МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»
МАОУ «Бурятская гимназия № 29»
670031, Республика Бурятия,
г.Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 16,
Тел: (3012) 45-53-45, 45-52-75
Факс:(3012) 45-52-75
E-mail: bg-school@yandex.ru
«Мой город над Селенгой»
Программа лагеря дневного пребывания «Найрамдал»
1. | Полное название программы | «Мой город над Селенгой» |
2. | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
3. | Направление деятельности | Патриотическое направление. Физкультурно-оздоровительное направление; Образовательно-содержательное направление (техническое воспитание); Художественно-творческое направление; |
4 | Содержание программы | Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации. |
5 | Автор программы | Начальник ЛДП Батуева А.Н |
6 | Муниципальное образовательное учреждение | МАУО «Бурятская гимназия № 29» г.Улан-Удэ |
7 | Адрес, телефон | Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 16 Рабочий телефон – 45-53-45 |
8 | Место реализации | Лагерь дневного пребывания «Найрамдал» при МАУО БГ № 29 |
9 | Количество детей | 80 человек |
10 | Сроки реализации программы | 30 мая – 23 июня 2022 года |
Введение
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция РФ
Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей»
Приказ Министерства образования РФ № 2688 от 13 июля 2001г «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей труда и отдыха»
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ
Санитарно-гигиенические правила и нормы (СанПиН 2.4.4.2599-10), утвержденные Главным санитарным врачом РФ
- Приказ «Об организации отдыха, труда и занятости школьников в летний период»
Цель программы:
Создание благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи программы
-Создание условий для организованного отдыха детей.
-Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
-Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
-Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей.
-Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации в индивидуальном и личностном потенциале.
-Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Условия достижения целей и задач программы
взаимодействие и сотрудничество педагогического и административно-управленческого персонала по вопросам организации жизнедеятельности лагеря
наличие специалистов на каждое заявленное направление работы
обеспечение финансирования программы
Основной состав лагеря дневного пребывания
Учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7–13 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отрядах.
Сроки проведения
Реализация программы профильной смены планируется в летний период (май - июнь) 2022 года
Место проведения
Данная программа будет реализована в лагере дневного пребывания «Найрамдал» при МАОУ БГ № 29 г. Улан-Удэ.
Основные направления программы
оздоровление детей;
гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения;
формирование духовно-нравственной и эстетической культуры;
развитие творческих способностей детей;
трудовое воспитание.
Основные направления деятельности лагеря
гражданско-патриотическое;
спортивно-оздоровительное;
психолого-педагогическое;
художественно-эстетическое;
экологическое;
трудовое;
развитие детского самоуправления.
Ожидаемые результаты
Укрепление физического и психологического здоровья детей, приобретение детьми навыков здорового образа жизни.
Воспитание патриотов своего Отечества
Расширение кругозора детей в области истории родного края, его традиций и обычаев.
Развитие самостоятельности, умения и стремления работать в коллективе.
Программа построена на следующих принципах
Приоритет самореализации детей и подростков в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива.
Включенность в реальные социально значимые отношения.
Открытость для межличностного общения.
Возможность познать себя, осознать свои способности и задатки.
Ориентация детей на развитие творческих способностей и воображения.
Содержание программы
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы заполняете его.
С.Я. Маршак
Философия смены
Мысль и идея – начало всего.
Л.Н. Толстой
Юрий Николаевич Таран, известный современный ученый - педагог, в своей книге «Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен» говорит о философии смены как о педагогической позиции коллектива, в которой заложены основные ценности лагерной жизни.
Философия смены складывается у нас из основных принципов, обязательных как для педагогического отряда, так и для участников смены.
Истинные ценности. Прежде всего, мы воспитываем человека нравственного. Программа смены наполнена мероприятиями духовно-нравственного содержания, которые пропагандируют такие ценности как искренность, взаимовыручка, любовь и семья, дружба, ответственность, сострадание, патриотизм, самопожертвование.
Польза. Результат. Каждое дело – начиная от смены в целом, заканчивая ежедневной «свечкой» - должно быть нацелено на результат, должно быть полезным, открывать новые знания, умения и навыки для каждого участника смены.
Творчество. Каждое дело проводится по-новому. Принцип коммунарской методики И.П. Иванова «Все дела – творчески, а иначе зачем?»
Новизна. Предлагаем детям что-то новое, то, с чем они не сталкивались в «домашней» жизни.
«Всё выше и выше, и выше!» Каждое очередное дело стремимся выполнить лучше предыдущего. Поднимаем уровень детей выше, совершенствуясь вместе с ними
Самостоятельность. Пусть дети сами организовывают свою жизнь. Доверие к детям. Мы не признаём мероприятия, придуманные и воплощенные только педагогическим отрядом, где дети – только зрители.
Коллективизм. Любое дело проводится для всех и для каждого. Общие интересы у всех. Но коллектив – еще и средство развития каждой личности.
Товарищество. К сожалению, сейчас слово «товарищ» устарело, многие поспешили выбросить его из своего лексикона, а жаль, ведь оно несёт в себе огромный позитивный смысл. Мы используем его для определения отношений между ребенком и членом педагогического отряда лагеря. Товарищ – это тот, кто не глядит на тебя сверху вниз, а находится рядом, поддерживая и совершенствуясь вместе с тобой.
Игра – дело серьёзное. Любая игра – от получасовой до трёхдневной – требует серьёзного к себе отношения – погружения в игру полностью, с соблюдением всех правил и традиций. Если в лагере объявлена игра – то в ней участвуют все – от начальника лагеря до техперсонала.
Художественное оформление смены
Информационный блок – стенд:
Режим дня.
График работы клубов
План смены.
Совет самоуправления.
Уголки безопасности (стенды: «Дорога глазами детей», «Правила пожарной безопасности»).
Оформление отрядов.
Название отрядов.
Девиз, эмблема, песня, другие символы.
Органы самоуправления (актив отряда).
Прочая информация, необходимая для деятельности.
Игровой сюжет программы
Мы живем в прекрасном месте недалеко от Байкала – городе Улан-Удэ. У нас есть все: широкие просторы, леса, озера, реки, сопки, удивительные по своей красоте ландшафты, разнообразная флора и фауна. А ещё есть история, по которой можно писать книги, учебники, создавать фильмы, песни, и люди, создававшие и создающие эту историю. Мы любим свой город!
Цель игрового алгоритма - воспитание юного гражданина, любящего свой город.
Действие алгоритма – город Улан-Удэ, ЛДП «Найрамдал». Участниками игрового алгоритма становятся дети, педагоги, вожатые. Игра начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 21 дня смены. В реализации игрового алгоритма участвуют:
- педагоги, вожатые, дети
- педагог-организатор
- начальник лагеря
В начале каждой смены ребятам предлагают «подарить» городу настоящий подарок, благодаря которому он станет ещё лучше и краше. Подарок - это новые «улицы». Они ещё не застроены и без названий, но через 21 день они будут украшать город.
В первый день смены каждый отряд придумывает название своей улицы и начинает «строительство». За личную и отрядную победу в различных мероприятиях мэр города дает отряду разрешение (патент) на строительство одного объекта (дом, школа, магазин и т.д.) по его выбору. В конце смены определяется самая застроенная и красивая улица.
По завершению строительства (то есть смены) в праздничной обстановке все «жители» получают «Паспорт» с пропиской на Центральном бульваре. Помимо этого, определяются «Почетные жители города» - это лидеры и победители всевозможных соревнований. Фотографии этих детей вывешиваются на «Доску почета».
Алгоритм объединяет три темы летнего оздоровительного лагеря. Но каждая из них несет свою смысловую нагрузку:
-Тема 1 - «Вместе сквозь время» Мероприятия этого цикла посвящены городу Улан-Удэ. Они рассказывают детям об истории становления города, его людях, его прошлом и настоящем;
- Тема 2: «Улан-Удэ – частица России». В ходе игры воспитанники лагеря узнают своих ближних и дальних соседей, с народами, живущими в республике Бурятия. Помимо этого, большой блок смены отведён на изучение культуры и традиций.
-Тема 3 - «Талантами славится наша земля». Она посвящена раскрытию творческого потенциала участников детского оздоровительного лагеря.
Включению в игру способствуют соответствующие игровая символика и атрибутика (вымпел «Лучшие строители», разноцветные галстуки, знак «Почетный гражданин города»).
Гласность в игре обеспечивает информационный стенд, на котором отмечаются успехи творческих, спортивных, трудовых дел.
Деятельность органов самоуправления
СОВЕТ МУДРЫХ – высший законодательный орган смены. Принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены, утверждает документы, программы, планы и т.д.
СОВЕТ КОМАНДИРОВ - высший исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей детского и педагогического коллектива. Координирует деятельность и осуществляет взаимодействие между другими центрами и органами самоуправления. Руководит работой оргкомитетов по подготовке дел, владеет информацией смены, решает текущие вопросы. Собирается один раз в неделю.
СОВЕТ ЗДОРОВЬЯ - осуществляет деятельность под руководством физрука; осуществляет контроль за организацией и проведением зарядки, спортивных соревнований, следит за состоянием спортивного инвентаря.
СОВЕТ ТВОРЧЕСТВА - разрабатывает, организует и проводит творческие дела, конкурсы. Разрабатывает задания для отрядов по подготовке и проведению КТД, подводит итоги и анализирует прошедшие дела.
СОВЕТ ТРУДА И ПОРЯДКА - организует и проводит трудовые дела, распределяет трудовые обязанности между отрядами; контролирует проведение общелагерных трудовых мероприятий; осуществляет контроль за исполнением законов лагеря.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Разделы программы
Программа представляет собой систему подпрограмм, направленных на гармоничное всестороннее развитие участников смены.
«Вместе сквозь время»
Улан-Удэ – частица России (гражданско-патриотическое воспитание)
Будь здоров! (формирование здорового образа жизни)
Сила интеллекта (развитие умственных способностей)
Планета людей (духовно-нравственное воспитание)
Талантами славится наша земля (творческое развитие)
Как прекрасен этот мир (эстетическое воспитание)
Формула безопасности (обучение безопасному поведению)
Россия – Родина моя!
Подпрограмма «Россия – родина моя!» является основной.
Цель: активизация у детей и подростков чувства патриотизма.
Задачи:
1. Воспитание любви к Родине, чувства ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей.
2. Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважения к людям, проживающим на территории России.
3. Воспитание уважительного отношения к Российской армии, ее лучшим представителям и традициям.
4. Развитие навыков самоуправления.
5. Воспитание уважения к культуре, истории и русскому языку.
6. Воспитание активной гражданской позиции.
7. Привитие интереса к краеведению.
Формы реализации:
ролевые игры («Россия – родина моя!», «Бой кораблей» и т.п.);
ежедневная линейка с поднятием флага;
игры на местности («Поиски клада», «Взятие крепости» и т.д.);
творческие мероприятия (конкурс литературно-музыкальных композиций, конкурс боевых листков, конкурс чтецов «Строки, опалённые войной», конкурс литературно-музыкальных композиций «Герой нашего времени», , конкурс поделок «Моя Россия», конкурс инсценированной военной песни и т.д.
викторины по истории России;
Будь здоров!
Гражданин города должен быть физически крепким, закалённым, нести ответственность за своё здоровье, уметь оказать первую медицинскую помощь.
Цель: Пропаганда здорового образа жизни, воспитание у подростков осознанного ценностного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1. Создание условий для полноценного физического развития детей и подростков в летний период.
2. Создание условий для безопасных занятий физической культурой и спортом.
3. Знакомство с лучшими нравственными традициями спорта.
4. Воспитание уважения к людям, занимающимся физической культурой и спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.
5. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
6. Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам
Формы реализации:
ежедневная зарядка, конкурс на лучшее исполнение зарядки «Премия «Ленка-спортсменка»;
ежедневные спортивные мероприятия («Олимпиада во времени»);
ежедневное соблюдение санитарно-гигиенических норм;
ежедневный конкурс на самый чистый отрядный кабинет «Премия «Чистоты»;
конкурс социальных проектов;
игры на местности;
Сила интеллекта
Гражданин города – человек, развитый интеллектуально, он любознателен, обладает широким кругозором.
Цель: Развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательных способностей, склонностей и дарований.
Задачи:
1. Формирование познавательной активности.
2. Развитие умственных сил, способностей и дарований.
3. Формирование общего мировоззрения.
4. Развитие познавательных интересов.
5. Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком.
Формы реализации:
игры на местности;
ролевые игры;
викторины и интеллектуальные конкурсы;
обучающие вертушки и мастер-классы;
Планета людей
Гражданин города осознаёт смысл человеческого существования, готов быть полезным для других людей и для своей страны.
Цель: Формирование нравственной культуры личности.
Задачи:
1. Формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества
2. Воспитание чувства собственного достоинства и моральной стойкости в непредвиденных ситуациях.
3. Формирование у детей и подростков средствами воспитательной работы представлений об общечеловеческих нормах морали (сострадании, милосердии, миролюбии, толерантности) и опыта общения, основанного на гуманистических принципах.
4. Развитие умения мыслить и поступать не только исходя из личных интересов, но и интересов всего коллектива.
5. Воспитание уважения к культуре других наций и этносов.
Формы реализации:
ролевые игры, акции и коллективно-творческие дела («Свеча памяти», «Мы-вместе»);
творческие мероприятия (концерт «Моя Россия – моя страна», литературно-музыкальная композиция «Герои нашего времени», «Конкурс одной песни (инсценировка);
ежедневный сбор в отряде «Свечка»;
отрядные дела – диспуты и дискуссии;
самоуправление на уровне отряда и на уровне лагеря;
конкурс социальных проектов.
Труд во благо
Гражданин – житель города активно и добросовестно участвует в общественно-полезной деятельности.
Цель: Формирование добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
Задачи:
1. Формирование у ребят положительного отношения к труду, как высшей ценности жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности
2. Развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде.
3. Воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности.
4. Вооружение ребят разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
5. Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей
Формы реализации:
Игры на местности и другие мероприятия (спортивный праздник «Готов к труду и обороне!», ролевая игра «Муравейник»);
ежедневная посильная уборка территории;
творческие конкурсы (конкурс рисунков, конкурс поделок, конкурс плакатов и т.п.)
работа органов самоуправления;
Талантами славится наша земля
Гражданин – человек успешный, который может реализовать себя в различной, в том числе и творческой, деятельности.
Цель: Развитие творческих способностей участников смены, выявление индивидуальных способностей ребенка в условиях полноценного отдыха и разнообразного досуга.
Задачи:
1. Формирование потребности ребят участвовать в коллективных творческих делах отряда и лагеря.
2. Развитие у детей и подростков организаторских способностей и коммуникабельности.
3. Воспитание стремления к интересному и полезному времяпрепровождению.
4. Демонстрация средствами различных мероприятий интересов и достижений ребят, их талантов и творческих способностей.
5. Обучение участников программы различным формам прикладного творчества.
Формы реализации:
ролевые игры;
творческие конкурсы (конкурс поделок, конкурс литературно-музыкальных композиций, конкурс инсценированной песни, концерт «Моя Россия» и т.п.)
игры на местности;
проведение мастер-классов.
Как прекрасен этот мир
Гражданин города стремится сделать свою жизнь и мир вокруг себя лучше.
Цель: Формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению.
Задачи:
1. Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни.
2. Формирование норм поведения, необходимых ребятам в быту, в общении со сверстниками, в семье, общественных местах, природе.
3. Воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях.
4. Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты.
Формы реализации:
творческие конкурсы;
проведение мастер-классов
выход в театры, музеи, библиотеки и др.
Формула безопасности
Цель: Формирование навыков безопасного поведения.
Задачи:
1. Формирование навыков безопасного поведения в чрезвычайной ситуации.
2. Формирование навыков здорового образа жизни.
3. Обучение правилам противопожарной безопасности.
4. Обучение основам первой медицинской помощи.
5. Обучение правилам поведения при террористической угрозе.
6. Обучение правилам дорожного движения.
Формы реализации:
1) учебная эвакуация;
2) спортивный праздник «Готов к труду и обороне!»;
3) конкурс социальных проектов;
4) проведение мастер-классов.
Формы и методы реализации программы
1. Система оздоровительной работы реализуется в направлении пропаганды здорового образа жизни, служит для развития физических способностей детей.
Средства оздоровительной работы:
- предъявление режима дня не только как нормы проживания в лагере, а как механизма, способствующего оздоровлению ребенка;
- утренняя гимнастика;
- ежедневные спортивные соревнования;
- подвижные игры, в том числе игры на местности;
- информационное обеспечение – пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
Ежедневные спортивные соревнования проводятся в форме «Олимпиады во времени». Эти соревнования привлекательны своей доступностью и простотой, так как в них включены самые разнообразные виды соревнований, любимые детьми. Участникам программы предоставляется возможность проявить себя и в индивидуальном и командном участии.
По итогам смены выбирается самый спортивный отряд, на линейке закрытия смены происходит награждение победителей в индивидуальных соревнованиях.
2. Система профильного обучения.
Профильные клубы.
Клуб краеведения «Байкальский сундучок». Изучение флоры и фауны озера Байкал.
Клуб «Бэлиг». Изучения бурятского языка, традиций и обычаев бурятского народа.
Клуб «Future». Изучение английского языка, тематические занятия, целью которых является общение.
Клуб «Студия мастерства». Изучение народно-прикладного искусства народов республики Бурятия.
Клуб «Скорочтение». Развитие памяти, внимания, скорости и понимания прочитанного
Клуб «Ментальная арифметика». Изучение навыкам ментального счета
В организационном периоде каждый ребёнок выбирает клуб по своему вкусу и посещает его в течение смены. Руководитель клуба в начале смены готовит презентацию своего объединения, а в конце смены на творческом вечере дети демонстрируют свои знания и умения.
Мастер-классы.
К реализации программы профильной смены привлекаются также специалисты учреждений системы профилактики. Один раз за смену специалист приезжает в лагерь и проводит занятие с участниками смены. Мы планируем проведение следующих мероприятий:
- «Как пользоваться огнетушителем»;
- «Зачем нужны правила дорожного движения»;
- «Как вести себя во время пожара»;
- «Как оказать первую медицинскую помощь».
- Тренинг «Курить или жить?»
3. Тематические ролевые игры позволяют в полной мере создать игровую атмосферу, происходит «погружение» всего лагеря в какую-либо тему.
4. Отрядные часы посвящены активному отдыху детей, направлены на формирование положительного психологического климата внутри коллектива, а также на формирование положительной мотивации к дальнейшей работе по программе смены. Кроме того, отрядные дни – это время для мероприятий духовно-нравственного содержания. Диспуты, беседы на нравственные темы, коллективно-творческие дела на тему экологии, здорового образа жизни более эффективны в малом коллективе, в атмосфере камерности и доверия друг к другу.
5. Социально-психологический мониторинг – один из обязательных элементов программы. Включает в себя этапное психологическое тестирование участников смены с целью выявления сформированности эмоционально-волевых качеств личности, потребностей, уровня патриотизма каждого ребенка. На основании результатов первого этапа тестирования делаются выводы, позволяющие определить оптимальные формы и методы работы с воспитанниками на протяжении всей смены. Второй этап тестирования позволяет проследить эффективность проведенной педагогическим коллективом работы, корректировать и планировать дальнейшую работу.
Социально-психологический мониторинг является одним из основных критериев эффективности реализации программы.
План мероприятий
Дата | Название дня | Мероприятия |
30. 05 | День Знакомств | Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей. "Ярмарка идей"(обсуждение плана работы лагерной смены, предложения и пожелания). Игра "Расскажи мне о себе". Знакомство с техникой безопасности (дорога, водоем, территория лагеря). Игра по ПДД «У светофора нет каникул». |
31.05 | Мы – жители нашего города | Открытие лагерной смены КТД «Мир, в котором мы живем» |
01.06 | День истории | Познавательная игра «История рождения Улан-Удэ» |
02.06. | День спорта | Турнир по командным видам спорта «Быстрее, выше, сильнее» |
03.06 | День журналиста | Защита журнала «People» об известных людях города Улан-Удэ, республики Бурятия |
04.06 | День художников | Конкурс рисунков «Уголки родной земли» |
06.06 | День науки | Квест «Научный микс» |
07.06 | День театра | КТД «Весь мир театр, все люди в нем актеры» |
08.06 | День олимпийцев | Спортивные соревнования «Олимпиада – 2021» |
09.06 | День техники | Конкурсная программа «Необычное рядом» |
10.06 | День России | КТД «Вместе мы большая сила – вместе мы страна Россия!» |
11.06 | День исследователя | Игра «5 драгоценностей» |
14.06 | День музыки | «Мелодии родной земли» |
15.06 | День кино | Конкурс видео-роликов «Я люблю Улан-Удэ» |
16.06 | День артиста | Праздничная программа «Весь мир у нас в руках, мы звезды континента» |
17.06 | День города | КТД «Вместе строим будущее» |
18.06 | День красоты | Конкурс рисунков на асфальте «Дополненная реальность» |
20.06 | День Х | КТД «Мистер и Мисс лагеря» |
21.06 | День экономики | Бизнес –игра «Я могу!» |
22.06 | День закрытия | Праздничная программа – «Ступеньки роста» Линейка «И помнит мир спасенный…» |
23.06 | День расставания | Прощальный огонек |
Этапы реализации программы
Подготовительный (январь-май 2022 года)
Формирование пакета документов, комплектование кадрового состава, набор участников профильной смены, организация и проведение школы вожатых, научно-методическое обеспечение работы смены, материальное обеспечение смены, создание и проведение оргкомитета.
Организационный (апрель-май 2022года)
Распределение обязанностей в педагогическом коллективе, проведение родительского собрания по вопросам организации детского отдыха, предварительное социально-педагогическое исследование педагогических работников, научно-методическое обеспечение смены, предварительное оформление модели детского самоуправления.
Реализация программы (июнь 2022 года)
Реализация программы профильной смены с применением широкого спектра форм воспитания и обучения. Реализация программ профильных клубов. Организация системы детского самоуправления.
Кадровое обеспечение
Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.
А.С. Макаренко
Основа кадрового обеспечения– педагогический отряд ЛДП «Найрамдал», действующий под девизом «Гореть самим и зажигать других», объединённый едиными педагогическими принципами.
Для полноценной реализации программы необходим кадровый корпус в составе:
1. Начальник лагеря – осуществляет общее административное руководство лагерем, создаёт необходимые условия для проведения оздоровительной работы, несёт ответственность за организацию питания, обеспечивает безопасность жизни и здоровья участников смены, несёт ответственность за организацию учебного, воспитательного процесса, за качество реализации программы; руководит педагогическим составом профильной смены; осуществляет методическую помощь воспитателям, вожатым, руководителям профильных клубов в проведении общелагерных и отрядных мероприятий, профильных занятий; осуществляет контроль за организацией дежурства в лагере; контролирует составление расписаний занятий профильных клубов, ведёт необходимую документацию по воспитательной работе;
2. Заместитель начальника (педагог-организатор) – занимается обеспечением досуговой деятельностью, проводит обучение педагогического отряда, создаёт необходимые условия для проведения воспитательной работы, осуществляет планирование, подготовку и реализацию общелагерных мероприятий; осуществляет методическую помощь вожатым в проведении общелагерных и отрядных мероприятий, контролирует исполнение плана мероприятий, руководит детским самоуправлением.
3. Воспитатель () – организует выполнение детьми режима дня, организует обучение участников смены в профильных клубах, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья участников смены, организует с учетом возраста детей работу по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, техники безопасности¸ участии в общественно-полезном труде; планирует и организует жизнедеятельность детей и осуществляет их воспитание.
4. Инструктор по физической культуре – проводит ежедневные спортивные мероприятия согласно распорядку дня, организует и осуществляет контроль за проведением спортивных соревнований и праздников, обеспечивает безопасность детей при проведении физических и спортивных занятий.
5. Звукоинженер (ди-джей) – отвечает за работоспособность музыкального оборудования, обеспечивает музыкальное сопровождение мероприятий, ведёт дискотеку.
Педагогический отряд профильной смены составят:
- педагоги МАОУ БГ № 29
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО КОЛЛЕКТИВА
Принцип педагогического профессионализма.
Принцип уважения к личности ребёнка (ведущая идея гуманистической педагогики: ребёнок – центр, основной смысл, цель и результат педагогической деятельности).
Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества (педагог – педагог, педагог – ребёнок).
Принцип поддержки детских инициатив, творчества.
Принцип включённости детей в социально-значимые отношения (самоуправление детского коллектива).
Принцип сочетания общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей.
Значимость нравственно-патриотических и художественно-эстетических позиций для воспитания подрастающего поколения.
Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества.
Принцип педагогической целесообразности (планирование, анализ, диагностика, коррекция).
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование:
Видеокамера, цифровой фотоаппарат;
Компьютер (для вёрстки газеты);
Принтер
Видеопроектор, проекционный экран;
Свето-и звукоаппаратура;
Спортивный инвентарь (мячи, ракетки, шахматы и т.д.);
Телевизор, DVD-проигрыватель;
Принтер цветной струйный;
Микрофоны и микрофонные стойки;
Показатели результативности программы
Критерии эффективности программы
Качественные критерии: повышение уровня гражданского самосознания детей и подростков, повышение их нравственного уровня, повышение социальной активности детей и подростков, уровня их знаний по истории России, обеспечение заинтересованности детей и подростков в изучении истории, культуры, традиций родного края.
Занятость детей на протяжении смены и в течение одного дня, включенность каждого воспитанника в деятельность по принятию решения, подготовке и проведению того или иного мероприятия.
Уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними. Эмоциональная сопричастность к собственной деятельности и деятельности своих товарищей (внутренние переживания, проявляющиеся в эмоциях во время действия).
Наличие реальной детской самодеятельности.
Личные достижения каждого ребёнка, познавательная ценность.
Комфортность и защищенность ребёнка в лагере.
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Наименование | Сроки | Ответственный |
Педсовет | 2 раза в смену | Начальник лагеря |
Производственное совещание | Не реже 2 раз в неделю | Начальник лагеря |
Оперативное совещание | Ежедневно | Педагог-организатор |
Заседание совета детского самоуправления | Ежедневно | Педагог-организатор |
В каждой шутке есть доля правды.
Народная мудрость
Критерии | Смена считается успешной, если … |
Структура занятости детей на протяжении смены и в течение каждого дня | … на территории лагеря невозможно увидеть детей, бесцельно «шатающихся» по лагерю. … каждый ребёнок посещает какой-либо профильный клуб, мастер-класс. … у каждого ребёнка есть конкретное поручение на каждый день. … на сцене, на спортплощадке и т.п. можно увидеть разных детей, а не всё время одних и тех же. |
Уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними | … отсутствуют переходы детей из одного отряда в другой в основной и заключительный период смены; … дети не уходят из лагеря; … на линейке закрытия смены после слов директора «смена считается закрытой» дети кричат «Не-е-ет! Не надо!». … дети и вожатые буквально по клочкам разрывают отрядный уголок «на память». … даже самые отрешённые и пассивные дети в конце смены кричат «Наш отряд самый лучший!». |
Реальная детская самодеятельность | … каждый ребёнок хотя бы один раз выступал на сцене. … у каждого ребёнка есть что-то, что он сделал своими руками в течение смены. … художественные номера придуманы детьми, а вожатыми лишь подкорректированы. … каждый ребёнок смог реализовать в течение смены своё умение, полученное до лагеря. … |
Творческий продукт детей, их личные культурные достижения | … у каждого ребёнка есть грамота, приз, сертификат за что-либо. … в лагере не существует деления на «спортсменов» и артистов». … каждый ребёнок знает и с удовольствием поёт патриотическую песню, песню военных лет. … каждый ребёнок может «сотворить» какую-либо поделку или что-то другое. … каждый ребёнок научился чему-то новому в профильном клубе или на мастер-классе –выпускать газету, оказывать медицинскую помощь и т.п. |
Защищенность и комфортность ребёнка в лагере | … отсутствовали чрезвычайные ситуации – все дети отправились домой здоровыми физически и психически. … отсутствовали жалобы на чрезмерный холод или жару, на плохое питание (когда количество пищевых отходов стремится к нулю), на сломанную аппаратуру, на некомфортные условия и т.п. |
Список используемой литературы
«Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.