СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя курсовая работа. Формирование мотивации и физкультурно-спортивной деятельности у учащихся начальных классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование мотивации и физкультурно-спортивной деятельности у учащихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Моя курсовая работа. Формирование мотивации и физкультурно-спортивной деятельности у учащихся начальных классов»








Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся начальных классов





















ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Роль и функции физического воспитания детей младшего школьного возраста 1.2 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТОМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 2.1 Методы по формированию мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников 2.2 Факторы, влияющие на активность у учащихся младшего школьного возраста 2.3 Исследование формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ











ВВЕДЕНИЕ

Здоровье и физическая подготовленность детей и подростков -важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего общества. Весь этот потенциал закладывается в школьные годы. В настоящее время физическое воспитание учащихся практически отодвинуто на последний план, и неудивительно, что уровень физической подготовленности детей и молодежи оценивается как крайне неудовлетворительный.

Актуальность темы в том, что состояние физического воспитания школьников признано неудовлетворительным. В связи с чем в этом документе были определены основные пути реорганизации физического воспитания школьников в следующих направлениях; формирование у учащихся надлежащих объемов современных знаний о здоровом образе жизни; о роли и месте в нем различных средств и форм организации физической культуры; привитие соответствующих мотиваций; обучение минимально необходимым методическим приемам их самостоятельной реализации и только на этой базе проведение надлежащим образом организованных практических занятий. Естественно, что действующие в настоящее время программы и планы физического воспитания школьников, основанные на старых воззрениях на предмет « физическая культура», не соответствуют современным требованиям и нуждаются в коренной перестройке. Эффективными и рациональными основаниями этой перестройки могут явиться только специально организованные научные исследования.

Объект исследования -процесс формирования мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников.

Предмет исследования - пути и средства формирования мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование; методы статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-определены мотивы вызывающие интерес к занятиям физической культурой у младших школьников;

-разработаны интегрированные уроки по физической культуре, программа по школьному туризму, соревновательные игры, теоретические занятия для младших классов.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры, учителями начальных классов, а также студентами педагогических училищ и вузов.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Виленская Т. Е., Ковалько И. А., Холодов Ж. К., Барчуков И. С., Кожухова Н. Н., Дубровский В. И., Смирнов В. М., Коваль В. И., Прокофьева В. Н., Нищеева Н. В., Багнетова Е. А. и др.

Целью данной работы является изучение формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся начальных классов, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

-Раскрыть роль и функции физического воспитания детей младшего школьного возраста;

-Охарактеризовать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста;

-Определить методы по формированию мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников;

-Проанализировать факторы, влияющие на активность у учащихся младшего школьного возраста;

-Исследовать формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой

Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Роль и функции физического воспитания детей младшего школьного возраста

В настоящее время в основу процесса физического воспитания школьников положен Государственный образовательный стандарт, в рамках которого подготовлена «Примерная учебная программа по физической культуре». Эта программа определяет цели и задачи физического воспитания, а также содержание и формы работы. Согласно указанной программе, физическое воспитание в школе разрешает, прежде всего, следующие основные задачи:

- формирование у обучающихся знаний о физкультурной деятельности, о бережном отношении к своему здоровью,

- укрепление физической подготовленности, целостное развитие физических и психических качеств,

- творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В процессе усвоения программного материала у учеников формируется целостное представление «о единстве биологического, психического и социального начала в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы». Цели физического воспитания конкретизируются в задачах оздоровительного, образовательного и воспитательного направления.

По данным Института возрастной физиологии РАО сегодня в школу приходит лишь 10% практически здоровых детей; 40% младших школьников имеют функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья. Наиболее распространены у школьников заболевания пищеварительной, дыхательной (ЛОР-органы) и нервной системы, у 20 - 40% детей младшего школьного возраста имеются гастроэнтерологические отклонения и заболевания; у 40% - заболевания ЛОР-органов; у 20 - 30% - астено-невротические проявления; у 20 - 22% обнаружены отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки).

Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную. Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития.

Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования. Физическое развитие характеризуется изменениями 3 групп показателей:

1) показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка);

2) показатели (критерии) здоровья;

3) показатели развития физических качеств (силы, скоростных особенностей, выносливость).

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Процесс физического развития подчиняется закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма различные возрастные периоды. Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. Условия быта, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. При оценке значения физической культуры в младшем школьном возрасте важно учитывать ее особую необходимость и наибольшую эффективность в решении задач физического развития, образования и воспитания.

Необходимо исходить из того, что повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего организма и непременным условием физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям внешней среды. Однако специальные исследования двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о плохом удовлетворении этой потребности, если недостаточно используются средства физической культуры в школе, внешкольных учреждениях и в домашнем быту. В результате улучшения физического развития и укрепления здоровья достигается существенное улучшение работоспособности учащихся младшего школьного возраста. Физическая культура в школьном возрасте имеет большое значение и для обучения необходимым в жизни двигательным умениям, навыкам. Цель физической культуры - способствовать всестороннему, гармоническому развитию физической культуры личности младшего школьника и подготовке детей к жизни, в первую очередь к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность.

Физическая культура - это занятия физическими упражнениями, закаливанием и туризмом, соревнование по разным видам спорта. К основным занятиям физическими упражнениями младших школьников являются: урок физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные игры на перемене, занятие в спортивных кружках и секциях. Гимнастика помогает стать стройным и сильным. Легкая атлетика и лыжные гонки помогают стать выносливым. Гимнастика до занятий нужна для того, чтобы подготовить организм к урокам. Физкультминутки нужны для того, чтобы организм отдохнул. Если у школьника предостаточно развита сила, то ему дают задания на выполнение силовых упражнений. Развитие физических качеств измеряют с помощью тестовых упражнений. Общеразвивающие упражнения оказывают положительное влияние на сердечнососудистую систему ребенка. Ритмичность, дозированность, периодическое увеличение и снижение нагрузки при выполнении упражнений способствует укреплению сердечной мышцы. Важнейшее влияние упражнений оказывает на формирование и развитие нервной системы ребенка. Для формирования опорно-двигательного аппарата физические упражнения играют самую главную и непосредственную роль. Осанка - один из важнейших показателей здоровья. Фундамент здоровой осанки закладывается с раннего детства посредством физических упражнений, правильного питания и закаливания.

К общим задачам физической культуры относится: содействовать нормальному формированию, гармоничному развитию растущего организма; укреплять здоровье, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. Обучать основам техники движений; формировать и совершенствовать умения и навыки, обучать сознательному, творческому применению их в изменяющихся условиях двигательной практике. Совершенствовать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества; приучать детей разумному использованию сил в соответствии с задачами, воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и использование других средств физической культуры, воспитывать высокие нравственные качества, приучать к организованности, дисциплинированности, ответственности за свои действия.

Таким образом, отличительной чертой физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека. Физическая культура детей младшего школьного возраста осуществляется в трех сферах: 1) в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования; 2) в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями; 3) в семье.


1.2 Психофизилогические особенности детей младшего школьного возраста

Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:

1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);

2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);

3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2011 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.

Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на "пластические" процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями "пластические" процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому спортивному вожатому необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.). организм детский анатомо-физиологический особенность

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.

Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.

Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.

Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.

Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств.

Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.

Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника.

Вывод по 1 главе.

Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями - это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность, масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.

Правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.





















2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

2.1 Методы по формированию мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников

Практика показывает, что преподавание культуры здоровья как учебного предмета в преподавание базисных дисциплин требует особой методики изложения материала. Тем не менее есть общие методологические принципы, следуя которым можно достичь высокой эффективности усвоения материала. Основные среди них:

а) Заинтересованное отношение школьников к освоению учебного материала. Чтобы сделать учащегося заинтересованным участником образовательного процесса, надо предлагать ему задания индивидуального характера, в ходе которых он должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, то есть не сравнивать себя с другими по принципу «лучше - хуже», а сравнивать свои вчерашние достижения с сегодняшними. Такой подход не будет формировать у человека чувство неполноценности, а, наоборот, воспитывает ответственность за себя, уверенность, что только от него самого зависит достижение поставленной цели. Задания, которые вы даете каждому ученику, должны стимулировать его к работе. Легко доступный успех делает работу неинтересной, потому что любое задание сам учащийся воспринимает как тест на проверку своих возможностей: справлюсь я или нет? И если результат оказывается положительным, то у школьника появляется стремление к решению более сложного задания. Если задания носят общий характер и не учитывают ни уровень подготовки, ни мотивацию учеников, они не побуждают их к действию, а подводят под некий шаблон: ты должен это сделать, как и все! Вытекающая из такого подхода оценка, в которой за основу принят «средний» ученик (его нет и не может быть в принципе!), делает заинтересованным в обучении только тот контингент, который ориентирован не на знания, а на оценку.

Стимулировать интерес учащихся к вопросам здоровья можно, приобщая их к целенаправленной поисковой активности. В младших классах это условие реализуется через возможность выбора из различных вариантов, через предложение проанализировать свое поведение, образ жизни, обстановку дома.

Как правило, полученные результаты не только активизируют интерес школьников к вопросам здоровья, но и воплощаются в конкретные мероприятия. Например, исследования, проведенные в одной из школ г. Липецка, показали, что в классных комнатах, где мало комнатных растении, находится гораздо больше колоний бактерий, чем в кабинетах, где растений много. Узнав это, учащиеся проявили инициативу и развели в кабинетах цветы, а также стали вести постоянный контроль за воздушной средой класса. Ответственные за эту работу ученики регулярно получают рекомендации учителя биологии, какие растения лучше очищают воздух. Результаты другого исследования, в котором изучалось влияние характеристик воздуха на умственную работоспособность, стали основанием для контроля за температурой и влажностью воздуха и целенаправленной коррекции воздушной среды.

Для того чтобы школьники осознали собственную роль в сохранении своего здоровья, мы привлекаем их к проведению тематических вечеров. Как правило, учащиеся с большим энтузиазмом готовятся сами.

Большое значение в воспитании культуры здоровья имеет привлечение детей к социальным акциям по борьбе с курением, озеленению жилого массива и другим. Дети с большим энтузиазмом готовятся к таким мероприятиям, оформляют листовки и обращения к гражданам... Но такие акции становятся эффективными, только если была проведена тщательная подготовительная работа, во время которой учащиеся поняли цель акции и свою роль в достижении результата.

Естественно, что методика преподавания должна строиться с учетом возрастных особенностей школьников. Так, в начальной школе уроки следует проводить в виде игры. Познакомиться с особенностями строения своего организма детям могут помочь герои мультфильмов... Освоение практических действий заданий (упражнений на осанку, гимнастики для глаз, массажа ушных раковин...) проходит более эмоционально под музыку с одновременным исполнением стихов. У младших школьников хорошо развиты наблюдательность и любознательность, поэтому их надо побуждать искать-правильное решение и обосновывать его, это не только повысит усвоение учебного материала, но и будет тренировать поисковые способности;

б) Осознание практической значимости изучаемой информации. В процессе преподавания педагог должен придерживаться известного высказывания, что «ученик не сосуд для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Но чтобы учащегося «зажечь», требуется его активное, осознанное отношение к информации. Поэтому важно, чтобы любой новый учебный материал включал прикладной, а еще лучше - практический компонент: где, когда, как в жизни могут пригодиться эти знания. Такой подход обеспечит понимание учащимся важности осваиваемого материала, его необходимости для настоящей или будущей жизни. Поэтому изучаемый материал необходимо постоянно связывать с повседневной жизнью. Анализ показывает, что в подавляющем числе тем любого учебного предмета практический компонент можно выделить. Школьникам следует предлагать проанализировать свое поведение, образ жизни, обстановку дома, найти правильное решение, как лучше запоминать материал при том или ином типе памяти; как обустроить свое рабочее место дома; каким должно быть питание.

Предложите ученику самому найти варианты использования изучаемой информации. Более того, можно ему предложить на основе изученного на уроке материала составить для себя режим дня, питания, движения... На учебных занятиях могут быть рассмотрены и освоены приемы самомассажа (для предупреждения простуд, при ушибах и пр.), наложения повязок на условно пораженные участки кожи, дыхательные упражнения, активизирующие мозговое кровообращение, средства тренировки аппарата аккомодации глаза и предупреждения миопии и т.д.

К сожалению, учителя не часто показывают ученикам практическую значимость изучаемого материала. Поэтому получаемую информацию они рассматривают как навязанную искусственно («а зачем мне это нужно - только чтобы получить оценку?»), сразу после получения оценки избирательная память помогает им довольно быстро забыть ненужный с их точки зрения материал. При этом нарушается системность в освоении знаний, и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным. Это вызывает ощущение неудовлетворенности. Вот почему важен принцип сознательности и активности, предполагающий осознанное, а отсюда и заинтересованное отношение учащегося к учебному материалу.

В реализации этого принципа чрезвычайно важно, чтобы изучаемая информация как можно полнее увязывалась с теми аспектами здоровья и безопасного поведения, с которыми учащиеся встречаются повсеместно. Так, при освоении материала по биологии важно не только подчеркивать анатомо-физиологические особенности растительных и животных организмов, но и их роль в жизни человека, формировании окружающей среды, в питании, в обеспечении психического здоровья. На уроках физической культуры новый материал нужно увязывать не только с указанием роли того или иного упражнения в обеспечении физического здоровья человека, но и его места в ежедневной жизни, его сочетания с учебной работой, с гигиеной... При этом следует учитывать общий кругозор учащихся, их возраст, знания, которые они приобрели в процессе учебы согласно образовательному стандарту. Такая межпредметная связь способствует формированию системного мировоззрения, когда вопросы культуры здоровья становятся неотъемлемой частью общей культуры человека.

Излагая информацию, касающуюся любых вопросов здоровья, ориентируйте учащихся на анализ своего собственного поведения и на возможные пути его коррекции. При этом тесный контакт педагога с учениками, совместное обсуждение имеющихся у них проблем (при максимуме такта и уважения к личности) помогают детям освоить приемы самоанализа.

Наш опыт показывает, что изучение различных условий, вредящих здоровью, вызывает живой интерес у школьников. Оказываясь в ситуации проектирования собственной жизни, ученик сталкивается с необходимостью глубоко анализировать свое отношение к здоровью. У него появляются новые замыслы и творческие планы, которые при умелом содействии учителя конкретизируются и превращаются в непрерывную творческую деятельность.

Особое внимание следует обратить на культуру обучения, низкий уровень которой является одним из основных факторов риска для здоровья.

в) Создание ситуации успеха. Процесс познания дает чувство удовлетворения только в том случае, если школьник получает реальное подтверждение своего роста, убеждается, что у него «получается» . Образование должно предлагать индивидуально значимые стимулы к заинтересованной работе. При этом критерием оценки, как уже отмечалось, должно быть сравнение успехов ребенка не с надуманным «нормативом», а с его собственными успехами: если он сегодня стал лучше, чем вчера, то затраченные на этот (иногда даже мизерный) прогресс усилия должны быть достойно оценены. Без сомнения, такой подход воспитывает у школьника ответственность за себя, уверенность, что только от него самого зависит достижение поставленной цели.

Естественно, что для создания ситуации успеха перед каждым учеником следует ставить индивидуально ориентированные задания, которые должны быть реальными и стимулировать ребенка к активной работе. Когда учитель ставит посильную задачу и объясняет, как ее решить, можно рассчитывать на реальное повышение уровня образованности ученика и на его заинтересованное отношение к самому обучению. Лучше всего это получается, когда ученику предлагают самому найти варианты использования изучаемой информации в повседневной жизни.

Задания, которые мы предлагаем учащимся выполнить, учитывают не только их склонности, но и особенности уровня культуры, социально-экономического положения семьи и т.д. Такие задания носят формы рефератов, докладов, отчетов, подготовки викторин. При этом учитель не остается в стороне при подготовке задания, а является консультантом и помощником ученика. За выполненную работу он фактически несет такую же ответственность, как и сам ученик. Важно, чтобы задание давалось не менее чем за две недели до отчета по нему, а учитель осуществлял непрерывный контроль за ходом его выполнения. Как правило, такие задания пробуждают интерес учащихся к вопросам здоровья и здорового образа жизни. Кроме того, получив удовлетворение от выполненной работы, каждый ученик убеждается в своих образовательных возможностях, что он. Подтверждается это и высокой оценкой в классном журнале, и устным поощрением ученика перед классом.

г) Уточнение и конкретизация задач освоения учебного материала. Обычно педагог на уроке знакомит учеников с новым материалом, а дома ученики этот материал закрепляют по учебнику, выполняя практические задания (например, решая задачи). При этом учитель уже на уроке пытается полностью рассмотреть с учащимися материал, основная часть которого - и им это известно - и без того отражена в учебнике. Поэтому непосредственно на уроке ученик не очень внимательно слушает объяснение педагога («дома прочитаю») и тем самым на самостоятельную работу переносит основную тяжесть освоения материала.

На наш взгляд, при освоении нового материала на уроке следует решить две основные задачи:

-Заинтересовать учащихся новым материалом, показать его важность для самих учащихся и для освоения последующего материала. В этом отношении особое значение имеет увязывание рассматриваемой темы с ранее освоенными знаниями по данной и по другим учебным дисциплинам, что не только способствует осознанию значимости этого материала, но и потребует от учеников аналитического подхода к установлению причинно-следственных связей фактов и явлений.

-Обратить внимание учащихся на принципиальные, узловые аспекты вопроса, чтобы именно они были осознаны и поняты, но не касаться деталей. Предложив учащимся в процессе домашней работы дать свою трактовку материала или же спроецировать его на собственную жизнь, можно добиться осознанного отношения к материалу и появлению у детей желания расширить свои

Тогда мы можем большую часть рассматриваемого материала дать в схемах, опорных конспектах подключить игровые элементы, и это значительно облегчит его усвоение. Учащемуся останется лишь «расцветить» вопрос дополнительной информацией из учебника или других источников и выполнить творческое задание.

Проведенный анализ проблем физической культуры показал, что ее кризисное состояние предопределено двумя причинами. Первая из них обусловлена современным социально-экономическим и политическим кризисом, характерным для переходного периода России от авторитарных к цивилизованным формам управления государством и обществом. Вследствие этого проблемы первого ряда скорее социально-организационного и политического устройства управления обществом, нежели предметно-дисциплинарного и образовательного характера. Внешне они являются объективно преходящими и не могут остановить или исключить развитие феномена физической культуры.

2.2 Факторы, влияющие на формирование мотивации к занятием Физической культуры

В числе основных задач физического воспитания следует считать задачу, связанную с формированием у учащихся потребности в физическом самосовершенствовании.

Проблема самостоятельных занятий физическими упражнениями учащихся рассматривается в педагогической литературе. Однако, в указанной работе вопрос организации самостоятельной работы раскрыт не в полном объеме. Проблема зависит, прежде всего, от теоретических знаний и практической технологии. Один из способов выйти из сложившейся ситуации - это физические упражнения, выполняемые школьниками самостоятельно. Чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать умения и навыки.

Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий. Это, во-первых, общеразвивающие упражнения; они являются содержанием утренней гимнастики, динамических пауз во время приготовления уроков. Во-вторых, прочные навыки ходьбы и бега. С них начинается или заканчивается каждое самостоятельное занятие. Помимо овладения двигательными навыками и умениями каждый ученик должен анализировать полученный результат, измерять уровень развития основных двигательных качеств, подсчитывать изменения чистоты сердечных сокращений.

Важным качеством является способность организовывать подвижные и спортивные игры, которые часто используются во время самостоятельных занятий и овладевать навыками судейства; умение пользоваться иллюстрациями, таблицами, в которых описаны те или иные упражнения. Нет необходимости доказывать, что лишь овладевая достаточно высоким кругом знаний, учащиеся получат возможность грамотно и осмысленно заниматься физическими упражнениями, важно уметь планировать самостоятельные занятия - значит учить школьников думать как при выполнении упражнений, так и при самостоятельном подборе заданий, который можно поручать ученикам в соответствии с возрастом уже с младших классов.

В процессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:

- упражнения должны быть не сложными по координации и не требующие страховки;

- необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений;

- задания получают после ознакомления с учебным материалом на уроке;

- задания подробно объясняются, чтобы учащиеся ясно представили содержание, технику выполнения упражнения; для самостоятельного выполнения подбираются упражнения, количественные результаты которых при систематическом выполнении увеличиваются через определенное время; для формирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходимо постоянная, положительная мотивация к физической культуре, так как отношение учащихся к урокам, интерес к самостоятельному выполнению физических упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, задачи физического воспитания младших школьников такие:

1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;

2) формировать двигательные умения и навыки;

3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;

4) развивать двигательные (физические) качества;

5) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;

6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;

7) готовить учеников к сдаче норм комплекса ГТО.

Успешное решение задач физического воспитания младших школьников возможно лишь в том случае, если оно становится органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы, предметом общего беспокойства педагогического коллектива, родителей, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет свои обязанности в соответствии с «Положением о физическом воспитании учеников общеобразовательной школы».

Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.

Правильное физическое воспитание учеников -- необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).

С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала.

Задачей учителя физической культуры является формирование у школьников целеустремленности, то есть стремления достичь отдаленную по времени цель. Целеустремленность возникает только в том случае, если цель значима для школьника, отвечает его побуждениям и интересам и считается им достижимой.

Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физической культурой.

Постоянной заботой учителя физической культуры является создание и поддержание радостного настроения школьников на уроке. Наполняя их жизнь радостными переживаниями, учитель расширяет возможность управлять педагогическим процессом.

Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся.

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Для формирования мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а также в целях экономии учебного времени, можно с успехом интегрировать уроки;

2. Соревновательные игры вызывают повышенный интерес со стороны младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении;

3. Теоретические занятия по физической культуре необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене, своем теле и др.

4. Тесная связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Багнетова Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е. А. Багнетова. - М. : Феникс, 2009. - 256 с.

Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И. С. Барчуков. - М. : КноРус, 2012. - 368 с.

Виленская Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: учеб. пособие / Т. Е. Виленская. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 160 с.

Дубровский В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В. И. Дубровский. - М. : Владос, 2003. - 512 с.

Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта / Л. К. Караулова, Н. А. Красноперова, М. М. Расулов. - М. : Академия, 2012. - 304 с.

Коваль В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В. И. Коваль, Т. А. Родионова. - М. : Академия, 2013. - 320 с.

Ковалько И. А. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: Вако, 2005. - 176 с.

Кожухова Н. Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова, В. В. Горелова. - М. : Владос, 2008. - 272 с.

Копылов Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская. - М. : Арсенал образования, 2011. - 80 с.

Нищеева Н. В. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения / Н. В. Нищеева. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 416 с.

Прокофьева В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта / В. Н. Прокофьева. - М. : Феникс, 2008. - 192 с.

Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов, Н. А. Фудин, Б. А. Поляев, А. В. Смирнов. - М. : Медицинское информационное агентство, 2012. - 544 с.

Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. - М. : Академия, 2008. - 368 с.

Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2010. - 480 с.

Шебеко В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / В. Н. Шебеко. - М. : Вышэйшая школа, 2010. - 288 с.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Таблица. Уровень физической подготовленности учащихся начальных классов

Физические упособности

Контрольные упражнения

Единицы измерения

КГ

ЭГ

Быстрота движении

Координационная способность

Общая выносливость

Скоростно-силовые возможности

Мышечная сила

 

Мышечная сила

Гибкость позвоночного столба

Координационная способность

 

Бег на 30 м

Челночный бег 3x10 м.

Бег 800 м.

Прыжки в длину с места

Подтягивание на перекладине

Поднимание туловища лежа на спине

Наклоны в перед в положении сидя

Прыжок через скакалку

Сек

Сек.

 

Мин\сек.

Метр

Кол-во раз

Кол-во раз

См. Кол-во раз

(за 15 сек.)

6,2

9,57

 

5,15

153,

3,5

23

8,1

21

6,1

10,15

 

5,03

157,

4

26

8,3

21,6














ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица Показатели физического развития в 4 классе


Показатели

КГ

ЭГ

Рост стоя (см.)

1,41

140

Вес (кг.)

31,1

31,8

Окружность грудной клетки (см.)

62,9

65

Окружность плеча в покое (см.)

19,2

20,4

Окружность плеча в напряжении (см)

21,6

22,3

Окружность бедра (см) правая

39,7

41,5

Окружность голени (см ) правая

29,7

30,2

Задержка дыхания на вдохе (см)

74,6

75,7

Дыхания на выдохе (см)

72,2

72,7


Виленская Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: учеб. пособие / Т. Е. Виленская. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. -60 с

Ковалько И. А. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: Вако, 2005. - 76 с

Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2010. - 80 с

Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта / Л. К. Караулова, Н. А. Красноперова, М. М. Расулов. - М. : Академия, 2012. - 104 с

Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И. С. Барчуков. - М. : КноРус, 2012. - 68 с

Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. - М. : Академия, 2008. - 68 с

Кожухова Н. Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова, В. В. Горелова. - М. : Владос, 2008. - 72 с

Шебеко В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / В. Н. Шебеко. - М. : Вышэйшая школа, 2010. - 88 с

Дубровский В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В. И. Дубровский. - М. : Владос, 2003. - 52 с

Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов, Н. А. Фудин, Б. А. Поляев, А. В. Смирнов. - М. : Медицинское информационное агентство, 2012. - 244 с

Коваль В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В. И. Коваль, Т. А. Родионова. - М. : Академия, 2013. - 120 с

Прокофьева В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта / В. Н. Прокофьева. - М. : Феникс, 2008. - 92 с

Копылов Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская. - М. : Арсенал образования, 2011. - 50 с

Нищеева Н. В. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения / Н. В. Нищеева. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 46 с

Багнетова Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е. А. Багнетова. - М. : Феникс, 2009. - 156 с