Модульное обучение на уроках ОБЖ
Содержание программы курса ОБЖ включает в себя раздел «Первая медицинская помощь», в котором изучаются правила и методы оказания первой медицинской помощи при различных травмах, повреждениях, отравлениях. Экстренная доврачебная самопомощь и взаимопомощь – это простейшие, целесообразные действия, направленные на защиту, спасение жизни и здоровья человека. Умение оказывать первую медицинскую помощь должно стать неотъемленной частью жизни каждого гражданина. Задача преподавателя дисциплины ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать определенные знания ученикам в этой области дисциплины, но и научить конкретным действиям, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок [10].
В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно-ориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Как сделать процесс обучения по дисциплине «Основы жизнедеятельности» интересным, запоминающим?
Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.
Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как, благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.
Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.
Каждый модуль имеет свою структуру. Известно несколько типов модулей:
1) Познавательные. При работе с таким модулем главной целью является объем информации по изучаемой теме.
2) Операционные. Главное здесь формирование и развитие способов деятельности.
3) Смешанные. При таком типе модулей используются элементы первых двух типов.
Построение модулей осуществляется по смешанному типу.
Проведение уроков по данной технологии способствует приобретению школьником уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки, овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих учеников.
Исходя из особенностей работы учителя и ученика, при использовании модульной технологии обучения в функции учителя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Каждый ученик должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то приходится теперь затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности подростков и собственной консультирующей работе.
Следует сказать и о проблемах, связанных с модульной технологией - большие затраты на ксерокопирование модульных уроков, недостаточность подготовки подростков к самостоятельной работе. Структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат, нужно пересмотреть большое количество материала, который нужно адоптировать в качестве иллюстраций в модульной технологии (Таблица 2.2.1, Таблица 2.2.2).
Таблица 2.2.1
Структура модуля.
Номер учебного элемента | Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка | Управление обучением (содержание, формы, методы) | Рекомендации (Как сделать?) | Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка |
УЭ -0 | Цели и задачи модуля. Актуализация целей | Методическое руководство | Необходимые знания и умения | Работа в парах. Взаимопроверка |
УЭ- 1 | Учебный модуль. Цель элемента | Входной контроль | Пояснения к учебному материалу | - |
УЭ – 2 | Обобщение. Цель элемента | Источники информации, алгоритмы решения задач | - | - |
УЭ – 3 | Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням) | - | - | Проверка по ключу, эталону |
Таблица 2.2.2
Пример модульного урока на тему «Первая помощь при кровотечениях»
Учебный элемент | Задания и вопросы для проверки | Задания |
1 | 2 | 3 |
УЭ-0 | Цель: научится распознавать виды кровотечений | Запись в тетрадь |
УЭ-1 | Виды кровотечений: Задание №1 Заполнить таблицу «Первая помощь при кровотечениях»: Вид кровотечения | Характеристика кровотечения | Меры первой помощи | | | | Задание №2 Дайте определение венозному и артериальному кровотечению? Задание №3 Выбрать правильный ответ 1.Артериальное кровотечение трудно остановить, так как в артериях: | Заполнить таблицу Дать краткое определение Выполнить тест |
Продолжение Таблицы 2.2.2 |
1 | 2 | 3 |
| А) низкое давление и маленькая скорость крови Б) высокое давление и большая скорость крови В) низкое давление и большая скорость крови Г) высокое давление и маленькая скорость крови 2. У пострадавшего наблюдается кровотечение: темно-красная кровь вытекает из раны равномерной, непрерывной и не пульсирующей струёй. Кровь вытекает медленно и в большом количестве. Назовите вид кровотечения: А) капиллярное Б) небольшое венозное В) кровотечение, связанное с повреждение крупных вен Г) артериальное кровотечение 3.У пострадавшего наблюдается кровотечение: вся раневая поверхность кровоточит, как губка. Кровотечение прекратилось после того, как на поврежденную поверхность наложили чистую марлевую повязку. Это кровотечение: А) артериальное кровотечение Б) капиллярное В) кровотечение, связанное с повреждение крупных вен Г) небольшое венозное | |
УЭ-2 | Способы остановки кровотечений: Задание№1 1.В каких случаях самостоятельно, без помощи врача, остановить кровотечение? 2.Почему настойкой йода надо обрабатывать не всю рану, а только кожу вокруг неё? 3.Почему при капиллярном и венозном кровотечении накладывают давящую повязку? Задание №2 Найдите с помощью рисунка 58 стр. 127 места прижатия сосудов для остановки артериального кровотечения. Объясните, почему сдавливать артерию пальцами надо: А) выше места повреждения Б) в тех местах, где можно прощупать пульс В) прижимая к кости. Почему при артериальных кровотечениях рекомендуют сгибание конечностей в суставе (например, коленном или локтевом)? Задание №3 Сформулируйте основные правила наложения жгута: 1. 2. 3. Ответьте на вопросы: 1.Как определить, правильно ли наложен жгут? 2.Почему под жгут надо подкладывать мягкую ткань? 3.Почему жгут накладывают не более чем на 2 часа летом, и на 1 час зимой? | Дать краткое определение и записать его в тетрадь Работа с рисунком, записать ответы в тетрадь Записать правила |
УЭ-3 | Лечение раны: 1.Что такое струп? 2.Какова роль зернистой соединительной ткани и почему ее не следует травмировать при перевязке? 3.Как размочить прилипший бинт? 4.Для чего при повторных повязках применяют салфетки, смоченные риванолем или антисептической мазью? 5.Почему салфетку, смоченную йодом, нельзя прибинтовывать непосредственно к ране? 6.Почему при образовании прочного струпа рану лучше держать без повязки, на воздухе? 7.Какими приемами можно уменьшить и остановить носовое кровотечение? | Запись в тетрадь |
Преимущества:
- значительно повышается качество подготовки (компетентность) учеников как по теоретическим, так и по практическим аспектам обучения;
- обеспечение высокой мотивации к процессу обучения;
- изменяются функции учителя, его деятельность становится более творческой, консультативной;
- гибкость и открытость - форма организации процесса обучения.
При изучении курса ОБЖ по модульной системе необходимы условия:
1) Четкая организация учебного процесса.
2) Постановка целей и задач обучения всего блока.
3) Сочетание словесных и наглядных методов.
4) Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности.
5) Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
6) Вера учителя в способности обучаемого подростка.
Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата, то есть получение практических навыков, значит отвечающих требованиям государственных стандартов [22, c.10].
Список использованных источников
Айзман, Р.И. Медико – социальные и биологические аспекты формирования здоровья /Р.И. Айзман, Н.П. Абаскалова//Сб.научн.тр.ЛГПИ.- Л.,2006. – с.3-12.
Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 64 с.
Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. – СПб ., 2008.
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс – контроль в школе и дома. М.,АРКТИ – 2005. – 176 с.
Байбородов Л. В., Индюков Ю. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье /И.И.Брехман. – М.:Физкультура и спорт, 2010. – 206 с.
Бубнов В., Петров С. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. - № 12. – С. 61-64.
Вайнер Э.Н. Валеология: учебник д / вузов/ Э.Н.Вайнер – 9-е изд.- М.:Флинта: Наука, 2011. – 448с.
Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе. – М., 2002.
Волокитина, Т.В. и др. Основы медицинских знаний: учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. – 2 – изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы. СанПин 2.4.2.576-96 от 31.10.96. – М.,2007.
Девисилов В. Концепция образования в области БЖД: структура, содержание, дидактика // ОБЖ:Основы Безопасности Жизни. – 2005.- №5.
Дыхан, Л.Б. и др. Педагогическая валеология /Л.Б.Дыхан, В.С.Кукушин, А.Г. Трушкин. - Уч. пособие для студентов педагог. вузов / Под ред. В.С.Кукушина. – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д ; 2005. – 528с.
Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого – педагогического исследования : учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений/
Здоровьсберегающее обучение и воспитание: Сб.научных работ / под ред. В.И.Андреева - Казань: Центр инновационных технологий, 2010.- 267 с.
Каргин А. Эффективные методы обучения ПМП// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. - № 5.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. Самостоятельная учебная работа учащихся при изучении курса ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2009. - № 10.
Лисицын Ю.П.Слово о здоровье. М.,2003.
Марков, В.В..Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издат.центр «Академия», 2001.- 320с.
Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса Т.5 /А.С. Макаренко. М.: ВЛАДОС, 2007. – 643 с.
Назаров Е.Н. Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его состовляющие/М.: «Академия»,2008.- 254с.
Просандеев А., Попков А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2005. - № 2.
Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения: Методическое пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. – 14 с.
Семенова В. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2003. - № 10.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2006. – 320с.
Смирнов Н.К. Здоровьсберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К.Смирнов. – М.:АРКТИ, 2005.- 320с.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Академический школьный учебник. ОБЖ 9 класс, М.:«Просвещение».- 2009.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Учебно-методический комлект «Основыбезопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов ОУ.- М.: Посвещение.- 2013.
Сорокина Л. Компетентностный подход в обучении ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. - № 12.
Тронева Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2009. - № 10.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. - М.: «Глобус» – 2010.- 256с.
Устинов В.Е., Попадейкин В.В. Проблемы воспитания общественной культуры безопасности // Безопасность жизнедеятельности. - № 6 - 2005. - 118c.
Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие.-2-е изд.испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, - 2000.-407с.
Чурсин А. Новые подходы к обучению школьников оказанию ПМП// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2005. - № 10
http://fp.edu.ru/asp
pedagogic.ru