СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой лучший урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИМВОЛЫ ТУЛЬСКОГО КРАЯ Тульский край в истории России стал олицетворением славы русского оружия и русских мастеров-ремесленников. Тульский край, как южный рубеж России, был щитом страны от Куликовской битвы до событий Великой Отечественной войны, ни разу не покорившись врагу. Неудивительно, что Куликово поле – один из самых значимых символов тульского края, синоним доблести русского воинства и Первого ратного поля России, святого не только для каждого туляка, но и россиянина места на карте нашей Родины. Тула – колыбель русского оружия, по праву считается арсеналом и кузницей России, и все от мала до велика в нашей стране знают тульского Левшу – умельца-оружейника, подковавшего блоху. Тула – это и сладкая столица России: родина самоваров и пряников, семейных традиций, веселых праздников под звуки тульской гармошки

Просмотр содержимого документа
«Мой лучший урок»

Паспорт работы:

Урок по теме: «Россия – наша Родина»

Автор: Моисеева Надежда Николаевна – учитель русского языка и литературы , ОРКСЭ

Наименование организации: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1»

Субъект РФ: Тульская область

Город Ефремов

Цели урока:

Предметная – создать условия ля формирования понятий : Россия ,Родина, Отчизна, Отечество, культурные традиции, духовный мир человека

Метапредметная – способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности , творческих способностей учащихся;

создавать условия для формирования умений работать с информацией, вести диалог , делать выводы.

Личностная – содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала. Способствовать формированию качеств личности : бережное отношение к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое Отечество, уважение к государству и его символам.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты: учащиеся будут знать, что такое духовный мир человека, культурные традиции страны, основные понятия темы; уметь извлекать информацию из источников и представлять ее в классе, выражать собственное мнение ; уметь работать в группе, вести диалог, приводить примеры из жизни.

Ресурсы: учебник ,рабочая тетрадь, карточки – информаторы.

Дополнительные ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер ,презентация

Форма организации работы на уроке: работа в парах, группах, по рядам.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Организационный

момент

Наш сегодняшний урок мы посвятим нашей Родине:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той,

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

Что такое Родина?

Как называется наша страна, в которой мы живем?

Как вы думаете, какое отношение имеют мои вопросы к теме нашего урока?

Расшифровывают слова.

Ведут диалог с учителем, высказывают свои суждения о понятиях «Родина», «Страна».

Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Работа по группам

А) какие ассоциации возникают у вас со словом «Родина»?

Б) подберите синонимы с слову Родина

В) составьте пословицы и поговорки о Родине

Учащиеся, работая в парах по рядам, выполняют задания

  1. Объяснение нового материала















Беседа с учащимися




























Сообщения о символах

РФ







Задания по рядам

Звучит песня «С чего начинается Родина» на ее фоне показываются слайды и учитель рассказывает о России:

Наша Родина очень большая . Если мы захотим проехать из края в край, то на поезде эта поездка займет целую неделю , а на самолете придется лететь целый день. Если на севере очень короткое и холодное лето , а моря и реки почти круглый год скованы льдом , то на юге очень короткая и теплая зима , а моря и реки не замерзают.

Давайте найдем Россию на карте мира

А теперь сравните нашу страну по размеру с другими странами















А какой самый главный город нашей страны?

А как называется наш областной центр?


А что вы знаете о своем родном городе Ефремове?






Каждый человек ,живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину , свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.

Рассказать о гербе России

Выбрать флаг России и рассказать о нем

Выбрать гимн России

















Работа с картой .

Вывод( записи в тетрадях)

Россия – государство , обладающее самой большой территорией в мире- 17,075 миллионов квадратных километров ( это почти в 2 раза больше , чем у Канады, занимающей второе место.

Столица России – Москва.

Тула- областной город нашей малой родины.

Сообщения детей о городе Ефремове (подготовили дома)










Учащиеся работают по группам

Физкультминутка

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы, ребята, вот такие!



Продолжение изучения новой темы






















Россия – многонациональное государство

Задание: Составьте список народов , проживающих в нашей области

Еврей и тувинец , бурят и удмурт,

Русский ,татарин ,башкир и якут-

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы, друзья!

Богатством нашей многонациональной страны являются культурные традиции.


Каждый из нас – частица нашей Родины.

Что же нас объединяет?

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России!


Карточки крепятся на доске












Работа с текстом учебника

Закрепление

Творческая работа «Дерево толерантности»

У вас на столах листочки .Напишите на них свои пожелания , советы.


Синквейн

Родина.

Любимая ,многонациональная.

Помогать , любить , сострадать.

В единстве -сила России.

Общий дом.


Семья.

Большая ,дружная.

Живет ,радуется, богатеет.

Когда все вместе , то и душа на месте.

Общий дом.


Работа по группам

Самопроверка

Заполнить пропуски в предложениях.

Мы живем в замечательной стране, имя которой_______________

Столица России- город___________

Глава нашего государства _________

Государственные символы России – это ,_____________



Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что для вас было самым трудным на уроке?

Что вы расскажите своим родителям после нашего урока?

Россия – наша Родина, где проживают много разных народов со своей культурой и традициями, богатым духовным миром.

Домашнее задание

Посоветуйтесь с родителями и подготовьте устное сообщение о традициях, принятых в вашей семье





Описание презентации по отдельным слайдам:

слайда 1

Описание слайда:

слайда 2

Описание слайда:

Ассоциации к слову «Родина» Площади Леса Р О Д И Н А Россия

слайда 3

Описание слайда:

Флаг России Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный

Гимн России

слайда 4

Описание слайда:

РОССИЯ –МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО.

слайда 5

Описание слайда:

слайда 6

Описание слайда:

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

слайда 7

Описание слайда:

МИР КУЛЬТУРЫ материальный духовный мир .

Объекты созданные руками человека, явления природы.

Знания, нормы, правила, модели поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, обычаи, традиции и язык.



слайда 8

Описание слайда:

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ.

слайда 9

Описание слайда:

Словарь Родина – род, народ, родные, родители, рождение, родился…

Россия – могущественное государство.

Президент - выборный глава государства.

Отечество - обозначает страна предков (отцов).

Патриот- человек, преданный своему народу, Отечеству.

Любовь – великое чувство.

Гордость – сильное чувство, которое испытывает патриот по отношению к своей Родине. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны.

слайда 10

Описание слайда:

Как называется страна, в которой мы живем?

Покажите на карте Россию.

Что вы можете сказать о ее территории, какие народы живут на территории России?

Какие города вам известны?

Назовите столицу России.

Чем интересна и уникальна наша Родина?

А где ты родился?

слайда 11

Описание слайда:

На этом уроке Я повторил(а)… Я узнал(а)…

слайда 12

Описание слайда:

Домашнее задание:

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиции в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи?

слайда 13

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

слайда 14

Описание слайда:

Источники: Учебник «Основы мировых религиозных культур» А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева //М., «Просвещение» 2012 г. http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/muzika http://images.yandex.ru/yandsearch





Формирование гражданской идентичности

на уроках ОРКСЭ , ОДНКНР, литературы в основной школе

Работа учителя ОРКСЭ направлена в первую очередь на выполнение целей гуманитарного образования, обозначенных как приоритетные.

Главная цель изучения предметов ( русский язык, литература, ОРКСЭ ,история) в современной школе – образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. [ 3, с.5]

Гражданская идентичность есть осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта. Педагогический опыт учителя ОРКСЭ направлен в большей степени на поиск путей формирования гражданина, на поиск условий, побуждающих школьников к осознанному деятельному участию в жизни класса, школы, семьи, социума, страны. Гражданская идентичность человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, национальной и т.п.. Формированию той или иной идентичности способствуют главным образом гуманитарные предметы: особенно история и литература. Новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» – также предложено преподавать не только педагогам начальных классов, но и специалистам историко-филологического профиля. Православие, рассматриваемое как часть исторического процесса и как явление повседневной жизни, занимает в истории народа определённое место и выполняет огромную общественную роль.

На своих уроках я начинаю знакомить детей с укладом жизни русского и других народов России прежде всего с устного народного творчества: со сказок, былин, пословиц, песен, загадок и так далее. Устное творчество любого народа содержит, на мой взгляд, богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.

На уроках литературы дети читают и анализируют классические  произведения русской литературы, литературы народов России и мира. Наряду с произведениями Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого дети изучают произведения Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Расула Гамзатова, Шекспира, Рея Бредбери, Мольера и других поэтов и писателей.  Знакомя детей с литературой других народов, мы создаём условия для формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.

В детском и подростковом возрасте герои литературных произведений задают эталоны и образцы Личности, которая определяет задачи саморазвития и самовоспитания учащегося.

Например,  читая произведения о войне, на примере главных героев  дети видят черты характера, присущие русскому человеку, солдату,  герою Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.

При анализе текста произведения, разбирая те или иные поступки героев, учащиеся отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности учащегося к событиям прошлого или современности, что делает такой урок личностно ориентированным.

Хорошим помощником учителя  в воспитании гражданской идентичности на уроках русского языка является правильный подбор дидактического материала: тексты упражнений могут быть о родном крае, о разных уголках нашей огромной страны, о знаменитых людях-соотечественниках и событиях, которыми гордится наша страна.

 Большое воспитательное значение имеет работа со словарями: толковыми, фразеологических оборотов, синонимов, словообразовательных и так далее.

Описывая в сочинениях своих близких, свой двор, свою комнату, дети начинают понимать слово Родина, как не нечто абстрактное, далекое, а как близкое, находящееся рядом, как часть их жизни.

Также в  своей работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать воспитательные возможности не только уроков литературы и русского языка, но и внеклассной работы: выпуск газет, краеведческие экскурсии, встречи с ветеранами, спортсменами, политиками, посещение музеев, театров, участие в научно-практических конференциях, конкурсах.

Я, как учитель русского языка ,литературы, ОРКСЭ, продолжая обучение школьников в следующих классах, представляю им исторический процесс через постепенное усложнение общества за счёт появления новых форм идентичности. Чем шире круг «своих», тем легче человеку жить и реализовывать себя в этом мире.

Цель работы учителя - формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, развития личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самореализации и позитивной социализации.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

1. создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся

2. использование в учебной деятельности формы и методы работы, формирующие гражданскую идентичность

3. развитие умения осмысления информации из разных источников, решения практических задач

4. формирование собственных оценочных суждений обучающихся на основе сопоставления фактов для формирования позитивного опыта применения полученных знаний.

Эти задачи решаются при использовании деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников.

Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся как на уроках литературы, так и на уроках православия включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:

1.Духовно-нравственное ценностное воспитание - формирование приоритетных ценностей гражданственности; уважения к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.

2. Патриотическое воспитание на основе героической истории России, Тульской области, своей семьи. Региональный компонент обладает огромным воспитательным потенциалом. Понимание политических, экономических, культурных особенностей и проблем региона способствует становлению гражданской позиции. Необходимо привлекать внимание не только к воинским подвигам, но и труду на благо страны.

3.Политико-правовое воспитание – знание Конституции РФ, законов; понимание форм участия в работе институтов гражданского общества. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни.

4. Патриотическое воспитание – воспитание гражданственности и любви к Родине, осознание культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности; формирование интереса к национальной культуре (формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, уважение к его самобытности).

Необходимо отметить, что для успешной социализации и самоидентификации необходим некий эталон, на который надо ориентироваться и некая мера, которая позволит судить о степени успешности человека в обществе. К сожалению, в нашем современном обществе недостаточно сформированы или только формируются представления о ценностях и идеалах. А мерилом успешности является в основном материальное благополучие. Возникает проблема выбора эталона и ценностных ориентаций. Маленькие дети выбирают в качестве ориентира героев сказок, дети постарше – киногероев. На уроках мы знакомимся с людьми, сделавшими огромный вклад в историю страны. По моему мнению, важно показать детям ценностные ориентиры православия, так как в православии сформированы глубокие личностно значимые постулаты, помогающие видеть и оценивать свои поступки по шкале «добро-зло».

Становление гражданской идентичности школьника должно пройти несколько этапов: получение знаний → формирование позитивного отношения к изученному → принятие на эмоциональном уровне → формирование поведенческих привычек. Основными этапами являются те, где важны личностные качества школьника, его желание принять и осознать полученные знания и сделать их частью своей жизни.

В доказательство всего выше сказанного, можно привести слова русского философа  И. А. Ильина о формировании патриотизма: « Никто не может указать другому человеку его Родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм – есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой  и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».[ 2, с. 249]

Формирование личностных УУД - наиболее сложная задача для современного педагога т.к.  любовь, уважение, гордость,  достоинство - эти чувства глубоко личные и трудно проверяемые.

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для реализации личностных результатов каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена иллюстративным материалом, отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебным содержанием, которое раскрывается на материале отечественной истории. Кроме того, в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». И снова я подхожу к тому, что одним из важнейших факторов воспитания  является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура, это, прежде всего наши исторические корни, уходящие вглубь веков, неразрывно связанные с православием.

Учебный курс ОРКСЭ позволяет решать не только конкретные задачи духовно- нравственного воспитания личности, но и выстраивать межпредметные связи между дисциплинами гуманитарного цикла (история, обществознание, литература). Умения и навыки, приобретенные в рамках курса ОРКСЭ, могут стать прочной образовательной платформой для ученика основной школы.

Наглядно представить связи и взаимовлияние в преподавании некоторых моментов литературы, истории и ОРКСЭ можно по следующим позициям:

Рассматриваемые понятия

История

Литература

ОРКСЭ

Результат (изменение позиции ребенка)

Подвиг

Понятие героизма (воинского, трудового и др.)

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Понятие жертвенности ради других

От «Я бы так не смог» до «Я должен это сделать»

Любовь

Любовь к Родине, семье, друзьям и т.п.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Любовь к ближнему как основа жизни и поведения

От «Если меня любят, то и я буду любить» до «Я живу по совести независимо от отношения ко мне»

Национальная гордость

Великие полководцы, художники, писатели и т.п.

А.С.Пушкин «Борис Годунов»

Великие молитвенники, защитники, святые земли Русской

От «Я горжусь своими предшественниками» до «Я уважаю тех, кто был до меня и хочу соответствовать их образам»

Культура

Известные памятники литературы, архитектуры, живописи и др.

«Слово о полку Игореве»

Иконопись, храмовая архитектура, религиозная литература

От «Интересно было узнать» до «Надо беречь и сохранять»

25-26ноября 2014года в подмосковном наукограде Дубна на базе Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) состоялась XVII ежегодная конференция «Наука. Философия. Религия» на тему: «Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы». Там было отмечено, что «показателем сформированности национально-культурной идентичности является следование своим традициям, обычаям (то есть их исполнение на деле), желание жить в своей стране, позитивное отношение к своей стране, культуре и т.д. Ощущение человеком дискомфорта в инокультурной среде, осознание им места своей страны в мировом сообществе, вклада своей нации в мировую культуру, готовность пожертвовать своей жизнью ради Родины означают сформированность идентичности на глубинном уровне. Готовность человека к самопожертвованию ради усвоенных национально-культурных ценностей есть высшая форма идентичности, что подтверждается многочисленными примерами из мировой и российской истории, а также из современной жизни.»

Использование религиоведческих знаний в школьных курсах литературы, истории и обществознания в их интеграции и связи с историческими социологическими, культурологическими, философскими, правовыми и другими знаниями в учебно-воспитательной деятельности дает возможность оптимизировать процесс гражданского воспитания учащихся, расширить их представления о российском культурном пространстве. Это позволяет эффективнее воспитывать ценностное отношение учащихся к российскому обществу, его историческому и культурному наследию, формировать гражданскую идентичность школьника.

Список литературы

1. Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование. Интернет-журнал «Проблемы современного образования» №1,2012г

2. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 томах; т.4 (гл 10. «О патриотизме») Москва Русская книга-1994г

3. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального пространства семьи и школы.

Федеральный институт развития образования, 2012г



Интернет- ресурсы

http://www.inion.ru/conf.Dubna-2014

http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp