СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя философия воспитания и обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я всегда знала, что буду учить детей. И только хорошо. И только словесности. Словесник это ещё и воспитатель.

Просмотр содержимого документа
«Моя философия воспитания и обучения»


3.2. «Моя философия воспитания и обучения»

«Птенец, оперившись, повторяет то, чему научился в гнезде»

Восточная мудрость.

Я всегда знала, что буду учить детей. И только хорошо. И только словесности. Словесник это ещё и воспитатель. (Для меня обучать и воспитывать - синонимы)

Сколько лет существует человечество, столько лет существует воспитание, как стихийное проявление, как наука, как система. Воспитательное воздействие со стороны окружающих человек испытывает с момента своего рождения и до последнего вздоха. На протяжении всей жизни нас кто-то воспитывает.

Что такое воспитание в современной трактовке? Это воздействие на ребёнка на духовном уровне с целью добиться определённых результатов.

Именно по такому принципу строится наша воспитательная работа. И на протяжении 11 лет мы воздействуем на души детей с благородными целями. Почему же тогда с каждым годом в школах увеличивается количество трудных детей? Казахская пословица гласит: «Все люди - дети своего времени». Наше время-это время перемен, которые не для всех проходят гладко и спокойно.

Школа переживает сейчас непростые времена- перемены, которые дали «свободу» мыслям, поступкам, когда нет чётких указаний. Как поступать, чему учить, чтобы не воспитать в новом поколении инфантильность и бездушие, безразличие ко всему, тебя касающемуся? Что сказать ребятам? Что посоветовать? Как помочь найти ответы на вопросы о том, кто ты есть и для чего ты живёшь?.. Вечные проблемы и вечный вопрос «что делать?»… Именно делать, а не только спрашивать…

Люди умные и энергичные борются до конца, а люди пустые и растерянные, хватающиеся за первый попавшийся шанс, подчиняются без малейшей борьбы всем мелким случайностям своего существования. Как остаться на высоте своего человеческого долга? Не так уж это просто, как нам порою кажется, когда мы осуждаем или поучаем человека оступившегося.

Детство завершается отрочеством (иначе – подростковым возрастом); пусть юноша ещё не взрослый, но уже и не ребёнок.

Разве, выйдя из детства, человек не должен уже и сам себя воспитывать, и сам за себя отвечать? А мы продолжаем обращаться к его родителям... Не лучше ли обратиться к нему самому?

Не будет преувеличением сказать, что юным жить в эту эпоху особенно интересно. Эпохи крутых переломов всегда открывают перед маленькими заманчивые горизонты. Они дают выход их энергии, наполняют живой материей романтику мечты. Словарю юности чуждо само слово «застой». Такая эпоха, как наша, требует приложения максимума сил, а юность как раз и жаждет отдать себя без остатка

Для меня воспитывать детей - это брать ответственность на себя. Истинное воспитание- это вера в ребёнка ( Но как и чем эту веру измерить?) Если нет веры, то наше желание помочь детям - ложно. Воспитание, на мой взгляд, должно быть основано на равенстве воспитателя и воспитуемого, а равенство - на свободе.

Когда говорят о передаче нравственных ценностей от поколения к поколению (так строится наша воспитательная работа)- это неверно. Передать можно только знания, а к нравственности нужно подниматься каждому поколению и каждому человеку самостоятельно. С чего начинается нравственность? С ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Человечность на земле - самое важное. В чём суть человечности? В умении чувствовать рядом с собой другого человека, понимать в его глазах сложный духовный мир- радость, тревогу. Научить ребёнка чувствовать и понимать, как его поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Это умение можно условно называть сердечным слухом. Как развить у детей сердечный слух? Направленность на другого, чувство другого - главное условие для развития сердечного слуха. Другое необходимое условие, чтобы воспитатель был человеком с чистой душой, мог чувствовать, понимать других.

Воспитание- это единство воспитателей и воспитуемых. Только в единстве их помыслы и действия могут иметь созидательный результат. Подтверждением этому является казахская пословица: «Дорогам свершений начало - порог отчего дома».

Неизменным девизом работы нашего педагогического коллектива на протяжении многих лет являются слова В. А. Сухомлинского: «Никогда нельзя спешить с окончательным и категоричным выводом: у ребёнка ничего не получится, такова уж его судьба. Год, два, три года у него что-нибудь может не получится, но придёт время - получится. Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним первоисточник мысли - окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость- радость познания и творчества» Об этом я помню каждый день: верь в своих учеников. А научить понимать зависимость успеха от затраченного труда - путь к воспитанию гармонической личности. Любознательность, готовность к эксперименту, открытость новому, воображение, желание быть самостоятельным - вот те архимедовы рычаги, природой данные человеку, с помощью которых, можно если не землю повернуть, то увлечь ребёнка процессом познания. Как это сделать? Все ответы на этот вопрос сходятся в одном: без особых профессиональных и личностных качеств учителя, классного руководителя никакие технологии и методики сами по себе не приведут к успеху. И в наше время, в век высоких технологий, общение человек-человек учитель-ученик приобретает, может быть, большую значимость, чем раньше. Именно хороший учитель видит единственно возможной форму воздействия с учениками - диалог

Я хочу научить детей любить себя, чтобы они полюбили жизнь. Красота- принятие себя. Не случайно Ф. Достоевский говорил, что «красота спасёт мир», потому что только принимающий себя человек может творить и созидать. Здоровье, любовь, красота - составляющие гармонии жизни. Если есть эта гармония внутри человека, то она открывает в нём творца, Если нет гармонии внутри человека, то не будет её и вокруг. А если нет гармонии, то нет и жизни. И опять прав Достоевский «Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище». Человек ищет смысл жизни, пока не осознает себя самой жизнью. Я хочу помочь ребёнку открыть в себе свой внутренний мир, где есть истинная точка опоры, на которую можно встать и не упасть. Велика награда тому, кто нашёл эту точку, так как он нашёл истинную ценность жизни - себя. Сила человеческого духа способна творить чудеса. Необходимо формировать у ребёнка веру в себя, что он может победить любые трудности. Для этого нужна такая атмосфера в классном коллективе, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя нужным. Это ощущение будет способствовать формированию крепкого духовного стержня у каждого члена коллектива. «Поверь в себя и достигнешь.»

Атмосфера в классе и в школе должна быть пропитана заботой о достоинстве человека, в основе которого честь, совесть, ответственность и справедливость. И в свое профессиональной деятельности главным направлением, основной педагогической целью я считаю воспитание гражданина великой страны. Мне хочется видеть своих выпускников не бессловесными исполнителями чужой воли, а твёрдыми, умными и последовательными людьми, умеющим и принимать взвешенные решения и брать ответственность на себя.

Предлагаю молодым учителям взять на вооружение некоторые принципиальные моменты моей системы работы. А может быть надо составить клятву учителя!?






















Моё педагогическое кредо.


Помни: во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, но больше человеческого общения.

• Никогда не унижай, не оскорбляй детей - свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре; дети в большинстве своем очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор для ребенка лучше отложить до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять ребенку, что, несмотря на случившееся, в него верят, надеются на него. Начиная работу с классом, постарайся как можно больше узнать о каждом ребенке и о классе в целом, а затем постоянно интересуйся жизнью детей, их проблемами.

• Стремись понять расстановку сил в своем классе, определи микрогруппы класса, выясни, кто является лидером. Если в классе есть лидер, который, очевидно, оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с этим лидером в борьбу, а лучше постараться повернуть его лицом к себе, перетянуть его на свою сторону, сделать его своим единомышленником.

• Поощряй детскую самостоятельность с умом, учи детей этой самостоя­тельности.

• Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышай голос никогда (потом все равно будет стыдно). Старайся все замечания делать с юмором.

Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуа­цию до конфликта

• Люби каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, раз­делять его огорчения и верить в будущее. Если не можешь полюбить, то хо­тя бы посочувствуй; в то же время не влюбляй в себя детей – пожалеешь.


Имей в виду: главное - не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе

Помни: учащиеся, не нашедшие подтверждении своих способностей к обучению хотя бы но одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

•Уделяй серьезное внимание учебной работе класса:

• Наладь хорошие отношения с учителями, работающими в классе, стремись к максимальному единству взглядов внутри малого педсовета

• Введи систему проверки дневников и обязательно требуй от родителей подписи дневника, контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посе­тить урок по определенному предмету, позвонить родителям с целью вы­работки наилучшего способа решения проблемы.

• Осторожно оценивай неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится, и имей в виду, что ребенок не должен уходить из школы оби­женным на учителя

• Чаще бывай на уроках других учителей в своем классе, наблюдай на раз­личных уроках за ребятами, вырабатывай навыки ответственности и само­стоятельности у детей с первого дня, веди строгий контроль за дежурст­вом по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанностей.

Имей в виду: лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха - она приносит хорошие результаты.

Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной класс­ной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не буду! потрачены на­прасно.

• Говори с учениками обо всем, что вызывает удивление, тренирует память, развивает аналитический склад ума, вызывает желание повторить или придумать что-то подобное.

• Не избегай игры (она должна быть обязательным элементом в работе), но при этом помни, что у нее должны быть начало и конец, а желательно - и скром­ное награждение победителей, но при этом не должно быть обиженных.

• Не отказывайся от проведения классного часа, хотя бы ради возможности обсудить текущие проблемы и поговорить с ребятами об интересующих их проблемах, будь постоянно готовым к этому, стремись ориентировать­ся в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусстве, будь готов к дис­куссиям и оценкам.

•Стремись создавать традиции, в том числе традицию празднования дня

рождения класса с выездом за город, но при этом имей в виду, что любое

традиционное дело надо тщательно готовить.

•Привлекай учеников класса не только к участию в школьных делах, но

и к созданию собственного классного микроклимата.

•Старайся задействовать всех детей во внеурочной работе, дай возмож­ность каждому ребенку проявить себя.

• Стремись к тесной, деловой связи с родителями

• Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опирай­ся на их помощь.

• На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всего класса, а не о некоторых детей.

• Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские, близкие отношения.

• Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в

тебе нет принципиальности, твердости характера.

Помни: дети в классе - твое отражение - старайся постоянно работать над собой.


• Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельности- это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из разных си­туаций, советовать

•Тщательно продумай принципы своей воспитательной работы и старайся следовать им. К принципам можно отнести следующие:

* быть честным с детьми;

* быть добрым, но не добреньким, не заигрывать с детьми; быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требова­ния;

* быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопережи­вать им;

* быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;

* быть последовательным и объективным;

* не ждать от детей благодарности, уметь прощать и забывать, ведь ребе­нок еще изменится, а учитель нет, уметь начинать все сначала, уметь смеяться над собой, разрушать свой собственный культ, признаваться в слабостях.

Имей в виду: главное - не ждать прямых актов благодарности - тогда не будет разочарований.

Предостережения:

• Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе. Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между собой и учениками- установить ее снова будет гораздо труднее.

• Не будь чрезмерно активным- иногда детям надо дать отдохнуть от ме­роприятий.

• Не старайся сделать все без помощи родителей, иначе потом все остав­шееся время будешь делать это один.

• Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях.

Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве - это поможет лучше понять ребенка.

Имей в виду: главное - сохранять молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя сча­стливая профессиональная карьера.