VII районная конференция проектно-исследовательских работ
обучающихся 1-4 классов
“УМКА”
Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Ивняковская средняя школа”
Ярославского муниципального района
Проектно – исследовательская работа
“Мой друг - велосипед”.
Работу выполнил:
Баранов Иван, 4»А» класс
Руководитель:
учитель начальных классов
Бардина Анна Николаевна
Ивняки
2018
Оглавление
Введение …………………………………………………………..3
Основная часть ………………………………………………….4
Заключение………………………………………………………..10
Источники…………………………………………………………10
Приложения 1, 2..………………………………………………...11
Приложения 3, 4………………………………………………….12
Приложения 5, 6…………………………………………………13
Приложения 7,8………………………………………………… 14
Приложения 9, 10………………………………………………..15
Приложение 11…………………………………………………..16
Приложения 12,13 ………………………………………………17
Приложения 14,15……………………………………………….18
Приложения 16, 17………………………………………………..19
Приложения 18, 19……………………………………………….20
Приложения 20, 21……………………………………………….21
Введение
В настоящее время в современном обществе актуальным средством передвижения является велосипед, так как это самый доступный вид транспорта для людей, особенно для жителей сельской местности. Особой популярностью велосипед пользуется среди детей дошкольного и школьного возраста, потому что он прост в управлении, не требует топлива и экологически безопасен. Медицинские исследования говорят о том, что езда на велосипеде положительно влияет на здоровье людей. Но статистика ГИБДД показывает, ежегодно в дорожно – транспортных происшествиях погибает около тысячи велосипедистов и получают травмы разной сложности пять тысяч. В большей степени аварий виновниками становятся сами велосипедисты. Самая опасная категория велосипедистов – дети. Особенно поток детского дорожного травматизма происходит весной, так как с наступлением тёплых деньков дети начинают кататься на велосипедах. И я очень люблю кататься на своём «железном коне». И когда сажусь на него, то меня интересует много вопросов: кто и когда изобрёл велосипед? Какие виды велосипедов существуют? В чём заключается польза использования велосипеда в жизни людей? Как сделать катание на велосипеде безопасным? С помощью изучения литературы я решил разобраться в этих вопросах.
Цель работы: создать памятки для каждого класса в классный уголок для безопасной езды на велосипеде.
Задачи:
- изучить историю появления велосипеда и его виды в научной литературе;
- собрать информацию о пользе использования велосипеда для здоровья людей, о правилах дорожного движения велосипедистов и рассказать ученикам нашей школы;
- провести опрос среди обучающихся третьих классов в школе с целью выявления их отношения к велосипеду;
- создать презентацию.
Объект исследования – обучающиеся третьих классов МОУ Ивняковской СШ
Предмет исследования – велосипед
Гипотеза исследования – предположим, что незнание правил дорожного движения велосипедистами может причинить вред здоровью.
Основная содержательная часть
В 1495 году (15 век) великий итальянский учёный Леонардо да Винчи предложил проект первого велосипеда. Он нарисовал двухколёсный механизм со всеми подробностями. Но этот рисунок люди увидели только в 19 веке. Поэтому изобретатели пытались создать эту двухколёсную машину и в 17, и в 18 веках. (приложение 1)
Велосипед - двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями. Гоночный в. Детский в. Ехать на велосипеде. * Изобретать велосипед (разг.) - придумывать то, что давно известно. II прил. велосипедный, -ая, -ое. В. спорт. ( по словарю С.И. Ожегова)
Понятие велосипед из пункта 1.2 правил дорожного движения - это транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Существует несколько видов велосипедов:
1) Дорожный велосипед – простой и долговечный двухколесный транспорт, который используется преимущественно на городских улицах. Городской дорожный байк – классический велосипед, он создан для комфорта передвижения по дорогам, имеет хорошие скоростные показатели, нетребователен к обслуживанию. Дорожные велосипеды широко распространены среди мужчин, женщин и подростков. Это отличный способ удобно передвигаться по городу и всегда быть в тонусе.
Дорожные велосипеды – альтернатива утомительным поездкам на общественном транспорте и долгим пешим перегонам. Динамика, удобство, простота – все это послужило причиной их широкого распространения среди мужчин и женщин. (приложение 2)
Городской прогулочный велосипед. Этот тип двухколесных коней лучше всего подходит для велопрогулок по городу. В общем случае между городским и прогулочным велосипедами можно смело ставить знак равенства. Сити-байк приспособлен для передвижения по урбанизированной территории в любой одежде и в любую погоду, имеет раму с заниженной верхней трубой или вообще без неё, полный набор дополнительных опций – зеркала заднего вида, багажник, крылья, звонок и защитный кожух для цепи. Часто эти велосипеды снабжаются устройством, предохраняющим заднее колесо от попадания пол длинной одежды (по- английски «skirt guard» или «coat guard»). (приложение 3)
Горный велосипед – это транспортное средство, которое способно преодолеть сложные трассы, подъемы, спуски и бездорожье. Горный велосипед часто называют маунтин байком, что в переводе с английского означает «покоритель гор». Такие велосипеды делятся на две группы: хардтейлы и двухподвесы, выполняющие свою задачу и предназначенные для преодоления определенной местности. (приложение 4)
4) Шоссейные велосипеды появились впоследствии, так сказать, «естественной эволюции». Их не разрабатывали специально для каких-то нужд — они просто «выросли» из обычных дорожных велосипедов. Иногда изобретать велосипед поверх уже существующего очень полезно. Это к тому, что конструкция шоссейника уникальна и схожа с «сородичами» лишь в общих чертах. В целом конструкция таких велосипедов очень простая, и ремонтировать шоссейник будет намного проще, чем, например, маунтинбайк. ( приложение 5)
Гибрид сочетает в себе лучшие стороны шоссейного и горного велосипедов. Его можно с полным правом назвать велосипедом общего назначения. Гибрид имеет более совершенную современную конструкцию. Ежедневная езда по городу будет весьма лёгкой и комфортной. Конечно, на асфальте он будет значительно проигрывать в скорости шоссейнику, но в то же время даст фору маунтинбайку. С другой стороны, он вполне уверенно преодолевает бездорожье с умеренно сложным рельефом, хотя и уступает горному. Одним словом, практически в любых условиях, кроме экстремальных, гибридный байк зарекомендовал себя крепким середнячком, поэтому можно смело рекомендовать его как достойный вариант для городских прогулок и пересечённой местности. (приложение 6)
Унициклы. Существуют различные теории появления унициклов. Если верить самой популярной, то одноколесный велосипед появился в конце XIX века. Каждый хотя бы раз видел на картинках странные велосипеды с большим передним колесом и маленьким задним. Это пенни-фартинг. Именно он и является родоначальником уницикла. Диаметр колеса был большой, поэтому для езды на унициклах требовалась сноровка. Этим воспользовались ловкие циркачи, которые быстро превратили езду на одноколесном велике в цирковое представление. Со временем внешний вид уницикла изменялся, стало использоваться колесо меньшего диаметра, а умельцев, которые смогли покорить это чудо техники, становилось все больше. Сегодня унициклы бывают разные, а значит и могут комплектоваться различными деталями. В классическом же варианте одноколесного велика нет ничего лишнего. Он состоит из следующих деталей: колесо, стойка-рама, седло, педали, каретка с шатунами. (приложение 7)
Тандем. Двухместные велосипеды начали появляться с 1898 года. После создания одноместных байков, изобретатели времени не теряли и сразу же начали поиски модификаций двухколесного транспорта. Велотандемы активно использовали во время Первой и Второй мировых войн. Тогда создавали единые велосипеды для целых воинских подразделений. Соответственно такие велики выдерживали очень большие нагрузки, ведь такое количество солдат имело вес примерно 700 кг! Двухместный велосипед тандем, как правило, имеет длину 240 см, а его вес составляет примерно 16-20 кг. Во время езды оба пассажира педалируют, но только тот, кто спереди контролирует направление движения, отвечает за торможение и систему переключения передач. Заднего пассажира называют стокером, он просто крутит педали, может фотографировать местность, а его «руль» неподвижно зафиксирован на раме и установлен только для опоры. Для него езда может казаться немного неуютной, ведь он не видит дороги и любой камешек или неровность покажется неожиданностью. (приложение 8)
Круизеры были широко распространены в Штатах с 1930 по 1950 годы, затем практически исчезли, а в последние годы вновь стали набирать популярность. На наших улицах встретить их довольно трудно, а вот приобрести – просто, так как практически каждый производитель выпускает, по крайней мере, одну линейку велосипедов такого типа. Эти байки внешне напоминают мотоциклы-круизеры, откуда и получили своё название. Главное отличие круизеров - удобная вертикальная посадка, массивная рама, высокий руль, обилие различного рода украшательств. Такой велосипед предназначен для неспешных прогулок и покатушек. Он совсем не подходит для скоростной езды, езды по пересеченной местности или велопоходов. (приложение 9)
Экзотические велосипеды. Есть достаточно людей, которые знают ответ на вопрос "зачем изобретать велосипед". Именно поэтому в мире появляются всё более странные виды велосипедов. Большинство из них, к сожалению, лишь красивая картинка, которая абсолютно не пригодна по прямому назначению, однако на некоторых очень удобно кататься. Хотите поразить людей вокруг Вас - покупайте экзотический велосипед. (приложение 10)
25 причин, по которым полезно катание на велосипеде: улучшение сна, улучшение пищеварения, повышение выносливости, снижение веса, улучшение состояния кожи, повышение мышечного тонуса, снижение стресса, укрепление нервной системы, улучшение мыслительных способностей, укрепление сердечно-сосудистой системы, обогащение клеток кислородом, улучшение кровообращения, предупреждение варикоза, улучшение работы легких, улучшение зрения, укрепление иммунитета, развитие вестибулярного аппарата, экономия времени на дорогу, отсутствие проблем с парковкой, экономия денег, развитие подрастающего ребенка. положительный пример, укрепление взаимоотношений, времяпровождение с семьей, знакомство с новыми друзьями. (приложение 11)
Правила дорожного движения для велосипедистов:
Передвигаться на велосипеде по проезжей части дороги разрешается лицам старше 14 лет.
Двигаться велосипедист должен по специальной велосипедной дорожке или по правой стороне дороги с краю. Если нет помех пешеходам, то можно еще двигаться по обочине.
Запрещается ездить велосипедистам по тротуарам и дорожкам для пешеходов.
Так же следует помнить, что вы являетесь водителем транспортного средства только тогда, когда пребываете в движении на велосипеде, а если вы катите его, то вы пешеход и, следовательно, нужно соблюдать правила дорожного движения пешеходов.
Велосипедисты, движущиеся колонной, должны делиться на группы не более 10 велосипедов в каждой и расстояние между ними должно быть не менее 80-100 метров.
Прежде чем выезжать на дорогу, следует убедиться в необходимом техническом обеспечении велосипеда. Конечно же, он должен находиться в полностью исправном положении.
Для безопасности велосипед должен быть оснащен передней фарой белого цвета, боковыми и задним отражателем красного цвета (боковые можно оранжевым), а также звуковым сигналом (звонком).
Правила дорожного движения запрещают велосипедистам:
Во время езды не держаться за руль. Водитель должен держать руль обеими руками.
Перевозить пассажиров. Допускается только дети младше семи лет и только при специальном оборудовании велосипеда.
Перевозить грузы на велосипеде, мешающие его управления или выступающие на 0,5 метра за его габариты.
Если есть рядом дорожка для велосипедистов двигаться по дороге.
Ехать по автомагистрали.
Двигаться без освещения в темное время суток.
Разворачиваться на дороге, где несколько полос движения или с трамвайным движением.
Для велосипедиста важно звать два основных знака: «Движение на велосипеде запрещено», «Велосипедная дорожка».
Помните, что, не соблюдая все эти правила, вы ставите под угрозу свою безопасность и безопасность окружающих!
В практической части нашей работы на первом этапе мы провели опрос обучающихся третьего класса (приложение ) с целью выявления значимости велосипеда и его правильное применение в жизни школьников. В опросе принимало участие 58 (100%) человек, из них 32 (55%) мальчика, 26 (45%) девочек. У 54 (93%) детей есть велосипед, а у 4 (7%) детей нет (приложение 12 ). На велосипеде умеют кататься 55 (95%) детей, не умеют – 3 (5%) (приложение 13). Большинство детей катаются часто – 28 (48%) человек, как получится - 13 (22%) , катаются иногда – 12 (21%) детей, редко – 2 (3%) и не катаются совсем 3(5%) ребёнка (приложение 14). Из 55 (95%) детей, умеющих кататься: 34 (62%) ребёнка катаются где хотят, 16 (29%) – у себя во дворе, 5(9%) – у физкультурно-оздоровительного комплекса в посёлке Ивняки(приложение 15). Из 55 (95%) детей – 31( 56%) ребёнок думает, что на велосипеде надо кататься для здоровья, 16(29%) – для удовольствия, 8 (15%) – для развлечения и 3 (5%) ребёнка не знают для чего катание на велосипеде нужно (приложение 16). В школу хотели бы приезжать на велосипеде 41(71%) ребёнок, а 17 (29%) детей не хотят (приложение 17). 41 (71%) ребёнок считает нужным иметь в школе велопарковку, а 17 (29%) детям она не нужна (приложение 18).
Таким образом, проводя исследования о значимости велосипеда среди своих сверстников, можно сделать следующие выводы: велосипед пользуется большой популярностью у учеников третьих классов, многие из них довольно часто катаются на нём и были бы рады ещё и приезжать на велосипеде в школу, но для этого необходима велопарковка. Поездки в школу на велосипеде могли бы сократить время на дорогу до школы и домой и принести пользу для здоровья, а также облегчить ношение тяжёлых сумок и портфелей. Ещё по результатам опроса стало понятно, что большинство учеников, к сожалению, не соблюдают ПДД для велосипедистов или просто их не знают. Исходя из полученных результатов опроса, мы на втором этапе практической работы изготовили памятки для учеников начальной школы в классные уголки и в школе провели акцию «Соблюдай правила езды на велосипеде» (приложение 19, 20, 21).
Заключение.
Изучив литературу по данной теме, проведя исследование, побеседовав с учащимися начальных классов нашей школы, мы пришли к выводу, что велосипед становится популярен в современном обществе и езда на нём полезна для здоровья. Но есть большая часть велосипедистов, которые не имеют достаточной информации о правилах езды на велосипеде. Особенно среди учащихся третьих классов. Катаясь на велосипеде, многие ребята не знают, что они являются водителями транспортного средства и что к ним предъявляются такие же требования как и к любому водителю транспортного средства. Поэтому, исходя из нашей работы, можно сделать вывод о том, что не всегда катание на велосипеде безопасно для здоровья. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами вначале, подтвердилась. Мы считаем, что нужно привлекать внимание учащихся к данной проблеме, вести разъяснительную и информационную работу. Нами разработана памятка для велосипедистов, что является продуктом проекта. Если ими не пренебрегать, можно избежать возможных негативных последствий для здоровья и «железный» друг станет настоящим другом для каждого человека.
Список литературы:
Толковый словарь Ожегова
Правила дорожного движения
Справочник велосипедиста (1976)
Ссылки на источники:
1. https://velife.ru/vidy-vybor/unicikl.html
2. http://by-bike.ru/vidi-velosipedov/velosiped-tandem
3. https://velootpusk.ru/art/equipment/20/189/
4. http://forwardvelo.ru/helpful/cycling/
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Приложение 18
Приложение 19
Приложение 20
Приложение 21