Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мамонтовская основная школа
Исследовательская работа
на тему «Мое генеалогическое дерево»
Выполнила:
Рекутина Оксана Михайловна
ученица 6 класса
Руководитель:
Варлакова Лариса Геннадьевна
п.Сокольское
2017 - 2018 учебный год
Содержание
1.Введение………………………………………………………………....3
2.Обзор литературы ………………………………………………………4-6
3.Методика исследования………………………………………………...6
4.Результаты исследования………………………………………………6-7
5.Выводы………………………………………………………………….8
6. Литература……………………………………………………………..9
7.Приложение 1…………………………………………………………..10
8.Приложение 2…………………………………………………………..11-12
9. Приложение 3…………………………………………………………..13
1.Введение
«Дерево держится корнями, а человек – родственниками» .
(абхазская пословица)
В обществе начинают составлять родословные в ответ на ту или иную историческую потребность, в частности, несколько веков назад родословные стали составлять с целью разделения людей на имущих и неимущих. Сегодня главным мотивом является не только обывательский интерес к прошлому своих предков, но и сохранение национальной самобытности. Великий историк Василий Осипович Ключевский по этому поводу заметил: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться» .
Актуальность работы заключается в том, что испокон веков знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали не только общую историю страны, но и познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения и ценности передавались из поколения в поколение. В старину говорили, где сам не устоишь, род удержит.
Таким образом, называть современных школьников «Иванами, не помнящими родства», не совсем этично со стороны взрослых. Долг каждого современного школьника – знать и чтить свои корни.
Цель работы заключается в том, чтобы составить общее генеалогическое древо моего рода.
Следовательно, мною были определены следующие задачи исследования:
провести поиск информации и создать банк данных о моей родословной;
ознакомиться с историческими документами и с семейным архивом;
полученную информацию о каждой семье и обобщить в виде генеалогического дерева.
Гипотеза. Составляя генеалогическое древо, мы способствуем укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.
Этапы работы:
изучение семейного архива;
беседа с Маркичевой Клавдией Васильевной;
запись результатов;
выводы.
Практическая значимость работы. Раньше никто из моих предков всерьез этой работой не занимался, многое утеряно, забыто. А я мечтаю собрать семейный архив и передать его потом своим детям по наследству.
2.Обзор литературы
Родословие – это русский синоним греческого слова «генеалогия», которое обозначает «учение о роде» и представляет собой запись представителей того или иного рода по поколениям. Л.М. Савелов, крупнейший генеалог дореволюционной России, считал, что «Генеалогия есть
1) построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц;
2) история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной».
В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса. В 40-е годы XVI века появляются первые Родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно здесь официально утверждалось происхождение семей, и составлялись генеалогические документы.
На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни хранится и передается из поколения в поколение не только биологическая, но и социальная наследственность. Национальные традиции, менталитет зафиксированы в межличностных отношениях в семье, в стереотипах поведения родителей, которые основаны не только на личном опыте, но и спроецированном опыте предков. Следовательно, особое значение для воспитания подрастающего поколения приобретают знания о прошлом своей семьи.
Составление родословной семьи, надо начинать со сбора информации у близких родственников.
Особенно важные сведения может предоставить старшее поколение, которое знает больше о прошлом своего рода.
Приемы оформления генеалогической информации: родословное древо, родословная таблица (горизонтальная, кругообразная).
На основе анкетирования заполняются листы на каждого родственника (родители, братья, сестры, дедушки, бабушки). «Лист родственника» предназначен для конкретной персоны и содержит краткую информацию: Фамилия, Имя, Отчество; основные даты жизни; фотография.
Полученные сведения можно оформить первоначально в виде восходящей схемы, т.е. от лица составляющего родословную, а затем в виде нисходящей схемы, т.е. от самого старшего родственника. Родословную схему можно составить при помощи компьютерной программы, а можно нарисовать вручную и художественно оформить в виде родословного древа.
Род - это совокупность лиц, происходящих от одного предка. В европейской, в том числе и русской традиции, принадлежность к роду определяется через мужских его представителей. Внутри родов выделяются линии или ветви. Слово «линия» имеет смысл, связанный со смешанными родословными: «мужская линия» или «женская линия» показывают, через кого в данном случае прослеживается родство.
В России в конце XIX в. наиболее распространенной формой хранения сведений о своем роде являлась родословная роспись, которая представляла собой словесный пересказ генеалогической таблицы. При каждом сведении указывался источник, из которого оно взято, а при каждом имени с левой стороны ставился номер по порядку.
В родословной таблице каждое поколение расположено строго на одной горизонтали.
Родословное древо – это та же таблица, но только перевернутая. Оно имеет действительно форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами. Этот обычай, принятый когда-то в Западной Европе, сегодня активно применяется в качестве мотивации для начинающих или юных родоведов.
3.Методика исследования:
изучение документов по истории своего рода в домашних (семейных) архивах;
опрос, интервьюирование, анкетирование родственников, обладающих интересующей информацией;
фотографирование;
обобщение собранного материала;
оформления генеалогической информации: родословное древо.
4.Результаты исследования
Моя бабушка Маркичева Клавдия Васильевна родилась 14 января 1930 года в деревне Заполенка Сокольского района Ивановской области. Её мама Вера Ивановна, отец Василий Прокофьевич Баклановы. Бабушка вспоминает:
«В семье нас было пятеро детей: брат Григорий, сёстры Елена, Анна, Татьяна. Окончила я четыре класса и пошла работать. Колхоз наш тогда назывался «Страна Советов». Комбайнов не было, всю работу выполняли при помощи лошадей. Боронили, сеяли лен. Косила, жала и снопы вязала. Теребили лен, мяли и слали в банях. Зимой ездили за березником, пилили чурку. Ходили тогда в лаптях, онучи были, ткали их изо льна. Лапти стоили 2 руб. 50 копеек»
Семья - это наша опора, защита. Семейные отношения – это корни большого дерева, которые питают нас влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, и чем мощнее и глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни. Это так важно в наше время, что люди даже придумали специальную науку генеалогию, которая изучает прошлое семьи.
Вопросом изучения истории своей семьи я занялась по совету своего учителя, Варлаковой Ларисы Геннадьевне, которая ведет у нас ведёт уроки истории и географии. Увлеклась сразу, это оказалось так интересно! Столько всего пришлось узнать! Возникло стойкое желание продолжить исследовательскую работу уже на новом уровне.
Все мои родственники в курсе моей деятельности и активно по мере вспоминания, фактов, историй, сразу передают их мне. Мне очень помогает то, что семья активно меня поддерживает.
Полученную информацию о каждой семье я оформляю на отдельных карточках. (Приложение 2)
Всей семьей мы составляем общее генеалогическое древо всего рода.
5.Выводы
В ходе исследовательской работы мною были изучены документы: трудовая книжка, удостоверение ветерана, удостоверения к медалям Маркичевой Клавдии Васильевны . Моя прабабушка ветеран труда и просто замечательный человек. В нашем роду есть с кого брать положительный пример.
Собирая информацию о своей прабабушке и своих родственниках, я осознала, что знание своего генеалогического древа - это дело чести.
Изучение своей родословной выдвигает человека на другой уровень сознания, где появляется чувство собственного достоинства, гордость за своих предков.
У меня возникло стремление ухватить ускользающую нить своего рода, достойно продолжить его, желание гордиться своими предками и на их примере воспитывать будущее поколение нашего рода.
Работа по составлению родословной – это творческий и увлекательный процесс, который охватывает всех родственников. Составляя генеалогическое древо, мы способствуем укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.
Я начала составлять историю своей семьи, а потом передам её своим детям, таким образом, зародив новую семейную традицию.
6.Литература
Прохоров А. М.Советский энциклопедический словарь. /Гл.ред.А.М.Прохоров.-3-е изд.- М.: Сов.энциклопедия,1984. -- с. 1128.
Зауральская генеалогия / В помощь генеалогу… [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http//www.kurgangen.org [1].
«Моя родословная». Как узнать прошлое своей семьи. [Электронный ресурс] .
Приложение 1
Я, Рекутина Оксана, и моя бабушка Маркичева Клавдия Васильевна – труженица тыла.
Приложение 2
Моя семья: прабабушки и прадедушки
1. | Фамилии, имена, отчества моих прабабушки и прадедушки по папиной линии | Рекутин Трафим Михеевич, Рекутина Ксения Никитична |
2. | Где они родились | Рязанская область, село Троица |
3. | Где и кем они работали | Д- ямщик у барина, б – экономка у барина |
4. | Есть ли у них братья, сёстры | Да |
5. | Фамилии, имена, отчества моих прабабушек и прадедушек по маминой линии | Бакланова Вера Ивановна, Бакланов Василий Прокофьевич |
6. | Где они родились | Деревня Заполенка |
7. | Где и кем они работали | Б – совхозе, д - колхозе |
8. | Есть ли у них братья, сёстры | Да |
Моя семья: я
1. | Где и когда я родилась | П.Сокольское; 22.02.2006 |
2. | В каком классе, какой школе учусь | 6кл. МКОУ Мамонтовская основная школа |
3. | Где я живу | Д. Кузнецова, ул. Дачная, дом 4 |
4. | Как я сейчас выгляжу | 160 см, голубые глаза, русые волосы. |
5. | Моя лучшая подруга | Архипова Анастасия |
6. | На кого я хочу быть похожа в жизни | Сестру |
7. | Мой любимый праздник | Новый год |
8. | Чем я люблю заниматься | Петь песни |
9. | Кем я хочу стать | Воспитателем |
10. | Куда я хочу поехать | В Грецию |
11. | Мои домашние обязанности | Уборка дома |
12. | Как я помогаю своим родителям, бабушке | Когда нуждаются в помощи |
13. | Чему я хочу научиться | Рисовать |
Моя семья: папа
1. | Фамилия, имя, отчества моего папы | Рекутин Михаил Петрович |
2. | Имя моего папы обозначает | «Кто как Бог» |
3. | Где и когда родился мой папа | Село Троица Рязанской области |
4. | Какое учебное заведение окончил папа: дата, место, название специальность | ИВПТУ 1986 год, Инспектор МЧС |
5. | Когда женился мой папа | 1995 год 15 июля, город Иваново |
6. | Где и кем мой папа работает | Без работный |
7. | Как выглядит мой папа | Голубые глаза,190см, Русые волосы |
8. | Есть ли у папы братья или сестры | Да - сестра |
Приложение 3
6