«Мои нравственные ценности или Вверх по лестнице счастья».
Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна для настоящего времени. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. Классный час дает материал для организации общения детей на тему истинных и ложных ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей. Полученные в ходе классного часа материалы можно использовать для подготовки родительских собраний, тематических консультаций с родителями. Дети с удовольствием размышляют, спорят, приводят доводы и опровергают их. Слушая своих товарищей, ребята учатся адекватно реагировать на чужое мнение, учатся не бояться высказывать свое мнение.
Цель: развивать у школьников представление о нравственных ценностях. Задачи:
обсудить с учащимися слова «ценности», «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между этими словами, их буквальное и переносное значение;
формировать умение различать истинные и ложные (мнимые) ценности;
побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию;
способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Предварительная работа. Учащимся предлагается поработать с толковым словарем и найти толкование слов «Счастье», «Успех», «Цель», «Ценность», а также предлагается поработать со словосочетаниями: настоящие ценности, мнимые ценности.
Оборудование: а) компьютерная презентация; б) альбомные листы бумаги (по количеству учеников) положить на каждую парту перед классным часом; в) нумерация столов, карточки со словами «Счастье», «Успех», «Цель», распечатанные листы для задания «Допиши предложения».
Оформление. На перемене перед классным часом подготовить классную доску (нарисовать мелом картинку): гора жизни с «Пиком счастья» на вершине, рядом лестница с тремя перекладинами:
План классного часа
1. Введение в тему классного часа. 2. Беседа «Что такое счастье?» 3. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс». 4. Обсуждение ситуации. «Ложные ценности». 5. Беседа «Истинные ценности человека». 6. Словарная работа. 7. Работа в группах. «Допиши предложения». 8. Заключительное слово. 9. Подведение итогов (рефлексия). 10. Творческая работа «Моя лестница счастья».
Ход классного часа
Сегодня нам предстоит очень серьёзный разговор о, казалось бы, самых привычных и понятных для каждого вещах. А сначала немного поиграем.
1 Введение в тему классного часа (упражнение с листочками).
Перед каждым из вас лежит лист бумаги. Возьмите его, согните пополам, ещё раз пополам. А сейчас оторвите середину. Разверните листок. Оторвите правый верхний угол, левый нижний угол. Разверните листочки и сравните, что у кого получилось. Почему листочки у всех получились разные? ( мы все разные) А есть что-либо, что объединяет многих людей? (обсудить в группа, заслушать варианты по группам). Приходим к выводу, что все люди хотят быть счастливыми.
2. Беседа «Что такое счастье?» Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым? (Дети поднимают руки.) А что такое счастье? (ответы детей).
А как стать счастливым? (ответы детей).
3. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс»
Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь - как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька - наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на классном часе. Я назвала его «Вверх по лестнице счастья».
Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте. Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.
Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которой, он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного Пика счастья, который озарит всю его жизнь.
Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный - свои жизненные ценности. Как вы думаете, что это такое? ( заслушать ответы) А у нашего героя их всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава - символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.
4. Обсуждение ситуации. «Ложные ценности»
Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на Пик счастья? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности, (обсудить в группах, заслушать варианты по группам)
Примерные ответы детей: Деньги - это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все. Это ложная ценность. И власть тоже можно потерять, президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают. Власть - это тоже ложная ценность. Слава - это тоже ложная ценность. Её легко можно потерять. Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.
Т.о., мистер Икс выбрал для своей лестницы ложные ценности, не очень устойчивые, которые могут в любой момент рухнуть.
5.Беседа «Истинные ценности человека»
А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька - это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья? (обсудить в группах, заслушать варианты по группам)
Примерные ответы детей: Это истинные ценности. Они не изменят человеку. Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога. Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни. Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека. Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее. Скромность всегда украшает человека. Если он заслуживает славы, его все равно заметят, и он добьется успеха в жизни.
Смирение - это такая ценность, которая понятна только верующему человеку. Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для улучшения его души. Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.
Итак, мы увидели, что ложные ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.
Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:
ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;
христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера.
Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»? ( предложите 3 ценности от каждой группы, записать на его лестницу)
6. Словарная работа. Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разберёмся в значениях слов «счастье», «успех», «цель» (заслушать ответы)
Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
Успех - удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.
. Счастье - чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.
Задание для групп: составьте логическую цепочку из этих слов ( заслушать группы).
Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель - успех - счастье. Иными словами: чтобы достигнуть успеха в каком-либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье. Все согласны?
7. Работа в группах. «Допиши предложения» Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого предлагаю вам поработать по группам и дописать незаконченные предложения.
На это задание вам дается 2 минуты.
Преуспевающий человек-это человек, который...
Неудачник- это человек, который...
Человек в жизни состоялся, если он имеет...
Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...
Истинные ценности - это...
Ложные ценности - это...
Две минуты прошли, слушаем представителей первой группы. Ученики первой группы высказываются. Дается слово представителям других групп.
Кто хочет высказать свои замечания по поводу выступлений?
8. Заключительное слово
В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах. Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?
-Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул один. -Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой. -Я строю храм! - гордо ответил третий.
Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью. Как вы думаете, будут ли они счастливы? (обсудить в группа, заслушать варианты по группам)
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет себе зарабатывать на жизнь.
Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради который работает и живет.
Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.
9. Подведение итогов (рефлексия)
Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя нового за эти 45 минут? Примерные ответы детей:
Разговор понравился, разговор о ценностях был очень полезным.
Полезно было узнать, как мечты воплощаются в жизнь - когда мечты становятся жизненными целями.
Полезно было задуматься о жизни, о том, на каких ценностях ее строить.
Понял, что главное - это иметь цель в жизни. От цели зависит жизненный успех. Мало поставить цель, нужно все делать для ее осуществления.
10. Творческая работа «Моя лестница счастья».
У каждого человека: и взрослого и ребенка - есть удивительная возможность - возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Ваше право - выбрать, какой будет ваша лестница, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька - это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Я предлагаю вам сейчас подумать над своей лестницей счастья.
Ребята выстраивают свою лестницу счастья и, если у них есть желание, они могут поделиться со всеми ребятами, что означает каждая ступень лестницы, чем она важна для них.