Конспект
модульного урока по биологии
«Пищеварение в ротовой полости»
Автор: учитель биологии МАОУ «Лицей № 58» г.Уфа Асылхузина Э.И.
Цель урока: ознакомиться с материалом по теме, выполнить задания учебных элементов, проверить себя по листку самоконтроля (выдаётся в конце урока), поставить себе оценку.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся понятия ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы и его части, кариес, пульпит.
Развивающие: сформировать навыки самостоятельной работы с учебником, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: эстетическое, нравственное и гигиеническое воспитание.
Тип урока: модульный урок, изучение нового материала.
Оборудование: карточки с заданиями, листки самоконтроля, рисунки.
Литература: учебник 8 класса «Биология», Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г.
Учебный элемент 1
Задание 1.Прочитайте информацию. Язык человека покрыт более 5000 сосочков разной формы .Грибовидные занимают в основном две передние трети языка и рассеяны по всей поверхности, желобовидные (чашевидные) расположены сзади, у корня языка, — они большие, их легко увидеть, листовидные — это тесно расположенные складки в боковой части языка. Каждый из сосочков содержит вкусовые почки. Немного вкусовых почек есть также в надгортаннике, задней стенке глотки и на мягком нёбе, но в основном они, конечно, сосредоточены на сосочках языка. Почки имеют свой специфический набор вкусовых рецепторов. Так, на кончике языка больше рецепторов к сладкому — он чувствует его гораздо лучше, края языка лучше ощущают кислое и соленое, а его основание — горькое. В общей сложности у нас во рту примерно 10 000 вкусовых почек, и благодаря им мы чувствуем вкус.
Задание2. Вклеить в тетрадь рисунок №1(рецепторы языка). Обозначить рисунок: записать, какие зоны языка чувствительны к тому или иному вкусу.
Вывод: человек различает вкус при помощи… .
Учебный элемент 2
Задание1. Прочитайте пункт «Механическая и химическая обработка пищи» на стр.114-117 учебника.
Задание 2. Перечертите схему в тетрадь и заполните её, записав соответствующий орган.
Ротовая полость
Рецепторы вкуса Обработка пищи
Задание 3. Прочитайте информацию и заполните таблицу. Пищеварительная функция слюны выражается в том, что она смачивает пищевой комок и подготавливает его к перевариванию и проглатыванию, а вещество муцин склеивает порцию пищи в самостоятельный комок. В слюне обнаружено свыше 50 ферментов. Несмотря на то, что пища в полости рта находится короткое время - около 15 с, пищеварение в полости рта имеет большое значение для осуществления дальнейших процессов расщепления пищи, т. к. слюна, растворяя пищевые вещества, способствует формированию вкусовых ощущении и влияет на аппетит. В полости рта под влиянием ферментов слюны начинается химическая переработка пищи. Фермент слюны амилаза расщепляет полисахариды (крахмал, гликоген) до мальтозы.
Орган | Фермент | Что расщепляет | Значение |
Ротовая полость | | | |
Задание 4.Вклейте в тетрадь рисунок №2(слюнные железы) и на нём обозначьте расположение слюнных желёз. Найдите у себя эти железы, используя задание 1 на стр. 116 учебника.
Вывод: у человека … пары слюнных желез.
Учебный элемент 3
Задание 1. Прочитайте текст учебника на стр.114-115.
Задание 2. Вклейте в тетрадь рисунок №3.Обозначьте резцы, клыки и коренные зубы. Напишите их количество у взрослого человека и ребёнка
Задание 3.Схематично в тетради зарисуйте внутреннее строение зуба, пользуясь рисунком 49 учебника. Обозначьте его основные части.
Задание 4. При помощи зеркала рассмотрите свои зубы. Какая часть зуба видна? Найдите резцы, клыки и коренные зубы. Почему клыки человека сравнительно мало(в отличии от животных) отличаются от резцов? С чем это связано?
Вывод: у человека … зуба. Из них… резцов, … клыков, … коренных.
Учебный элемент 4
Задание 1.Прочитайте текст учебника до конца параграфа.
Задание 2.В тетради составьте памятку «Как ухаживать за зубами» стр.117.
Задание 3. Вставьте пропущенное слово:
Эмаль-… но хрупкое вещество;
Нарушение эмали приводит к заболеванию…;
Воспаление пульпы-…;
Большое разрушающее действие на зубы оказывает молочная кислота, образующаяся в результате… .
Вывод: как сохранить здоровье зубов?
Общий вывод: пищеварение в ротовой полости происходит благодаря следующим органам: … .
Листок самоконтроля модульного урока на тему: «Пищеварение в ротовой полости»
№ учебного элемента | Ответы на вопросы | баллы |
Учебный элемент 1 | Задание 2. Кончик языка Края языка Основание языка | 3б. |
Учебный элемент 2 | Задание 2 Ротовая полость Орган вкуса обработка пищи - язык механическая химическая - зубы - слюнные - язык железы Задание 3. Орган | Фермент | Что расщепляет | Значение | Ротовая полость | амилаза | углеводы | Расщепление крахмала и углеводов | Задание 4. Рисунок . Околоушная; Подъязычная; Поднижнечелюстная. | 4б. 3б. 3б. |
Учебный элемент 3 | Задание 2. У взрослого человека – 32. У детей – 20 Задание 3. Внутренне строение зуба: Эмаль; Дентин; Пульпа; Костная лунка в челюсти; Цемент Задание 4. Связано с типом питания | 2б. 5б. 2б. |
Учебный элемент 4 | Задание 2. Памятка: чистить зубы 2 раза в день; щетку вести от десны к коронке; массаж деснам; чистить с внешней и внутренней стороны. Задание 3. Твердое Кариес Пульпит Брожение углеводов | 4б. 4б. |
Критерии оценок | 30-29б – 5 28-23 б. – 4 22-16б - 3 | |