Методы, формы организации деятельности учащихся, средства.
Цель программы: Коррекция письменной речи у младших школьников с акустической дисграфией.
Задачи:
- Совершенствование навыка письма;
- Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи;
- Развитие фонематического анализа и синтеза;
- Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;
- Формирование умения различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;
- Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
- Обогащение словарного запаса и накопление представлений об окружающем мире;
- Совершенствование неречевых психических функций, участвующих в процессе письма (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
- Развитие пространственной ориентировки и временных представлений;
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Учёт индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, индивидуального темпа и утомления при выполнении заданий в группе.
Основной формой организации логопедической работы являются:
- фронтальные (групповые и подгрупповые) занятия.
- индивидуальные занятия.
Все типы логопедических занятий делятся на:
- обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий;
- закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а также систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей;
- комбинированные, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.
Нетрадиционные формы работы (уроки-путешествия, занятия с элементами сказкотерапии) разнообразят учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности обучения детей.
Успешность моей логопедической работы составляет применение разнообразных методов:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные (рассказ, описание, беседа, объяснение, чтение художественной литературы).
Словесные методы являются наиболее важными на коррекционных занятиях. Именно словесные методы способствуют установлению контакта педагога и учащегося, что, в свою очередь, приводит к оптимизации процесса усвоения знаний. Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь учащихся.
Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет их активный словарный запас, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания учащихся.
Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя. Если изложение проводится в быстром темпе, то мысль ребенка не успевает за речью учителя. Внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает. Ученик перестаёт слушать и слышать и выключается из работы.\Устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности уч-ся.
Поэтому в коррекционной работе использую наглядные методы (иллюстрации, наглядные пособия, карточки, кроссворды, презентации и др.);
Практические методы (упражнения, игровая деятельность, моделирование) .
Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Они весьма разнообразны и используются при обучении школьников. В зависимости от целей обучения упражнения различаются на обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные); по месту оформления работы (классные и домашние); по форме словесного выражения мысли (устные и письменные); по мыслительным операциям, которых они требуют от ученика (аналитические, аналитико-синтетические, синтетические)
Упражнения сочетаются с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой.
Упражнения должны использоваться в определенной системе с постепенным повышением уровня трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении.
В младших классах важное место занимают игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умения ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр у учащихся развивается речь, формируются количественные и временные представления, счетные навыки, расширяется кругозор.
Игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать на разных этапах урока.
Репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), (объяснительно-иллюстративный метод).
Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: с целью психологической настройки, побуждения к учению.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, взаимоконтроля.
Немного подробнее, рассмотрим несколько методов коррекционного воздействия, используемые мной, при устранении дисграфии.
Метод узнавания звуко-буквы. Нахождение буквы, которая соответствует определенному звуку: среди большого количества букв; запись буквы в тетради; подчеркивание слов с данным звуком и их запись в тетрадь; зачеркивание искомой буквы в слове, предложении, тексте; выбор соответствующей картинки, в названии которой встречается отрабатываемый звук.
Метод схемы слова. Ребёнку даётся картинка с изображением предмета и готовая схема слова. Он называет предмет, изображенный на картинке, а затем звуки слова по порядку. Далее необходимо соотнести каждый звук с буквой и записать слово.
Метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой. Ребёнку предлагается подобрать слово (слова) или картинку (картинки) на заданный звук и обозначить звук буквой.
Метод Эббингауза. (Слова с пропущенными буквами). Даются отработанные слова, но уже с пропущенными буквами. Нужно вставить пропущенные буквы, прочитать слово, записать его.
Метод исправления ошибок (зрительный). Даются слова написанные с ошибками. Написанные слова соотносятся со звучащей моделью слова. Необходимо найти и исправить ошибку, записать слово правильно.
Метод звуко-буквенного анализа. Ребёнку предлагается картинка. Необходимо назвать предмет и записать слово. Поставить в слове ударение. Определить количество слогов и назвать их, отделить каждый слог в слове чёрточкой. Далее назвать звуки слова по порядку и обозначить соответствующим цветом. Подчеркнуть согласные буквы в слове. Если буква обозначает звонкий звук, подчеркнуть её одной чертой, если – глухой звук, то – двумя чертами. Сравнить количество букв и звуков в слове.
Структурный метод. Ученику предлагается слово, в котором нужно последовательно определить количество согласных и гласных. Далее ребенок составляет схему к слову: согласный – заштрихованный кружок, гласный – контурный. Сначала работа ведётся на односложных словах без стечения согласных, затем задача усложняется.
Правильно проведенная работа позволит сформировать у ребенка процесс звукоразличения, фонематический слух, слухоречевое внимание, понимание тесной взаимосвязи значения слова с составляющими его звуко-буквами, умение писать слова произвольно, осознанно, аналитически. После этого можно переходить к формированию письма слов, предложений и текстов.
Наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. В своей работе я использую различные педагогические технологии, отмечу следующие:
Технологии дифференцированного обучения. Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ребенку получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет мне сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ребенка и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Технологии логопедического обследования. Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
Виды диагностики, применяемые в моей работе: - входная диагностика – проводится в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей;
- промежуточная диагностика – используется в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся;
-итоговая диагностика – проводится в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Технологии коррекции звукопроизношения. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное, значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. В ходе индивидуальных занятий решаю следующие задачи:
уточнение произношения звуков;
постановка, автоматизация и введение в речь отсутствующих звуков;
развитие фонематического восприятия;
преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.
Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью. Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используется принцип конкретизации речи.
Технологии коррекции нарушений письма. Нарушение письменной речи у детей являются распрастраненным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа по коррекции письма, которую я провожу, имеет дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. Данная технология способствует:
формированию слоговой структуры слова;
развитию языкового анализа и синтеза;
развитию фонематического восприятия;
развитию фонематического и слогового анализа и синтеза;
обогащению и систематизации словарного запаса;
формированию и закреплению правил словоизменения и словообразования;
устранению аграмматизмов в устной и письменной речи.
Результатом работы по коррекции письменной речи можно считать повышение качества письма и, как следствие, - улучшение успеваемости по основным предметам и психоэмоционального состояния учащихся. При работе использую методики А. В. Ястребовой,
Информационные технологии. Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность. Широкие мультимедийные возможности, а главное экономия временных ресурсов.
Игровые технологии. Стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. Расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии. Технологии, которые тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Использование данных технологий позволяет чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, равномерно распределять различные виды деятельности, что помогает формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Используемые мною современные образовательные коррекционно-развивающие методики (автор, название)
Коррекция нарушений речи у детей с ОНР | Интеллектуально-развивающие словесные игры Е.В. Кузьмина Бланковые методики в работе логопеда для коррекции дисграфии Методика Е.А. Пожиленко Методика О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской Методика Ястребовой и Бессоновой Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой Коноваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у у чащихся общеобразовательной школы. | |