Этнокультурный классный час «Мой род – моя крепость»
Флешмоб «Я, ты, он, она, вместе целая страна!» 6а класс
В1-Добрый день! Мы рады вас приветствовать на нашем этнокультурном мероприятии.
В2- В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в доме. Есть такая притча. Поселил Бог женщину и мужчину в поле. Научил их строить шалаш. Дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна:
В1- …«Живите и продолжайте род человеческий. Приду через год, посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе солнца. Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в ней ребенок, мужчина и женщина смотрят то на небо алое, то в глаза друг другу…
В2- …В те мгновения, когда их глаза встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота эта до того потрясла Бога, что он сказал:
В1- …«Как же так? Я слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой красоты. Откуда же она взялась и что такое эта красота?
В2- …Это любовь! Именно она соединила ваши судьбы в одну. Это любовь! Это она дала жизнь вашим детям. И именно благодаря любви у вас создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот это и есть счастье!»
-На Руси это издавна чтимо
Что в нашей, наверное, крови
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви.
Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исподволь вспоминалась
Мы не просто вдвоем - мы семья!
В1- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда. И у каждой звезды есть имя…
В2- Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки...
В1- _____, а ты знаешь , что означает твое имя?
В2_ Знаю, ________. А что означает твое имя?
В1-______________________. Отлично, ребята, а вы знаете значения своих имен?
Игра «Что означает мое имя…»
Имена, имена, имена
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
Игра «Подбери прилагательное»
В1. А сейчас мы будем подбирать прилагательные к своим именам по первой букве.
В2. Молодцы, ребята!
Живет наш край холмистый и красивый,
Блистает синью рек своих, озер,
Я думаю, что средь земель России
Не всякий край вот так ласкает взор.
Сегодня здесь живут чуваш и русский,
Мордвин, башкир и немец, и казах.
Хохол, поляк и турок с белорусом,
Татарин, армянин, коряк.
Не перечесть все нации в двух строчках.
Мы - россияне! В этом слове - все,
Башкирскою землей гордимся очень,
Ей не дадим уйти в небытие.
Башкирский танец 6б класс
В1. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Всякое дерево имеет свои корни, которые питают дерево, связывают его с землей.
А корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет тому назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами.
В1. «Народ, не имеющий глубоких корней - бедный народ». Сегодня в нашем зале у присутствуют представители разных национальностей. И это здорово!
Национальность не гордость. Национальность - это долг сохранить в себе и передать своим детям язык и культуру своих дедов и прадедов.
Стихотворение (Кудерчук Д)
Какой национальности душа
Какой национальности душа?
Какой ей ближе цвет волос?
Смешно? А, почему, тогда спешат
Поднять о разности вопрос?
А, почему, тогда кричат:
"Мы в целом Мире лучше всех".
Когда такое говорят
Во мне всегда лишь горький смех.
И, если, в чём- то ты велик -
Скорее поделись с соседом.
Всем расскажи, чего достиг,
Пусть будут общими победы.
Национальность нам дана
Прекрасное дарить другому.
А мы? Чуть что, скорей война.
Приносим смерть чужому дому.
У всех народов горе есть
И кладбища, где слёз не мало.
Да и других невзгод не счесть.
Ещё извне идут печали.
Вы что?! Другого цвета кожа
И это, сразу, повод драться?
Но души так у всех похожи,
Мы помогать должны стараться.
Наверно, если создавать
Не кладбища, а больше храмы,
То в нашу жизнь придёт опять
Великий Мир, что самый- самый.
Костёлов больше пусть родится,
Мечетей, синагог, церквей.
Тогда, весь Мир преобразится!
И будет меньше зла людей.
В 2Традиционно сохраняемые мир и согласие в многонациональном Башкортостане - наше общее богатство и достояние. Мы живем во взаимопроникновении и взаимовлиянии различных культур. Только возрождение национальных культур со знанием их истории, традиций и самобытности, а также сохранение родных языков могут стать прочным фундаментом единения людей всех национальностей.
В1Каждый наш современник должен уметь различать добро и зло, жить в мире с соседом независимо от его веры и национальности. Он должен нести ответственность за все происходящее вокруг, потому что от его поступков напрямую зависит благоденствие не только соседей, но и всего общества и даже жизнь будущих поколений.
В2Отношение наших предков к еде заслуживает особого разговора. Различна национальная кухня народностей, но главным мерилом всех является хлеб.
В1Преломление хлеба за трапезой было сродни церковному причастию. Вкусившие одного хлеба, каши, земных плодов или дичи люди в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками.
В2Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на помощь хозяина, но и сам уже не смел причинять ему зла.
В1Хлеб-соль, которыми по русскому обычаю встречают гостей — ни что иное, как мирный договор между сторонами.
К вам обращаюсь, сыновья. Свои или чужие:
Отчизна. Хлеб. Любовь. Семья - Понятия святые!
Защита презентаций «Национальные блюда» (6а рус.нар., 6б башк.нар.)
В2 Знакомство с народной культурой начинается еще тогда, когда ребенок был в колыбели. Над ним тихо пела мама свои наставления. Засыпая под пение колыбельной, младенец учился своему родному музыкальному языку.
В1 Спи, пока забот не знаешь,
баюшки-баю!
Подрастет твоя душа
Все узнаешь не спеша,
баюшки-баю!
В людях солнышком светись,
уму-разуму учись,
баюшки-баю!
Почитай отца и мать,
ближних бойся осуждать,
баюшки-баю!
Инсценировка колыбельных песен
В2 Слово «культура» происходит от слова «культ», вмещающего в себя веру, обычаи и традиции предков
В1 Устное слово, древние рассказы, переходящие от поколения к поколению из уста в уста, были началом, из которого через тысячелетия выросли мифы, сказки и былины, а затем и истории, наука и литература.
В2 Слово «фольклор» означает «народная мудрость, народное знание»; это устное народное творчество, это все то, что создано нашими предками на протяжении многих веков; сказки, былины, народные сказания (мифы), песни, загадки, пословицы и многое другое.
В1 Не нужен клад - когда в семье лад.
В2 Когда семья вместе, так и душа на месте.
В1Без имени ребенок - чертенок.
В2 Чем богаты, тем и рады.
В1Один в поле не воин.
В2 Хлеб - батюшка, а вода - матушка.
В1Без труда не выловишь рыбку из пруда.
В2 По одежке встречают - по уму провожают.
В1Эта поговорка пришла к нам из глубокой старины. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его положение и обществе.
В2 Многие ученые считают, что в те времена «гардероб» любителей покрасоваться тоже был весьма богат и разнообразен. Славились в старину наши мастерицы вышивкой и узором.
В1Большой интерес для ученых-этнографов представляет старинная одежда, национальные костюмы. Узоры на вышитой одежде таят в себе немало тайн. Это не просто украшение, а волшебные обереги, защищающие человека от болезней, бед и всякой нечисти. У всех народов есть свое орнаментальное искусство, но есть и общие символы: вода, солнце, цветы, священные животные.
Защита презентаций «Национальные костюмы. Узоры, орнамент, значения» (6а рус.нар., 6б башк.нар.)
В2 Да, умел гулять народ...Было, было дело.
Так плясал и песни пел. Что земля гудела.
Времена давно не те, праздники другие.
Но обычай старины помним, любим, чтим мы ...
В1Средь полей ходить - землю познавать
Средь людей ходить - народ узнавать
В2 Я спросил у русской песни,
Чем ей дорог этот воин.
Этот юноша башкирский
Из далекой старины.
И ответила мне песня:
Значит он того достоин.
Все народы перед песней
Одинаково равны!
Д.з. Исполнение народной песни.
В1 Человек может сам моделировать свою жизнь, строить дом, растить детей, но от своих предков, своих корней, своей истории ему не уйти. Каждый человек должен гордиться свом родом, какой бы ни была его история. Ведь он когда-нибудь сам станет этой историей, и, наверное, ему захочется, чтобы им гордились. Ведь не случайно говорят: «Мой дом - моя крепость»
В2 Как бы не было трудно, каким неустроенным и беспокойным не был бы окружающий нас мир, только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее.
В1 Семья — это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будем добрее и внимательнее к своим близким. До свидания!