* Здравствуйте. Я – Макарова Оксана Фёдоровна, учитель истории и обществознания Кузнецовской школы, руководитель школьного музея «Начала»
* Тема моего выступления «Использование материалов музея на уроках истории».
* 15 лет подряд, в одно и то же время, мистер Фултон покупал в лавке три булки хлеба. Однажды булочник Бэйкер, осмелев, задал вопрос Фултону: «Почему именно три? У вас большая семья?» Ответ Фултона был таков: «Семья? Нет. Семья небольшая – только мы с женой. Одна булка нам на двоих. Другую я отдаю в долг – детям». - «А третью кому?» - спросил булочник. «Третью булку я отдаю своим родителям. Я отдаю долги детства».
Эта мудрая притча выражает цель работы школьного музея: связь прошлого через настоящее с будущим.
* Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.
* Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому. * Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа.
* В изучении истории нашего государства большое место отводится краеведческой работе. Несомненно, изучение своего региона в контексте истории России решает многие задачи обучения. Невозможно изучать государство, не опираясь на материалы, исторические факты, архивные данные местного значения. Краеведческая работа – это прежде всего развитие интереса учащихся к Малой родине, проведение параллелей с историей страны, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности, к истории и процессам преобразования в государстве.
* С 6 по 11 классы, при изучении истории России я отвожу несколько часов на изучение истории родного края.
Как заинтересовать детей историей своего хутора и района? Как привить им интерес и желание к познанию?
И здесь на помощь приходят экспозиции и экспонаты школьного краеведческого музея «Начала».
** Музей начинает свою деятельность в 1960 – е годы. ** В 1977 году получил официальный статус, а в ** 2009 году - свидетельство. С момента основания учащиеся всё делали сами: собирали экспонаты, беседовали с хуторянами, оформляли экспозиции, создавали макеты, занимались исследовательской работой. Результатом данной работы является богатый материал, который активно используется на уроках и внеурочной деятельности.
Мы изучаем историю Донского края на уроках истории 3 способами:
* «Ногами». Экскурсоводы проводят экскурсии по историческим местам Кузнецовского сельского поселения, Мы на экскурсионных уроках узнаём о жизни степняков – савроматов, живших почти 3 тысячи лет назад, совершаем путешествия по улицам хутора Кузнецовка и узнаём о захоронении танкистов в годы войны.
* «Руками» - виртуально собираем казака на фронт первой мировой, рассматриваем фотографии балабинцев и кузнецовцев, участников тех событий, совершаем интерактивную экскурсию в казачий курень, примеряем на себя костюм донской казачки.
* «Глазами и ушами»: рассуждаем - «Булавинское восстание это народное высступление или удар в спину накануне Полтавской битвы?», в событиях 1812 года в командуем казачьей сотней, участвуем в строительстве храма святого Илии.
* Самый главный экспонат * рассказывает множество больших тайн крупных предприятий и откроет маленькие семейные секреты.
Затаив дыхание слушаем негромкий разговор военных писем – треугольников.
Большой плюс таких уроков - учащиеся могут «пощупать» историю, подержать её в руках, представить, как * хозяйничали казачки и *воевали казаки.
А какое это удовольствие - пройти с вёдрами на коромысле, погладить тяжеленным утюгом бабушкины вещи и посидеть за прялкой!
Ни один учебник больше и эмоциональнее не расскажет…
Дети, побывав на таких уроках, заинтересовываются краеведческой работой и приходят на занятия кружка.
* Экскурсоводы являются победителями всех районных фестивалей школьных музеев, многократными призёрами конкурсов краеведческой направленности. * Особую гордость вызывают дипломы и благодарственные письма, подписанные людьми, занимающими высокие посты в государстве.
* Своими знаниями мы щедро делимся с жителями района, публикуя свои исследования в газете «Семикаракорские вести» и в интернете.
Я на своих уроках делаю всё, что бы **мои ученики были крепко привязаны к земле.
* Пришла на ум дереву мысль – без корней жить. – Зачем они мне? Черные, грязные, да и ходить, где я хочу, мешают! Дернулось дерево, освободилось от корней и стало ходить, где хочет, и делать, что пожелает. Одна беда – недолго ходило. Вскоре высохло и погибло. Оно ведь даже не подозревало, что в корнях была вся его сила и жизнь.
Благодарю за внимание.