Отдел образования администрации Казачинского района Красноярского края
МБОУ Момотовская СОШ
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ Момотовская СОШ _____________/ Черных Л.Н./ «31» августа 2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Момотовская СОШ _____________/Черных Н.К./ Приказ № 171 от «31» августа 2017 г. |
Рабочая программа кружка «Самоделкин» учителя
Матлай Сергея Фёдоровича.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 2
от «31» августа 2017 г.
2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка.
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Техническое творчество», являются: 1. Закон «Об образовании РФ».
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”» (ред. от 29.06.2011 № 85).
5. Основная образовательная программа образовательного учреждения, которая составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Методические пособия:
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. : ил. – (Стандарты второго поколения).
2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей. Это вызвано интересом учащихся и их родителей к тому или иному виду деятельности. У педагога реализуется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом личностных и возрастных особенностей ребенка. Программа внеурочной деятельности «Обработка древесины» является дополнением к программе по технологии, призвана дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой проектной деятельности. Именно внеурочная деятельность призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – таковы главные составляющие идеи программы кружка.
Цель программы: формирование у обучающихся навыков и умений выполнять простейшие работы в технике художественной обработки изделий из древесины с использованием различного материала и инструментов.
Задачи:
– формировать навыки и умения: работать с различными инструментами для обработки древесины; выполнять композиции из разнообразного материала; подбирать материалы для творческой работы; создавать интересные образы и изделия;
– развивать способности к художественному творчеству; фантазию, внимание, память, воображение; мелкую моторику рук, глазомер;
– воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, уважение к творчеству народных мастеров.
Общая характеристика программы.
В связи с тем, что данная рабочая программа является составной частью основной образовательной программы учреждения, она составлена на уровень обучения для 5- 9 классов по ФГОС
Форма организации: кружок по обработке древесины.
Программа определяет комплекс различных занятий учащихся воспитательной направленности, отличных от урочных форм обучения, осуществляемых на базе школы в рамках вариативной части базового плана, направленных на достижение новых образовательных результатов – в первую очередь личностных и метапредметных. Внеурочная деятельность связана с предметами учебного плана инвариантной части (технология, математика, информатика, ОБЖ, ИЗО); реализована посредством организации проектной деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, групповая. В ходе обучения рекомендуется использовать игровые технологии, не перегружать детей, подкреплять работу обучающихся участием в выставках, поддерживать соревновательных дух между обучающимися.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть программного материала дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий), готовых объектов труда.
После разъяснения учитель даёт дополнительные сведения, необходимые для выполнения конкретного изделия: расход материалов, способы крепления основных деталей и их количество, место прикрепления деталей и т. д.
Далее обучающиеся, руководствуясь схемой и объяснениями руководителя, выполняют сначала образцы, а затем и само изделие в виде самостоятельно разработанного творческого проекта.
Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемного обучения.
В результате прохождения данной программы учащиеся должны знать:
– принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
– основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
– физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
– способы разметки по шаблону и чертежу;
– принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
– понятия «конструирование» и «моделирование»;
– основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерных особенностях;
– историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
– основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
– основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
– технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
должны уметь:
– рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила ТБ; – читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
– определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
– производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
– применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
– выполнять простейшие столярные операции;
– производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
– самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;
– экономно расходовать материалы.
Форма контроля знаний обучающихся
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения являются:
– усложнённые творческие проекты (в конце изучения каждого раздела) с последующей их защитой;
– выставки работ учащихся;
– самостоятельная практическая работа;
– наблюдение.
Место программы в учебном плане.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), аудиторные занятия на которых обучающиеся знакомятся с информацией о народных промыслах и художественных ремёслах, с основами материаловедения, а также с технологиями художественного выжигания , решают художественные задачи, выполняют задания в группах. В рамках отведенных часов на практические занятия обучающиеся занимаются исследовательской и проектной деятельностью, участвуют в обсуждении защиты проектов, в подготовке выставки изделий.
Программа рассчитана на учащихся 11–14 лет. В этом возрасте у детей появляется потребность в серьезной самостоятельной деятельности и в общении со сверстниками, что осуществляется в рамках школьного кружка. Увлечение декоративно-прикладным творчеством может приобрести новый личностный смысл, стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию.
Личностные и метапредметные результаты.
Освоение детьми программы «Обработка древесины» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС .
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
– учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
– навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
– понимание причин успеха и неуспеха в творческой деятельности;
– способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
– основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Учащиеся получат возможность для формирования:
– устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правилах композиций, усвоенных способах действий;
– учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
– адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
– владеть навыками работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредством различных технологий;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
– пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
– моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества;
– осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
– отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
– различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
– приобретать и применять практические навыки и умения в художественном творчестве;
– осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;
– развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
– развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
– развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства.
Учащиеся получат возможность научиться:
– создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
– понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, уважать их.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
– сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
– формировать собственное мнение и позицию.
Учащиеся получат возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Содержание изучаемых тем за 1 полугодие:
Раздел 1. Технология обработки древесины (68 часов)
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с объединением. Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Деревообработка – одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана местных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Технология без отходного производства. Тема 2. Древесные материалы.
Основные породы деревьев, применяемых в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах. Пороки древесины
Практическая работа. Определение породы древесины по образцам.
Тема 3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. Классификация инструмента, ознакомление с ним.
Практическая работа. Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений (например, ручки для напильников, стамесок, молотков).
Тема 4. Изготовление деталей из древесины.
Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Припуск на торцевание и усушку. Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям.
Практическая работа. Чтение чертежа и изготовление по нему детали (например, коробка для хранения экспоната, подставка для пробирок, метр полевой).Технология изготовления детали. Ремонт деревянных конструкций.
Тема 5. Сборка изделий из древесины.
Соединение деревянных деталей шурупами, винтами, нагелями (деревянными стержнями).
Практическая работа. Сборка изделия из заготовленных деталей (например, кормушка, этикетки-колышки, подставка для карандашей).
Тема 6. Отделка изделий из древесины и фанеры.
Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы инструмент. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины, лакировка, шлифовка (разделочные доски, игрушки для детского сад).
Тема 7. Художественная обработка древесины.
Сквозная резьба или выпиливание.
Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева.
Практическая работа. Выполнение различных видов художественной обработки древесины (флюгер, полочка, подставка).
Тема 8. Склеивание изделий из древесины.
Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.
Практическая работа. Сборка на клей соединений в шип, нагелями с фанерными накладками (ящик для мела и тряпки, солнечные часы).
Тема 9. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы объединения за год. Оформление выставки работ. Рекомендации на лето по заготовке материалов, необходимых для работы на следующий год.
Учебно-тематический план 1 полугодие
№п/п | Содержание темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Технология обработки древесины. (68 ч) |
1. | Знакомство с объединением. Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Деревообработка – одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана местных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Технология без отходного производства | 2 | 2 | |
2. | 1.Основные породы деревьев, применяемых в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах. 2. Пороки древесины 3.Виды лесоматериала: бруски, доски, горбыль. | 6 | 2 | 4 |
3. | 1.Классификация инструмента, ознакомление с ним. 2.Деревообрабатывающие станки их устройство, техника безопасности при работе. 3. Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом. 4. Ремонт и изготовление оснастки и приспособлений (например, ручки для напильников, стамесок, молотков). 5.Правила строгания древесины. 6.Ручные пилы, виды пиления 7.Рубанок. его устройство, приемы строгания древесины. 8.Устройство и работа на многофункциональном станке по дереву | 16 | 4 | 12 |
4. | 1. Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. 2. Разметка. Припуск на торцевание и усушку. 3.Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям. 4. Чтение чертежа и изготовление по нему детали (например, коробка для хранения экспоната, подставка для пробирок, метр полевой). 5.Технология чертежа изготовления детали. 6.Подбор пиломатериала и его обработка. 7.Подбор пиломатериала и его обработка. 8.Изготовление подставки для карандашей. 9.Контрольная работа по пройденным темам. | 18 | 6 | 12 |
5. | 1. Соединение деревянных деталей шурупами, винтами, нагелями (деревянными стержнями). 2. Сборка изделия из заготовленных деталей (например, кормушка, этикетки-колышки, подставка для карандашей). 3. Сборка изделия из заготовленных деталей (например, кормушка, этикетки-колышки, подставка для карандашей) | 6 | 2 | 4 |
6. | 1. Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы инструмент. 2. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины, лакировка, шлифовка (разделочные доски, подставка для карандашей). | 4 | 1 | 3 |
7. | 1.Инструменты и приспособления для выпиливания по дереву. 2.Виды лобзика и электролобзика. Техника безопасности при работе. 3.Приемы выполнения сквозной резьбы. 4.Виды резцов по дереву. Т.Б. при работе, используемый материал при резьбе, его подготовка. 5. Навыки при вырезании геометрических тел. 6.Резьба по дереву, подбор материала. 7. Мозаика из дерева. Выполнение различных видов художественной обработки древесины (флюгер, полочка, подставка). | 12 | 4 | 8 |
8. | 1. Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения. 2.Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей. | 2 | 1 | 1 |
9. | 1.Подведение итогов работы объединения за год. Рекомендации на лето по заготовке материалов, необходимых для работы на следующий год. 2. Оформление выставки работ. | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 68 | 27 | 41 |
Содержание тем за 2 полугодие:
Раздел I. Выпиливание лобзиком (34 часа)
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Теория. Введение (1 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения. Теория (1 час). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Теория (1 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.Теория (1 час). Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь) (2часа)
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия. Теория (1 час). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь) (1 час).
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Теория (1 час) Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет(2 часа)
Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Теория (1час) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки (2 часа).
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
.Теория (1 час) Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Теория (1 час). Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет (2 часа)
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (3 часа)
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия. (2 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно ( 3часа)
Раздел II. Художественное выжигание (34часа)
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория ( 2 часа ) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория (1 час) Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Практическая работа: декорирование брелока для ключей (2 часа)
Тема 2.3. Основы композиции. Теория (1 час) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе. (1 час) Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом..(2 часа)
Тема 2.5. Теория (1 час) Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания( 5 часов)
Тема 2.6. Основные приёмы выжигания. Теория ( 1 час) Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. (5 часов)
Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания (1 час) Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно ( 2 часа)
Тема 2.8. Отделка изделия. Практическая работа: выполнение настенного панно (2 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом. (5часов)
Учебно-тематический план 2 полугодие.
|
№п/п | Содержание темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практические работы |
Раздел I. Выпиливание лобзиком (34 час) |
1.1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | 1 | 1 | |
1.2. | Основы материаловедения. | 1 | 1 | |
1.3. | Материалы, инструменты и приспособления. | 2 | 1 | 1 |
1.4. | Виды резьбы по дереву. | 3 | 1 | 2 |
1.5 | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | 3 | 1 | 2 |
1.6 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | 5 | 1 | 4 |
1.7 | Сборочные и отделочные работы. | 5 | 1 | 4 |
1.8 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | 2 | 1 | 1 |
1.9 | Работа над конструкцией изделия. | 4 | 1 | 3 |
1.10 | Построение орнамента. | 3 | - | 3 |
1.11 | Отделка изделия. | 2 | - | 2 |
1.12 | Изготовление изделия. | 3 | | 3 |
Раздел II. Художественное выжигание (34 час) |
2.1 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 2 | 2 | |
2.2 | Декорирование изделий выжиганием. | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Основы композиции. | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Подготовка заготовок к работе. | 3 | 1 | 2 |
2.5 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 6 | 1 | 5 |
2.6 | Основные приёмы выжигания. | 6 | 1 | 5 |
2.7 | Технология выполнения приёмов выжигания | 3 | 1 | 2 |
2.8 | Отделка изделия. | 3 | 1 | 2 |
2.9 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 6 | - | 6 |
| ИТОГО: | 68 | 18 | 50 |
Критерии оценки
Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения, навыки:
-знать и выполнять правила техники безопасности на занятиях кружка;
-знать и уметь определять основные породы деревьев;
-знать и уметь пользоваться простейшими документами и приспособлениями для работы с древесиной (ножовки, рубашки, струбцины, тиски);
-владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины;
-владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
-знать и уметь выполнять простейшие соединения деревянных деталей;
-знать приемы и уметь использовать инструменты (циклю) для чистовой обработки поверхности материала;
-знать виды клеев для древесины, уметь подготовить поверхность древесины и фанеры к нанесению клея.
Литература:
1.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.-
М.: Просвещение, 2008
2.Техническое творчество учащихся.
Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.-
М.: Просвещение, 2007
3. Н.Д.Беляков, Н.Е.Цейтлин
«Внеклассные занятия по труду»-
М.: Просвещение, 2009
4.Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова
«Технология. Элективные курсы».-
Москва, 2006
5.В.И.Маркин, М.П.Кутыловский
«Практические занятия в школьных учебных мастерских».-
Москва, 2006
6.А.М.Андреев «Энциклопедия обустройства садовых и приусадебных участков».-
Москва, 2001
7.Э.В.Рихвк «Мастерим из древесины».-
М.: Просвещение, 1988
8. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология 1 – 4 классы, 5 – 11 классы
М.: Просвещение 2005 г.