Управление образования г.о.г.Выкса Нижегородской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №6
«Мои прадеды и земляки – герои 1 Мировой и Великой Отечественной войн»
Исследовательская работа.
Автор: Родяшова Валерия Сергеевна
МБОУ СШ№6 г. Выкса, 10 лет
Руководитель: Полякова Ольга Павловна
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ СШ №6 г. Выксы
2020 г.
Содержание
Введение______________________________________________ 3-4
1.Великая Отечественная война 1941-1945г___________________ 5-7
1.1 Стойкость и героизм советских людей в годы испытаний_____5
1.2 Выксунская земля в годы войны_________________________ 6-7
2. Великая Отечественная война в истории моей семьи___________8-10
2.1 Детство и юность прапрадеда Карпунина И.С._______________8-9
2.2 Долгий путь героя к победе______________________________9-10
2.3 Строительство новой жизни после войны__________________ 10
Заключение_____________________________________________11-12
Список литературы_______________________________________ 13
Приложение____________________________________________14-25
Введение
Мир и война. Два слова. Они как «Добро» и «Зло», как «День» и «Ночь»…
Я представляю яркий солнечный день, небо, солнце, бескрайняя поляна, цветы… Вот бабочка вспорхнула с цветка. По поляне бежит маленькая, похожая на меня, девочка. Ослепительная улыбка сияет на ее лице. Я рисую картину, я рисую мир. И если вдруг закрасить все это черной краской – это будет война. Взрыв – и нет этой красоты… Война – это смерть и слезы.
Мы много говорим о войне на уроках Мужества, участвуем в акции «Бессмертный полк», возлагаем венки в благодарность павшим воинам, готовим поздравления для ветеранов войны, чествуем тружеников тыла. В этот день мы вспоминаем всех тех, кто завоевал нам Победу. (Приложение№1)
27 января состоялся всероссийский урок, посвященный снятию блокады Ленинграда. Я узнала о мужестве ленинградцев, переживших блокаду, испытала ужас отвратительной войны и низко склоняю голову перед погибшими от бомбежек, голода и холода людьми. В блокадном городе по неточным данным погибло от 400тыс. до миллиона ленинградцев.
Родители, бабушка и дедушка тоже рассказывают мне о войне. Я узнала о том, что в моей семье есть герой, который тоже был на фронте. Я стала расспрашивать старших о нем. Оказалось, это мой прапрадед, дедушка моей мамы. О нем было известно совсем немного. Мы решили с мамой записать все, что сможем узнать, чтобы сохранить память о нем и рассказать людям о его подвиге. Я выступила с рассказом о прапрадеде на уроке Мужества.
(Приложение №2,№3)
Объект исследования: Великая Отечественная война 1941-1945 г.
Предмет исследования: боевой путь прапрадеда в Великой Отечественной войне.
Цель исследовательской работы:
Изучение боевого пути моего прапрадедушки, его роли в великом деле – приближении Победы.
Задачи исследования:
Собрать, проанализировать и систематизировать имеющийся материал о прапрадеде.
Познакомиться с архивными документами.
Узнать дополнительную информацию о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., расширить свои знания о ней.
Выступить на школьной конференции, рассказать о героическом прошлом моего родственника.
Когда я слушаю рассказы о войне, мне становится страшно. На этой жестокой войне был и мой прапрадед . И тысячи мужчин и женщин, и даже детей, которые в страшные для страны дни приближали победу. У нас не хватало танков, самолетов, снарядов и все-таки мы победили. Я думаю о том, как было трудно в тылу и на фронте, солдаты смотрели смерти в глаза и продолжали идти вперед, отвоевывая у фашистов захваченные территории.
Гипотеза: В тяжелые для Родины дни ее защитники сделали все, что смогли, чтобы приблизить Победу.
Методы исследования:
1.Изучение Интернет-источников и литературы о Великой Отечественной войне.
2.Беседы со взрослыми.
3. Исследование архивных документов и семейных фотографий.
4.Практические методы: участие в уроках Мужества, акциях «Бессмертный полк», поздравлении ветеранов, выступлении с исследованием перед одноклассниками.
1.Великая Отечественная война 1941-1945
1.1 Стойкость и героизм советских людей в годы испытаний
22 июня фашистская Германия напала на нашу страну. С первого дня войны советский народ показал стойкость и героизм. Солдаты Советской армии стояли за страну насмерть! Немцы столкнулись с отчаянным сопротивлением. Как богатыри из сказки, встали советские люди на защиту своей Родины. Война сплотила людей всех национальностей.
Разработанная гитлеровцами молниеносная война, основанная на быстрых атаках, не сработала. Попав в окружение, солдаты прорывались с боем, но не сдавались врагу. Героизм советских солдат и вера в правое дело сорвали планы фашистов. Это затормозило продвижение фашистских войск. Солдаты Советской армии мужественно отстаивали города, ценой своей жизни останавливали захватчиков.
Чтобы поддержать дух защитников Родины в день 7 ноября 1941 года был устроен парад на Красной площади, несмотря на то, что враг уже подходил к границам города. Сразу после парада, солдаты шли в бой. Казалось, сама природа помогает солдатам. Сильные сорокоградусные морозы встретили захватчиков вместе с защитниками. И враг отступил. Он был отброшен от Москвы, фашисты потерпели поражение. Фашизм, поглощающий страну за страной, оказался лицом к лицу с людьми, которые не хотели склонять головы перед врагом.
Захватчики встретили ожесточенное сопротивление партизан. В партизаны уходили селами. Жили в лесах, оттуда же и наносили удары по врагу. Многие совершали подвиги: и старые, и совсем юные, часто не щадя своей жизни. Судьба Родины была для них превыше всего.
Армия нуждалась в продовольствии, одежде, оружии, бронетехнике, боеприпасах. В колхозах, на заводах, фабриках страны работали женщины, дети и старики, заменившие ушедших на фронт мужчин. Для победы труженики тыла прилагали огромные усилия и делали все, чтобы солдаты на фронте ни в чем не нуждались.
1.2 Выксунская земля в годы войны
Склоняя голову перед подвигом нашего народа в годы войны, сердца выксунцев бережно хранят память о защитниках и освободителях Отечества, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью, настоящим будущим нашего города.
Чем дальше историческое событие, тем меньше в живых остаётся его участников. Время, оказывается, безжалостнее войны. В Выксе не было ужасных налётов, блокады, но выксунцы и в тылу проявили себя доблестными, самоотверженными тружениками. Когда в 1941 году 22 июня мирная жизнь СССР была прервана вероломным нападением фашистской Германии, выксунские предприятия прекратили выпуск «мирной» продукции и перешли на выполнение военных заказов на оборону и защиту Отечества.
Выксунский металлургический завод с первых дней войны перешёл на военный режим работы. Выксунские металлурги ежедневно совершали трудовой подвиг. Пришлось реконструировать мартеновские печи и прокатные станы для производства новых марок качественной стали. В результате напряжённой работы план выпуска спецстали за второе полугодие 1941 года был выполнен заводом на 418%! Работа завода в военное время велась в трудных условиях.
Женщины, дети — все стояли у станков, отдавая свой долг, свой труд во благо победы. Несмотря на свой тяжкий труд по созданию военной техники, была сформирована противовоздушная команда в составе 595 человек. За трудовой героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны, 46 работников ВМЗ были награждены орденами, более шести тысяч – медалями.
На выксунском заводе дробильно-размольного оборудования (ДРО) через час после выступления по радио В.М.Молотова полностью вывезли всю гражданскую продукцию из цехов. В сжатые сроки завод стал выпускать бронеавтомобили, корпуса лёгких танков Т-60, Т-70, самоходных установок СУ-76, корпуса автомобилей, мин и снарядов, погоны к танкам Т-34, шин М-82. К станкам встали женщины и дети. Своим доблестным трудом они помогали приблизить победу над фашистской Германией.
Внес свой вклад в дело победы и Выксунский Леспромхоз. Главный поставщик топлива в городе и районе. Выполнял заказы для фронта: изготавливал колодки для автоматов, фанерные заготовки для авто- и самолётостроения отправлял строевой лес.
В героическую трудовую борьбу вступил и коллектив Досчатинского завода медицинского оборудования Выксунского района. Как и все заводы города, он перешёл на режим военного положения с двенадцатичасовым рабочим днём, выпуская продукцию для фронта, детали к корпусам танков, операционные полевые столы, стерилизованное оборудование.
В годы Великой Отечественной войны Шиморский судоремонтный завод: оборудовал плавучий госпиталь, производил аэросани, корпуса мин и снарядов, изготавливал для армии шанцевый инструмент, создавал оборонительные рубежи, продолжал ремонт флота.
Активное участие приняли выксунцы в создании: танковой колонны «Выксунский металлург», авиационной эскадрильи «Валерий Чкалов», бронетанковой колонны «Боец всеобуча».
В это время более семидесяти медицинских работников надели военную форму и ушли на фронт: врачи А.Р.Ратюк, С.Н.Коршунов, Г.С.Гостев, Н.Н.Востоков, А.Н.Нечаева, И.Бушуева; фельдшеры В.Ф.Левин, А.Ченаев, Ф.Елисеев; медсестры Н.Масленникова, А.Суркова, В.Быкова.
В первые дни войны был получен приказ развернуть на территории Выксунского района госпитали. В Доме отдыха в посёлке Ближне-Песочное во главе с Г.А.Фигуровской был открыт госпиталь на двести коек. Главный врач З.В.Пичугина возглавила госпиталь во дворце металлургов на тысячу коек. К концу 1941 года в нашем небольшом, но таком самоотверженном городке разместились ещё два госпиталя в школе №8 и рабочем клубе детского сада Выксунского металлургического завода. В школе №4 работал сортировочный пункт по распределению раненых по разным госпиталям. Не жалея своего здоровья, спасая жизни, врачи города день и ночь не отходили от раненых бойцов. За трудовой подвиг во время Великой Отечественной войны многие выксунцы были отмечены правительственными наградами: орденами и медалями.
2. Великая Отечественная война в истории моей семьи.
2.1 Детство и юность героя.
Нет в нашей стране такой семьи, которую бы обошла война. Похоронки, страдания, непосильный труд – все выдержал наш многострадальный народ. В нашей семье тоже есть герой, которым мы гордимся и хотим сохранить память о нем для потомков.
С помощью архивных документов мы с мамой изучили боевой путь моего прапрадеда. То, что мы смогли найти – бесценно для нас и убедительно для доказательства моей гипотезы. Люди не должны забывать своих героев, чтобы не повторить ошибок, которые приводят к войне. Много людей на Земле. Они говорят на разных языках, имеют разную культуру, искусство, архитектуру. Важно, чтобы они понимали друг друга, не ссорились, а жили в мире и согласии.
Мой прапрадед – Карпунин Иван Сергеевич родился 14 апреля 1912 года, в селе Чупалейка, Выксунского района, Нижегородской области.
(Приложение №4)
Во время Октябрьской революции1917 года ему было всего 5 лет. Жил он на Кордоне с родителями в пяти километрах от Чупалейки. Жила семья по тем временам зажиточно. У них было 2 коровы, 3 лошади и медовая пасека. На лошадях отец Ивана зарабатывал семье пропитание, возил сено, дрова, давал лошадей для работы тем, у кого их не было. В семье было 5 человек. После революции семья переехала в село Чупалейку, вступила в колхоз. В семь лет мальчик пошел в школу, окончил 4 класса. После школы выучился на ветеринара и работал им до армии, женился на скромной девушке Екатерине. Родились дети: сын Сергей и 2 дочери – Евдокия и Анна.
В 1930 году Ивана взяли на службу в армию. В то время служили 3 года. Отслужил честно и вернулся вновь к своей семье продолжать строить свой семейный уклад. Продолжал с радостью работать в колхозе, строить новые планы на жизнь, растить детей. К началу войны их в семье было трое. Не всегда все было гладко, но трудности Ивана не пугали. У него были золотые руки, которые умели и мебель сделать, и дом выстроить. Но грянула война… Ивана вызвали в Выксунский РВК и забрали на фронт.
2.2 Долгий путь героя к победе
Начал прапрадед свой боевой путь в воинской части 152 азсп.2 УдА. После расформирования этой части продолжил службу в 16 отд. троф.бр. УдА 152 стрелковой дивизии в составе армии 2 Белорусского фронта и в ее рядах прошел весь фронтовой путь, освобождая советские города и земли восточной Европы.(Приложение №5,6)
Служил он старшим сержантом в артиллерийском полку. Все 4 года войны он находился на линии фронта, воевал в Белоруссии, освобождал Смоленск, Варшаву и другие города восточной Европы, дошел до Кёнигсберга. За время войны он не прислал ни весточки, просто не было свободного времени, а если оно находилось, то надо было отдыхать от тяжелой военной работы. А работы было много. В перерывах между боями Ивану приходилось и пушки тягать, и снаряды на лошадях доставлять.
Однажды в апреле 1945г. в лесах Германии ехал с обозом снарядов . Откуда ни возьмись - выскочила немецкая машина и фашисты открыли огонь. Завязалась перестрелка. Снаряды взлетели на воздух, а Ивана контузило, и он потерял сознание. Очнулся он уже в больнице. Товарищи подобрали его и доставили в госпиталь. Там ему прооперировали правый глаз. Из госпиталя его отправили домой. До конца войны оставалось меньше месяца.
За время войны старший сержант Карпунин показал себя героем. Так же, как и в мирное время, он не боялся трудностей, так и во время войны он не прятался за спины своих товарищей. На него всегда можно было положиться, руки его умели все, тяжелый военный труд он выполнял так же честно и ответственно, как трудился и в мирное время. За воинскую доблесть он был награжден орденом «Красной звезды», орденом «Отечественная война 1 степени», медалью «За отвагу», медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», многими юбилейными медалями, начиная с 30 лет Победы.
(Приложение № 7,8,9,10, 11)
За всю войну Иван имел 2 ранения. Был ранен в бедро, осколок из которого удалили лишь в 1988 году. При втором ранении он потерял правый глаз.
2.3 Строительство новой жизни после войны.
После войны прапрадед вернулся домой в свое родное село к своей семье. В 1946 году государство, как фронтовику, дало место для строительства дома в г. Выксе. Иван Сергеевич перевез сруб из деревни в город, приложил руки и построил дом на улице Спортивная в г. Выкса, куда впоследствии перевез свою семью. Работал в Райпотребсоюзе завхозом, поставлял продукты для жителей города. Потом долго работал охранником завода ДРО, а после перешел в 19 цех завода стропальщиком. В трудовом строю был до 1977 года. Затем ушел на пенсию. В 1946 году родилась дочь Анастасия, в 1949 – сын Николай, в 1955 родилась моя бабушка Валентина, а в 1960 году родилась еще одна дочь – Марина. После смерти жены Екатерины прапрадед четверых младших детей воспитывал один, у троих старших были уже свои семьи. Иван Сергеевич вырастил замечательных честных, трудолюбивых детей, они растят внуков и правнуков героя, которые, в свою очередь, прославят Родину своим трудом. Был почетным гражданином города Выксы.
Ушел из жизни Иван Сергеевич на 82 году жизни очень богатым на детей и внуков человеком, имея 7 детей, 19 внуков, 14 правнуков. (Приложение12)
Иван Сергеевич всей своей жизнью показал пример беззаветного служения Отчизне.
Похоронен с почестями в 1994 году на Северном кладбище города, рядом со своей подругой жизни, женой Екатериной.
Заключение.
Война закончилась в начале мая, на Рейхстаге развивался наш флаг, а Германия подписала полную капитуляцию. 9 Мая - это великий день, день победы над фашистской Германией.
Я не видела своего прапрадеда, но я его очень люблю. Я знаю, что он любил свой дом, свою семью, свою землю так сильно, что не пожалел бы за них и своей жизни. Моему прапрадеду повезло! Он остался жив и вернулся с войны. А сколько таких же героев осталось лежать на полях сражений! Много жизней унесла самая кровопролитная в мире Великая Отечественная война 1941-1945 г. В той войне погибли миллионы, многие дети потеряли родителей, матери – сыновей и дочерей. Бесспорно, Победу принесло мужество каждого защитника. Из их стараний, их усилий, их героизма складывалась по крупинкам Победа. Мой прапрадед – один из тысяч таких героев. Я думаю, что моя гипотеза подтвердилась.
Вывод: Благодаря своей любви, трудолюбию, самопожертвованию, ценой невероятных усилий, люди сообща победили самое страшное в мире зло – войну.
К 9 Мая мы решили сделать в классе «Книгу памяти», посвященную великой Победе. Она будет для всех напоминанием о самом тяжелом времени в истории моей страны и героизме великого советского народа. Память о героях - священна. Это они принесли в наши дома мир. Это они не щадили своих жизней, чтобы жили мы, они обеспечили нам Счастье и Покой. Вечная слава героям-победителям!
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томилина. День Победы)
Используемые источники:
1.Семейный архив: фото и записи воспоминаний о войне.
2.Интернет – сайт www.tikitoki.ru, © 2020 more-dokladov., go.mail.ru. Стихи и мультфильмы о войне.
3.Архив ЦАМО, сведения о наградах.
4.Фотографии из классного архива о праздновании Дня Победы: Урок Мужества, поздравление ветеранов, возложение венков к памятнику героям войны.
5.Стихотворение Н.Томилиной «День Победы»
«Стихи для детей о войне» Интернет-сайт.
Приложение 1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Карпунин Иван Сергеевич
Приложение №5
Приложение №6
Приложение 11
Приложение №12
Аннотация.
Автор исследования ставит своей целью изучить боевой путь своего прапрадеда - старшего сержанта, орденоносца, героя Великой Отечественной войны 1941- 1945 г.г. Карпунина Ивана Сергеевича, исследует материалы о Великой Отечественной войне, вкладе в победу геров-земляков, знакомится с архивными документами ЦАМО о боевом пути солдата и получении им государственных наград, использует семейный фотоархив. Жизнь героя – пример великого духовного подвига советского человека.
Ключевые слова:
Артиллерист, герой, тяжелый путь к Победе, ордена, медали, Победа, МИР, мирный труд, слава победителям !
23