Іздену ұйымдастырушы | II. Работа по теме. Беседа с детьми о правах и обязанностях взрослых и детей. Использование модели дерева с плодами-символами. 1.Рисунок-символ «Младенец». Это радостное событие: человек родился! На что он имеет право? (на жизнь, на имя). Обсуждение ситуации. -В одном детском саду произошла такая история. Мальчик по имени Вовочка, так его ласково называют дома, первый раз пришёл в детский сад. Воспитатель представила его ребятам и сказала, что он самый маленький и поэтому все должны о нём заботиться, помогать ему. Однажды кто-то из ребят назвал его малышом, и с тех пор все стали его так называть. Дети даже не помнили его имени. Звали малышом или плаксой. Вовочке было очень обидно слышать эти прозвища… Почему было обидно Вовочке? -А если вас обзовут каким-то нехорошим словом или будут называть вас по прозвищу или кличке, вам это понравится? Почему? -Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами. -Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей – невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой. Игра «Объясни имя». -У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут: Незнайка (он ничего не знает); Корова Бурёнка (коричневая, бурая); Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями) Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле); Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета); Дюймовочка (девочка очень маленького роста); Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать); Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается). 2.Рисунок-символ «Сердечко» - Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на любовь и заботу) -Что означает слово «забота»? -Кто о вас заботится? -Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы? -Вы действительно почувствовали, как важны любовь и забота. Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой. -Как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто? -Что вы можете сделать для тех, кто ждёт об вас любви и заботы? -Любовь и забота – это не только ваше право, но и ваша обязанность - это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное. Упражнение «Согрей птенца» (фонограмма) -Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём? - Вы почувствовали, что о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно. А стать добрым «волшебником» вовсе нетрудно. Вот как об этом говорится в стихотворении (стихотворение читает ребёнок): Стать добрым волшебником- Ну-ка попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой: Понять и исполнит желанье другого- одно удовольствие, Честное слово! 3. Рисунок-символ «Красный крест» (право на медицинское обслуживание) - Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение) -А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется) -Правильно. Это ваша обязанность. -А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье) Физминутка «Есть в лесу под елкой дом» (аудиозапись) 4.Рисунок-символ «АБВ». (право на образование). -Как вы понимаете это право? (пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания). -Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными) -Уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы) Игра «Зашифрованные слова» -На ваших карточках зашифрованы слова. Используя ключ-разгадку (алфавит), расшифруйте слова, запишите их 5. Рисунок - символ «Игрушки» (право на игру) -Это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему? -Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру. -Но у вас есть и обязанности. Какие? (не мешать играм других детей, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки) |
С желанием включаются в процесс познания: проявляют интерес к модели дерева и работе с ним. Слушают воспитателя. Знакомятся с ситуацией. Обсуждают ее, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы воспитателя. С интересом воспринимают информацию о праве и обязанностях на имя.
Выполняют задания воспитателя.
При обсуждении прав учатся принимать правильные решения, формулируют свои ответы, делают умозаключения.
Выполняют упражнение на закрепление понятия о любви и заботе. Имитируют согревание птенца.
Эмоционально реагируют на художественное слово.
Отвечают на вопросы, поддерживают беседу, рассуждают, делают выводы.
Выполняют движения физминутки. Обсуждают понятие. Уточняют обязанности школьников. Принимают участие в игре: Записывают карандашом на листах бумаги названия изображенных на картинках предметов: дом, мак, кот. Обсуждают право на игру, называют свои обязанности в процессе игры.
Делают выбор правильной линии поведения. |