СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой лучший урок

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает сценарий урока , самоанализ, рецензию пояснительную записку.

Просмотр содержимого документа
«мой лучший урок»

Урок 30

Тема: Общая характеристика галогенов

Тип урока: комбинированный урок с элементами технологии проблемного обучения.

Методы: словесный, наглядный, проблемно- поисковый, практический.

Виды учебной деятельности: парная, групповая, индивидуально- обособленная, коллективная.

Оборудование: образцы зубной пасты, изделия с тефлоновым покрытием, пластмассы, лекарства, фотобумага, пробирки, хлорид натрия, иодид калия, нитрат серебра, карты- инструкции, листы индивидуальной работы.

Цель урока: Дать общую характеристику галогенов на основе их строения, физических и химических свойств.

Образовательная: изучить строение, физические и химические свойства галогенов; раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере галогенов; продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

Развивающая: развивать у учащихся умения выделять главное, в изучаемом материале; сравнивать; развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации, умения делать выводы, развивать логическое мышление.

Воспитательная: воспитание коллективизма, экологической культуры, бытовой компетентности учащихся.

Ход урока

Эпиграф к уроку: «С малой удачи начинается большой успех.» (слайд№1)

1.Организационный момент.( 1 мин)

Приветствие. Проверка готовности к уроку обучающихся, фиксация отсутствующих.

  1. Проверка теоретических знаний и навыков. (7 мин)

Индивидуальная работа. Работа по карточкам у доски.

Карточка 1.

Составить кластер « Химические свойства углерода».

Карточка 2.

Какие свойства проявляет водород в реакции Cl2 + H2 → 2HCl . Рассмотреть с позиции ОВР.

Карточка 3.

Записать уравнение по схеме кислота + металл→

Какое отношение эта реакция имеет к водороду?

Работа с классом.

Подтвердите или опровергните утверждения. Зачитываю 15 утверждений.1 вариант выписывает только номера утверждений, которые касаются неметаллов, а второй вариант металлов. Ответы даются на листе индивидуальной работы обучающихся.

Тест.

1. Ковкость. 2. Существование аллотропных видоизменений.

3. Металлический блеск. 4. Газообразное агрегатное состояние.

5. Могут быть и окислителями и восстановителями. 6. Пластичность.

7. Низкая температура кипения. 8. Хорошая электропроводность.

9. Большой радиус атома. 10. Молекулярная кристаллическая решетка.

11. Атомная кристаллическая решетка. 12. Хорошая теплопроводность.

13. Ковалентная неполярная связь в молекуле. 14. Восстановители.

15. Содержат от 4 до 8 электронов на внешнем уровне.

Проведение взаимопроверки результатов теста. (Правильные ответы даются на слайде №2.) Проверка результатов работы учащихся у доски.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы и целей урока. (5 мин)

(На демонстрационном столе лежат: зубная поста , сковорода с тефлоновым покрытием, раствор йода, поваренная соль в пачке, таблетки бромгексина, раствор Люголя.)

Ребята, как вы думаете, какие элементы «работают» в этих широко применяемых материалах? (Элементы 7 группы А.)

Чтобы вам легче было сформулировать тему урока я дам подсказки.

1. Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали. Его соединения добавляют в зубную пасту. (Фтор)

2.Каждый пользовался спиртовой настойкой этого вещества, как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством. (Йод)

3. Его слабый запах можно ощущать в водопроводной воде (им обеззараживают воду) и при применении отбеливателя. (Хлор)

Перечислив элементы, давайте попытаемся ответить на вопрос «Какова же тема сегодняшнего урока?

( Общая характеристика галогенов.) (слайд№3)

Какова же будет цель нашего урока?

(Дать общую характеристику элементов 7 группы (галогенов) на основе их строения, физических и химических свойств.)

Рассмотрите таблицу 7 « Физические свойства

галогенов» в учебнике на стр. 161 .

Что мы видим больше – сходств или различий? (различий)

А почему же тогда эти элементы объединены в одну группу?

Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос ?

(1.Изучить строение атома.

2. Изучить физические свойства.

3.Изучить химические свойства.)(слайд№4)

Это и будет план нашего урока.

4. Формирование новых знаний, совершенствование умений и навыков.

(7мин) Класс предварительно разделён на 4 группы по особенностям интеллектуального развития, уровню волевого развития, внимания, степени работоспособности. Работа в группах с текстами о галогенах. Каждая группа получает инструктивную карту.

Карта- инструкция «ТЕОРЕТИКИ»

Цель: изучить строение атомов и молекул галогенов.

1.Как и кем были открыты галогены?

2.Где в ПСХЭ расположены галогены?

3.Дайте характеристику элементов – галогенов по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

4.Почему галогены называют «солеобразующими».

5.Охарактеризуйте галогены – простые вещества. Какие химические связи существуют в галогенах – простых веществах.

Карта- инструкция «ПРАКТИКИ»

Цель: изучить нахождение галогенов в природе, получение галогенов, их применение в промышленности и значение в природе.

1.В каком виде (свободном или связанном) встречаются галогены в природе?

2.Назовите важнейшие соединения хлора и их применение в промышленности.

3. Назовите важнейшие соединения фтора и их применение в промышленности.

4.Где в природе находятся бром и йод?

5. Как получают галогены?

Карта- инструкция «ФИЗИКИ»

Цель: изучить физические свойства галогенов по плану:

1.Агрегатное состояние галогенов в обычных условиях.

2.Цвет.

3.Запах.

4.Температура плавления и кипения.

5.Выяснить, почему бром и йод хранят в запаянных ампулах.

Карта- инструкция «ХИМИКИ»

Цель: изучить химические свойства галогенов по плану:

1.Как взаимодействуют галогены с металлами, с водородом (напишите уравнение химических реакций).

2.Как расположены галогены в ряду активности?

3.Как галогены взаимодействуют с водой?

4.Какие соли образуют галогеноводородные кислоты?

5. Физкультминутка - офтальмопауза

6. Первичная проверка понимания. (10 мин)

Каждая группа обменивается информацией. Обсуждаемые вопросы заносятся в таблицу на листе индивидуальной работы.

Лабораторная работа. ( парная)

1.Как в растворе определить хлорид ,бромид, иодид – ионы?

2.Проведите качественные реакции между солями галогенов и нитратом серебра. Расскажите, что вы наблюдали. Напишите уравнения реакций.

Как же мы ответим на проблемный вопрос, поставленный в начале урока-«Почему галогены объединены в одну группу?» (Галогены объединены в одну группу на основании сходства их химических свойств.)

7. Первичное закрепление. (7мин)

Создание кластеров по темам: «Строение атомов галогенов»(1 ряд), «Физические свойства галогенов»(2 ряд), «Химические свойства галогенов»(3 ряд). Представители каждого ряда переносят составленный группой кластер на доску.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (3мин)

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материл данного урока.

Найдите химические ошибки в предложенных утверждениях.

Галогены – элементы побочной подгруппы, являющиеся сильными восстановителями. Они имеют атомное строение и различаются агрегатным состоянием. Все галогены могут проявлять разные степени окисления. Для галогенов характерны реакция взаимодействия металлами, кислородом и друг с другом.

8. Выставление оценок, информация о домашнем задании(2мин)

Учебник О.С. Габриелян параграф 22. Три уровня д/з: I уровень №2, II уровень №4,5 III уровень-№6,7.стр.167. Учитель комментирует домашнее задание.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)(2мин)

Заключительное слово учителя. Учитель организует рефлексию.

  1. Ребята, вы проделали большую работу. Какое у вас настроение?

  2. Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя?

  3. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

  1. Каков ваш вклад в урок?

  2. Могу похвалить своих одноклассников…

Учитель оценивает учащихся, активно работающих на уроке, собирает листы индивидуальной работы.

Приложение Лист индивидуальной работы


  1. Тест.


  1. Заполни таблицу.

№ п/п


Галогены

фтор

хлор

бром

иод

1.

Дата открытия





2.

Строение атома





3.

Физические свойства





4.

Химические свойства:

- взаимодействие с простыми веществами





- взаимодействие со сложными веществами





5.

Нахождение в природе







6.

Применение







7.

Биологическая роль(биологическое значение)







  1. «Найди химические ошибки».

Галогены – элементы побочной подгруппы, являющиеся сильными восстановителями. Они имеют атомное строение и различаются агрегатным состоянием. Все галогены могут проявлять разные степени окисления. Для галогенов характерны реакция взаимодействия металлами, кислородом и друг с другом.