СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя педагогическая находка "Умные инженеры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моя педагогическая находка "Умные инженеры"»


Картотека по лего-конструированию для детей дошкольного возраста «Умные инженеры».

Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самим. С помощью Лего-конструктора детям предоставляется возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, самостоятельность, взаимопонимание, формирование логического мышления, повышение самооценки, позитивный настрой, умение пользоваться схемами, навыки продуктивного сотрудничества, исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях и способствует формированию у дошкольников инженерного мышления. Воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Поэтому мною была создана картотека по лего-конструированию для детей дошкольного возраста «Умные инженеры». Она имеет вид кейса, стилизованного под элемент конструктора «кирпичик», где находятся карточки. Они классифицированы по разделам: семья, транспорт, и т.д.

Цель: Создание условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.

  Особое значение имеют следующие задачи:

формировать:

  • навыки сотрудничества (работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре));

  • умения самостоятельной проектной и изобретательской деятельности дошкольников;

развивать:

  • пространственное и конструктивное мышление

  • умения постановки технической задачи, находить конкретное решение и осуществлять свой творческий замысел;

  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Строится на принципах.

  • доступность и наглядность;

  • последовательность и систематичность обучения и воспитания;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • от простого к сложному;

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

  • Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

  • Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

  • Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

  • Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Использование картотеки по лего-конструированию «Умные инженеры» позволяет развивать техническое творчество ребенка, так как включает в себя совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В работе я использую конструкторы лего-дупло, лего-ведо Эдьюкейшн

ВСЯ РАБОТА ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ.

На начальном этапе знакомимся с самим конструктором. Рассматриваем, сортируем, даем название каждой детали, учимся различать. Работу начинаем с крупными деталями Лего-Дупло и различными сюжетно-ролевыми фигурками. Дальше мы с ребятами даем название всем видам соединений: стопочка, нахлест и другие. Учимся делать простые конструкции. Первое время дети должны просто насытиться, наиграться.

Следующий этап «Первые механизмы». Робототехника.

Здесь уже идет образовательный характер занятий. Работа усложняется введением робототехники. Добавляются механизмы: мотор, различные датчики (движения, наклона и другие) и программное обеспечение. Учимся не только собирать модели, но и управлять ими с компьютера.

Свободное конструирование. Дети воплощают свои замыслы в постройках, соотносят их с реальными объектами или придумывают свои невероятные реальности. На этом этапе дети проявили интерес к созданию своих авторских конструкций с учетом ранее полученных знаний.

У каждой модели на схеме есть название, которое дает автор, его имя тоже указано на карточке. Затем идет порядок сборки, где конечный этап - вид всей конструкции в целом. Количество этапов зависит от замысла «инженера». Чтобы его идея была утверждена и внесена в картотеку, ему необходимо представить ее в виде эскиза, затем защитить путем сборки и обоснования актуальности, сопроводить программным обеспечением и оживить с помощью компьютера. Большой плюс в том, что модель разбирается, а схема сохраняется. Каждая модель нуждается в программном обеспечении и здесь не обойтись без помощи взрослого, поэтому индивидуальный подход не только к каждому изобретателю, но и к каждому изобретению.

Систематизация изученного материала. Опора на схемы, зарисовки. Когда ребенок зарисовывает свою идею, он понимает, что это интересно. Даже воспитатель заинтересовался! А если эту мысль оформить схематично, повесить на видном месте и периодически опираться не нее, предлагать другим детям, убеждаться в том, что она работает… Позволять другим «инженерам» придумывать новые модели , используя опыт других…..И как тут не быть вовлеченным?

Образовательные конструкторы  ЛЕГО Эдьюкейшн– это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике, освоив ее. Так, начиная с младшего дошкольного возраста, систематическая работа позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.

Исходя из этого, данная картотека позволяет осуществить интеграцию образовательных областей:

Социально-коммуникативное. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, работа в паре, группе. Становление самостоятельности: умение распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи; создавать модели реальных объектов, видеть результат.

Речевое. Общение в устной форме с использование специальных терминов (название деталей). Развитие диалогической речи путем общения воспитателя и ребенка. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и ее оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования.

Познавательное. Изучение процесса простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими, например, зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Создание действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение искусственных систем.

Художественно-эстетическое. Обыгрывание знакомых сюжетов сказок или других художественных произведений. Создание героев (роботов) на основе прочитанных произведений.

Физическое развитие. Координация движений крупной и мелкой моторики обеих рук.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада.