
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Саловская средняя общеобразовательная школа
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Районный конкурс «Юный исследователь»
Секция: Краеведение
Научно-исследовательская работа
Моя школа: история и современность
Автор работы: ученица 9 класса Савинова Валерия Александровна
Научный руководитель: Кугушева Ю. А., учитель истории и обществознания МОУ «Саловская СОШ»
П. с-з. Коммунар, 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Особенности развития школы в разные периоды ее истории…………………..….5
1.1 У истоков Саловской школы……………………………………………...……..5
1.2 Особенности развития школы в годы Великой Отечественной войны………7
1.3 Развитие школы во второй половине XX века……………………………..…..9
2. Моя школа в настоящее время………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………...…13
Приложение………………………………………………………………………….…14
Введение
1 сентября 2007 года я переступила порог Саловской средней общеобразовательной школы п. с-з. Коммунар Лямбирского района Республики Мордовия. Она казалась мне огромной. Мне было немного страшно, но первая учительница – Капкунова Галина Васильевна, крепко взяла мою маленькую ладошку в свои руки и повела по дороге знаний. Постепенно я осваивала территорию: познакомилась с кабинетами, побывала в библиотеке, испытала огромною радость, впервые оказавшись в спортивном зале…Это была уже моя школа, в истории которой мне было уже отведено моё особое место. Время безжалостно. Уходят из жизни те, кто мог бы помочь узнать историю и традиции школы, докопаться до истины, рассказать об учителях, учениках, родной для многих членов моей семьи школы, которых они знали лично или, уже как я, по воспоминаниям. И поэтому, надо успеть запечатлеть в моей памяти, памяти одноклассников, выпускников школы, биографию школы.
Собирать сведения по истории школы начинало не одно поколение учеников и учителей. Каждая юбилейная дата школы или просто вечер встречи выпускников приносил какие-либо новые сведения. В этом году описать основные вехи истории школы взялась я. Это и стало целью моей научно-исследовательской работы «Моя школа: история и современность». Объектом моего исследования является история МОУ Саловская СОШ, а предметом – особенности развития школы в разные периоды её истории.
Для решения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
– обобщить и систематизировать уже имеющиеся сведения из истории школы с момента ее основания по настоящее время;
– выявить и описать особенности развития школы в разные периоды её истории;
– вскрыть закономерности развития школы.
В силу того, что я впервые взялась за подготовку большого учебного исследования, важной задачей для меня стало развитие умений и навыков исследовательской деятельности.
Для достижения поставленных задач мною были использованы различные источники информации (личный архив бывшей учительницы Гераниной Лидии Федоровны), материалы из архива школы (фотоальбомы, книги приказов, воспоминания выпускников и учителей школы прошлых лет), материалы Центрального государственного архива Республики Мордовия (далее ЦГА РМ), опросы и беседы с родными и знакомыми – учениками школы разных лет и учителями.
Гипотеза исследования: достижение цели обуславливали мои предположения о том, что изучение архивных материалов ЦГА РМ и организация поисковой работы позволит мне расширить свои представления о прошлом школы, ее первых учителях и выпускниках и донести найденную информацию до общественности. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром моего исследования.
Моё исследование, как я предполагаю, будет иметь практическую значимость в реализации идеи создания школьного музея по истории нашего образовательного учреждения. Выводы исследования, касательно доказательства или опровержения гипотезы, определят его новизну.
1. Особенности развития школы в разные периоды её истории.
1.1 У истоков Саловской школы
К сожалению, имеющиеся в школьном архиве материалы не располагают подробной информацией об истории образования школы. Сведения скупы и обрывочны. В ЦГА РМ нам удалось найти запись в Пензенских Епархиальных ведомостях, датированных 1871 годом о том, что в с. Саловке в 70-м году была создана церковно-приходская школа. В паспортах школы разных лет указываются различные датировки создания Саловской школы. Так в одном из них я обнаружила, что школа вообще появилась в 1883 году, а в 1938 году была переименована в среднюю (семилетнюю) школу. Само здание, где располагалась школа, было построено в 1913 году и представляло собой частный дом.
Лишь в 1925 году под начальную школу был отдан поповский дом. Первой учительницей была Матюгина В. Е. Спустя несколько лет по инициативе общественности и по ходатайству Матюгиной В. Е., председателя сельского Совета Столярова К. А. решили расширить здание начальной школы. Для этого стали собирать с населения зерно. На вырученные от продажи зерна деньги, сделали пристрой школы. Она имела П-образную форму. На одно крыло была перевезена кулугурская церковь с ново-михайловских кладбищ, а на другое – здание больницы.
И в 1929 году открыта семилетняя школа. Первым ее директором был В. И. Богословский. Не смотря на многие трудности, он смог сделать жизнь школы интересней. При школе был свой клуб, бильярдная. Учащихся было много, многие из них жили на квартирах, так как приходили из других сел. Район школы, обслуживаемый обучением был обширный: село Саловка, д. Новая Михайловка, хутор Лопатино, с. Лопатино, д. Репьевка, пос. Мухановка, совхоз Коммунар, пос. Блиновка. Многие учащиеся из других сел и деревень не могли посещать занятия ежедневно, отсев учащихся был очень большим. Причины тому были разные – это и отсутствие обуви и одежды, работа по дому, болезни, переезд родителей и тд. Но тем не менее в школе было очень много учащихся, занимались в две смены, потому что классных комнат не хватало. Так согласно архивным данным в 1939/40 учебном году в школе обучалось 233 ребенка. Я составила сравнительную таблицу по другим школам Лямбирского района за три года 1939, 1940, 1941 (Таблица 1).
Таблица 1.
Полное название школы | Контингент учащихся |
1939 | 1940 | 1941 |
1. | Смольковская неполная средняя школа | 209 | 191 | 173 |
2. | Алтарская неполная средняя школа | 331 | 335 | 320 |
3. | Репьевская начальная школа Лопатинская начальная школа Хутор-Лопатинская начальная школа Алферьевская начальная школа | 194 | 163 | 169 |
4. | Саловская средняя школа | 233 | 239 | 246 |
5. | Лямбирская средняя школа | 374 | 283 | 258 |
6. | Черемишевская неполная средняя школа | 232 | 238 | 233 |
7. | Александровская неполная средняя школа Краснодольская начальная школа Владимировская начальная школа | 159 | 136 | 134 |
8. | Кривозерьевская неполная средняя школа Хаджинская начальная школа Суркинская начальная школа | 309 | 279 | 259 |
9. | Тат.-Тавлинская неполная средняя школа | 241 | 205 | 192 |
10. | М.-Елховская неполная средняя школа Б.-Елховская начальная школа Шуваловская начальная школа | 228 | 184 | 165 |
11. | Белозерьевская неполная средняя школа Инятская начальная школа | 370 | 379 | 391 |
Как видно из таблицы, по Лямбирскому району всего две школы были полные средние – это Лямбирская средняя школа и Саловская средняя школа, остальные были либо неполными средними, либо начальными. Удельный вес учащихся Саловской школы в общем контингенте по району был достаточно высоким.
В школьном архиве сохранились фотографии, на которых изображены учителя, учащиеся в разные периоды истории школы. Так среди них есть фотографии 1937, 1939, 1850, 1955, 1960, 1975 годов. Все фотографии представлены в приложении (Приложение 1).
1.2 Особенности развития школы в годы Великой Отечественной войны.
«Сороковые – роковые» начались будничными и в то же время героическими делами. Страна продолжала строить социализм, а с запада попахивало гарью войны. Лучшие люди мира разоблачали фашизм. А. М. Горький говорил, что этот враг опасен, жаден и коварен; если он не сдастся, его надо уничтожить. Наши ребята любили жизнь. Любили песни о Москве майской, о трех веселых друзьях – танкистах, о Катюше, что выходила на берег крутой. Пели и о том, что «если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов». И они были готовы, выстояли, с честью отстояли свободу своей любимой Родины. На их плечи, вчерашних выпускников, всей своей мощностью обрушилась жестокая война, унесшая жизни миллионов мирных жителей: мальчишек и девчонок, женщин и стариков, отцов и матерей. Многие выпускники Саловской школы ушли на фронт, многие из ушедших не вернулись, навсегда оставшись молодыми мальчишками, любившими жизнь, рассвет и песни о прекрасной родине… Но это позже, а пока…
Июнь 1941 года…Выпускные экзамены…Планы на будущее…Мечты о трудовых подвигах…Теплые вечера… 21 июня 1941 года состоялся торжественный выпускной вечер учеников седьмого класса. А после торжественного вечера всем классом пошли в последний выпускной поход. По дороге пели, смеялись, делились мечтами. Было весело и спокойно… И вдруг война! 22 июня 1941 года в четыре часа дня узнали вчерашние выпускники о вероломном нападении фашистской Германии. В один миг рухнули все мечты и надежды, осталась самая главная – победить врага. Война! Длившаяся четыре года, она разрушила все планы. Уходили на фронт выпускники 20 – 30х годов.
Сейчас у Дома культуры – скромный обелиск. В память о 257 коммунарских, саловских, михайловских сельчанах, не вернувшихся с войны. Пограничники, летчики танкисты, пехотинцы.
К обелиску идут и идут люди. В майские дни здесь всегда живые цветы. Сюда приходят матери, сестры погибших, их с каждым годом все меньше. По утрам часто можно увидеть у обелиска Акулину Ефимовну Геранину. Она вытирает платочком оставшуюся с ночи росу на плите, где золотом написаны имена ее мужа Федора Арсентьевича, единственного сына Александра. То и дело она этим же платочком смахивает слезы.
Мария Поликарповна Захарова живет в селе Левжа Рузаевского района. Но как только появляется возможность, она посещает с детства знакомые, родные места, и подолгу стоит у обелиска. Она не дождалась с полей сражений четверых братьев, а мать ее – четверых сыновей – Степана, Егора, Семена, Женю.
Здесь в Мордовии, в глубоком тылу не слышно было разрывов бомб, автоматных очередей и тревожного воя сирен воздушной тревоги, не топтали землю гусеницами вражеские танки, не рушились здания под ударами вражеской артиллерии и авиации, но военная атмосфера ощущалась во всем. Одни уходили на фронт, чтобы защищать с вою Родину с оружием в руках, другие встали у станков ковать победу в тылу.
Своей беспримерной отвагой и доблестью, высоким профессионализмом на фронтах и в мирное время прославились летчики – уроженцы поселка Коммунар. Ответ на вопрос: почему парни – выпускники Саловской школы чаще всего шли учиться именно в летное училище, следует искать в прошлом, когда при школе начал работать планерный кружок, которым руководил педагог В. В. Смирнов. В школе работало много талантливых педагогов, но особенно следует отметить Виталия Владимировича Смирнова. Он был летчиком, но в 1937 году был списан из летного состава и пошел работать в Саловскую школу учителем математики.
– Статный красавец, одетый в белую рубашку на выпуск, с расшитым воротником, подпоясанную черным шелковым поясом с кистями, он производил впечатление потомственного интеллигента, чем-то напоминающего молодого А.М. Горького. Умный наставник, умевший найти подход к ребятам, он был кумиром мальчишек, которые буквально бегали за ним следом. В их числе был и мой брат Александр, – вспоминает одна из старейших учительниц Лидия Федоровна Геранина, с которой нам удалось встретиться. – Виталий Владимирович выхлопотал планер и начал заниматься с ребятами. Чтобы планер мог взлететь, мальчишки разделялись на две команды по десять человек в каждой и начинали натягивать резиновые тросы, прикрепленные к планеру. Планерист отпускал тормоза, после чего тот взлетал. Почти все ребята, кто занимался в кружке у Смирнова, впоследствии стали летчиками, воевали на фронте. Летчик-радист Иван Ефимович Сергеев, Василий Илларионович Назаров. Мой брат Александр тоже учился в летном училище, но закончить его не успел – началась война. Правда, на фронте, куда он ушел добровольцем, Александр попал в танковые войска, погиб под Сталинградом. До сих пор помню строки из его письма матери, в котором он словно предчувствовал свою смерть: «Мама, идем в седьмую по счету атаку. Наверно, я не вернусь оттуда. Погибну за вас, за Родину, за Сталина…»
Ученики в эти годы ни на один день не прекращали занятия. Трудно было и ученикам и учителям. Зимой на уроках дети сидели в пальто, руки и ноги мерзли. От недоедания дети были истощены и частенько засыпали на уроках. Учебников было мизерно мало, тетрадей не хватало, чернил было не купить (их нет), дома сидели без электрического освещения. Ученики распределяли часы, чтоб передавать друг другу один учебник, выданный на пять, а иногда даже на десять человек. Тетради сшиты из оберточной бумаги или из газет (писали между печатными строками). Чернила делали из сажи, свеклы, химических карандашей.
А ребята? Они успевали всюду: и в школе, и дома, и в поле. Собирали теплые вещи, шили кисеты для бойцов на фронт. Пилили и кололи дрова, мыли в доме, готовили обеды, нянчили детей. Это была посильная физическая и моральная помощь девочек и мальчиков тем ослабевшим людям, которые нуждались в поддержке.
В 1941 году директором школы был назначен Скитов И. П., но в июне он был призван защищать Родину, его заменила Жучкова Т. Ф. Десять учителей сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Трое из них не вернулись. На фронтах погибли 24 ученика школы.
1.3 Особенности развития школы в второй половине XX века.
В 1946 году школу вновь возглавил Скитов И. П. При нем школа выпустила своих первых выпускников. В 1953 году, после смерти Скитова И. П. директором стала Гордеева Т. И., затем – Вершинин В. М. С февраля 1961 по 1977 год директором была Савельева Н. И. В это время сложился дружный педагогический и ученический коллектив. Среди педагогов тех лет были такие прекрасные, чуткие, справедливые люди как заслуженный учитель З. Г. Романова, отличники народного просвещения Баканова А. В., Чиркина М. П., С. Я. Лаптев. Учительствовали педагогические семьи Морозовых, Назаровых, Митрофановых, Лаптевых, Вершининых. Вершинин В. М. являлся кавалером ордена Трудового Красного Знамени, а Вершинина А. П. – заслуженный учитель школы РСФСР и МАССР, отличник народного просвещения.
После ухода на пенсию Н. И. Савельевой директором стал Туршатов Г. И., а затем – Журлов В. П.
Дети, рожденные после войны, в середине 50-х пошли в школу. Классных комнат опять стало не хватать. И в 1970 году произошло большое событие в жизни поселка. Построено новое здание школы. Учителя вместе с учениками с энтузиазмом взялись за оборудование кабинетов. И новая школа получила всеобщее признание района.
Учащихся было очень много. Вот сводная таблица контингента учащихся и учителей по годам (Таблица 2)
Учебный год | Количество классов (включая параллели) | Число учащихся на начало учебного года | Всего учителей |
Всего | Обучающихся в I смену | Обучающихся во II смену |
1947/1948 | 13 | 397 | 236 | 161 | 16 |
1949/1950 | 14 | 412 | 227 | 185 | 19 |
1950/1951 | 15 | 426 | 179 | 247 | 19 |
1951/1952 | 14 | 484 | 228 | 256 | 18 |
1960/1961 | 13 | 262 | 117 | 145 | 20 |
1966/1967 | 15 | 287 | 145 | 142 | 19 |
1967/1968 | 14 | 319 | 159 | 160 | 18 |
1969/1970 | 16 | 395 | 167 | 228 | 18 |
Видно, что после окончания Великой Отечественной войны количество учащихся увеличилось, но в 1960-1967 годах прослеживается тенденция уменьшения контингента, но уже в 1969/1970 учебном году детей, обучающихся в Саловской школе, становится больше, как и в послевоенное время.
Отличительной особенностью 70-80-х годов стал расцвет деятельности комсомольских и пионерских организаций школ по всей стране. В районной газете «Призыв» 1974 года, в 11 номере я нашла статью «Пионеров верный друг», в которой рассказывалось о пионервожатой нашей школы Цыгановой Лидии Николаевне. В 1973 году принимая участие в районной игре «Зарница» учащиеся нашей школы заняли первое место и были участниками республиканской игры. Кроме того учащиеся вели большую работу в «Клубе интернациональной дружбы» под руководством Смирновой Раисы Ивановны. Члены клуба вели переписку с учащимися из ГДР, Болгарии, ЧССР и других республик. Пионерская дружина Саловской средней школы была награждена путевкой в Артек.
Среди выпускников 70-х–80-х годов люди разных профессий. Митрофанов В. И. –военный врач, Морозова Т. С. – терапевт, Назарова С. И. – педиатр. Врачами стали и Вершинина Н. В., Шемет Т. И., Ширяева Н. Н., Царькова О. Н.,Бучаров О. Е., Овсянникова Е. Н., Ширяева Е. Н., Бучаров Э. Е. и другие. Многие выпускники стали педагогами. Кадушкин В. П. – кандидат наук, Тюгаева В. Л., Корнишина Н. М., Митрофанова Т. И., Лаптева О. С., Воронина Н. А., Буденкова В. В. и многие другие. Среди бывших выпускников много инженеров, специалистов сельского хозяйства, работников правопорядка и людей других различных профессий.
2. Моя школа в настоящее время
Многолетняя история школы свидетельствует не только о стабильности её функционирования, но и успешности. Благодаря компромиссу традиций и инноваций, школа всегда развивалась адекватно велению времени и социальным преобразованиям, сохраняя за собой статус авторитетного образовательного учреждения Лямбирского района. Одной из главных традиций школы является достойное качество подготовки выпускников. Многие из них навсегда вошли в её историю. Выпускница 2002 года Самоедова Евгения, ныне начальник отделения банка г. Москвы, Капкунова Елена, выпускница 1998 года, кандидат юридических наук МГУ имени Н. П. Огарева, Карпова Ирина, золотая медалистка, работает в одном из банков г. Москвы, Ильментьева Ольга, выпускница 2003 года, сейчас врач-педиатр.
Сегодня за школьными партами сидит третье поколение детей, чьи родители, не покинув своей малой родины, остаются верны родной школе, традиционно гордясь ею и поклоняясь устоявшимся в школе законам гуманной педагогики, по которым продолжает жить педколлектив и сегодня. Ещё одной отличительной характеристикой школы во все времена является стабильный состав учителей, среди них есть те, которые от первого урока в школе своей педагогической биографии дошли до последнего, преумножая традиции школы. В числе таких почётных для школы учителей – Новайкина Т. Н., Карпова Л. В., Кулемина Л. Н., Смолькина Л. Б.
Традиционно в родную школу возвращаются в качестве учителей её выпускники. Сегодня школа гордится такими как: учитель русского языка и литературы Совлова Е. В., учитель начальных классов Фролова Ю. В., учитель физической культуры и ОБЖ – Егоров А. А., Самоедова Л. Н. – замдиректора по воспитательной работе. 10 лет своей педагогической практики отдала руководству школы в качестве замдиректора по учебной работе Захарова Е. В., 16 лет руководит школой её директор Егорова В. И.
Школа является экспериментальной площадкой по нравственно-патриотическому воспитанию, которому отводится особое внимание. Оно охватывает различные сферы учебной и воспитательной деятельности. Для реализации этой цели ежегодно проводится акция «Память», в рамках которой осуществлялся уход за памятником воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, проводились классные часы, посвященные годовщине Победы с приглашением ветеранов, детей войны, представителей общественности. Члены детской организации Тигранян Ксения, Савинова Валерия совместно с учителем истории Бочкаревым А. В. посещали ветеранов Великой Отечественной войны, результатом которых стал фильм об их участие в страшной войне и их жизни в мирное время, а также приводили в порядок могилы умерших ветеранов войны.
В рамках месячника гражданско-патриотического воспитания, посвященного Дню защитника Отечества, проводимого ежегодно прошло много мероприятий, охватывающих все классы. На сегодняшний день в реализации целей и задач месячника принимают участие педагогический состав школы, педагоги дополнительного образования, работники ДК, Администрация Сельского поселения, родители.
Учащиеся нашей школы имеют множество достижений в творческих, спортивных и иных конкурсах. Так в 2000 году юношеская команда заняла 3-е место в районных соревнованиях по волейболу, 2-е место в районном смотре строя и песни. В 2001 году учащиеся школы заняли 1-место в Республиканском конкурсе «Новогодняя игрушка». В 2003 году одержали победу в районных соревнованиях по туризму, посвященных 70-летию образования Лямбирского района.
Многие ученики школы занимаются исследованиями в различных областях науки и жизни. Среди ярких, запоминающихся и получивших высокую степень оценки экспертов работ в 2015/16 учебном году можно назвать следующие: «Правовая грамотность учащихся на примере социологического опроса учащихся МОУ Саловская СОШ», автор Алексахина Лилия, ученица 9 класса. Данная работа заняла первое место в республиканском конкурсе «Права детей – забота государства». Учащиеся 6 класса Полина Цыганова и Гусев Александр стали победителями во Всероссийском конкурсе «Росмедаль». Во Всероссийском конкурсе «В таланте» победителем стала Алексахина Лилия, лауреатом IV степени Алексахин Роман.
В олимпиадном движении 2015/2016 уч.г. по различным предметам 2 ребят стали призерами. Среди них: Савинова Валерия, ученица 9 класса, Дуборкина Юлия, ученица 9 класса. И это тоже наша история. История Саловской школы.
Начиная с прошлого года в нашей школе начался грандиозный ремонт, полностью были обновлены все коммуникации, отремонтированы кабинеты и коридоры школы, еще ранее была перекрыта крыша и заменены окна. Этим мы благодарны еще одному выпускнику нашей школы Маркелову Виталию Анатольевичу, который в настоящее время является членом совета директоров «Газпрома», заместителем председателя правления концерна. Виталий Анатольевич не раз посещал школу, будучи уже находясь на столь высокой должности и всегда оказывал финансовую помощь.
Школа на сегодняшний день оснащена всеми информационно-коммуникационными технологиями – это и ноутбуки, и пк, и интерактивные доски с проекторами. Это все позволяет и учителям и ученикам чувствовать себя комфортно в постоянно меняющемся информационном обществе.
Заключение
Сегодня как никогда, повышается интерес людей к своему прошлому, к истории народа, своего рода, истории дома, предприятия, учреждения. Разыскиваются архивные материалы, собираются воспоминания очевидцев, различные экспонаты. Я поняла, что задача каждого ученика и учителя школы состоит в сохранении истории, почитании славного прошлого и его преумножения. В этой связи и сегодня остаются актуальными мысли, ветерана педагогического труда, бывшего учителя нашей школы – Лидии Федоровны: «Не предавать память! Беспамятство опасно, оно свидетельствует о духовной и душевной скудности.
Патриотическое (нравственное) воспитание осуществляется через историю школы, в которой отразилась жизнь страны. Дорожить честью школы имеющей славное прошлое, гордиться успехами сегодняшнего дня, верить в будущие достижения, которые осуществляются упорным трудом и высокой нравственностью. Эти мысли я оставляю в наследство» .
Завершая работу над исследовательским проектом, я поняла, что открыла для себя только надводную часть огромного айсберга, под название история Саловской школы, настолько она многогранна и велика.
Что же я имею на сегодня? Какова технологическая цепочка поиска?
Во-первых, мне удалось более подробно изучить исторические особенности развития школы в разные периоды её биографии. Это удалось сделать благодаря материалам архива школы, материалам Центрального государственного архива г.Саранска.
Во-вторых, много интересного из истории школы я узнала из воспоминаний учителей, работавших и работающих в настоящее время в школе.
В-третьих, начала составлять хронологическую таблицу истории школы.
В-четвертых, положила начало созданию летописи Саловской школы.
Я считаю, что достигла поставленной мною цели, решив все выдвинутые задачи
Библиографический список
Архивные документы:
Центральный государственный архив Республики Мордовия
(ЦГА РМ)
1. ЦГА РМ. Ф. р-464. Оп. 1. Д. 624.
2. ЦГА РМ. Ф. р-464. Оп. 1. Д. 662.
3. ЦГА РМ. Ф. р-464. Оп. 1. Д. 700.
4. ЦГА РМ. Ф. р-464. Оп. 1. Д. 710.
5. ЦГА РМ. Ф. р-464. Оп. 1. Д. 737.
6. ЦГА РМ. Ф. р-464. Оп. 1. Д. 846.
7. ЦГА РМ. Ф. р-464. Оп. 1. Д. 968.
8. ЦГА РМ. Ф. р-464. Оп. 1. Д. 1196.
9. ЦГА РМ. Ф. р-464. Оп. 1. Д. 1566.
10. ЦГА РМ. Ф. р-464. Оп. 1. Д. 2038.
11. ЦГА РМ. Ф. р-464. Оп. 1. Д. 2319.
Литература
1. Киселев, А. Школа ЮСИ / А. Киселев // Призыв. 1974. №3.– С.4.
2. Реутова, Л. Пионеров верный друг / Л. Реутова // Призыв. 1974. №11. – С. 3
Приложение

Учащиеся школы вместе с директором, 1937 год

Учителя Саловской школы, 1939 год.
На фотографии: нижний ряд (слева на право) – Малюгина М. И, Савельева Н. И., Романова З. Г, Вершинин В. М.; средний ряд – Морозова В. Д., Вершинина А. П., Баканова А. А., Гурьянова Е. Е.; верхний ряд – Морозов С. А., Морозова А. П., Скитова М. Н

Педагогический коллектив у старого здания школы, 1950 год
На фотографии: директор школы Савельева Н. И., завуч Романова З. Г., учителя Вершинин В. М., Вершинина А. П., Малюгина М. И. Морозова В.Д.

7 "Б" 1955 год

Выпуск 1960 года.

Выпускной 10 класса, 1968 г.

Торжественное мероприятие перед зданием школы, 1975 год.

Здание школы, в котором мы обучаемся в настоящее время.