СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мой край морской- мой край рыбацкий"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: “Мой край морской - мой край рыбацкий.”

 Цель: развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством художников-маринистов:
  •  Айвазовского, К. Моне, Х. Сегерса ,ван де Вельдна Перселлиса.
  • Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.
  • Познакомить с понятием цветовой акцент.
  • Сформировать навык изображения отражений в воде, передавать фактуру воды и способ изображения пространства (воздушная перспектива).

Просмотр содержимого документа
«"Мой край морской- мой край рыбацкий"»





«Мой край морской - мой край рыбацкий».



План-конспект уроков Изобразительного искусства

Учитель ИЗО: Овсянникова Татьяна Владимировна

Г. Калининград, МАОУ СОШ №48

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения.

Тема урока: «Мой край морской – мой край рыбацкий».

Приемы передачи пространства в морской композиции в живописи.

Методические рекомендации:

Особенно важно на уроке изобразительного искусства формирование гармоничной личности, культурная связь ребенка с жизнью своего края, знание своих традиций и традиций мировой культуры. Творя, ученик эмоционально переосмысливает действительность и «выдает» свое видение и понимание предложенной темы.

Урок состоит из нескольких этапов:

  • I этап – Объявление темы урока , обсуждение ее, прослушивание музыкальной заставки.

  • II этап - познавательный или знакомство с неизвестным (новым), где формулируется проблема в виде проблемного вопроса, работа с наглядными пособиями, слайд-шоу.

  • III этап - практический (работа с художественным материалом)

  • IV этап - завершающий, разрешение проблемы, поиск оптимальных вариантов.

Во время урока этапы могут меняться местами, могут появляться новые или поочерёдно повторяться между собой - всё зависит от прогнозирования результата деятельности.

Вашему вниманию предлагается конспект урока проблемно-поискового характера, где педагог формулирует, сам предлагает проблему (проблемный вопрос), а учащиеся по ходу урока занимаются поиском композиционных и цветовых вариантов.

В этом возрасте (11-12 лет), учащиеся готовы к осмыслению содержания предмета, чужих мыслей, могут пропустить их через себя и выработать свою позицию.

Им свойственно отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений; Вести поисковую работу по подбору репродукций, рассказов об искусстве; Доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных учащимися своего класса.

Тема урока: “Мой край морской - мой край рыбацкий.”

Цель: развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством художников-маринистов:

  • Айвазовского, К. Моне, Х. Сегерса ,ван де Вельдна Перселлиса.

  • Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.

  • Расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.

  • Упражнять, в умении устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета.

  • Познакомить с понятием цветовой акцент.

  • Сформировать навык изображения отражений в воде, передавать фактуру воды и способ изображения пространства (воздушная перспектива).

Проблемный вопрос:

  • Почему наш край назван морским и рыбацким?

  • Чем богат наш край?

Ответы детей:

  • Мы живем на берегу Балтийского моря.

  • У нас есть море.

  • Морем, рыбой, янтарем.


Художественные материалы:

  • листы белой бумаги (формат А4);

  • акварель, гуашь;

  • кисти плоские, круглые (“белка”, “щетина”, № 3, 5, 10, 14);

  • палитры, салфетки, подставки под кисти, вода.

Зрительный ряд:

  • Пейзажи голландских художников 17 в.:

  • Пейзажи художников импрессионистов: К. Моне , А. Сислея.

  • Айвазовский “Девятый вал”,

  • “Чёрное море”,

  • Карточки, определяющие настроение морской стихии.

  • Картины марин с различной смысловой нагрузкой.

Музыкальный ряд:

  • Аудиозапись с шумом моря и криками чаек.

Межпредметные связи:

  • География (Калининград находится на берегу Балтийского моря).

Комментарий урока:

  • С целью активизации интереса, учащихся к данной теме, педагог предлагает мысленно оказаться на выставке картин художников-маринистов.

  • (просмотр сопровождается аудиозаписью с шумом моря.)

  • Айвазовский И.К. “Чёрное море” (Рисунок 1)

  • Айвазовский И.К. “Девятый вал” (Рисунок 2)

  • Ян Перселес «Две маленькие лодки»(Рисунок3)

  • Х. Сегерс «Лодки у берега»

  • К. Моне « Лодки у Аржантея»

  • А. Сислей « Лодки»

  • Фотографии с кораблями и лодками.

Диалог, подводящий к теме урока:

  • К какому жанру живописи вы отнесли бы все эти картины? Что значит марина?

  • Цель: во время урока мы будем учиться передавать пространство красками, и в этом нам поможет воздушная перспектива.

  • Узнаем, что такое акцент. (Акценты в живописи предназначены для выделения главного. Не может в композиции все быть одинаково важным. Нужно помочь зрителю понять вашу мысль, вашу идею. А для этого надо максимально ее выделить, подчеркнуть доступными средствами: линией, цветом, контрастом и т.д)

  • Познакомимся с творчеством художников-маринистов.

  • В конце урока подумаем: как художники создавали иллюзию пространства в морском пейзаже?

  • Рисунок 1)

  • План рассказа педагога (или учащегося):

  • Художники как волшебники создавали иллюзии, на плоском листе появлялось пространство. Маринисты умело пользовались воздушной перспективой.(Уменьшение насыщенности цвета и контрастности изображения вглубь работы)

  • Еще один приём изображения водного пространства- отражение в воде, без него работа смотрится , как аппликация. (У основания корабля рисуем еще один, только перевернутый вверх ногами и с размытыми, нечеткими контурами).

  • На презентации представлены работы голландских и французских маринистов, посмотрите , взгяд устремляется на яркое цветовое пятно-лодку с парусами.

Ян Перселис намеренно помещает в картину корабль с парусами и флагами, он воспользовался цветовым акцентом и сменил направление мазка кисти.( волны- горизонтальное направление, парус –диагональное). В работе Клода Моне вода написана горизонтальными мазками ,а фигуры женщин- вертикальными(они и являются цветовым акцентом).


Рассматривание картины “Корабли в море” (Рисунок 5)

Рассказ педагога:

“Над бурным морем нависли свинцовые, тяжелые тучи. Мачты кораблей едва выдерживают порывы ветра и склоняются к воде. Вот-вот разразится буря и морякам прийдеться напрячь все свои силы ,чтоб выстоять.

Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.

С помощью, каких средств выразительности Художнику удалось вызвать у нас такие чувства?

Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:

  • контрасты освещения и колорита;

  • деление пространства на планы;

Кончилась страшная буря. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.

Как вы думаете, есть шанс на спасение моряков?

А как нам об этом говорит Художник?

Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И. К. Айвазовского.

Он, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии.

Характер морской стихии:

  • грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная,

  • хмурая, беспокойная, печальная, тоскливая,

  • спокойная, засыпающая, таинственная,

  • нежная, ласковая, шаловливая, задиристая,

  • радостная, ликующая, игривая и др.

Показ педагогом на мольберте изображения морской глади - растяжка, вливание цвета в цвет, таким образом, высветляя или затемняя колорит.

Приемы в рисовании лодок, отражений.


Предлагает учащимся разработать свои приёмы изображения: рябь на воде, вздымающиеся волны, волнистые плавные линии.

Самостоятельная художественная работа учащихся.

Работа над проблемным вопросом: Почему же наш край морской?

Варианты ответов:

  • мы живем на берегу Балтийского моря , оно дает нам рыбу, янтарь и помогает нам восстановить свои физически силы(мы отдыхаем, любуемся, слушаем море)

  • морская стихия влияет на физическое здоровье человека. Лечит - воздух, вода, солнце.

  • морская стихия - источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. (стихотворения, картины, музыкальные произведения, украшения из морских глубин - ракушки, кораллы, жемчуг).

  • море - кормит. (продукты питания: рыба, моллюски, крабы - богатые фосфором и белками, водоросли, насыщенные йодом).

  • морская стихия испытывает человека. (поглощает в свою пучину, нагоняет уныние, отчаяние, ужас, страх или закаляет характер, силу воли и духа).

Анализ творческих работ учащихся.

Использование цветовой гаммы при рисовании морских пейзажей - как показатель психического состояния на уроке.

Обсуждение работ и настроения.

Практически все работы получились радостные, светлые с изображением лодок ,парусов и чаек. Использовали спокойные тона для изображения штиля. Включали в композицию летящих чаек, плывущих кораблей и направляющих маяков. Урок нам напомнил об использовании линии горизонта и различных направлений линии.


Молодцы!