные ресурсы:
Общие правила оформления чертежей ГОСТы ЕСКД | https://www.youtube.com/watch?v=GaH_cYYhKjI |
Основы перспективы | https://www.youtube.com/watch?v=GmSJ05qbF8c |
Модуль2. «Техническое черчение»
Тема 2.1. Проецирование как профессиональный метод
Теория: Проекции и проецирование. Метод проекции. Получение изображений на одну плоскость проекции. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция. Проецирование предметов на две и три взаимно перпендикулярные плоскости. Прямоугольная изометрическая проекция.
Практика: Выполнение работы «Проецирование предметов на две и три взаимно перпендикулярные плоскости», « Аксонометрические проекции плоских фигур». Направление осей проекции, нанесение размеров.
Тема 2.2. Соединение деталей
Теория: Выполнение чертежей винтовых и резьбовых соединений.
Практика: Выполнение чертежей винтовых и резьбовых соединений.
Тема 2.3. Сборочные чертежи
Теория: Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.
Практика: Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.
Тема 2.4. Строительные чертежи
Теория: Строительные чертежи. Отметки (нулевая отметка, со знаком минус, плюс). Масштабы строительных чертежей, размеры. Фасады, планы, разрезы. Условные изображения на строительных чертежах. Оконные и дверные проёмы. Лестничные клетки. Санитарно-техническое оборудование. Обозначение материала в сечениях. Краткие записи учащимися в тетради необходимых сведений, порядка чтения чертежей.
Практика: Формирование умений и навыков чтения строительных чертежей. Рабочий инструктаж по предстоящей работе. Беседа. Практическая работа. Чтение чертежей учащимися.
Тема 2.5. Конструкторская смекалка
Практика: Решение задач по теме. Выполнение доработки конструкций предметов (паяльника, дверной ручки и т.д.) ; конструирование подставок для книг, паяльника; конструирование табличек для огорода, опоры под виноград. Моделирование формы по описанию. Защита творческих работ.
Методическое и дидактическое обеспечение модуля:
мультимедийные презентации;
научно-популярная литература по основам черчения, учебник «Черчение»;
примерный перечень графических упражнений (Приложение №2);
электронные образовательные ресурсы:
Разрезы и сечения в техническом черчении | https://www.youtube.com/watch?v=d_ZK1Zh3F00 |
Разрезы | https://www.youtube.com/watch?v=2pk-6z4686Q |
.
Список литературы
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2009
Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.
Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
Воротников Е.А. Занимательное черчение. – М.: Просвещение, 1990.
Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение. 7-9кл.: Рабочая тетрадь № 1. – М.: Владос, 2000
Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
Ситдикова, Л Н. Графические кроссворды по черчению //Школа и производство. - 2003. № 8. - С. 72-75
Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.
Приложение 1
Перечень расходных материалов на одного обучающегося
№ | Расходные материалы | Кол-во на 1 обучающегося |
1 | Учебник «Черчение» | 1 |
2 | Тетрадь в клетку формата А4 без полей | 1 |
3 | Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4 | 1 |
4 | Миллиметровая бумага | 1 |
5 | Калька | 1 |
6 | Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный) | 1 |
7 | Линейка деревянная 30 см | 1 |
8 | Чертежные угольники с углами: а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов | по 1 |
9 | Рейсшина | 1 |
10 | Транспортир | 1 |
11 | Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов | 1 |
12 | Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»); | по 1 |
13 | Ластик для карандаша (мягкий) | 1 |
14 | Инструмент для заточки карандаша | 1 |
Приложение 2
Обязательный минимум графических и практических работ
№ работы | Содержание работы | Примечание |
1 | Линии чертежа | Формат А4, с выполнением основной надписи |
2 | Чертеж «плоской детали» | Формат А4, выполнение чертежа в различных масштабах |
3 | Моделирование по чертежу | Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов |
4 | Чертежи и аксонометрические проекции предметов | С построением проекций точек, отрезков, граней и пр. |
5 | Построение третьего вида по двум данным | Формат А4, перечертить два вида детали и построить третий, проставить размеры |
6 | Чертеж детали | С использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) |
7 | Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач. | |
8 | Выполнение чертежей предмета в трех видах | С преобразованием формы путем удаления части предмета |
9 | Эскиз и технический рисунок детали | |
10 | Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования | |
11 | Выполнение чертежа предмета (контрольная работа) | По аксонометрической проекции или с натуры |
12 | Эскизы деталей с выполнением сечений | С натуры или по аксонометрической проекции |
13 | Эскиз детали с выполнением необходимого разреза | |
14 | Чертеж детали с применением разреза | По одному или двум видам детали |
15 | Устное чтение чертежей | |
16 | Эскиз с натуры | С применением необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений |
17 | Чтение резьбового соединения | |
18 | Чтение сборочных чертежей | С выполнением технических рисунков 1 - 2 деталей |
19 | Деталирование | Выполняются чертежи 1 - 2 несложных деталей |
20 | Решение творческих задач с элементами конструирования | |
21 | Чтение строительных чертежей | С использованием справочных материалов |
22 | Выполнение чертежа детали (контрольная работа). По сборочному чертежу | |
Примечание: Чертежи выполняются на отдельных листах, упражнения — в тетрадях. Разрешается в необходимых случаях переставлять порядок работ по усмотрению учителя.
17