СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой Пушкин (презентация к уроку)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать на уроках литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Мой Пушкин (презентация к уроку)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»   «Мой Пушкин» Составила: учитель русского языка и чтения Шаровьева Е.Н. Березники, 2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»

«Мой Пушкин»

Составила: учитель русского языка и чтения Шаровьева Е.Н.

Березники, 2022

Рождение великого поэта  26 мая в 1799 году на одной из окраинных улочек Москвы у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын – Александр.   На портрете маленькому Саше 2-3 года, но если приглядеться, то можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся рыжеватые волосы, большие голубые глаза. Портрет Пушкина (автор неизвестен)

Рождение великого поэта

26 мая в 1799 году на одной из окраинных улочек Москвы у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын – Александр.

На портрете маленькому Саше 2-3 года, но если приглядеться, то можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся рыжеватые волосы, большие голубые глаза.

Портрет Пушкина

(автор неизвестен)

Детство  Детство связано у Пушкина с Москвой, и прежде всего с Кремлём и Красной площадью. Таким видел свой город Пушкин, будучи мальчиком, таким любил и вспоминал юношей: Москва. Старая площадь. Края Москвы, края родные, Где на заре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые, Не зная горести и бед.

Детство

Детство связано у Пушкина с Москвой, и прежде всего с Кремлём и Красной площадью. Таким видел свой город Пушкин, будучи мальчиком, таким любил и вспоминал юношей:

Москва. Старая площадь.

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед.

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин Отставной военный, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного» С.Л. Пушкин (неизвестный художник)

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин

  • Отставной военный, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного»

С.Л. Пушкин (неизвестный художник)

Мать, Надежда Осиповна  Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что и дети, и муж старались не попадаться на глаза, то вдруг снова становилась ласковой и нежной. Любимцем матери был старший сын Лев. В Саше раздражало всё: упрямство, его детская некрасивость, привычка грызть ногти, его непохожесть на других детей, его непонятная ей сложность. Н.О.Пушкина. Ксавье де Местр.

Мать, Надежда Осиповна

Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что и дети, и муж старались не попадаться на глаза, то вдруг снова становилась ласковой и нежной. Любимцем матери был старший сын Лев. В Саше раздражало всё: упрямство, его детская некрасивость, привычка грызть ногти, его непохожесть на других детей, его непонятная ей сложность.

Н.О.Пушкина. Ксавье де Местр.

Няня, Арина Родионовна  Но была в доме Пушкиных женщина, которая дала Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку. Няня, Арина Родионовна, спешила утешить и приласкать мальчика, её рассказы по вечерам очаровывали маленького Александра и через многие годы помогли ему создать свои неповторимые сказки. Арина Родионовна. Я.П. Серяков. Ах, умолчу ль о матушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет…

Няня, Арина Родионовна

Но была в доме Пушкиных женщина, которая дала Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку. Няня, Арина Родионовна, спешила утешить и приласкать мальчика, её рассказы по вечерам очаровывали маленького Александра и через многие годы помогли ему создать свои неповторимые сказки.

Арина Родионовна. Я.П. Серяков.

Ах, умолчу ль о матушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет…

Главный источник знаний  Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы была книга. Читал Александр много и жадно. «Недовольствуясь тем, что ему давали, - рассказывает его сестра,- он часто забивался в кабинет отца и читал другие книги». Пушкин. Е. Гейтман

Главный источник знаний

Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы была книга. Читал Александр много и жадно. «Недовольствуясь тем, что ему давали, - рассказывает его сестра,- он часто забивался в кабинет отца и читал другие книги».

Пушкин. Е. Гейтман

Атмосфера родительского дома   У Сергея Львовича бывали виднейшие писатели и поэты – Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский; вечера проходили в увлекательных разговорах о литературе, в шумных спорах, обсуждениях новинок. Дядя Пушкина, поэт Василий Львович, читал свои стихи и басни. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых. Он рано начал пробовать свои силы: в девять лет писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоминаний сестры поэта.

Атмосфера родительского дома

У Сергея Львовича бывали виднейшие писатели и поэты – Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский; вечера проходили в увлекательных разговорах о литературе, в шумных спорах, обсуждениях новинок. Дядя Пушкина, поэт Василий Львович, читал свои стихи и басни. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых. Он рано начал пробовать свои силы: в девять лет писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоминаний сестры поэта.

"

Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!

Из какого произведения данные строчки? Попробуй их продолжить.    1. Там чудеса, там Леший бродит,  Русалка на ветвях сидит. («Руслан и Людмила») 2. Ветер, ветер, ты могуч,  Ты гоняешь стаи туч  («Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях») 3. Ты под окном своей светлицы  Горюешь будто на часах. («Няне») 4. Сквозь волнистые туманы  Пробирается луна. («Зимняя дорога»)

Из какого произведения данные строчки? Попробуй их продолжить.

1. Там чудеса, там Леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

(«Руслан и Людмила»)

2. Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч

(«Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»)

3. Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах.

(«Няне»)

4. Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

(«Зимняя дорога»)

Из какой сказки персонажи? («Сказка о рыбаке и рыбке») («Сказка о царе Салтане»)

Из какой сказки персонажи?

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

(«Сказка о царе Салтане»)

По последним словам строчек вспомни и назови произведения Пушкина 3… кроет, … крутя, … завоет, … дитя. 1 … чудесный! … прелестный – … проснись: … взоры. («Зимнее утро») («Зимний вечер») 2 … скажи, … доложи, … милее, … белее? 4… под окном … вечерком. … царица,- … девица. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») («Сказка о царе Салтане»)

По последним словам строчек вспомни и назови произведения Пушкина

3… кроет,

… крутя,

… завоет,

… дитя.

1 … чудесный!

… прелестный –

… проснись:

… взоры.

(«Зимнее утро»)

(«Зимний вечер»)

2 … скажи,

… доложи,

… милее,

… белее?

4… под окном

… вечерком.

… царица,-

… девица.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

(«Сказка о царе Салтане»)

Назови авторов предложенных строк 1. Горе мне! Попались в сети  Оба наших сокола!  Горе! Смерть моя пришла! Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке» Царь Салтан. «Сказка о царе Салтане» 2. Помири нас как-нибудь:  Одному женою будь,  Прочим ласковой сестрою. Семь богатырей. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 3. Ой вы, гости-господа,  Долго ль ехали? Куда? Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке» 4. Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!  Чай, теперь твоя душенька довольна? Царь Додон. «Сказка о золотом петушке» Золотая рыбка. «Сказка о золотой рыбке» 5.Аль откажешь мне в ответе?  Не видал ли где на свете  Ты царевны молодой? Елисей. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 6. Отпусти ты, старче, меня в море!

Назови авторов предложенных строк

  • 1. Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола!

Горе! Смерть моя пришла!

Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Царь Салтан. «Сказка о царе Салтане»

2. Помири нас как-нибудь:

Одному женою будь,

Прочим ласковой сестрою.

Семь богатырей. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

3. Ой вы, гости-господа,

Долго ль ехали? Куда?

Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке»

4. Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна?

Царь Додон. «Сказка о золотом петушке»

Золотая рыбка. «Сказка о золотой рыбке»

5.Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Елисей. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

6. Отпусти ты, старче, меня в море!

Прожив на земле всего 37 лет, он успел оставить нам такое духовное наследие, что обогатило нас на все века…  (Митрополит Анастасий) 13
  • Прожив на земле всего 37 лет, он успел оставить нам такое духовное наследие, что обогатило нас на все века…

(Митрополит Анастасий)

13