Моя педагогическая философия
Звенит последний школьный звонок, лица ребят искрятся от гордости и счастья , глаза сияют, выпускники прощаются со своими учителями, звучат слова признательности наставникам. За порогом школы у вчерашних учеников начинается совсем другая жизнь,
самостоятельная , взрослая…А что, кроме знаний, возьмут они из школы? Вспомнят ли своих наставников с благодарностью в сердце?
У Ф.М.Достоевского есть поразительные слова: «Знайте же, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее, чем какое – нибудь воспоминание…
Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое – нибудь этакое прекрасное , святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть».Думаю, что это главная задача для каждого педагога.
Каким должен быть учитель, как ему «сеять разумное, доброе, вечное», чтобы оставить в детских сердцах «святое воспоминание?» - на эти вопросы необходимо найти ответы каждому учителю . В этом ему ,несомненно , поможет опыт известных философов и педагогов: Я.Коменского, И.Песталоцци, Я.Корчака, К.Ушинского, Л.Толстого.
Ведь внимание общества во все времена было обращено к Учителю, зачастую он олицетворял не только профессию, но и образ жизни. Недаром трактаты многих мыслителей включали главы, посвящённые «званию , качествам и поведению учителя».
И сейчас на учителя смотрят, ему подражают, у него учатся. А он должен быть терпеливым и мудрым, внимательным и понимающим, любящим и наставляющим.
Что же даёт ему сил для того, чтобы понять и принять другого? Думаю, что уважительное отношение к человеку. Ведь уважение – это расположение , «почтительное отношение, основанное на признании чьих – либо достоинств - так трактует значение слова «уважение» Толковый словарь. Не уважая другого или его чувств, нельзя рассчитывать на расположение к себе.
Но в толковании слова «уважение» невозможно обойти вниманием эти слова : «признание чьих – либо достоинств».Значит, у каждого человека есть такие качества , которые являются его достоинствами. Важно их вовремя увидеть и признать. Именно учитель должен разглядеть их и помочь увидеть другим, чтобы никто не чувствовал себя непонятым или ( что страшнее особенно для ребёнка)отвергнутым . Поэтому есть ещё одно не менее важное качество и умение , которое выделялось мыслителями во все времена– это любовь. Любовь как чувство, с которым учитель должен подходить к детям, любовь как важнейшее нравственное чувство человека, которое обязан воспитать в своих учениках учитель, - так я понимаю одно из важнейших умений и качеств учитель. Не случайно Л.Н.Толстой сказал : «Если нельзя изменить общество, надо создавать вокруг себя Любовь».
Роль учителя велика и многогранна: он учит и воспитывает, становится советчиком и другом, он просвещает. Ведь новое знание и умение по - новому взглянуть на уже известное нельзя не считать просвещением.
Именно учитель должен нести свет в умы и сердца людей, а нести свет - значит «даровать свет умственный, научный, нравственный, научать истине и дообразовать ум и сердце»(В.Даль).
Поэтому хорошим учителем , по мнению Л.Толстого , может быть лишь тот, кто не только любит детей , но и имеет достаточные знания и опыт.
Значит, учитель сам должен быть хорошим учеником, уметь учиться, совершенствовать свои знания и умения.
Любовь, уважение , просвещение – суть призвания и труда учителя. Эти качества и умения являются основополагающими для него ,а умноженные на искренность , «воспитают пламень» в сердцах своих учеников и оставят в их душах «святое воспоминание», которое будет лучшей наградой учителя за его труд .