СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой земляк - Васенко И.П.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я живу в маленьком посёлке, и поэтому часто слышу от городских жителей, что сельская школа не даёт хорошего образования, затормаживает развитие детей, не позволяет широко раскрыть свои способности. Мне кажется, что это не так. Поэтому я решила исследовать историю одного из своих земляков и тем самым доказать, что сельская школа и деревенская жизнь (без каких либо условий проживания) не мешают развитию личности и достижению каких бы то ни было высот. Меня давно интересовала жизнь моего земляка, И. П. Васенко.  И поэтому я  решила подробнее узнать о ней, узнать какой вклад он внёс в историю своей малой родины.  Ходила в сельскую библиотеку, беседовала с сельскими жителями.  Собрав материал, решила оформить исследовательскую работу,        Целью  которой стала исследование основных событий жизни И.П. Васенко.   

Просмотр содержимого документа
«Мой земляк - Васенко И.П.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДУБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ Н.П.СЕРГЕЕНКО СУРАЖСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

243535 Брянская область Суражский район, с. Дубровка пер. Школьный,10









Номинация «Земляки»

Тема работы: «Мой земляк - Васенко И.П »





Автор:

Гаврусева Ирина Алексеевна,

учитель географии Дубровской СОШ им. Н.П.Сергеенко





с. Дубровка

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….с.3

1.Цели и задачи………………………………………………………………с.3

2.Методы исследования…………………………………………………......с.3

3.Гипотеза…………………………………………………………………….с.4

4.Источники………………………………………………………………......с.4

История моей фамилии…………………………………………………….с.5

I.Основная часть………………………………………………………...с.6-10

1.Биография………………………………………………………………...с.6-9

2.Учёный и летописец родного края………………………………………с.10

Заключение…………………………………………………………………с.11

Список использованной литературы…………………………………...с.12

Приложение …………………………………………………………….с.13-18



























Введение

Я живу в маленьком посёлке, и поэтому часто слышу от городских жителей, что сельская школа не даёт хорошего образования, затормаживает развитие детей, не позволяет широко раскрыть свои способности. Мне кажется, что это не так. Поэтому я решила исследовать историю одного из своих земляков и тем самым доказать, что сельская школа и деревенская жизнь (без каких либо условий проживания) не мешают развитию личности и достижению каких бы то ни было высот. Меня давно интересовала жизнь моего земляка, И. П. Васенко. И поэтому я решила подробнее узнать о ней, узнать какой вклад он внёс в историю своей малой родины. Ходила в сельскую библиотеку, беседовала с сельскими жителями. Собрав материал, решила оформить исследовательскую работу,

Целью которой стала исследование основных событий жизни И.П. Васенко.

Задачи:

  1. Выяснить историю жизни моего земляка.

  2. Выяснить, какой вклад он внёс в развитие нашего посёлка.

  3. Установить, как ему удалось в то тяжёлое время, в котором он жил добиться таких высот в своей карьере.

Методы исследования:

1. Встречи и беседы с родственниками.

2. Работа с семейным архивом.

3. Поиск старых документов и фотографий.

4. Анализ полученных данных.

5. Систематизация материала, составление перечня документов, фотографий, памятных экспонатов.



Гипотеза:

Огромную роль в духовно-нравственном развитии человека играют его жизненные ценности, которые он выносит из детства, приобщаясь к творчеству талантливых земляков, он проникается любовью к своему посёлку, людям, живущим на этой земле, бережному и внимательному отношению к природе.



Источники:

  1. Личные документы членов семьи.

  2. Документы семейного архива.

  3. Воспоминания. Семейные предания.

  4. Фотографии.

  5. Семейные реликвии.

























История моей фамилии

Я родилась и живу в небольшом посёлке с интересным названием Васенков. Меня заинтересовало это название, и сразу же возник вопрос: Что это название произошло от фамилии моих родственников?

Фамилия моих ближайших предков - Васенко. Она произошла давно и существует до сих пор. Существует легенда, что в 19 веке, во время правления Александра II, в посёлке жила помещица по имени Василиса. Она много сделала для процветания посёлка, поэтому местные жители приняли решение дать ему название в её честь. Сначала его называли Василисиным посёлком, но позже решили, что удобнее будет переименовать его в посёлок Васенков.

Васенков - посёлок Суражского района Брянской области, Дубровского сельского поселения, в 1км к юго-востоку от села Дубровка. Расстояние от уездного города 9 вёрст. Упоминается со второй половины XVIII века как хутор (с 1861 – в составе Новодроковской волости). В 1959-1961 – В Иржачском и Большеловчанском сельсовете; в 1961 – 1984 в Далисичском сельсовете. В XX веке – одноимённый колхоз. В 1866 году здесь проживало 112 человек. В 1902- 220 человек. Максимальное число жителей в 1926 году составило 300 человек (1926). Сейчас же здесь проживает менее 15 человек(2016).

Так как этот посёлок мало кому знаком я решила узнать его историю и историю моих земляков через воспоминания одного из них, внёсших огромный вклад в развитие посёлка, и познакомить других людей с этой историей.











Биография

Родился Васенко Иван Петрович (см. приложение 1) 8 мая 1932 года в хуторе Васенков Дубровского сельсовета. Мать, Васенко Улита Григорьевна 1901 года рождения.

Отец, Васенко Пётр Павлович 1900 года рождения, окончил церковно-приходскую школу, мать была неграмотной. В 1935 году отец, рабочий Суражской фабрики « Пролетарий », в гражданской войне не учавствовал, умер от тифа. Был мобилизован каким-то отрядом черкесов, но из Клинцов дезертировал и скрылся. В этом же году за двухлетнюю просрочку страховки сельсовет продал избу за 50 рублей, матери дали 25 рублей и стремя сыновьями – старшему 10 лет, а младшему 3 года – выбросили на улицу. Поэтому Иван Петрович воспитывался у тёти (см. приложение 2).

Бабушка по материнской линии – Александра, была дочерью кучера Наростянского помещика, Станкевича. Её отец был народным лекарем. Бабушка Анна и оба деда – коренные хуторяне. В хуторе крепостного права никогда не было.

Брат его деда Григория, Васенко Терентий Степанович отличился в рукопашной схватке при освобождении Болгарии от Турецкого ига, за что был награждён Георгиевским крестом. Тогда это была очень высокая награда. За неё он получал 40 рублей в год. Даже воинский начальник отдавал ему честь. Получая такие деньги, он начал выпивать. Однажды в пьяном состоянии он начал гонять Суражских евреев. Те вызвали городового, но так как Терентий физически бы очень силён, то один городовой с ним не справился. С оторванным погоном и рукавом мундира, он вызвал подмогу, и общими усилиями им удалось посадить Терентия в каталажку. Когда жена принесла ему передачу, он попросил принести ему Георгиевский крест. Она принесла ему крест. Он приколол его и остался в камере. Надзиратель пришёл выводить его на прогулку, но, увидев Георгиевский крест на груди Терентия, опешил. О случившемся он доложил воинскому начальнику. Тот пришел, выпустил Терентия на свободу, но о случившемся доложил в Чернигов, в губернию. Губернское начальство лишило его Георгиевского креста, а вместе с тем всех привилегий и выплат.

У деда Григория было три сына: Тит, Карп, Фрол и шесть дочерей: Пелагея, Софья, Екатерина, Марфа, Мария и младшая Улита. У деда Павла было две дочери: Аксинья и Татьяна и два сына: отец Ивана Петровича и младший Никифор. Имея три надела земли на шесть человек, дед Павел жил средне. А дед Григорий на одиннадцать человек имел всего четыре надела, поэтому жил беднее. Поэтому ему приходилось наниматься в пастухи, а дочерей отдавать в няньки к богатым. Тётя Катя рассказывала, как она была нянькой у еврея-арендатора, жившего между хутором Софеёнковкой, которая, по преданию, когда-то называлась Мархаленкиным хутором. Говорили, что даже на немецких картах она называлась этим именем.

Когда образовались три хутора, никто из стариков не помнил. Есть предположение, что они возникли в период борьбы Богдана Хмельницкого с поляками (до революции они были Черниговской губернией и числились украинцами). Самое старое предание, повествовало о том, что когда-то один житель хутора 25 лет служил в армии. Когда он уходил в армию, у него уже была дочь, а когда вернулся - дочь уже была замужем, за что он обиделся на жену и доживал свой век в бане, бобылём.

В те времена хутор был окружён сплошными лесами. Старшая тётя (Пелагея) рассказывала, что, когда она была маленькой (это конец 80-х годов 19 века), однажды летом среди дня она с другими детьми видела, как медведь со стороны кладбища перешёл улицу, перевалил через плетень и ушёл в овраг. В начале 20-го века в Сураже построили бумажную фабрику, для которой лес служил и сырьём и топливом – это губительно сказалось на лесах, а в революцию истребили все панские леса, поэтому к началу войны на территории колхоза леса уже не было.

При строительстве Дубровской церкви, перевезённой из Овчинца, зимой 1901-1902 годов, хуторские, да наверно и Дубровские, мужчины пилили где-то возле Костенич лес для церкви, завезли оттуда оспу. В хуторе от неё умерло несколько человек. В памяти Ивана Петровича осталась, что некто, по прозвищу Беляй, умер от Оспы, об этом ему рассказывала тётя Катя. Его мать в ту зиму была ещё в пелёнках, во время болезни оспой ей заматывали руки тряпками, чтобы не чесалась, но всё равно она-то сцарапала две оспины на лбу, поэтому у неё на всю жизнь на лбу остались две отметины. Следующая эпидемия оспы в хуторе была, наверное, во время гражданской войны, об этом никто не говорил, но в хуторе Лобач Яков Моисеевич и Лобач Анна Романовна, рождения тех лет, имели на лицах следы от оспы.

Утверждали, что перед коллективизацией в хуторе было 60-65 дворов. На памяти Ивана Петровича, перед войной, в хуторе было 43 двора, а населения 223 человека.

Дядя Карп воевал с немцами, попал в 1915 году в плен и вернулся только с окончания войны в 1918 году. Тогда концлагерей не было, но, по его рассказам, пришлось поголодать: кормили преимущественно супом из брюквы. А вот австрийцам, попавшим к нам в плен, жилось лучше. У кого-то в хуторе жил пленный австриец. Он жил свободно, выполнял все работы вместо воевавшего хозяина, с окончанием войны он уехал к себе в Австрию.

Дядя Фрол в 16 лет приписал себе год и ушёл добровольцем на войну с немцами, но воевать ему пришлось против Турции, а потом и всю гражданскую.

Первый класс Дубровской начальной школы (см. приложение 3) Иван Петрович окончил в 1941 году. Войну пережил в хуторе. В 1943 году пошёл в 3-й класс, в мае 1945 года из-за голода бросил учёбу в 4-м классе, пошёл работать в колхоз. В октябре 46-го снова пошёл в 4-й класс и в 1947 году окончил с похвальной грамотой Дубровскую начальную школу. В 1950 году с похвальной грамотой окончил Овчинскую семилетнюю школу, а в 1953 году почти с медалью (в аттестате две четвёрки) окончил Суражскую среднюю школу №1. Во все школьные годы в каникулярное время, а часто и по выходным дням, работал в колхозе, потому что мать уже не могла зарабатывать средства для его обучения.

В 1955 году с отличием окончил Суражский государственный учительский институт и два месяца работал учителем в Алтайском крае, после чего два года и девять месяцев служил в ВВС Советской армии. В 1958 году, прямо из армии, Иван Петрович (см. приложение 4)поступил в Московский физико-технический институт. После его окончания, в 1964 году, был распределён на работу в Центральной Аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского, где работал до самой смерти.

Умер Иван Петрович в декабре 2009 года.

























Учёный и летописец родного края

Сконструировал «Устройство для измерения радиальной составляющей магнитного поля внутри электромагнитной катушки» (см. приложение 5). За это его наградили авторским свидетельством (см. приложение 6) и денежной суммой в размере 600 рублей (см. приложение 7), в те времена это была очень большая сумма.

Исследуя свой родной край, он заинтересовался изготовлением обуви, в которой ходили его предки. А именно лаптей (см. приложение 8).

После окончания Физико-технического института Иван Петрович начал задумываться о написании книги «Воспоминания о войне». Существует два экземпляра этой книги. Один в Дубровской сельской библиотеке, другой в Суражской. Книга имеет простое строение, Иван Петрович напечатал эту книгу собственноручно. Она не была пущена в издательство, хотя имеет большое значение для настоящего. Я считаю, что задача сегодняшнего поколения распространить эту книгу на широкую аудиторию читателей интересующихся событиями, происходившими во время Великой Отечественной войны.



















Заключение

Васенко Иван Петрович, о котором я написала в своей работе, вложил частичку себя в свои работы, надеясь передать свою любовь к родному краю нам – подрастающему поколению.

Его работы используются учащимися школы и хранятся в школьном музее.

Моя гипотеза подтверждена: приобщаясь к творчеству талантливых земляков, мы проникаемся любовью к своему селу, людям, живущим на этой земле, учимся бережному и внимательному отношению к прошлому нашей родины, и это находит отражение в выборе будущей профессии учащимися нашей школы.































Список использованной литературы



1.Брошюра: «Известия сибирского отделения академии наук СССР». Серия технических наук. Выпуск 3.Издательство «Наука». Сибирское отделение 1979 года.

2. Публикации в газете «Восход» 2002 г. №37, №43-44, №52, №59, №67, №76, №80. Статья «О войне»









































Приложение

Приложение 1

Васенко Иван Петрович,

1970 год


Приложение 2

На снимке слева направо: Васенко Ульяна Митрофановна, Васенко Иван Петрович, Гаврусева Мария Павловна, Васенко Фёдор Викторович, Лобач Елизавета Григорьевна, 2006 год



Приложение 3

План Дубровской начальной школы, составленный по воспоминаниям Ивана Петровича.







Приложение 4

Васенко Иван Петрович,

1958 год

















Приложение 5

Устройство для измерения радиальной составляющей магнитного поля внутри электромагнитной катушки











Приложение 6

Авторское свидетельство, которым был награждён Васенко Иван Петрович за своё изобретение

Приложение 7



Вознаграждение денежной суммой за изобретение

Приложение 8

Рукописное описание Васенко И. П. об изготовлении лаптя

11