Картотека по лего-конструированию для детей дошкольного возраста «Умные инженеры».
Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самим. С помощью Лего-конструктора детям предоставляется возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, самостоятельность, взаимопонимание, формирование логического мышления, повышение самооценки, позитивный настрой, умение пользоваться схемами, навыки продуктивного сотрудничества, исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях и способствует формированию у дошкольников инженерного мышления. Воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Поэтому мною была создана картотека по лего-конструированию для детей дошкольного возраста «Умные инженеры». Она имеет вид кейса, стилизованного под элемент конструктора «кирпичик», где находятся карточки. Они классифицированы по разделам: семья, транспорт, и т.д.
Цель: Создание условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.
Особое значение имеют следующие задачи:
формировать:
навыки сотрудничества (работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре));
умения самостоятельной проектной и изобретательской деятельности дошкольников;
развивать:
пространственное и конструктивное мышление
умения постановки технической задачи, находить конкретное решение и осуществлять свой творческий замысел;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Строится на принципах.
доступность и наглядность;
последовательность и систематичность обучения и воспитания;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
от простого к сложному;
Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:
Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
Использование картотеки по лего-конструированию «Умные инженеры» позволяет развивать техническое творчество ребенка, так как включает в себя совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В работе я использую конструкторы лего-дупло, лего-ведо Эдьюкейшн
ВСЯ РАБОТА ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ.
На начальном этапе знакомимся с самим конструктором. Рассматриваем, сортируем, даем название каждой детали, учимся различать. Работу начинаем с крупными деталями Лего-Дупло и различными сюжетно-ролевыми фигурками. Дальше мы с ребятами даем название всем видам соединений: стопочка, нахлест и другие. Учимся делать простые конструкции. Первое время дети должны просто насытиться, наиграться.
Следующий этап «Первые механизмы». Робототехника.
Здесь уже идет образовательный характер занятий. Работа усложняется введением робототехники. Добавляются механизмы: мотор, различные датчики (движения, наклона и другие) и программное обеспечение. Учимся не только собирать модели, но и управлять ими с компьютера.
Свободное конструирование. Дети воплощают свои замыслы в постройках, соотносят их с реальными объектами или придумывают свои невероятные реальности. На этом этапе дети проявили интерес к созданию своих авторских конструкций с учетом ранее полученных знаний.
У каждой модели на схеме есть название, которое дает автор, его имя тоже указано на карточке. Затем идет порядок сборки, где конечный этап - вид всей конструкции в целом. Количество этапов зависит от замысла «инженера». Чтобы его идея была утверждена и внесена в картотеку, ему необходимо представить ее в виде эскиза, затем защитить путем сборки и обоснования актуальности, сопроводить программным обеспечением и оживить с помощью компьютера. Большой плюс в том, что модель разбирается, а схема сохраняется. Каждая модель нуждается в программном обеспечении и здесь не обойтись без помощи взрослого, поэтому индивидуальный подход не только к каждому изобретателю, но и к каждому изобретению.
Систематизация изученного материала. Опора на схемы, зарисовки. Когда ребенок зарисовывает свою идею, он понимает, что это интересно. Даже воспитатель заинтересовался! А если эту мысль оформить схематично, повесить на видном месте и периодически опираться не нее, предлагать другим детям, убеждаться в том, что она работает… Позволять другим «инженерам» придумывать новые модели , используя опыт других…..И как тут не быть вовлеченным?
Образовательные конструкторы ЛЕГО Эдьюкейшн– это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике, освоив ее. Так, начиная с младшего дошкольного возраста, систематическая работа позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Исходя из этого, данная картотека позволяет осуществить интеграцию образовательных областей:
Социально-коммуникативное. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, работа в паре, группе. Становление самостоятельности: умение распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи; создавать модели реальных объектов, видеть результат.
Речевое. Общение в устной форме с использование специальных терминов (название деталей). Развитие диалогической речи путем общения воспитателя и ребенка. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и ее оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования.
Познавательное. Изучение процесса простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими, например, зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Создание действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение искусственных систем.
Художественно-эстетическое. Обыгрывание знакомых сюжетов сказок или других художественных произведений. Создание героев (роботов) на основе прочитанных произведений.
Физическое развитие. Координация движений крупной и мелкой моторики обеих рук.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада.