План-конспект уроков Изобразительного искусства Учитель ИЗО: Овсянникова Татьяна Владимировна: Г. Калининград, МАОУ СОШ №48 Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения. Тема урока: «Мой край морской – мой край рыбацкий». Приемы передачи пространства в морской композиции в живописи. Методические рекомендации: Особенно важно на уроке изобразительного искусства формирование гармоничной личности, культурная связь ребенка с жизнью своего края, знание своих традиций и традиций мировой культуры. Творя, ученик эмоционально переосмысливает действительность и «выдает» свое видение и понимание предложенной темы. Урок состоит из нескольких этапов: I этап – Объявление темы урока , обсуждение ее, прослушивание музыкальной заставки. II этап - познавательный или знакомство с неизвестным (новым), где формулируется проблема в виде проблемного вопроса, работа с наглядными пособиями, слайд-шоу. III этап - практический (работа с художественным материалом) IV этап - завершающий, разрешение проблемы, поиск оптимальных вариантов. Во время урока этапы могут меняться местами, могут появляться новые или поочерёдно повторяться между собой - всё зависит от прогнозирования результата деятельности. Вашему вниманию предлагается конспект урока проблемно-поискового характера, где педагог формулирует, сам предлагает проблему (проблемный вопрос), а учащиеся по ходу урока занимаются поиском композиционных и цветовых вариантов. В этом возрасте (11-12 лет), учащиеся готовы к осмыслению содержания предмета, чужих мыслей, могут пропустить их через себя и выработать свою позицию. Им свойственно отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений; Вести поисковую работу по подбору репродукций, рассказов об искусстве; Доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных учащимися своего класса. Тема урока: “Мой край морской - мой край рыбацкий.” Цель: развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения. Задачи: Познакомить учащихся с творчеством художников-маринистов: Айвазовского, К. Моне, Х. Сегерса ,ван де Вельдна Перселлиса. Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно. Расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины. Упражнять, в умении устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета. Познакомить с понятием цветовой акцент. Сформировать навык изображения отражений в воде, передавать фактуру воды и способ изображения пространства (воздушная перспектива). Проблемный вопрос: Ответы детей: Художественные материалы: листы белой бумаги (формат А4); акварель, гуашь; кисти плоские, круглые (“белка”, “щетина”, № 3, 5, 10, 14); палитры, салфетки, подставки под кисти, вода. Зрительный ряд: Пейзажи голландских художников 17 в.: Пейзажи художников импрессионистов: К. Моне , А. Сислея. Айвазовский “Девятый вал”, “Чёрное море”, Карточки, определяющие настроение морской стихии. Картины марин с различной смысловой нагрузкой. Музыкальный ряд: Межпредметные связи: Комментарий урока: С целью активизации интереса, учащихся к данной теме, педагог предлагает мысленно оказаться на выставке картин художников-маринистов. (просмотр сопровождается аудиозаписью с шумом моря.) Айвазовский И.К. “Чёрное море” (Рисунок 1) Айвазовский И.К. “Девятый вал” (Рисунок 2) Ян Перселес «Две маленькие лодки»(Рисунок3) -
Х. Сегерс «Лодки у берега» К. Моне « Лодки у Аржантея» А. Сислей « Лодки» Фотографии с кораблями и лодками. Диалог, подводящий к теме урока: К какому жанру живописи вы отнесли бы все эти картины? Что значит марина? Цель: во время урока мы будем учиться передавать пространство красками, и в этом нам поможет воздушная перспектива. Узнаем, что такое акцент. (Акценты в живописи предназначены для выделения главного. Не может в композиции все быть одинаково важным. Нужно помочь зрителю понять вашу мысль, вашу идею. А для этого надо максимально ее выделить, подчеркнуть доступными средствами: линией, цветом, контрастом и т.д) Познакомимся с творчеством художников-маринистов. В конце урока подумаем: как художники создавали иллюзию пространства в морском пейзаже? Рисунок 1) План рассказа педагога (или учащегося): Художники как волшебники создавали иллюзии, на плоском листе появлялось пространство. Маринисты умело пользовались воздушной перспективой.(Уменьшение насыщенности цвета и контрастности изображения вглубь работы) Еще один приём изображения водного пространства- отражение в воде, без него работа смотрится , как аппликация. (У основания корабля рисуем еще один, только перевернутый вверх ногами и с размытыми, нечеткими контурами). На презентации представлены работы голландских и французских маринистов, посмотрите , взгяд устремляется на яркое цветовое пятно-лодку с парусами. Ян Перселис намеренно помещает в картину корабль с парусами и флагами, он воспользовался цветовым акцентом и сменил направление мазка кисти.( волны- горизонтальное направление, парус –диагональное). В работе Клода Моне вода написана горизонтальными мазками ,а фигуры женщин- вертикальными(они и являются цветовым акцентом). Рассматривание картины “Корабли в море” (Рисунок 5) Рассказ педагога: “Над бурным морем нависли свинцовые, тяжелые тучи. Мачты кораблей едва выдерживают порывы ветра и склоняются к воде. Вот-вот разразится буря и морякам прийдеться напрячь все свои силы ,чтоб выстоять. Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”. С помощью, каких средств выразительности Художнику удалось вызвать у нас такие чувства? Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов: Кончилась страшная буря. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны. Как вы думаете, есть шанс на спасение моряков? А как нам об этом говорит Художник? Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И. К. Айвазовского. Он, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии. Характер морской стихии: грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная, хмурая, беспокойная, печальная, тоскливая, спокойная, засыпающая, таинственная, нежная, ласковая, шаловливая, задиристая, радостная, ликующая, игривая и др. Показ педагогом на мольберте изображения морской глади - растяжка, вливание цвета в цвет, таким образом, высветляя или затемняя колорит. Приемы в рисовании лодок, отражений. Предлагает учащимся разработать свои приёмы изображения: рябь на воде, вздымающиеся волны, волнистые плавные линии. Самостоятельная художественная работа учащихся. Работа над проблемным вопросом: Почему же наш край морской? Варианты ответов: мы живем на берегу Балтийского моря , оно дает нам рыбу, янтарь и помогает нам восстановить свои физически силы(мы отдыхаем, любуемся, слушаем море) морская стихия влияет на физическое здоровье человека. Лечит - воздух, вода, солнце. морская стихия - источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. (стихотворения, картины, музыкальные произведения, украшения из морских глубин - ракушки, кораллы, жемчуг). море - кормит. (продукты питания: рыба, моллюски, крабы - богатые фосфором и белками, водоросли, насыщенные йодом). морская стихия испытывает человека. (поглощает в свою пучину, нагоняет уныние, отчаяние, ужас, страх или закаляет характер, силу воли и духа). Анализ творческих работ учащихся. Использование цветовой гаммы при рисовании морских пейзажей - как показатель психического состояния на уроке. Обсуждение работ и настроения. Практически все работы получились радостные, светлые с изображением лодок ,парусов и чаек. Использовали спокойные тона для изображения штиля. Включали в композицию летящих чаек, плывущих кораблей и направляющих маяков. Урок нам напомнил об использовании линии горизонта и различных направлений линии. |